Судебная коллегия по административным делам Краснодарского краевого суда в составе:
председательствующего Цехомской Е.В,
судей Зенина В.А, Суслова К.К,
по докладу судьи краевого суда Цехомской Е.В,
при ведении протокола помощником судьи Рысиным А.Ю,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Алфёрова Евгения Владимировича на решение Ленинского районного суда г. Краснодара от 19 июня 2019 г.
Заслушав доклад судьи, судебная коллегия
установила:
Алфёров Е.В. обратился в суд с административным иском к комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при администрации Краснодарского края (далее по тексту Комиссия) о признании незаконным решения административного ответчика от 3 апреля 2019 г. об отказе в допуске к деятельности с участием несовершеннолетних.
В обоснование требований указано, что 12 марта 2019 г. Комиссией было рассмотрено заявление административного истца о допуске к деятельности с участием несовершеннолетних. Административный ответчик принял решение об отказе в удовлетворении заявления ввиду отсутствия у административного истца официального трудоустройства с мая 2018 г, представления необъективной характеристики с места жительства, непродолжительности периода, истекшего и с момента снятия наблюдения у врача-психиатра. После устранения указанных обстоятельств Алфёров Е.В. вновь обратился с заявлением о допуске к осуществлению деятельности с несовершеннолетними, однако оспариваемым решением в удовлетворении Алфёрова Е.В. было отказано. Административный истец полагает решение незаконным, в свои права нарушенными.
Решением Ленинского районного суда г. Краснодара от 19 июня 2019 г. в удовлетворении требований истца отказано.
В апелляционной жалобе административный истец выражает несогласие с принятым решением суда и просит его отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований. В обоснование жалобы указывает, что выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, судом допущены нарушения норм материального и процессуального права.
Алфёров Е.В. в заседание судебной коллегии не явился, о времени и месте слушания извещен надлежащим образом, просит о рассмотрении дела в его отсутствие.
Представитель комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при администрации Краснодарского края в судебное заседание также не явился, о времени и месте слушания извещен надлежащим образом, о рассмотрении дела в его отсутствие, отложении слушания дела не просил.
Судом явка лиц участвующих в деле, их представителей обязательной не признана. Судебная коллегия, руководствуясь статьями 150 и 307 Кодекса административного судопроизводства РФ, сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия оснований для отмены судебного решения не усмотрела.
В силу части 3 статьи 55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В соответствии с частью 1 статьи 351.1 Трудового кодекса РФ к трудовой деятельности в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних, организации их отдыха и оздоровления, медицинского обеспечения, социальной защиты и социального обслуживания, в сфере детско-юношеского спорта, культуры и искусства c участием несовершеннолетних не допускаются лица, имеющие или имевшие судимость, а равно и подвергавшиеся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления, указанные в абзацах третьем и четвертом части второй статьи 331 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью третьей настоящей статьи.
Статья 331 Трудового кодекса РФ гласит, что к педагогической деятельности не допускаются, в числе прочих, лица, имеющие или имевшие судимость, подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконной госпитализации в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, и клеветы), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, основ конституционного строя и безопасности государства, а также против общественной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных частью третьей настоящей статьи.
В Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 18 июля 2013 г. N 19-П, закреплена правовая позиция о том, что положения абзаца 3 части 2 статьи 331 и статьи 351.1 Трудового кодекса РФ предусматривают бессрочный и безусловный запрет на занятие профессиональной деятельностью в указанных в этих положениях сферах для лиц, которые имеют судимость либо судимость которых снята или погашена, признанных виновными в совершении тяжких и особо тяжких преступлений, а также преступлений средней и небольшой тяжести, виды которых перечислены в данных законоположениях, равно как и лиц, подвергавшихся за такие преступления уголовному преследованию, если оно прекращено по нереабилитирующим основаниям, и лиц, уголовное преследование в отношении которых не окончено и приговор не вынесен.
Поскольку на современном этапе развития общества невозможно гарантировать надлежащее исправление лица, совершившего преступление, таким образом, чтобы исключить возможность рецидива преступлений, федеральный законодатель, минимизируя риски для жизни, здоровья и нравственности именно несовершеннолетних - основы будущих поколений и при этом наиболее беззащитной и уязвимой категории граждан, находящейся под особой охраной Конституции РФ (преамбула; статья 7, часть 2; статья 20, часть 1; статья 21, часть 1; статья 22, часть 1; статья 38, часть 1), был вправе ограничить доступ к педагогической и иной профессиональной деятельности в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних, организации их отдыха и оздоровления, медицинского обеспечения, социальной защиты и социального обслуживания, в сфере детско-юношеского спорта, культуры и искусства с участием несовершеннолетних для лиц, имеющих или имевших судимость за совершение тяжких и особо тяжких преступлений из числа указанных в абзаце третьем части второй статьи 331 и статье 351.1 Трудового кодекса РФ, а также преступлений против половой неприкосновенности и половой свободы личности, сам факт совершения которых - в силу особенностей объекта посягательства, тяжести последствий таких преступлений - свидетельствует об опасности, которую эти лица могут представлять для жизни, здоровья и нравственности несовершеннолетних.
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 6 ноября 2013 г. N 995 "Об утверждении Примерного положения о комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав", Федеральным законом от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", Законом Краснодарского края от 13 ноября 2006 г. N 1132-КЗ "О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав в Краснодарском крае", постановлением главы администрации Краснодарского края от 24 апреля 2007 г. N 362 "О комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при администрации Краснодарского края" образована комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав при администрации Краснодарского края, утверждено Положение о Комиссии, и её состав.
Комиссия является коллегиальным органом системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
На основании пункта 2.1 статьи 11 Федерального закона от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", пункта 7 постановления Правительства РФ от 6 ноября 2013 г. N 995 "Об утверждении Примерного положения о комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав", краевая комиссия принимает решения о допуске или недопуске к педагогической деятельности, к предпринимательской деятельности и (или) трудовой деятельности в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних, организации их отдыха и оздоровления, медицинского обеспечения, социальной защиты и социального обслуживания, в сфере детско-юношеского спорта, культуры и искусства с участием несовершеннолетних лиц, имевших судимость за совершение преступлений небольшой тяжести и преступлений средней тяжести против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконной госпитализации в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, и клеветы), семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, основ конституционного строя и безопасности государства, мира и безопасности человечества, а также против общественной безопасности, лиц, уголовное преследование в отношении которых по обвинению в совершении этих преступлений прекращено по нереабилитирующим основаниям (за исключением лиц, лишенных права заниматься соответствующим видом деятельности по решению суда), с учетом вида и степени тяжести совершенного преступления, срока, прошедшего с момента его совершения, формы вины, отнесения в соответствии с законом совершенного деяния к категории менее тяжких преступлений, обстоятельств, характеризующих личность, в том числе поведения лица после совершения преступления, отношения к исполнению трудовых обязанностей, а также с учетом иных факторов, позволяющих определить, представляет ли конкретное лицо опасность для жизни, здоровья и нравственности несовершеннолетних.
Порядок принятия Комиссией указанного решения (в том числе перечень документов, представляемых для принятия решения, сроки их рассмотрения), форма документа, содержащего данное решение, утверждены постановлением правительства Российской Федерации от 5 августа 2015 г. N 796 "Об утверждении правил принятия комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав, созданной высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации и осуществляющей деятельность на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, решения о допуске или недопуске лиц, имевших судимость, к педагогической деятельности, к предпринимательской деятельности и (или) трудовой деятельности в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних, организации их отдыха и оздоровления, организации их отдыха и оздоровления, медицинского обеспечения, социальной защиты и социального обслуживания, в сфере детско-юношеского спорта, культуры и искусства с участием несовершеннолетних, а также формы этого решения" (далее по тексту Правила).
В соответствии с пунктом 3.12 постановления главы администрации Краснодарского края от 24 апреля 2007 г. N 362 "О комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при администрации Краснодарского края" образована комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав при администрации Краснодарского края" организационно-техническое обеспечение деятельности краевой комиссии осуществляется министерством труда и социального развития Краснодарского края (далее - аппарат краевой комиссии).
При принятии решения комиссия обязана учесть обстоятельства, позволяющие определить, представляет ли истец опасность для жизни, здоровья и нравственности несовершеннолетних, установленные пунктом 20 Правил, а именно: а) вид и степень тяжести совершенного преступления (преступлений), характер и степень общественной опасности преступления, обстоятельства его совершения, иные обстоятельства, выявленные в ходе уголовного преследования заявителя; б) срок, истекший со дня совершения преступления, освобождения от наказания, прекращения уголовного дела или уголовного преследования, а также со дня погашения или снятия судимости; в) форма вины; г) вид наказания; д) факты смягчения назначенного заявителю наказания или освобождения его от отбывания этого наказания; е) возмещение причиненного вреда (если применимо к заявителю); ж) отнесение в соответствии с законом совершенного деяния к категории менее тяжких преступлений; з) отношение к исполнению трудовых (служебных) обязанностей; и) обстоятельства, характеризующие личность, в том числе поведение заявителя после совершения преступления.
Из материалов дела следует, что 26 февраля 2019 г. в Комиссию обратился Алфёров (Колпаков) Е.В. с заявлением о допуске его к педагогической деятельности, к предпринимательской деятельности и (или) трудовой деятельности в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних, организации их отдыха и оздоровления, медицинского обеспечения, социальной защиты и социального обслуживания, в сфере детско-юношеского спорта, культуры и искусства с участием несовершеннолетних (далее - деятельность с участием несовершеннолетних).
12 марта 2019 г. Комиссией принято решение о не допуске Алфёрова Е.В. к деятельности с участием несовершеннолетних (постановление краевой комиссии от 12 марта 2019 г. N 03/27-н), так как, согласно требованиям пункта 20 Правил, при принятии решения комиссией учтены иные обстоятельства (с мая 2018 г. официально нигде не работал; представленная характеристика с места жительства (проживал менее года) не может свидетельствовать о её объективности, так как в ней отражено мнение одного соседа; с момента снятия с "Д" наблюдения врача-психиатра (8 мая 2018 г.) прошло мало времени), в связи, с чем не представилось возможным сделать вывод действительно ли гражданин Алфёров Е.В. изменил образ жизни, не склонен совершать противоправные действия. По мнению членов краевой комиссии, существует риск получить негативные последствия в случае принятия решения о допуске Алфёрова Е.В. к деятельности с участием несовершеннолетних.
Алфёрову Е.В. разъяснено, что в соответствии с пунктом 30 Правил после устранения причин, явившихся основанием для отказа в допуске к трудовой деятельности, гражданин имеет право повторно обратиться в комиссию.
Повторно заявление Алфёрова Е.В. об устранении обстоятельств, препятствующих деятельности с участием несовершеннолетних, и допуске к такой трудовой деятельности, рассмотрено комиссией 3 апреля 2019 г.
По результатам рассмотрения заявления административного истца члены Комиссии приняли решение о недопуске Алфёрова Е.В. к деятельности с участием несовершеннолетних (постановление краевой комиссии от 3 апреля 2019 г. N 04/31-н).
В соответствии с пунктом 32 Правил Комиссия вправе принять заявление от лица, в отношении которого ранее принималось решение о недопуске его к деятельности с участием несовершеннолетних, после устранения причин, явившихся основанием для отказа.
Данная норма права дает возможность гражданину собрать и представить на рассмотрение комиссии повторно необходимые документы и материалы для принятия объективного и всестороннего решения, о допуске или недопуске его к трудовой деятельности с участием несовершеннолетних, а не означает безусловное принятие положительного решения при предоставлении документов.
Согласно пункту 6.2.15 постановления главы администрации Краснодарского края от 24 апреля 2007 г. N 362 "О комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при администрации Краснодарского края" решение Комиссии по рассмотренным вопросам принимается простым большинством голосов членов комиссии, участвующих в заседании. Члены коллегиального органа оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2015 г. N 796 утверждена форма решения о допуске или недопуске лиц, имевших судимость, к педагогической деятельности, к предпринимательской деятельности и (или) трудовой деятельности в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних, организации их отдыха и оздоровления, организации их отдыха и оздоровления, медицинского обеспечения, социальной защиты и социального обслуживания, в сфере детско-юношеского спорта, культуры и искусства с участием несовершеннолетних, согласно которой в устанавливающей части постановлений, в целях подтверждения доводов заявителей, прописываются сведения о представленных документах и материалах и содержащейся в них информации.
В соответствии с пунктом 2.1 статьи 11 Федерального закона от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", пунктом 2 Правил комиссия принимает решение в отношении лиц, имевших судимость, а также лиц, уголовное преследование в отношении которых по обвинению в совершении этих преступлений прекращено по нереабилитирующим основаниям (за исключением лиц, лишенных права заниматься соответствующим видом деятельности по решению суда), за преступления небольшой и средней тяжести против: а) жизни и здоровья; б) свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконной госпитализации в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, и клеветы); в) семьи и несовершеннолетних; г) здоровья населения и общественной нравственности; д) основ конституционного строя и безопасности государства; д) мира и безопасности человечества; е) общественной безопасности.
При рассмотрении заявления Алфёрова Е.В. краевой комиссией изучены данные о личности Алфёрова Е.В, в том числе сведения о судимостях, трудовой деятельности, сведения о нахождении на профилактическом учете в психоневрологическом диспансере.
По итогам изучения административным ответчиком принято мотивированное решение в пределах компетенции, порядок принятия решения соблюден.
Административный истец, прокурор, органы, организации и граждане, обратившиеся в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц, не обязаны доказывать незаконность оспариваемых ими нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия), но обязаны: 1) указывать, каким нормативным правовым актам, по их мнению, противоречат данные акты, решения, действия (бездействие); 2) подтверждать сведения о том, что оспариваемым нормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) нарушены или могут быть нарушены права, свободы и законные интересы административного истца или неопределенного круга лиц либо возникла реальная угроза их нарушения; 3) подтверждать иные факты, на которые административный истец, прокурор, органы, организации и граждане ссылаются как на основания своих требований.
При этом доводы административного истца о незаконности решения административного ответчика последним опровергнуты. Факт нарушения прав административного истца не установлен судом первой инстанции.
В связи с чем, решение суда первой инстанции об отказе в удовлетворении требований административного истца следует признать законным и обоснованным. Оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Выводы суда основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, правовая оценка которым дана судом по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства РФ, и соответствует нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.
Доводы жалобы направлены на иную оценку исследованных судом первой инстанции доказательств и не содержат новых обстоятельств, которые не были предметом обсуждения первой инстанции или опровергали бы выводы судебного решения и потому не могут служить основанием к отмене решения суда.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 309, 311 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия
определила:
решение Ленинского районного суда г. Краснодара от 19 июня 2019 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Алфёрова Евгения Владимировича - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи краевого суда:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.