Судья Верховного Суда Республики Карелия Щепалов С.В., рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью "Альянс-Инвест" на постановление старшего государственного инспектора в области охраны окружающей среды Республики Карелия, начальника отдела государственного экологического надзора Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия от 17.06.2019, решение судьи Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 19.08.2019 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 КоАП РФ, в отношении общества с ограниченной ответственностью "Альянс-Инвест",
установил:
постановлением старшего государственного инспектора в области охраны окружающей среды Республики Карелия, начальника отдела государственного экологического надзора Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия от 17.06.2019, оставленным без изменения решением судьи Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 19.08.2019, ООО "Альянс-Инвест" (далее - Общество) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ, ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 50000 руб.
С такими постановлением должностного лица и решением судьи Общество не согласно, в поданной жалобе просит их отменить. Указывает, что указанные в постановлении отходы, содержащие металлический лом, были вывезены на производственную площадку Общества в целях переработки. Общество имеет лицензию для переработки данного вида сырья. После завершения работ отходы вывезены на полигон для утилизации.
В силу ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.
На рассмотрение дела по поданной жалобе Общество защитника не направило, о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом.
Заслушав старшего государственного инспектора в области охраны окружающей среды Республики Карелия, начальника отдела государственного экологического надзора Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия (... ) представителя административного органа (... ) возражавших по доводам жалобы, проверив дело, проверив дело, прихожу к следующему.
В соответствии с ст. 8.2 КоАП РФ в редакции, действовавшей на день выявления правонарушения, несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
В силу п. 5 ч. 4 ст. 1, п. 30 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности подлежит лицензированию.
В соответствии со ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 N 7 ФЗ "Об охране окружающей среды" отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством РФ. Запрещаются сброс отходов производства и потребления в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву; размещение отходов I - IV классов опасности на территориях, прилегающих к городским и сельским поселениям, в лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зонах, на путях миграции животных, вблизи нерестилищ и в иных местах, в которых может быть создана опасность для окружающей среды, естественных экологических систем и здоровья человека. Статья 73 указанного закона устанавливает правило, что руководители организаций и специалисты, ответственные за принятие решений при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, которая оказывает или может оказать негативное воздействие на окружающую среду, должны иметь подготовку в области охраны окружающей среды и экологической безопасности.
В соответствии со ст. 9 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" в редакции, действующей на день совершения вменяемого правонарушения (далее - Закон) лицензирование деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 04.05.2011 N 99-ФЗ.
Пункты 5 и 7 ст. 12 Закона устанавливают запрет захоронения отходов, в том числе, в границах населенных пунктов, а также запрет размещения отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов.
Основанием привлечения Общества к административной ответственности послужили выявленные 20.09.2018 те обстоятельства, что Общество в нарушение ст.ст. 3, 34, 39, 51, 73 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ, ст. 9, п.п. 5 и 7 ст. 12 Закона, ст. 1, п. 30 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ в период с 17.09.2018 по 18.09.2018 на земельном участке с кадастровым N (... ) произвело несанкционированное размещение (сброс на почву) отходов от сноса и разборки зданий, имеющих IV класс опасности, с целью обработки (предварительной подготовки к дальнейшей утилизации, включая их сортировку, разборку, очистку для извлечения лома металлов). Так, данная деятельность осуществлена без лицензии, без инвентаризации отходов, учета образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных отходов, подачи отчетности в уполномоченные органы, без разработки и согласования паспорта на отходы данного класса опасности, без специальной подготовки ответственного лица в области охраны окружающей среды и экологической безопасности, без проведения исследований, подтверждающих отнесение отходов к V классу опасности.
Вместе с тем, согласно ч. 1 ст. 28.2, п. 3 ст. 29.1, ч. 1 ст. 29.4, ч. 2 ст. 29.7 КоАП РФ орган административной юрисдикции рассматривает дело об административном правонарушении исключительно в пределах фабулы, изложенной в протоколе об административном правонарушении в качестве события вменяемого правонарушения.
Дело рассмотрено должностным лицом по протоколу об административном правонарушении от 31.05.2019, которым Обществу вменено нарушение лицензионных требований в области обращения с отходами, а именно: размещение строительного мусора (отходов IV класса опасности) на указанном выше участке, не внесенном в государственный реестр объектов размещения отходов; осуществление деятельности по размещению отходов данного класса опасности без лицензии.
Таким образом, иные действия, не указанные в протоколе об административном правонарушении (невыполнение обязанности по инвентаризации отходов, подаче отчетности, оформлению паспорта на отходы, специальной подготовке сотрудника и др.), не могут быть предметом рассмотрения в рамках настоящего дела и подлежат безусловному исключению из объема вменяемых Обществу нарушений природоохранного законодательства.
Согласно пояснениям должностного лица, изложенным при рассмотрении дела по существу, Обществу по существу вменялось отсутствие лицензии и размещение отходов на участке, который не включен в реестр размещения отходов (л.д. 42 на об.).
Вместе с тем, вменяемое правонарушение в части размещения отходов в неположенном месте, не находит подтверждения и опровергается материалами дела.
В силу ст. 1 Закона размещение отходов - хранение и захоронение отходов. Под хранением отходов понимается их складирование в специализированных объектах сроком более чем 11 месяцев в целях утилизации, обезвреживания, захоронения. Захоронением отходов является изоляция отходов, не подлежащих дальнейшей утилизации, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду.
Исходя из содержания обжалуемого постановления и иных материалов дела, Общество не осуществляло захоронение отходов в районе ст. Томицы; их складирование осуществлялось не в целях изоляции, а для извлечения лома металлов и дальнейшей утилизации в предназначенном для этих целей месте (л.д. 5 на об, л.д. 43 на об, листы 25 и 26 административного материала). При этом материалами дела не подтверждается и не утверждается административным органом, что отходы находились на земельном участке свыше 11 месяцев. Соответственно, действия Общества, допустившего нахождение отходов на данном участке, не могут быть квалифицированы как размещение отходов.
Правонарушение в части отсутствия у Общества лицензии на обращение с опасными отходами не может квалифицироваться по ст. 8.2 КоАП РФ, поскольку образует специальный состав, предусмотренный ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ - осуществление предпринимательской деятельности без лицензии, если такая лицензия обязательна. Возможности переквалификации указанных действий Общества, при доказанности таковых, не имеется, поскольку правонарушение, предусмотренное ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ имеет иной объект посягательства.
С учетом изложенного обжалуемые постановление должностного лица и решение судьи подлежат отмене, производство по делу - прекращению в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Руководствуясь п. 3 ч. 1 ст. 30.7, ст. 30.9 КоАП РФ, судья
решил:
постановление старшего государственного инспектора в области охраны окружающей среды Республики Карелия, начальника отдела государственного экологического надзора Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия от 17.06.2019, решение судьи Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 19.08.2019 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 КоАП РФ, в отношении общества с ограниченной ответственностью "Альянс-Инвест" отменить; производство по делу об административном правонарушении прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Судья
С.В. Щепалов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.