Судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда в составе:
председательствующего Самойловой Н.Г.
судей Федоренко И.В, Поповой Е.В.
при секретаре Жаркове Е.А,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-2918/2019 по иску Горбушко И. И. к комитету земельных ресурсов и градостроительства администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области о признании недействительным изменение размера арендной платы за земельный участок, оформленное уведомлением,
по апелляционной жалобе представителя комитета земельных ресурсов и градостроительства администрации городского округа - город Волжский
на решение Волжского городского суда Волгоградской области от
1 августа 2019 года, которым признано недействительным изменение с 1 января 2019 года размера арендной платы за земельный участок с кадастровым N "... ", арендуемый на основании договора аренды земельного участка без проведения торгов N 13760аз от 26 декабря 2018 года, оформленное уведомлением Комитета земельных ресурсов администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области от 5 марта 2019 N 13/3334.
Заслушав доклад судьи Федоренко И.В, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Горбушко И.И. обратилась в суд с иском к Комитету земельных ресурсов и градостроительства администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области о признании недействительным изменение с 1 января 2019 года размера арендной платы за земельный участок с кадастровым N "... ", арендуемый на основании договора аренды земельного участка без проведения торгов N 13760аз от 26 декабря 2018 года, оформленное уведомлением Комитета земельных ресурсов администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области от 5 марта 2019 года N 13/3334.
В обоснование иска указала, что она является арендатором земельного участка с кадастровым N "... ", площадью "... " кв. м (доля площади неделимого земельного участка без выделения в натуре составляет "... " кв. м), расположенного по адресу: "адрес", вид разрешенного использования - обслуживание автотранспорта (под открытую платную автостоянку) на основании договора аренды земельного участка без проведения торгов N 13760аз от 26 декабря 2018 года. Срок действия договора с
ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ.
В марте 2019 года она получила уведомление N 13/3334 от 5 марта 2019 года об изменении размера арендной платы за земельный участок к договору аренды земельного участка без проведения торгов от 26 декабря 2018 года N 13760аз, в соответствии с которым с 1 января 2019 года годовой размер арендной платы за спорный земельный участок увеличивается в 6 раз.
Считает изменение размера арендной платы с 1 января 2019 года незаконным поскольку: оно не соответствует пункту 3 статьи 614 Гражданского кодекса Российской Федерации (размер арендной платы может изменяться по соглашению сторон в сроки, предусмотренные договором, но не чаще одного раза в год); одностороннее изменение арендной платы не соответствует Земельному кодексу Российской Федерации, постановлению Правительства Российской Федерации от
16 июля 2009 N 582, постановлению Администрации Волгоградской области от
22 августа 2011 N 469-п "Об утверждении Порядка расчета арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, и земельные участки, находящиеся в собственности Волгоградской области, предоставленные в аренду без торгов" и договору аренды земельного участка.
Кроме того, поскольку часть земельного участка расположена за границами красных линий застройки на территории общего пользования, то размер арендной платы должен рассчитываться в соответствии с пунктом 1.5.8 Порядка расчета арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, и земельные участки, находящиеся в собственности Волгоградской области, предоставленные в аренду без торгов (утв. постановлением Администрации Волгоградской области от 22 августа 2011 N 469-п).
Также, по её мнению, согласно решению Волгоградского областного суда от
29 января 2019 года по делу N 3а-1/2019 (оставленным в силе апелляционным определением Верховного суда Российской Федерации от 13 июня 2019 года N 16-АПА19-4) при расчете арендной платы за земельные участки в городском округе - город Волжский не может применяться формула расчета, предусмотренная пунктом 2.5 Порядка расчета арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, и земельные участки, находящиеся в собственности Волгоградской области, предоставленные в аренду без торгов, до принятия в установленном порядке нормативного правового акта, устанавливающего коэффициент категории арендатора земельного участка из земель населенных пунктов, на котором расположены объекты недвижимости.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель комитета земельных ресурсов и градостроительства администрации городского округа - город Волжский оспаривает законность и обоснованность постановленного судом решения, в виду неправильного применения норм материального и процессуального права, просит решение суда отменить, принять новое решение об отказе в иске.
В возражениях на апелляционную жалобу Горбушко И.И. просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционных жалоб, оценив имеющиеся в деле доказательства, выслушав представителя ответчика комитета земельных ресурсов и градостроительства администрации городского округа - город Волжский и представителя третьего лица администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области - Савчук Р.И, поддержавшую доводы апелляционной жалобы, возражения на жалобу истца Горбушко И.И, судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из материалов дела и установлено судом апелляционной инстанции, истец является собственником "... " доли склада и асфальтобетонного замощения, расположенных по адресу: "адрес",
"адрес".
26 декабря 2018 года между комитетом земельных ресурсов администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области и Горбушко И.И. заключен договор аренды земельного участка без проведения торгов N 13760аз земельного участка с кадастровым N "... ", площадью "... " кв. м (доля площади неделимого земельного участка без выделения в натуре составляет "... " кв. м), расположенного по адресу: "адрес",
"адрес", вид разрешенного использования - обслуживание автотранспорта (под открытую платную автостоянку). Срок действия договора с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ. Годовой размер арендной платы составлял "... " рублей в год ( "... ") или "... " рублей в месяц.
5 марта 2019 года в адрес истца было направлено уведомление N 13/3334 об изменении размера арендной платы за земельный участок, в соответствии с которым, размер арендной платы за долю земельного участка площадью "... "
кв. м из земельного участка общей площадью "... " кв. м с кадастровым N "... " с 1 января 2019 года составляет "... " рубля ( "... ")
При формировании размера арендной платы ответчик руководствовался расчетом, предусмотренным пунктом 2.5 постановления Администрации Волгоградской области от 22 августа 2011 N 469-п "Об утверждении Порядка расчета арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, и земельные участки, находящиеся в собственности Волгоградской области, предоставленные в аренду без торгов" (далее также Порядок).
При этом названный порядок расчета применяется при расчете арендной платы за земельные участки, указанные в подпункте 1.5.7 настоящего Порядка.
Согласно пункту 1.5.7 Порядка годовая арендная плата за земельные участки, относящиеся к категории земель населенных пунктов, государственная собственность на которые не разграничена, и земельные участки, находящиеся в собственности Волгоградской области, на которых расположены объекты недвижимости (за исключением земельных участков, на которых расположены индивидуальные жилые дома, гаражи для хранения личного автотранспорта, объекты спорта, а также садовых и огородных земельных участков, земельных участков, предоставленных религиозным организациям, и за исключением случаев, указанных в подпунктах 1.5.1 - 1.5.3, 1.5.5, 1.5.6 настоящего пункта), определяется на основании рыночной стоимости земельного участка, устанавливаемой в соответствии с законодательством об оценочной деятельности, и рассчитывается в соответствии с пунктом 2.5 настоящего Порядка.
Обращаясь в суд с настоящим иском, истец указала, что пункт 1.5.7 Порядка не подлежит применению при расчете арендной платы за используемый земельный участок, поскольку спорный земельный участок ограничен в обороте, то есть его приобретение в собственность ограничено законодательством Российской Федерации, а следовательно, при расчете арендной платы подлежит применению пункт 1.5.8 Порядка.
В соответствии с пунктом 1.5.8 Порядка, в случае, если в отношении земельного участка, предоставленного собственнику зданий, сооружений, право которого на приобретение в собственность земельного участка ограничено законодательством Российской Федерации, размер арендной платы, рассчитанный в соответствии с подпунктами 1, 3, 4, 6 подпункта 1.5.1, подпунктом 1.5.3 настоящего пункта, превышает размер земельного налога, установленного в отношении предназначенных для использования в сходных целях и занимаемых зданиями, сооружениями земельных участков, для которых указанные ограничения права на приобретение в собственность отсутствуют, размер арендной платы устанавливается в размере земельного налога.
В случаях, не указанных в подпунктах 1, 3, 4, 6 подпункта 1.5.1, подпункте 1.5.3 настоящего пункта, размер арендной платы за земельные участки, предоставленные собственникам зданий, сооружений, права которых на приобретение в собственность земельных участков ограничены законодательством Российской Федерации, устанавливается в размере земельного налога, рассчитанного в отношении предназначенных для использования в сходных целях и занимаемых зданиями, сооружениями земельных участков, для которых указанные ограничения прав на приобретение в собственность отсутствуют.
По факту обращения истца в администрацию городского округа - город Волжский Волгоградской области с заявлением о приобретении в общую долевую собственность земельного участка, на котором расположены объекты недвижимости, был получен отказ в передаче в общую долевую собственность арендуемого земельного участка расположенного по адресу: "адрес",
"адрес", кадастровый N "... ", площадью "... " кв, оформленный постановлением администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области от 11 июля 2019 года N 4807, поскольку часть земельного участка расположена за границами красных линий застройки на территории общего пользования и наличия задолженности по арендной плате (л.д. 76).
В соответствии с пунктом 8 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации запрещается приватизация земельных участков в пределах береговой полосы, установленной в соответствии с Водным кодексом Российской Федерации, а также земельных участков, на которых находятся пруды, обводненные карьеры, в границах территорий общего пользования.
Руководствуясь вышеизложенными нормами материального права, суд первой инстанции пришел к выводу о недопустимости применения с 1 января 2019 года размера арендной платы за земельный участок с кадастровым N "... ", установленного уведомлением Комитета земельных ресурсов администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области от
5 марта 2019 N 13/3334, поскольку часть арендуемого земельного участка ограничена законодательством Российской Федерации в обороте. Приходя к такому выводу суд также отметил, что пункт 1.5.7 Порядка не подлежит применению при расчете размера арендной платы за спорный земельный участок.
Судебная коллегия соглашается с данным выводом суда первой инстанции, поскольку мотивы, на основании которых суд пришёл к указанному выводу, приведены в решении, и по мнению судебной коллегии являются правильными.
Согласно пункту 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли является платным. Формами платы за пользование землей являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Согласно пункту 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, предусмотренных законом, плата по договору аренды может устанавливаться или регулироваться уполномоченным на то органом.
В силу подпункта 2 пункта 3 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации порядок определения размера арендной платы за предоставленные в аренду без торгов земельные участки, находящиеся в собственности субъекта Российской Федерации, и участки, государственная собственность на которые не разграничена, устанавливается органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Порядок определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в собственности Волгоградской области, а также земельных участков на территории Волгоградской области, государственная собственность на которые не разграничена, установлен постановлением Администрации Волгоградской области от 22 августа 2011 N 469-п.
Вместе с тем в пункте 1 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации указано, что размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, определяется в соответствии с основными принципами определения арендной платы, установленными Правительством Российской Федерации.
Такие принципы утверждены постановлением N 582 от 16 июля 2009 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации".
Постановлением N 531, вступившим в законную силу с 12 августа 2017 года, основные принципы определения арендной платы дополнены еще одним принципом N 7, предусматривающим, что арендная плата при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, определяется исходя из принципа наличия предусмотренных законодательством Российской Федерации ограничений права на приобретение в собственность земельного участка, занимаемого зданием, сооружением, собственником этого здания, сооружения, в соответствии с которым размер арендной платы не должен превышать размер земельного налога, установленный в отношении предназначенных для использования в сходных целях и занимаемых зданиями, сооружениями земельных участков, для которых указанные ограничения права на приобретение в собственность отсутствуют.
Совокупное толкование статей 129, 260 Гражданского кодекса Российской Федерации и статей 15, 27 Земельного кодекса Российской Федерации позволяет сделать вывод о том, что основным признаком ограничения оборота земельных участков является невозможность нахождения участков в частной собственности, за исключением случаев, предусмотренных законом. Земельные участки в границах территорий общего пользования (пункт 8 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации) обладают указанным признаком, следовательно, относятся к землям, ограниченным в обороте.
Таким образом, поскольку указанные принципы являются общеобязательными при определении арендной платы за находящуюся в публичной собственности землю для всех случаев, когда размер этой платы определяется не по результатам торгов и не предписан федеральным законом, соответствующим компетентным органам надлежит устанавливать размер арендной платы на основании названных принципов, в том числе в пределах, указанных в принципе N 7 (действующем с
12 августа 2017 года), в отношении ограниченных в обороте земельных участков, занятых зданиями и сооружениями, сформированных с учетом площади, необходимой для их эксплуатации.
Примененный судом пункт 1.5.8 Порядка не противоречит принципу N 7 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации".
Учитывая, что истец является собственником "... " доли объектов недвижимости с кадастровым N "... ", общей площадью "... " кв. м, которые находятся, в том числе, за границами красных линий застройки на территории общего пользования, что подтверждается выкопировкой из технического паспорта на замощение, ему было отказано в передаче в собственность спорного земельного участка, в том числе по причине того, что земельный участок не подлежит приватизации, то суд первой инстанции правомерно удовлетворил исковые требования, признав недопустимым изменение размера арендной платы, основанного на положениях пунктов 1.5.7, 2.5 Порядка.
Доводы апелляционной жалобы о том, что на истца не распространяется статья 27 Земельного кодекса Российской Федерации и соответственно пункт 1.5.8 Порядка, поскольку только часть земельного участка находится на территории общего пользования и истцу ничего не мешает отказаться от той части земельного участка, которая расположена в границах красных линий, подлежат отклонению, поскольку одним из принципов земельного законодательства является единство судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами (подпункт 5 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации).
Кроме того, собственник имущества, исходя из положений статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации, вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц,
Иные доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат обстоятельств, свидетельствующих о нарушении судом норм материального и процессуального права и влияющих на существо постановленного решения, и фактически сводятся к несогласию с той оценкой, которую исследованным по делу доказательствам дал суд первой инстанции и с которой судебная коллегия согласна, в связи с чем, не могут повлечь его отмену.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены решения суда первой инстанции, судебной коллегией не установлено.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Волжского городского суда Волгоградской области от
1 августа 2019 года - оставить без изменения, апелляционную жалобу комитета земельных ресурсов и градостроительства администрации городского округа - город Волжский - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.