СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Ивановой Е.А,
судей Шерстневой А.А, Щелканова М.В.
при секретаре Мельниковой А.В.
рассмотрела в судебном заседании 05 сентября 2019 года дело по апелляционной жалобе Григорьевой... на решение Воркутинского городского суда Республики Коми от 20 июня 2019 года, которым постановлено:
в удовлетворении исковых требований Григорьевой... к администрации муниципального образования городского округа "Воркута", Министерству строительства и дорожного хозяйства Республики Комио восстановлении в списках граждан имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья за пределами районов Крайнего Севера с первоначальной даты подачи заявления 24.07.1997, о переводе очереди по месту жительства в Республику Мордовия - отказать.
Заслушав доклад судьи Щелканова М.В, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
истец обратился в суд с иском к администрации муниципального образования городского округа "Воркута" (далее администрация МО ГО "Воркута") о восстановлении в списках граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья за пределами районов Крайнего Севера с первоначальной даты подачи заявления 24.07.1997, о переводе очереди по месту жительства в Республику Мордовия.
В обоснование требований указано, что с 1997 году состояла на учете для переселения из РКС. В связи с ухудшившимся состоянием здоровья в2013 году ее семья переехала в Республику Мордовия и в 2014 году поставлена там же на учет на получение жилья по категории житель Крайнего Севера, однако она поставлена в очередь в сводный список по Республике Мордовия и сможет получить сертификат лет через 15. Считает, что имеет право состоять на учете в г. Воркуте с первоначальной даты поставки на учет.
Определением от 18.05.2019 к участию в деле в качестве соответчика привлечено Министерство строительства и дорожного хозяйства Республики Коми (далее Минстрой РК), третьими лицами Григорьев.., Григорьев... и администрация Рузаевского муниципального района Республики Мордовия.
Суд принял указанное выше решение, на которое истцом подана апелляционная жалоба с требованием об отмене решения и удовлетворении иска.
Дело в суде апелляционной инстанции рассматривается в соответствии со статьями 167 и 327 Гражданского процессуального кодекса РФ в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение суда не подлежащим отмене.
Как установлено судом, истец согласно заявлению от 24.07.1997 состояла на учете граждан, имеющих правом на получение социальных выплат для приобретения жилья за пределами г. Воркуты.
Согласно заявлению от 24.07.2013 Григорьева... просила снять ее с учета граждан, имеющих правом на получение социальных выплат для приобретения жилья за пределами г. Воркуты, в связи с выездом за пределы г. Воркуты.
Согласно протоколу N 27 заседания общественной комиссии по жилищным вопросам при администрации МО ГО "Воркута" от 26.07.2013, утвержденного постановлением администрации МО ГО "Воркута" N 2620 от 02.08.2013, заявление Григорьевой... о снятии ее с учета граждан, имеющих правом на получение социальных выплат для приобретения жилья за пределами г. Воркуты, в связи с выездом за пределы г. Воркуты удовлетворено.
Судом установлено и подтверждено документально, что истец зарегистрирована и проживает по адресу:...
Согласно справке от 13.06.2019 N 312 Григорьева... с 01.07.2014 с составом семьи три человека состоит по месту жительства на учете граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и (или) имеющих право на получение в установленном порядке бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения, как граждане, выехавшие из районов Крайнего Севера.
Отказывая в удовлетворении иска, суд указал об отсутствии оснований для восстановлении истца в списках граждан, имеющих право на получение социальных выплат в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей по категории "пенсионеры" с датой постановки на учет 24.07.1997, поскольку истец выехал из г. Воркуты и выезд не является вынужденным. Относительно требований о переводе очереди из администрации МО ГО "Воркута" в Республику Мордовия суд пришел к выводу об отказе в удовлетворении данных требований, поскольку действующим законодательством, регулирующим предоставление выплат гражданам, выезжающим (выехавшим) из РКС не предусмотрена возможность перевода очередности гражданина, состоявшего в уполномоченном органе одного региона РФ, в уполномоченный орган другого региона РФ.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции, который сделан с учетом правильного толкования норм права и надлежащей оценки представленных доказательств.
В силу положений статьи 7 Конституции Российской Федерации, Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека; в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Такие дополнительные гарантии социальной защиты для лиц, проработавших определенное время в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, предусмотрены Федеральным законом от 25.10.2002 N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" (далее Федеральный Закон от 25.10.2002 N125-ФЗ).
Согласно преамбуле вышеназванного Федерального закона, данный Закон устанавливает право на предоставление за счет средств федерального бюджета жилищных субсидий (единовременных социальных выплат) на приобретение или строительство жилых помещений и условия их предоставления гражданам Российской Федерации, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, гражданам, выехавшим из указанных районов и местностей не ранее 1 января 1992 г, в соответствии с нормами этого Федерального закона.
Таким образом, с учетом характера и назначения рассматриваемых выплат, при решении вопроса о снятии с учета граждан, имеющих право на получение жилищной субсидии, юридическое значение имеет установление факта прекращения (утраты) права гражданина на получение социальной поддержки.
В соответствии со ст.1 Федерального Закона от 25.10.2002 N125-ФЗ, действующего на дату постановки истца, право на получение жилищных субсидий имеют граждане, прибывшие в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 года, имеющие общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет, не имеющие других жилых помещений на территории Российской Федерации за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей или нуждающиеся в улучшении жилищных условий и не получавшие субсидий на эти цели. Такое право сохраняется за гражданами, которые в соответствии с ранее действовавшим законодательством приобрели его при наличии стажа работы в указанных районах и местностях не менее десяти календарных лет и состояли по месту жительства на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий. При этом право на получение жилищных субсидий имеют: инвалиды I и II групп, инвалидность которых наступила вследствие трудового увечья и стаж работы которых составляет менее пятнадцати календарных лет; инвалиды с детства, родившиеся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях или за пределами указанных районов и местностей (в случае, если на дату их рождения местом жительства их матерей являлись районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности) и прожившие в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет. В случае смерти гражданина, состоявшего на учете в качестве имеющего право на получение жилищной субсидии, право на ее получение (с учетом даты постановки на учет такого гражданина и очередности предоставления жилищной субсидии) сохраняется за членами его семьи. В этом случае получателем жилищной субсидии является один из членов семьи такого гражданина, действующий на основании нотариально заверенной доверенности, выданной ему другими совершеннолетними членами семьи.
Из чего следует, что для постановки на учет (регистрации) в администрации МО ГО "Воркута" в списки на получение жилищной субсидии, у истца должна была быть совокупность следующих условий: прибыть в РКС либо приравненных к ним местностях не позднее 01.01.1992, иметь общую продолжительность стажа работы в РКС и приравненных к ним местностях не менее 15 календарных лет, не иметь жилья в других регионах Российской Федерации или признана нуждающейся в его улучшении, быть не получавшей субсидии на эти цели, постоянно проживать в г.Воркуте.
В соответствии со ст.3 Федерального Закона от 25.10.2002 N 125-ФЗ постановка на учет граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий в соответствии с настоящим Федеральным законом, и определение размера жилищных субсидий осуществляются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по месту жительства таких граждан.
В целях совершенствования деятельности по реализации Федерального закона "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" принято Постановление Правительства Российской Федерации от 10.12.2002 N879 "Об утверждении Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных - выплат в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" (далее Положение от 10.12.2002 N879).
Пунктами 2, 3 и 4 Положения от 10.12.2002 N 879 предусмотрено, что регистрация и учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, производятся органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по месту жительства таких граждан. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации могут передавать органам местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществление полномочий по регистрации и учету граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья. К работе по постановке на учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, могут привлекаться общественные жилищные комиссии.
Согласно п. 8 Положения от 10.12.2002 N879 регистрация и учет граждан Российской Федерации, выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей не ранее 1 января 1992 г, имеющих право на получение в соответствии с Федеральным законом "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" социальной выплаты для приобретения жилья за счет средств федерального бюджета, производятся по месту жительства таких граждан в соответствии с действующим на территории субъектов Российской Федерации порядком регистрации и учета указанной категории граждан.
Согласно пункту 20 Положения 10.12.2002 N 879, в случае изменения условий, на основании которых указанные граждане были поставлены на учет, им предоставляются социальные выплаты для приобретения жилья в соответствии с изменившимися условиями (при этом очередность предоставления социальных выплат для приобретения жилья определяется с момента возникновения права на переход в другую категорию очередности, подтвержденного документами, приложенными к заявлению, представленному гражданином в соответствии с пунктом 17(1) настоящего Положения, а при возникновении права на переход в категорию граждан, к которой гражданин относился до изменения указанных условий, исходя из первоначальной очередности для этой категории).
В соответствии с подпунктами "б" и "ж" пункта 21 Положения 10.12.2002 N 879 граждане снимаются с учета имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в случае их выезда в другую местность на постоянное место жительства, подачи по месту учета заявления о снятии с учета.
Поскольку установлен как факт выезда, так и наличие заявления о снятии с очереди, вывод суда об отсутствии оснований для удовлетворения иска является верным.
Доводы апелляционной жалобы о вынужденном характере выезда, а также о написании заявления под влиянием сотрудников администрации отклоняется судебной коллегией как не подтвержденные какими-либо объективными доказательствами.
Ссылка на невозможность участия в суде первой инстанции отклоняется судебной коллегией. Истец был извещен надлежащим образом о слушании дела 20.06.2019, что подтверждается почтовым извещением с отметкой о его получении истцом 08.06.2019. Каких-либо препятствий в представлении доказательств у истца не имелось. В суд апелляционной инстанции таких доказательств истцом также не представлено.
Иные доводы апелляционной жалобы повторяют позицию истца, изложенную при рассмотрении дела судом первой инстанции, не содержат новых обстоятельств, которые опровергали бы выводы судебного решения, не могут быть признаны состоятельными, так как сводятся по существу к несогласию с выводами суда и иной оценке доказательств и установленных по делу обстоятельств, направлены на иное толкование норм материального права.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Воркутинского городского суда Республики Коми от 20 июня 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Григорьевой... - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.