Проект федерального закона N 99051352-2
"О государственных музеях-заповедниках"
Досье на проект федерального закона
См. пояснительную записку
Глава I. Общие положения
Глава II. Основные задачи и виды деятельности
государственных музеев-заповедников
Глава III. Территория государственных
музеев-заповедников
Глава IV. Режим особой охраны территории
государственного музея-заповедника
Глава V. Порядок создания и особенности правового положения
государственного музея-заповедника
Глава VI. Имущество и фонды
государственного музея-заповедника
Глава VII. Организационная и хозяйственная деятельность
государственного музея-заповедника
Глава VIII. Заключительные положения
Настоящий Федеральный закон определяет особенности правового положения государственных музеев-заповедников в Российской Федерации, а также регулирует отношения, связанные с их созданием, охраной, использованием и развитием в культурно-просветительских и научно-исследовательских целях.
Глава I. Общие положения
Статья 1. Законодательство Российской Федерации о государственных музеях-заповедниках
1. Законодательство Российской Федерации о государственных музеях-заповедниках основывается на Конституции Российской Федерации, Основах законодательства Российской Федерации о культуре, Гражданском кодексе Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и принимаемых в соответствии с ним федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, а также из международных договоров Российской Федерации.
2. Отношения, возникающие в связи с владением и пользованием объектами движимого имущества - памятниками истории и культуры - государственных музеев-заповедников, настоящий Федеральный закон регулирует в той мере, в какой они не урегулированы Федеральным законом "О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации".
3. Отношения, возникающие в связи с владением, пользованием и распоряжением земельными, водными, лесными и иными природными ресурсами, входящими в состав территории государственных музеев-заповедников и их зон охраны, настоящий Федеральный закон регулирует в той мере, в какой они не урегулированы законодательством Российской Федерации.
Статья 2. Сфера применения настоящего Федерального закона
Настоящий Федеральный закон применяется по отношению ко всем действующим и вновь создаваемым в Российской Федерации государственным музеям-заповедникам.
Статья 3. Понятие государственного музея-заповедника
Государственный музей-заповедник - учреждение культуры, созданное собственником для обеспечения сохранности, восстановления, изучения и публичного представления целостных историко-культурных и природных комплексов, материальных и духовных ценностей в их исторической, культурной и природной среде в научно-исследовательских, культурно-просветительских и туристско-экскурсионных целях.
Статья 4. Категории и виды государственных музеев-заповедников
1. Государственные музеи-заповедники различаются:
по доминирующей музейной функции - исторические (военно-исторические), мемориальные, архитектурно-художественные, этнографические, археологические;
по правовому статусу занимаемой территории - имеющие установленные границы территории музея-заповедника; имеющие установленные границы территории памятников истории и культуры, находящихся в оперативном управлении музея-заповедника, и установленные границы охранных зон памятников;
по отношению к земле и другим территориальным ресурсам - имеющие монопольное право юридического лица на пользование земельными, водными, лесными и иными природными ресурсами с другими юридическими и физическими лицами;
по отношению к комплексам и объектам культурного и природного наследия - имеющие в своем составе историко-культурные и природные комплексы и объекты или только историко-культурные комплексы и объекты.
2. Государственные музеи-заповедники могут иметь федеральное и региональное значение.
Государственные музеи-заповедники федерального значения находятся в ведении органов государственной власти Российской Федерации либо в совместном ведении органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации - в случаях, когда охрана территориальных комплексов и объектов культурного и природного наследия федерального значения (федеральной собственности) осуществляется совместно.
Государственные музеи-заповедники регионального значения находятся в ведении органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Статья 5. Государственное регулирование отношений, связанных с созданием и функционированием государственных музеев-заповедников
1. Государственное регулирование отношений, связанных с созданием и функционированием государственных музеев-заповедников федерального значения, в соответствии с настоящим Федеральным законом осуществляется Правительством Российской Федерации и специально уполномоченными федеральными органами исполнительной власти. По согласованию с субъектами Российской Федерации отдельные функции управления и контроля могут быть переданы соответствующим органам государственной власти субъектов Российской Федерации.
2. Государственное регулирование отношений, связанных с созданием и функционированием государственных музеев-заповедников регионального значения, осуществляется органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Глава II. Основные задачи и виды деятельности
государственных музеев-заповедников
Статья 6. Основные задачи государственных музеев-заповедников
Государственные музеи-заповедники выполняют следующие основные задачи:
восстановление и сохранение комплексов (объектов) культурного и природного наследия, а также культурной и природной среды;
осуществление просветительской, научно-исследовательской, образовательной и экскурсионно-туристской деятельности;
сохранение, выявление и развитие традиций народной культуры, традиционных форм хозяйствования и природопользования, исторических технологий;
хранение, изучение, сбор и публичное представление музейных предметов и музейных коллекций.
Статья 7. Основные виды деятельности государственных музеев-заповедников
1. Государственные музеи-заповедники в Российской Федерации могут осуществлять любую деятельность, не запрещенную законодательством Российской Федерации и соответствующую целям и задачам, предусмотренным настоящим Федеральным законом и уставами государственных музеев-заповедников (положениями о них).
2. Основные виды деятельности государственных музеев-заповедников:
научно-фондовая - научное комплектование музейных, архивных и библиотечных фондов, организация хранения и государственного учета коллекций, научная инвентаризация коллекций, изучение и систематизация музейных собраний и комплексов;
научно-исследовательская - изучение и систематизация музейных коллекций, памятников истории, архитектуры и природы, разработка тематико-экспозиционных планов экспозиций и выставок, проведение семинаров, совещаний, конференций;
экспозиционно-выставочная - проектирование экспозиций и выставок, их монтаж и демонтаж, обеспечение сохранности экспонатов;
реставрационно-консервационная - обеспечение реставрации и консервации коллекций, памятников культуры и архитектуры;
просветительская и экскурсионно-туристская - популяризация памятников истории, культуры и природы путем проведения экскурсий, реализации экскурсионно-туристских программ, организации массовых мероприятий; изучение, поддержка и возрождение традиций народной культуры, традиционных форм хозяйствования и природопользования;
природоохранная - учет, охрана, восстановление и сохранение природных комплексов (объектов), мониторинг историко-культурных территорий (культурного и природного ландшафта), сохранение и поддержание исторической достоверности культурной и природной среды, воссоздание исторического (мемориального) ландшафта;
редакционно-издательская и рекламная - подготовка к изданию результатов научно-исследовательской деятельности, сборников, научных и выставочных каталогов, рекламных проспектов, буклетов, плакатов, афиш, создание видеофильмов, использование телекоммуникационных систем;
оперативно-хозяйственная - ведение хозяйственной деятельности для осуществления поставленных задач, в том числе на коммерческой основе и на договорных условиях;
международная - осуществление международных культурных связей, организация и развитие музейного туризма;
охранная - создание единой системы безопасности территории музея-заповедника, его фондов, памятников истории, культуры и природы.
Глава III. Территория государственных
музеев-заповедников
Статья 8. Правовой статус территории государственных музеев-заповедников
1. Для обеспечения целостности и сохранности историко-культурных ансамблей и комплексов, памятников истории, культуры и природы, культурных и природных ландшафтов в их исторической культурной и природной среде устанавливаются территории государственных музеев-заповедников, которым присваивается статус особо охраняемых историко-культурных территорий.
Земельные, водные, лесные и иные природные ресурсы, а также здания, сооружения и коммуникации, расположенные на территориях государственных музеев-заповедников, находятся в особом режиме содержания и использования.
2. В отношении расположенных в границах территорий государственных музеев-заповедников участков земли и природных комплексов (объектов) применяются нормы законодательства об особо охраняемых природных территориях.
3. В целях защиты территорий государственных музеев-заповедников и входящих в их состав комплексов (объектов) культурного и природного наследия на прилегающих к территориях государственных музеев-заповедников участках земли и водного пространства создаются зоны охраны.
4. Государственные музеи-заповедники, имеющие в оперативном управлении комплексы (объекты) культурного и природного наследия, находящиеся вне установленных границ их территорий, осуществляют охрану исторической культурной и природной среды в границах территорий памятников и зон их охраны. В указанных случаях территории памятников объявляются особо охраняемыми историко-культурными (историко-культурными и природными) территориями.
5. Объекты культурного и природного наследия, земельные, водные, лесные и иные ресурсы, объекты недвижимости могут быть отданы в безвозмездное и бессрочное пользование государственному музею-заповеднику, переданы ему в оперативное управление или включены в границы территории музея-заповедника без изъятия из хозяйственной эксплуатации при условии установления для них особого режима содержания и использования.
6. Расположение государственного музея-заповедника на территориях двух и более субъектов Российской Федерации не может служить основанием для нарушения его территориальной целостности или изменения статуса его территории.
Статья 9. Земли государственных музеев-заповедников и земли историко-культурного назначения на территориях государственных музеев-заповедников
1. Земли в границах установленных территорий государственных музеев-заповедников относятся к землям историко-культурного назначения и находятся в ограниченном гражданском обороте в соответствии с нормами земельного законодательства Российской Федерации и настоящего Федерального закона в целях сохранения культурного и природного наследия Российской Федерации.
2. Земельные участки в границах установленных территорий государственных музеев-заповедников, переданные им в постоянное безвозмездное пользование, относятся к землям государственных музеев-заповедников и используются ими в соответствии с нормами настоящего Федерального закона и нормативно-правовой документацией государственного музея-заповедника.
3. Разрешительная документация на застройку земельных участков в границах территории государственного музея-заповедника, не находящихся в пользовании государственного музея-заповедника, выдается только по согласованию с администрацией государственного музея-заповедника и в соответствии с утвержденным генеральным планом развития территории государственного музея-заповедника.
4. На земли историко-культурного назначения в границах территорий государственных музеев-заповедников могут устанавливаться ограничения пользования, обременения, сервитуты. Правовой режим земельного участка фиксируется в документах, удостоверяющих вещные (имущественные) права на него, и обязателен для соблюдения собственниками, владельцами или пользователями этого земельного участка, а также собственниками расположенной на нем недвижимости, обладающих правом пользования этим участком.
5. Земельные участки в границах территории государственного музея-заповедника, находящиеся в государственной собственности, не подлежат приватизации. Продажа земельных участков, не находящихся в государственной собственности, осуществляется с предоставлением преимущественного права их покупки государственному музею-заповеднику. Правовой режим земельного участка сохраняется при регистрации вещных прав на этот участок.
Статья 10. Государственный кадастр территорий государственных музеев-заповедников
1. Государственный кадастр территорий государственных музеев-заповедников как особо охраняемых историко-культурных территорий включает в себя сведения о статусе, географическом положении, границах, режиме особой охраны этих территорий, пользователях объектами культурного и природного наследия, земельных, водных, лесных и иных территориальных ресурсах, недвижимости, находящейся на этих территориях, а также об историко-культурной, просветительской, научной, экологической и экономической ценности этих территорий.
2. Государственный кадастр территорий государственных музеев-заповедников ведется в целях оценки состояния особо охраняемых историко-культурных территорий и расположенных в их границах объектов культурного и природного наследия, определения перспектив развития сети этих территорий, повышения эффективности государственного контроля за соблюдением соответствующего режима, а также учета указанных территорий при планировании социально-экономического развития регионов.
3. Порядок ведения государственного кадастра территорий государственных музеев-заповедников устанавливается Правительством Российской Федерации.
Глава IV. Режим особой охраны территории
государственного музея-заповедника
Статья 11. Содержание режима особой охраны территории государственного музея-заповедника
1. На территории государственного музея-заповедника устанавливается дифференцированный режим особой охраны, включающий регламент и ограничения хозяйственной и иной деятельности с учетом историко-культурных, природных и иных особенностей территории государственного музея-заповедника.
2. На территории государственного музея-заповедника запрещается любая деятельность, которая может нанести ущерб объектам культурного и природного наследия, исторической культурной и природной среде и которая не соответствует целям и задачам музея-заповедника, в том числе:
расширение границ существующих поселений и хозяйственных объектов;
строительство и эксплуатация хозяйственных и жилых объектов вне установленных для этого генеральным планом мест и без согласования с администрацией государственного музея-заповедника (разрешительная документация на строительство в указанных случаях не выдается);
деятельность, влекущая за собой загрязнение (в том числе визуальное и акустическое) окружающей среды, нарушение сохранности земельного фонда, нарушение гидрологического режима территории, снижение биоразнообразия экосистем, иные деструктивные процессы в ландшафтах;
строительство магистральных дорог, трубопроводов, линий электропередачи, других коммуникаций, не связанных с функционированием государственного музея-заповедника;
реконструкция зданий, сооружений, коммуникаций, ведущая к искажениям исторического ландшафта;
предоставление на территории государственного музея-заповедника садоводческих и дачных участков, устройство свалок;
движение и стоянка механизированных транспортных средств, не связанные с функционированием государственного музея-заповедника, прогон домашних животных вне специально предусмотренных для этого мест;
организация массовых зрелищных и спортивных мероприятий без согласования с администрацией государственного музея-заповедника, организация спортивных, туристских стоянок и разведение костров вне пределов специально установленных для этого мест;
охота, промышленная заготовка растительного сырья, рубка леса (за исключением санитарной и ландшафтной).
3. На землях, включенных в границы государственного музея-заповедника без изъятия из хозяйственной эксплуатации, запрещается использование технологий, нарушающих состояние памятников культуры и природы и оказывающих вредное влияние на окружающую среду или ведущих к утрате исторической традиции, строительство новых хозяйственных объектов без согласования с администрацией государственного музея-заповедника и соответствующего органа государственной власти, в ведении которого находится музей-заповедник. С администрацией государственного музея-заповедника согласовываются вопросы социально-экономического развития его территории, а также проекты развития населенных пунктов, находящихся на его территории и в зоне его охраны.
4. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации и граждане, деятельность которых осуществляется на территории государственного музея-заповедника, обязаны соблюдать установленный для нее режим особой охраны, содержания и использования. Собственники, владельцы, пользователи недвижимости и земельных участков на территории государственного музея-заповедника осуществляют свою деятельность в рамках установленных ограничений, несут обязательства по содержанию принадлежащих им объектов (которые фиксируются при оформлении вещных прав) и согласуют свою деятельность с администрацией государственного музея-заповедника в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Статья 12. Субъекты охраны территории государственного музея-заповедника
1. Полномочия по сохранению, использованию, популяризации и государственной охране объектов культурного наследия на территории государственного музея-заповедника осуществляет Правительство Российской Федерации непосредственно или через уполномоченный им федеральный орган исполнительной власти в области государственной охраны объектов культурного наследия.
2. Охрана природных комплексов и объектов на территории государственного музея-заповедника осуществляется инспекцией государственного музея-заповедника, а также специально уполномоченными органами исполнительной власти в области охраны окружающей среды.
3. Администрация государственного музея-заповедника осуществляет контроль за исполнением установленного режима охраны и сохранения природных и культурных ценностей на территории государственного музея-заповедника и на территории входящих в его состав объектов культурного наследия, включая зоны охраны. Любая деятельность на этих территориях без согласования с администрацией государственного музея-заповедника запрещается.
Статья 13. Полномочия администрации государственного музея-заповедника по охране памятников истории и культуры и охране окружающей среды на территории музея-заповедника как особо охраняемой историко-культурной территории и в ее зонах охраны
1. Администрации государственного музея-заповедника уполномоченными органами исполнительной власти в области государственной охраны объектов культурного наследия или уполномоченными органами исполнительной власти в области охраны окружающей среды могут быть делегированы отдельные функции по осуществлению государственного контроля за охраной окружающей среды, охраной объектов культурного наследия, общественного порядка, пожарной охраной, водо- и лесоохраной.
2. Работники государственного музея-заповедника, наделенные правом осуществлять контроль за охраной окружающей среды, охраной объектов культурного наследия, общественного порядка, пожарной охраной, водо- и лесоохраной на территории государственного музея-заповедника, имеют право:
проверять документацию юридических и физических лиц, подтверждающую их право на осуществление предпринимательской и иной деятельности на территории государственного музея-заповедника;
задерживать на территории государственного музея-заповедника лиц, нарушивших законодательство Российской Федерации о государственных музеях-заповедниках, об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) и об особо охраняемых природных территориях, доставлять указанных нарушителей в правоохранительные органы;
составлять протоколы о выявленных правонарушениях;
направлять материалы о привлечении лиц, виновных в нарушении установленного режима на территории государственного музея-заповедника, к административной ответственности;
в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственных музеях-заповедниках и об особо охраняемых природных территориях изымать у нарушителей режима, установленного на территории государственного музея-заповедника, продукцию и орудия незаконного природопользования, транспортные средства, используемые при совершении правонарушения, а также соответствующие документы;
беспрепятственно посещать любые объекты, находящиеся на территории государственного музея-заповедника, для проверки соблюдения требований законодательства Российской Федерации о государственных музеях-заповедниках, об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) и об особо охраняемых природных территориях;
приостанавливать или запрещать хозяйственную и иную деятельность, не соответствующую режиму охраны территории государственного музея-заповедника.
Глава V. Порядок создания и особенности правового положения
государственного музея-заповедника
Статья 14. Порядок создания государственного музея-заповедника
1. Государственный музей-заповедник федерального значения учреждается Правительством Российской Федерации на основании представления специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти, согласованного с органами государственной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого он создается.
2. Государственный музей-заповедник регионального значения учреждается органами государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и законами этого субъекта Российской Федерации.
3. Границы государственного музея-заповедника федерального значения определяются специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти на основании градостроительных документов по согласованию с соответствующим органов государственной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления и утверждается постановлением Правительства Российской Федерации.
4. Границы государственного музея-заповедника регионального значения определяются соответствующим органом государственной власти субъекта Российской Федерации на основании градостроительных документов по согласованию с органами местного самоуправления и утверждается в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации.
5. Регистрация государственного музея-заповедника в качестве юридического лица осуществляется в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.
6. До введения в действие федерального закона о государственной регистрации юридических лиц действует порядок, в соответствии с которым государственный музей-заповедник считается созданным с момента утверждения его устава (положения о нем).
Статья 15. Учредительные документы государственного музея-заповедника
1. Основным документом, регламентирующим деятельность государственного музея-заповедника, устанавливающим режим сохранения и использования природных ресурсов и объектов культурного наследия, является устав государственного музея-заповедника.
2. Направления развития и долгосрочная программа деятельности государственного музея-заповедника определяются в соответствии с его концепцией.
3. Особенности зонирования и планировочной организации территории государственного музея-заповедника устанавливаются генеральным планом развития государственного музея-заповедника.
4. Устав государственного музея-заповедника федерального значения, его концепция и генеральный план его развития утверждаются Правительством Российской Федерации по представлению специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти, согласованному с органами государственной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого он создается, и соответствующим органом местного самоуправления.
5. Устав государственного музея-заповедника регионального значения и генеральный план его развития утверждаются в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и с законами субъекта Российской Федерации, на территории которого он создается.
6. В учредительных документах государственного музея-заповедника должны содержаться сведения, предусмотренные Федеральным законом "О некоммерческих организациях", а также права и обязанности должностных лиц, осуществляющих контроль за соблюдением режима охраны государственного музея-заповедника.
Статья 16. Особенности правового положения государственных музеев-заповедников
1. Государственные музеи-заповедники находятся в ведении уполномоченных органов исполнительной власти в области культуры и охраны окружающей среды в соответствии с полномочиями этих органов.
2. Государственный музей-заповедник является юридическим лицом и создается в форме учреждения культуры.
3. Государственный музей-заповедник как некоммерческая организация вправе осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых он создан, и соответствует этим целям.
4. Государственный музей-заповедник имеет в оперативном управлении обособленное имущество и смету.
5. Государственный музей-заповедник вправе в установленном порядке открывать счета в банках на территории Российской Федерации, иметь штампы и бланки со своим наименованием, а также зарегистрированную в установленном порядке эмблему.
Глава VI. Имущество и фонды
государственного музея-заповедника
Статья 17. Имущество государственного музея-заповедника
1. В целях обеспечения уставной деятельности государственный музей-заповедник вступает во владение имуществом.
2. Здания, сооружения и другие объекты недвижимости, входящие в состав государственного музея-заповедника в качестве материальной базы его профильной деятельности, являются государственной собственностью и передаются государственному музею-заповеднику в установленном порядке на правах оперативного управления.
3. Земля, водные, лесные и иные природные ресурсы, находящиеся на территории государственного музея-заповедника, передаются ему в постоянное безвозмездное пользование в соответствии с законодательством Российской Федерации.
4. Земельные участки в границах государственного музея-заповедника, а также находящиеся на них здания, сооружения, помещения не подлежат изъятию в пользу третьих лиц, а также приватизации.
5. В целях выполнения своих уставных задач государственный музей-заповедник в установленном порядке может сдавать в аренду, передавать во временное пользование учитываемое на балансе, закрепленное за ним на праве оперативного управления имущество (кроме объектов, имеющих особую культурную и историческую ценность).
6. Государственному музею-заповеднику предоставляется преимущественное право на выкуп зданий, сооружений и иных объектов, находящихся на его территории.
7. Финансовые средства государственного музея-заповедника формируются за счет:
бюджетных ассигнований и других поступлений от учредителей государственного музея-заповедника;
доходов от платных форм обслуживания населения и иных видов хозяйственной деятельности государственного музея-заповедника;
платежей за проведение работ и оказание услуг по договорам с юридическими и физическими лицами;
средств от аренды территориальных ресурсов, зданий и сооружений;
кредитов банков и иных кредитных учреждений;
добровольных пожертвований и субсидий;
других доходов и поступлений в соответствии с законодательством Российской Федерации.
8. Государственный музей-заповедник имеет право самостоятельно распоряжаться собственными средствами.
Статья 18. Музейные (библиотечные, архивные) фонды государственного музея-заповедника
Музейные (библиотечные, архивные) фонды государственного музея-заповедника являются государственной собственностью и закрепляются в установленном порядке за государственным музеем-заповедником исключительно на праве оперативного управления. Движимые памятники истории и культуры включаются в состав музейных фондов в установленном порядке независимо от источников их приобретения.
Глава VII. Организационная и хозяйственная деятельность
государственного музея-заповедника
Статья 19. Деятельность государственного музея-заповедника по сохранению и использованию культурного и природного наследия
1. На территории государственного музея-заповедника сохраняется и возрождается определяющая облик природно-исторического ландшафта традиционная хозяйственная деятельность, а также проводятся (по согласованию с администрацией государственного музея-заповедника и при положительном заключении экспертов) следующие работы:
восстановительные и консервационные работы на природных комплексах и памятниках истории и культуры, нарушенных деятельностью человека или пришедших в упадок в результате естественных процессов;
работы по восстановлению гидрологического режима;
работы по восстановлению исторически сложившихся биогеоценозов;
музейное приспособление или строительство;
деятельность по сохранению и возрождению традиционных производств и форм природопользования;
организация туристских маршрутов и туристской инфраструктуры;
организация необходимых инженерных сетей и социальной инфраструктуры;
необходимые противопожарные и санитарные мероприятия, не нарушающие режим государственного музея-заповедника.
2. Администрация государственного музея-заповедника в своей деятельности по сохранению и использованию объектов культурного и природного наследия:
осуществляет контроль за состоянием и сохранностью объектов культурного и природного наследия, хозяйственной и иной деятельностью на территории государственного музея-заповедника и в зонах его охраны;
участвует в проведении проектных и производственных работ по консервации, реставрации, ремонту, приспособлению памятников и иных объектов культурного и природного наследия на территории государственного музея-заповедника;
согласовывает проектно-сметную документацию на реставрацию и использование зданий и сооружений, входящих в состав государственного музея-заповедника;
участвует в осуществлении научно-методического и технического контроля за производством консервационных, реставрационных и ремонтных работ, связанных с изменением состояния объектов культурного наследия, производством строительных, мелиоративных, дорожных и прочих хозяйственных работ на территории государственного музея-заповедника и в зонах его охраны;
в случае возникновения угрозы сохранности объектов культурного и природного наследия приостанавливает любые виды работ и хозяйственную деятельность, осуществляемые на территории музея-заповедника;
согласовывает генеральные планы развития территории музея-заповедника и его зон охраны;
осуществляет выявление и паспортизацию памятников природы, истории и культуры, других объектов культурного и природного наследия;
устанавливает режим доступа посетителей и порядок охраны объектов культурного и природного наследия, музейных ценностей и имущества, а также создает специальные службы безопасности;
составляет акты и протоколы, передает их в соответствующие правоохранительные органы для определения меры ответственности виновных в нанесении ущерба объектам культурного и природного наследия и территории государственного музея-заповедника;
осуществляет иные полномочия, делегированные ей специально уполномоченными органами исполнительной власти и предусмотренные в уставе государственного музея-заповедника.
Статья 20. Обеспечение жизнедеятельности населения на территории государственного музея-заповедника
1. При включении в территорию государственного музея-заповедника населенных пунктов (или их части) администрация государственного музея-заповедника осуществляет меры по социальному развитию этих населенных пунктов. Задачи социального развития указанных населенных пунктов учитываются в концепции и в перспективных планах деятельности государственного музея-заповедника.
2. Государственный музей-заповедник в перспективных планах развития своей территории предусматривает размещение учреждений обслуживания, объектов социальной инфраструктуры, прокладку сетей с учетом интересов местного населения. Государственный музей-заповедник содействует органам местного самоуправления в организации и совершенствовании культурного, просветительского и других видов социокультурного обслуживания.
3. В планах экономического развития населенных пунктов, включенных в территорию государственного музея-заповедника, должны учитываться в качестве приоритетных направлений возрождение традиционных форм хозяйствования и природопользования, исторических технологий, обычаев.
Статья 21. Хозяйственная деятельность государственного музея-заповедника
1. Государственный музей-заповедник осуществляет самостоятельную хозяйственную деятельность, не противоречащую его основным целям и задачам и не препятствующую охране культурного и природного наследия.
2. Государственный музей-заповедник может сдавать во временное пользование недвижимые памятники истории и культуры, здания и сооружения, земельные, лесные, водные и иные ресурсы, расположенные на его территории и находящиеся на его балансе, для использования в культурно-просветительских и хозяйственных целях, не наносящих ущерба государственному музею-заповеднику. Указанные объекты сдаются в аренду с условием их сохранения за счет пользователя и заключения специальных арендно-охранных договоров.
3. Все средства, полученные от использования объектов историко-культурного наследия, зачисляются на специальные счета государственного музея-заповедника и направляются на развитие научной, хранительской, реставрационной, природоохранной деятельности, а также на развитие инфраструктуры государственного музея-заповедника и социальной сферы на его территории.
4. Государственный музей-заповедник обладает исключительным правом на организацию экскурсионной, туристской, гостиничной, научно-просветительской и культурно-массовой работы на своей территории. Юридические и физические лица, специализирующиеся в этих сферах деятельности и имеющие лицензии, могут работать на территории государственного музея-заповедника только на основании договоров с его администрацией.
Статья 22. Организация экскурсионной, туристской и гостиничной деятельности на территории государственного музея-заповедника
1. Оказание экскурсионных, туристских и гостиничных услуг на территории государственного музея-заповедника осуществляется на основании лицензий на ведение туристской и гостиничной деятельности и с аккредитацией экскурсоводов и гидов-переводчиков в администрации государственного музея-заповедника.
2. Владелец лицензии на осуществление экскурсионной, туристской и гостиничной деятельности обязан представить на утверждение администрации государственного музея-заповедника проектную документацию на все виды работ, осуществляемые им на территории государственного музея-заповедника.
Статья 23. Использование символики государственного музея-заповедника
1. Государственный музей-заповедник имеет собственную символику (наименование, изображение, эмблема, товарный знак, вымпел), которая является его собственностью. Символика утверждается органом государственной власти, в ведении которого находится государственный музей-заповедник, и регистрируется уполномоченным органом исполнительной власти в установленном порядке. Использование зарегистрированной символики возможно только на основании договора с государственным музеем-заповедником.
2. Производство изобразительной, печатной, сувенирной и другой тиражированной продукции с использованием изображений объектов культурного и природного наследия, расположенных на территории государственного музея-заповедника, а также ценностей из его музейных фондов осуществляется только с разрешения администрации государственного музея-заповедника в порядке, установленном соглашением между заинтересованными сторонами.
Статья 24. Экономическое стимулирование деятельности государственного музея-заповедника
Экономическое стимулирование охраны и рационального использования объектов культурного и природного наследия на территории государственного музея-заповедника осуществляется путем установления налоговых и иных льгот. Льготы устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации, а также в соответствии с правовыми актами органов местного самоуправления.
Глава VIII. Заключительные положения
Статья 25. Ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации о государственных музеях-заповедниках
1. Физические и юридические лица, органы государственной власти и органы местного самоуправления, виновные в нарушении настоящего Федерального закона, несут административную или гражданско-правовую ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
2. Законодательством Российской Федерации устанавливается уголовная ответственность за нарушение режима государственного музея-заповедника как особо охраняемой историко-культурной территории или за нанесение ущерба расположенным на территории государственного музея-заповедника объектам культурного наследия.
3. Ущерб, причиненный объектам культурного наследия, природным объектам и комплексам в границах государственного музея-заповедника, исчисляется в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера ущерба, а при их отсутствии - по фактическим затрата на восстановление указанных объектов и комплексов.
Статья 26. Приведение нормативных правовых актов в соответствие с настоящим Федеральным законом
Предложить Президенту Российской Федерации и поручить Правительству Российской Федерации привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом.
Статья 27. Вступление в силу настоящего Федерального закона
Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Президент Российской Федерации |
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.