Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 99051352-2 "О государственных музеях-заповедниках"
Досье на проект федерального закона
Законопроект разработан во исполнение Рекомендаций по результатам парламентских слушаний "О нормативно-правовом регулировании деятельности музеев-заповедников Российской Федерации", состоявшихся в Совете Федерации 16 октября 1998 года.
На парламентских слушаниях было отмечено, что в нынешний переломный для России момент музеи-заповедники России являются главными хранителями историко-культурного и природного наследия страны, содействуют сохранению, возрождению и развитию ее многонациональной культуры.
Наряду с музейной деятельностью, музеи-заповедники решают широкий спектр задач по сохранению и рациональному использованию историко-культурного и природного наследия, по введению традиционных и инновационных форм хозяйствования.
Музеи-заповедники проводят комплекс мероприятий по выявлению, изучению, хранению, популяризации и музеефикации памятников истории, культуры и природы, а также координируют и регулируют деятельность хозяйствующих субъектов в границах территорий и зон охраны музеев-заповедников. Таким образом, музеи-заповедники - учреждения культуры и одновременно организации, осуществляющие комплексную охрану историко-культурного и природного наследия.
Недостаточное понимание специфики музеев-заповедников как особого типа учреждений культуры привело к тому, что проблемы музеев-заповедников выпали из правового поля. Специфика этих учреждений не отражена в законодательстве о музеях, об охране памятников истории культуры и практически не затронута в природном и земельном законодательствах. Вследствие этого музеи-заповедники оказались самыми незащищенными в правовом отношении учреждениями.
Основными проблемами, для решения которых необходимо нормативно-правовое обеспечение, являются:
- отсутствие в правовом поле в должном объеме самого понятия "музей-заповедник";
- отсутствие на законодательном уровне четких критериев и порядка присвоения и изменения статуса музея-заповедника;
- неотрегулированность отношений между органами исполнительной власти (федеральной, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований) в управлении имуществом и деятельностью музеев-заповедников;
- отсутствие у дирекции музеев-заповедников реальных прав контроля за деятельностью хозяйствующих субъектов, юридических и физических лиц на территориях музеев-заповедников и их зон охраны;
- неотрегулированность механизма передачи прав и установления порядка оперативного управления памятниками истории и культуры на территории музеев-заповедников;
- недостаточность правовой базы развития творческо-производственной и предпринимательской деятельности как основы самофинансирования деятельности музеев-заповедников;
- отсутствие должного правового регулирования вопросов, связанных с привлечением спонсорской помощи и внебюджетных средств;
- неупорядоченность пользования сосредоточенными в музеях-заповедниках объектами культурного и природного наследия, туристскими фирмами, паломническими центрами и структурами туристского сервиса самих музеев-заповедников;
- отсутствие льгот при налогообложении и установке таможенных пошлин и сборов.
Таким образом, в настоящее время назрела насущная необходимость формирования адекватной современным требованиям нормативно-правовой базы деятельности музеев-заповедников.
Дальнейшая задержка с решением поставленных вопросов может поставить под угрозу возможность продуктивной деятельности музеев-заповедников и, как следствие, повлечь потерю для последующих поколений уникальных исторических ландшафтов с ценнейшими памятниками природы, истории и культуры.
Проект данного законодательного акта призван заполнить существующие пробелы в сфере законодательства о культуре (в котором по ряду позиций все еще продолжают действовать законы тридцатилетней давности) и сформировать правовое поле для создания системы охраняемых историко-культурных территорий России наподобие уже существующей системы охраняемых природных территорий.
Закон о музеях-заповедниках предполагает решение следующих вопросов, имеющих особое значение для развития таких специфических учреждений культуры:
- утверждение статуса музея-заповедника как особого типа историко-культурной территории;
- создание законодательной основы установления режимов охраны и деятельности на территории музеев-заповедников;
- формирование организационно-правовых основ совместной деятельности различных ведомств по сохранению и использованию комплекса культурного и природного наследия на единой территории;
- законодательное утверждение особых условий хозяйственной деятельности и экономического развития музеев-заповедников в современных условиях рыночной экономики.
С введением Федерального закона в действие дополнительных ассигнований из федерального бюджета не потребуется.
Возникнет необходимость внесения изменений и дополнений в Основы законодательства Российской Федерации о культуре и в некоторые другие акты, регулирующие отношения в этой сфере.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.