Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Адыгея в составе:
председательствующего - Хапачевой Р.А,
судей - Богатыревой Е.В. и Козырь Е.Н,
при секретаре судебного заседания - Паранук Ф.К,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ответчика Анохина Александра Анатольевича на решение Майкопского городского суда Республики Адыгея от 11 июля 2019 года, которым постановлено:
исковое заявление Комитета по управлению имуществом МО "Город Майкоп" к Анохину Александру Анатольевичу о признании сделки недействительной и применении последствий ее недействительности, признании права отсутствующим и аннулировании записи о регистрации права собственности, об обязании передать земельный участок, удовлетворить частично.
Признать недействительной ничтожной сделкой сделку по передаче Комитетом по управлению имуществом МО "Город Майкоп" бесплатно в собственность Анохину Александру Анатольеичу земельного участка, площадью 722 кв.м, с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес", "адрес". "адрес", "адрес"
Применить последствия недействительности ничтожной сделки и аннулировать запись о праве собственности Анохина Александра Анатольевича в государственном реестре прав на недвижимость в отношении земельного участка, площадью 722 кв.м, с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес", "адрес" обязав Анохина Александра Анатольевича передать по акту приема-передачи Комитету по управлению имуществом МО "Город Майкоп" земельный участок, площадью 722 кв.м, с кадастровым номером N, расположенный по адресу: "адрес", "адрес".
В удовлетворении требований Комитета по управлению имуществом МО "Город Майкоп" к Анохину Александру Анатольевичу о признании права отсутствующим отказать.
Заслушав доклад председательствующего - судьи Хапачевой Р.А, объяснения ответчика Анохина А.А. и его представителя по устному заявлению Гасанова В.А, поддержавших доводы жалобы, мнение представителя истца Комитета по управлению имуществом МО "Город Майкоп" по доверенности Жирновой П.Р, полагавшей решение суда законным и обоснованным, а доводы жалобы - несостоятельными, судебная коллегия
установила:
Комитет по управлению имуществом МО "Город Майкоп" обратился в суд с исковыми требованиями к Анохину А.А. о признании отсутствующим права собственности на земельный участок.
В обоснование заявленных требований истец указал, что на основании Закона Республики Адыгея от 28.12.2011 N 59 "О предоставлении граждан, имеющим трех и более детей, земельных участков в собственность бесплатно" Анохину А.А. распоряжением Администрации МО "Город Майкоп" от 09.04.2018 N 1216-р предоставлен в собственность земельный участок, расположенный по адресу: "адрес", "адрес", с кадастровым номером N с видом разрешенного использования - "для индивидуального жилищного строительства". Право собственности на данный земельный участок зарегистрировано за Анохиным А.А. 18.07.2018, согласно выписке из ЕГРН.
Позже, Комитетом было установлено, что на основании Закона Республики Адыгея от 10.03.2011 N 422 "О случаях бесплатного предоставления в собственность земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности" распоряжением Комитета Республики Адыгея по имущественным отношениям от 10.03.2011 N 801 Анохину А.А. предоставлен в аренду земельный участок, расположенный по адресу: "адрес", с кадастровым номером N с видом разрешенного использования - "для индивидуального жилищного строительства". Данный договор аренды зарегистрирован в ЕГРН.
Полагая, что Анохиным А.А. в нарушение ст. 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации (далее ЗК РФ) приобретены вышеуказанные земельные участки по льготному основанию дважды, Комитет по управлению имуществом МО "Город Майкоп", с учетом уточненных требований, просил суд признать недействительной ничтожную сделку по передаче Комитетом по управлению имуществом МО "Город Майкоп" земельного участка, расположенного по адресу: "адрес", "адрес" с кадастровым номером N, общей площадью 722 кв.м, бесплатно в собственность Анохину А.А. и применить последствия ее недействительности; признать отсутствующим право собственности Анохина А.А. на данный земельный участок, аннулировав запись о праве собственности Анохина А.А. в государственном реестре прав на недвижимость, обязать Анохина А.А. передать по акту приема-передачи Комитету по управлению имуществом МО "Город Майкоп" данный земельный участок.
Суд постановилизложенное выше решение.
В апелляционной жалобе ответчик Анохин А.А. просит отменить состоявшееся решение, приняв новое, которым отказать в удовлетворении исковых требований Комитета по управлению имуществом МО "Город Майкоп" в полном объеме. В обоснование своих доводов податель жалобы ссылается на то, что ранее земельный участок был предоставлен ему на праве аренды, то есть не бесплатно, соответственно оснований для удовлетворения требований истца у суда первой инстанции не имелось.
Проверив материалы дела по доводам апелляционной жалобы, выслушав явившихся участников процесса, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Принимая во внимание, что решение в части отказа удовлетворении исковых требований Комитета по управлению имуществом МО "Город Майкоп" о признании права отсутствующим не обжалуется, судебной коллегией, в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, проверена законность и обоснованность решения суда в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, то есть только в части удовлетворенных требований истца.
Согласно части 2 статьи 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация как социальное государство обеспечивает государственную поддержку семьи, материнства, отцовства и детства, устанавливая государственные гарантии социальной защиты.
Реализуя конституционные положения, пункт 2 статьи 28 ЗК РФ устанавливает, что граждане, имеющие трех и более детей, имеют право приобрести бесплатно, в том числе для индивидуального жилищного строительства, без торгов и предварительного согласования мест размещения объектов находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в случаях и в порядке, которые установлены законами субъектов Российской Федерации.
Право на предоставление бесплатно земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей, по своему содержанию представляет собой меру социальной поддержки государством многодетных семей.
Во исполнение предписаний федерального законодателя на территории Республики Адыгея был принят Закон от 28.12.2011 N 59 "О предоставлении граждан, имеющим трех и более детей, земельных участков в собственность бесплатно", которым определен порядок предоставления земельных участков многодетным семьям.
Статьей 2 вышеназванного Закона закреплен принцип однократности приобретения многодетной семьей земельных участков в собственность бесплатно.
Распоряжением Администрации МО "Город Майкоп" от 09.04.2018 N 1216-р Анохину А.А. предоставлен в собственность земельный участок, расположенный по адресу: "адрес", "адрес" с кадастровым номером N с видом разрешенного использования - "для индивидуального жилищного строительства" (л.д. 12). Право собственности на данный земельный участок зарегистрировано за ответчиком 18.07.2018, согласно выписке из ЕГРН (л.д. 14).
В соответствии с вышеназванным законом предоставление земельных участков гражданам, имеющим право на бесплатное предоставление в собственность земельных участков, осуществляется в первоочередном порядке гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, для индивидуального жилищного строительства в границах муниципального района, городского округа, на территории которых не менее пяти лет проживает гражданин, подавший заявление.
Согласно части 1 статьи 2 Закона Республики Адыгея от 28.12.2011 N 59 "О предоставлении граждан, имеющим трех и более детей, земельных участков в собственность бесплатно" такие земельные участки предоставляются однократно.
Подпунктом 6 статьи 39.5 ЗК РФ предусмотрено бесплатное предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в собственность гражданам, имеющим трех и более детей, на основании решения уполномоченного органа в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации. В соответствии с указанной нормой органами государственной власти субъектов Российской Федерации может быть предусмотрено требование о том, что такие граждане должны состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или у таких граждан имеются основания для постановки их на данный учет, а также установлена возможность предоставления таким гражданам с их согласия иных мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями взамен предоставления им земельного участка в собственность бесплатно.
Как установлено судом первой инстанции, ранее, распоряжением Комитета Республики Адыгея по имущественным отношениям от 10.03.2011 N 801 Анохину А.А. предоставлен в аренду земельный участок, расположенный по адресу: "адрес", с кадастровым номером N с видом разрешенного использования - "для индивидуального жилищного строительства" (л.д. 7-8; 9). Данный договор аренды зарегистрирован в ЕГРН (л.д. 16).
В связи с этим, распоряжением Администрации МО "Город Майкоп" от 04.07.2019 N 1625-р распоряжение Администрации МО "Город Майкоп" от 09.04.2018 N 1216-р "О предоставлении в собственность бесплатно земельного участка по адресу: "адрес", "адрес" Анохину А.А." признано утратившим силу (л.д. 38).
Кроме того, в соответствии с частью 5 Закона Республики Адыгея Уполномоченный орган приобщает к документам, прилагаемым к заявлению о предоставлении земельного участка, справку об отсутствии у граждан земельного участка, ранее предоставленного в собственность бесплатно для целей индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства, и документ о том, что гражданин состоит на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении.
Между тем документы, подтверждающие право Анохина А.А. состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении применительно к указанным выше положениям при предоставлении вторично земельного участка, как многодетной семье в материалах дела отсутствуют. Как следует из пояснений Анохина А.А, данных им в судебном заседании суда апелляционной инстанции, он не состоит на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции, правильно руководствуясь вышеприведенными нормами правовых актов, обоснованно исходил из того, что право на получение в собственность бесплатно земельного участка по своему содержанию представляет одну из форм государственной социальной помощи, оказываемой многодетной семье в целях улучшения ее жилищных условий, которая носит льготный характер, предоставляется однократно.
Изложенные выводы следуют из анализа всей совокупности представленных сторонами и исследованных судом доказательств, которые суд оценил в соответствии с правилами ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ). Мотивы, по которым суд пришел к данным выводам, подробно изложены в решении суда. Судебная коллегия не находит оснований не согласиться с ними.
Судебная коллегия отмечает, что поскольку семья заявителя ранее воспользовалась своим правом на получение меры поддержки в виде получения в аренду земельного участка, то в настоящее время отсутствуют законные основания на повторное предоставление в собственность бесплатно земельного участка в интересах одной и той же многодетной семьи.
Получение указанной меры поддержки дважды на семью противоречит правовой природе социальной помощи и конституционно значимым целям социальной защиты, ведет к злоупотреблению правом и нарушает принцип равенства иных претендентов данной категории на получение земельных участков в собственность бесплатно.
При таких обстоятельствах решение следует признать обоснованным. Правовых оснований для признания такого решения незаконным и отказа в удовлетворении требований истца судебная коллегия не находит.
Довод апелляционной жалобы о том, что суд при рассмотрении дела не применил закон, подлежащий применению, а руководствовался законом, положения которого на заявителя не распространяются, отклоняется судебной коллегией как несостоятельный, поскольку, как новое правовое регулирование порядка предоставления в собственность гражданам, имеющим трех и более детей, земельных участков так и ранее действовавший порядок предоставления земельных участков многодетным семьям, не предусматривали право на получение земельного участка в собственность бесплатно неоднократно.
Иные доводы апелляционной жалобы, не содержат фактов, которые не были проверены или не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела или имели бы юридическое значение для принятия судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции.
Судебная коллегия обращает внимание на то, что земельный участок, предоставленный на условиях аренды по истечении срока аренды или при завершении строительства, вводе в эксплуатацию жилого дома и государственной регистрации права собственности на жилой дом в установленном федеральным законодательством порядке может быть приобретен бесплатно в собственность.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328 - 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Майкопского городского суда Республики Адыгея от 11 июля 2019 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу ответчика Анохина Александра Анатольевича - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в течении трех месяцев.
Председательствующий: Р.А. Хапачева
судьи: Е.В. Богатырева
Е.Н. Козырь
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.