Судья Верховного Суда Республики Мордовия Тамаров Юрий Павлович, при секретаре Палаткиной Анне Сергеевне, рассмотрев в открытом судебном заседании 21 октября 2019 г. в г. Саранске Республики Мордовия жалобу Администрации г.о. Саранск на решение судьи Ленинского районного суда г.Саранска Республики Мордовия от 6 сентября 2019 г.,
установил:
решением судьи Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 6 сентября 2019 г. постановление исполняющего обязанности начальника отдела - старшего судебного пристава межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Республике Мордовия Федячкиной С.В. от 31 июля 2019 г. N 47 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, возбужденному в отношении Администрации г.о. Саранск (далее - постановление от 31 июля 2019 г.) оставлено без изменения, жалоба Администрации г.о.Саранск - без удовлетворения.
Защитник Администрации г.о. Саранск Кистенев К.И. подал жалобу в Верховный Суд Республики Мордовия, в которой просил отменить указанное решение судьи ввиду отсутствия вины в совершении административного правонарушения, так как обязанность по предоставлению взыскателю Д.С.С. жилого помещения связана с наделением Администрации г.о. Саранск государственным полномочием Республики Мордовия по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, однако финансирование этого государственного полномочия за счёт субвенций из республиканского бюджета Республики Мордовия не обеспечено... В целях исполнения многочисленных судебных решений Администрация г.о. Саранск неоднократно обращалась к Главе Республики Мордовия и Председателю Правительства Республики Мордовия с просьбой предоставить бюджету г.о. Саранск субвенции для исполнения указанных решения судов.
В судебное заседание Д.С.С. не явился.
Извещение о времени и месте судебного заседания произведено надлежащим образом, сведения о причинах неявки и ходатайства об отложении разбирательства дела отсутствуют.
При таких обстоятельствах и в соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях считаю возможным рассмотрение дела в отсутствие указанного лица.
В судебном заседании защитник Администрации г.о. Саранск Ионов С.А. жалобу поддержал по изложенным в ней доводам.
В судебном заседании заместитель начальника - заместитель старшего судебного пристава МОСП по ИОИП УФССП России по Республике Мордовия Федячкина С.В. возражала против удовлетворения жалобы.
Проверив на основании имеющихся в деле материалов законность и обоснованность обжалуемого судебного постановления, прихожу к следующему.
Из материалов дела усматривается, что решением Ленинского районного суда г. Саранска от 20 июня 2016 г. на Администрацию г.о. Саранск возложена обязанность предоставить Д.С.С. относящему к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, во внеочередном порядке по договору найма специализированного жилого помещения благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее 33 кв.м.
Постановлением судебного пристава-исполнителя МОСП по ИОИП УФССП России по Республике Мордовия Лопатиной Н.В. от 14 октября 2016 г. на основании исполнительного листа Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 6 октября 2016 г. серии ФС N "данные изъяты" возбуждено исполнительное производство N "данные изъяты" в отношении должника Администрации г.о. Саранск. Должнику установлен пятидневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, с момента получения должником копии постановления о возбуждении исполнительного производства.
Судебным приставом-исполнителем МОСП по ИОИП УФССП России по Республике Мордовия Лопатиной Н.В. было направлено Администрации г.о. Саранск требование от 2 июля 2019 г, согласно которому на должника была возложена обязанность исполнить решение суда и требования исполнительного производства в полном объёме до 17 июля 2019 г.
В связи с неисполнением решения суда и требования судебного пристава-исполнителя от 2 июля 2019 г. судебным приставом-исполнителем МОСП по ИОИП УФССП России по Республике Мордовия Лопатиной Н.В. в отношении Администрации г.о. Саранск составлен протокол об административном правонарушении от 17 июля 2019 г. N 47.
Постановлением от 31 июля 2019 г. Администрация г.о. Саранск признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ей назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере тридцати тысяч рублей.
Оставляя данное постановление без изменения, судья районного суда пришёл к выводу о доказанности вины Администрации г.о. Саранск в совершении административного правонарушения, которое выразилось в неисполнении содержащегося в исполнительном документе требования.
С данным выводом судьи районного суда согласиться нельзя.
В соответствии с частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора, - влечёт наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Вместе с тем при рассмотрении данного дела об административном правонарушении не были учтены следующие обстоятельства.
Согласно пункту 1 статьи 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходные обязательства муниципального образования возникают в результате:
принятия муниципальных правовых актов по вопросам местного значения и иным вопросам, которые в соответствии с федеральными законами вправе решать органы местного самоуправления, а также заключения муниципальным образованием (от имени муниципального образования) договоров (соглашений) по данным вопросам;
принятия муниципальных правовых актов при осуществлении органами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий;
заключения от имени муниципального образования договоров (соглашений) муниципальными казенными учреждениями.
В силу пункта 3 данной статьи расходные обязательства муниципального образования, указанные в абзаце третьем пункта 1 настоящей статьи, устанавливаются муниципальными правовыми актами органов местного самоуправления в соответствии с федеральными законами (законами субъекта Российской Федерации), исполняются за счёт и в пределах субвенций из бюджета субъекта Российской Федерации, предоставляемых местным бюджетам в порядке, предусмотренном статьёй 140 настоящего Кодекса.
В соответствии с положениями статьи 2 Закона Республики Мордовия от 23 апреля 2013 г. N 32-З "О наделении органов местного самоуправления государственным полномочием по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" администрации муниципальных районов Республики Мордовия и городского округа Саранск наделяются государственным полномочием Республики Мордовия по обеспечению детей-сирот, лиц из числа детей-сирот жилыми помещениями специализированного жилищного фонда и осуществлению контроля за использованием и сохранностью жилых помещений, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, за обеспечением надлежащего санитарного и технического состояния жилых помещений, а также осуществлению контроля за распоряжением ими.
Пунктом 1 статьи 6 данного Закона Республики Мордовия установлено, что финансовое обеспечение государственного полномочия, передаваемого органам местного самоуправления настоящим Законом, осуществляется за счёт субвенций, предоставляемых бюджетам муниципальных районов, городского округа Саранск из республиканского бюджета Республики Мордовия.
Администрацией г.о. Саранск неоднократно (28 января 2014 г, 27 августа 2015 г, 11 ноября 2016 г, 2 ноября 2017 г, 18 октября 2018 г.) направлялись Главе Республики Мордовия и Председателю Правительства Республики Мордовия обращения о выделении соответствующих субвенций которые необходимы для исполнения решений судов о предоставлении жилых помещений по договорам специализированного найма лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, при этом администрация предоставляла информацию судебному приставу-исполнителю о мерах, принятых во исполнение судебного решения.
С учётом данных обстоятельств, прихожу к выводу о том, что в установленные судебным приставом-исполнителем сроки для добровольного исполнения, содержащегося в исполнительном документе требования о предоставлении Д.С.С. жилого помещения, Администрация г.о. Саранск не была обеспечена денежными средствами, необходимыми для осуществления возложенного на неё государственного полномочия по обеспечению Д.С.С. жилым помещением. Следовательно, вина Администрации г.о. Саранск в совершении административного правонарушения отсутствует.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.
В связи с этим доводы жалобы заслуживают внимания, а обжалуемые решение судьи и постановление по делу об административном правонарушении подлежат отмене с прекращением производства по делу об административном правонарушении за отсутствием состава административного правонарушения.
Руководствуясь статьями 30.7 - 30.9, 30.12 - 30.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
решил:
постановление исполняющего обязанности начальника отдела - старшего судебного пристава межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Республике Мордовия Федячкиной С.В. от 31 июля 2019 г. N 47 и решение судьи Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 6 сентября 2019 г, принятые по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, возбужденному в отношении Администрации городского округа Саранск отменить, производство по делу прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Настоящее решение может быть обжаловано и опротестовано в Первый кассационный суд общей юрисдикции.
Судья Верховного Суда
Республики Мордовия Ю.П. Тамаров
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.