Заместитель председателя Верховного Суда Республики Коми Шевелёв А.С., рассмотрев жалобу начальника ОГИБДД ОМВД России по Сыктывдинскому району Степанова А.В. на вступившее в законную силу решение судьи Сыктывдинского районного суда Республики Коми от 20.08.2019
по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в отношении администрации сельского поселения "Нювчим",
установил:
постановлением мирового судьи Зеленецкого судебного участка г. Сыктывкара Республики Коми от 30.05.2019 администрация сельского поселения "Нювчим" признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ, с назначением наказания с применением ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ в виде штрафа в доход государства в размере 100 000 рублей.
Решением судьи Сыктывдинского районного суда Республики Коми от 20.08.2019 приведённое постановление отменено, производство по делу прекращено на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
В жалобе начальник ОГИБДД ОМВД России по Сыктывдинскому району Степанов А.В. просит решение судьи Сыктывдинского районного суда Республики Коми от 20.08.2019 отменить. В обоснование жалобы приводит доводы и дает свою оценку обстоятельствам и доказательствам по делу.
Администрация сельского поселения "Нювчим", извещенная в соответствии с требованиями ч. 2 ст. 30.15 КоАП РФ о подаче указанной жалобы, в установленный срок представила в адрес Верховного Суда Республики Коми возражения, в которых просит обжалуемое судебное решение оставить без изменения.
Изучив материалы истребованного дела, проверив доводы жалобы, прихожу к следующему.
Часть 1 ст. 12.34 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при строительстве, реконструкции, ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений либо непринятие мер по своевременному устранению помех в дорожном движении, по осуществлению временного ограничения или прекращения движения транспортных средств на отдельных участках дорог в случаях, если пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения.
Как следует из протокола об административном правонарушении от 07.05.2019 N 11АЮ1400230, 09.04.2019 в 20 часов 30 минут инспектором ДПС ОВ (ДПС) ОМВД России по Сыктывдинскому району К. установлено, что администрация сельского поселения "Нювчим", являясь юридическим лицом, ответственным за содержание автомобильной дороги общего пользования "Подъезд к плотине на р. Нювчим от автомобильной дороги "Краснозатонский-Нювчим-Яснэг" Сыктывдинского района Республики Коми, допустила ненадлежащее содержание вышеуказанной автомобильной дороги, а именно в нарушение п. 4.6.1 ГОСТаР 52766-2007 на вышеуказанной автомобильной дороге в границах населенного пункта пос. Нювчим в тёмное время суток не работает стационарное уличное освещение.
Указанные обстоятельства послужили основанием для привлечения администрации сельского поселения "Нювчим" мировым судьей к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ.
Проверив законность и обоснованность принятого мировым судьей постановления, судья районного суда пришла к выводу об отсутствии в действиях администрации сельского поселения "Нювчим" состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ, в связи с чем прекратила производство по делу об административном правонарушении.
Институт пересмотра вступивших в законную силу постановлений по делам об административных правонарушениях, решений по результатам рассмотрения жалоб, протестов (статьи 30.12 - 30.19 КоАП РФ) основан на положениях Конституции Российской Федерации, а именно ст. 46, которая во взаимосвязи со статьями 15 (ч. 4) и 17 (части 1 и 3) предполагает возможность в случаях допущенных фундаментальных ошибок пересматривать вступившие в законную силу судебные акты.
В этих целях суд вышестоящей инстанции наделен соответствующими полномочиями, в том числе полномочием отменить постановление по делу об административном правонарушении, решение по результатам рассмотрения жалобы, протеста и возвратить дело на новое рассмотрение в случаях существенного нарушения процессуальных требований, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело (п. 3 ч. 2 ст. 30.17 КоАП РФ), либо изменить постановление по делу об административном правонарушении, решение по результатам рассмотрения жалобы, протеста, если допущенные нарушения настоящего Кодекса и (или) закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях могут быть устранены без возвращения дела на новое рассмотрение и при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесены указанные постановление, решение (п. 2 ч. 2 ст. 30.17 КоАП РФ).
Таким образом, в действующем законодательстве возможность исправления, допущенных на предыдущих стадиях судопроизводства нарушений применительно к процедуре возобновления производства, предусмотрена пунктами 2 и 3 ч. 2 ст. 30.17 КоАП РФ и возможна только в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, не позволивших всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Вместе с тем, положения приведенных норм, не предусматривают возможность отмены или изменения вступившего в законную силу решения или постановления, если при этом ухудшается положение лица, в отношении которого велось производство по делу.
Указанная правовая позиция корреспондирует положениям ст. 46, ч. 1 ст. 50, ст. 55 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с положениями ст. 4 Протокола N 7 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод (г. Рим, 4 ноября 1950 года), из которых следует, что произвольное изменение правового режима для лица, в отношении которого вынесено окончательное постановление, невозможно - поворот к худшему для осужденного (оправданного) при пересмотре вступившего в законную силу постановления, недопустим.
Кроме того, в настоящее время срок давности привлечения администрации сельского поселения "Нювчим" к административной ответственности истёк, а в силу п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ истечение сроков давности привлечения к административной ответственности является безусловным основанием, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
Учитывая изложенное, вопрос о виновности администрации сельского поселения "Нювчим" и наличии в её действиях состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ, после истечения срока давности привлечения к административной ответственности обсуждаться не может.
При таких обстоятельствах, оснований для отмены оспариваемого решения не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.17 КоАП РФ,
постановил:
решение судьи Сыктывдинского районного суда Республики Коми от 20.08.2019 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ, в отношении администрации сельского поселения "Нювчим" оставить без изменения, жалобу начальника ОГИБДД ОМВД России по Сыктывдинскому району Степанова А.В. - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Заместитель председателя - А.С. Шевелёв
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.