СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Ивановой Е.А,
судей Архаровой Л.В, Щелканова М.В,
при секретаре Розовой А.Г,
рассмотрев в судебном заседании 02 сентября 2019 года дело по апелляционной жалобе представителя ФСИН России, УФСИН России по Республике Коми, ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России Морозовой М.А. на решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 10 июня 2019 года, которым постановлено:
"Взыскать с Российской Федерации в лице ФСИН России за счет средств казны Российской Федерации в пользу Башлыкова С.В. компенсацию морального вреда в размере 7 000 рублей.
Отказать в удовлетворении исковых требований Башлыкова С.В. к ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России о взыскании компенсации морального вреда".
Заслушав доклад судьи Архаровой Л.В, объяснения представителя ответчиков ФСИН России, УФСИН России по Республике Коми, ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России Морозовой М.А, заключение прокурора Шустова Б.А, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Башлыков С.В. обратился в суд с иском к ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России о взыскании компенсации морального вреда, причиненного ненадлежащим оказанием медицинской помощи.
К участию в деле в качестве соответчика привлечена ФСИН России.
Ответчиками иск не признан.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
Представитель ФСИН России, УФСИН России по Республике Коми, ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России не согласился с решением суда, указав на установление отсутствия причинно-следственной связи между дефектами оказания медицинской помощи и возникновением у истца...
Проверив решение суда в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия не усматривает оснований для его отмены.
В ходе рассмотрения дела установлено следующее:
Башлыков С.В. отбывал наказание в ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Коми.
22.05.2015 примерно в 21: 00 он обратился за медицинской помощью.
В 21: 25 22.05.2015 г. Башлыков С.В. был доставлен в медицинскую часть на носилках.
В 21:43 22.05.2015 г. ввиду не достигнутого положительного эффекта от лечения была вызвана скорая помощь.
Башлыков С.В. был госпитализирован в ГУ РК " Д." для оказания специализированной помощи (23.05.2015 г. проведено... ). В период с 26.05.2015 г. по 27.06.2015 г. находился на стационарном лечении в терапевтическом отделении филиала "Больница" ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России. Направлен на наблюдение и лечение, выписан с улучшением.
Ответчик настаивал на том, что оказанная истцу фельдшером филиала "Медицинская часть" ФКУЗ МСЧ 11-ФСИН России медицинская помощь соответствовала установленным Приказом Минздравсоцразвития РФ N 230 от 22.11.2004 г. "Об утверждении стандарта медицинской помощи больным острым инфарктом миокарда" требованиям. Медицинская помощь оказана фельдшером У.А.С, имеющим диплом по специальности "лечебное дело".
Для правильного разрешения спора судом по делу назначена судебно-медицинская экспертиза.
Из заключения ГБУЗ РК "Бюро судебно-медицинской экспертизы" N 03/25-19/44-19(п) следует, что у истца на момент поступления в ИК-1 имелись следующие заболевания:... Также во время нахождения в ИК-1 у него был диагностирован...
Согласно записям в представленной медицинской документации, диагноз "... " был поставлен истцу в ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН РФ правильно и своевременно - при первом обращении за медицинской помощью. Лечение также начато своевременно, назначены препараты основных групп -...
В то же время, комиссия отметила дефект диагностики в виде отсутствия выполнения истцу.., что не позволило классифицировать вид... Это способствовало задержке вызова бригады скорой помощи на 25 минут после первого контакта пациента с врачом, введению неадекватной дозы.., невозможности предусмотреть проведение... бригадой скорой помощи. Кроме того, комиссия отмечает следующий дефект лечения - при... введение... было противопоказано; соответственно, до введения... необходимо было обеспечить.., что не было сделано.
При этом судебно-медицинская экспертная комиссия сочла необходимым отметить, что поздняя госпитализация истца (спустя 3 часа 45 минут от возникновения болей) произошла, в том числе, в связи с поздним обращением за медицинской помощью самого истца (спустя час после возникновения болей).
Между дефектами оказания медицинской помощи и возникновением у истца... причинно-следственной связи нет. Данные дефекты оказания медицинской помощи не причинили вреда здоровью Башлыкова С.В.
Оценивая установленные обстоятельства и руководствуясь требованиями Федерального закона N 323 от 21.11.2011 г. "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", ч. 6 ст. 12 Уголовно-исполнительного кодекса, ст.ст. 151, 1101 Гражданского кодекса РФ, суд сделал вывод о доказанности факта причинения морального вреда, поскольку в результате установленных дефектов в оказании медицинской помощи истец испытал нравственные страдания.
Доводы апелляционной жалобы ответчиков об отмене решения суда в части взыскания компенсации морального вреда ввиду отсутствия причинения реального вреда здоровью судебной коллегией отклонены по мотивам, изложенным в решении.
В соответствии с частью 6 статьи 12 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации осужденные имеют право на охрану здоровья, включая получение первичной медико-санитарной и специализированной медицинской помощи в амбулаторно-поликлинических или стационарных условиях в зависимости от медицинского заключения.
Отношения, возникающие в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 21.11.2011г. N 323-ФЗ"Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации".
Согласно статье 26 указанного Федерального закона лица, задержанные, заключенные под стражу, отбывающие наказание в виде ограничения свободы, ареста, лишения свободы либо административного ареста, имеют право на оказание медицинской помощи, в том числе в необходимых случаях в медицинских организациях государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу положений статьи 2 Федерального закона N 323-ФЗ медицинская помощь - комплекс мероприятий, направленных на поддержание и (или) восстановление здоровья и включающих в себя предоставление медицинских услуг. В соответствии с п.п. 2, 3 и 9 ч. 5 ст. 19 данного Федерального закона пациент имеет право на профилактику, диагностику, лечение, медицинскую реабилитацию в медицинских организациях в условиях, соответствующих санитарно-гигиеническим требованиям, получение консультаций врачей-специалистов, а также на возмещение вреда, причиненного здоровью при оказании ему медицинской помощи.
Медицинская помощь организуется и оказывается в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями, а также на основе стандартов медицинской помощи, за исключением медицинской помощи, оказываемой в рамках клинической апробации.
По настоящему делу факт недостаточной диагностики, способствовавший задержке вызова скорой помощи, имел место, данное обстоятельство свидетельствует о ненадлежащем оказании медицинской помощи, что безусловно посягает на личные неимущественные права истца - на охрану его здоровья.
То обстоятельство, что на ухудшение состояния здоровья истца в данном случае дефекты оказания медицинской помощи не повлияли, учтено судом при определении размера компенсации.
Таким образом, доводы апелляционной жалобы основанием для отмены решения не являются.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Сыктывкарского городского суда от 10 июня 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя ФСИН России, УФСИН России по Республике Коми, ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России - без удовлетворения.
Председательствующий-
Судьи-
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.