Судебная коллегия по гражданским делам
Калужского областного суда в составе:
председательствующего Силаевой Н.Л,
судей Ватолиной Ю.А, Клюевой С.А,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Филиной Е.В,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Ватолиной Ю.А. дело по апелляционной жалобе открытого акционерного общества "Российские железные дороги" на решение Кировского районного суда Калужской области от 19 июня 2019 года по иску Кучеровой П. В. к Кировской районной администрации муниципального района "Город Киров и Кировский район", Федотовой Г. К. о признании права собственности на жилой дом,
УСТАНОВИЛА:
30 апреля 2019 года Кучерова П.В. обратилась в суд с иском к Кировской районной администрации муниципального района "Город Киров и Кировский район" (далее по тексту также - администрация) и Федотовой Г.К. о признании права собственности на жилой дом, расположенный по адресу: "адрес", площадью 107 кв.м.
В обоснование иска указала, что с 1999 года является собственником указанного жилого дома, в 2001 году ею произведен демонтаж двух тесовых построек из
-за их неудовлетворительного состояния, на их месте возведены новые пристройки большей площадью. При этом расстояние до границ соседнего земельного участка не уменьшилось. В 2019 году ею оформлено право собственности на земельный участок при домовладении, получен градостроительный план земельного участка, изготовлена схема планировочной организации земельного участка. Однако 29 марта 2019 года администрацией ей было выдано уведомление о несоответствии указанных в уведомлении объектов предельным параметрам строительства, реконструкции объекта капитального строительства, установленным п. 6.1 ст. 28.4, ст.35 Правил землепользования и застройки городского поселения "Город Киров", утвержденных Решением Городской Думы городского поселения "Город Киров" от 24.12.2007 года N127 (расстояние от границ соседнего участка до основного строения менее 3 метров; земельный участок частично расположен в границе санитарно-защитной зоны железных дорог). Между тем на момент реконструкции указанные Правила, а также карта градостроительного зонирования города Кирова отсутствовали.
Кучерова П.В. в судебное заседание не явилась, её представитель Латышева Н.Е. в суде первой инстанции заявленные требования поддержала.
Представитель Кировской районной администрации муниципального района "Город Киров и Кировский район" в судебное заседание не явился, в письменном заявлении в разрешении спора полагался на усмотрение суда.
Федотова Г.К. в судебное заседание не явилась, в письменном заявлении не возражала против удовлетворения исковых требований.
Представитель третьего лица ТО Управление Роспотребнадзора по Калужской области в Кировском, Куйбышевском, Барятинском, Мосальском, Спас-Деменском районах Глагола А.А. оставила разрешение спора на усмотрение суда.
Представитель третьего лица ОАО "Российские железные дороги" в судебное заседание не явился, в письменных пояснениях против удовлетворения иска возражал.
Решением Кировского районного суда Калужской области от 19 июня 2019 года постановлено признать за Кучеровой П.В. право собственности на жилой дом, расположенный по адресу: "адрес", площадью 107 кв.м (инв. номер N).
В апелляционной жалобе ОАО "Российские железные дороги" ставится вопрос об отмене решения суда как не соответствующего требованиям закона и принятии по делу нового решения об отказе в удовлетворении иска.
На основании части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе и возражениях относительно нее.
Заслушав представителя ОАО "РЖД" Евдокимову Е.И, поддержавшую жалобу, представителя Кучеровой П.В. - Латышеву Н.Е, полагавшую решение суда законным, проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы и возражений относительно нее, судебная коллегия приходит к следующему.
Из дела видно, что Кучерова П.В. на основании договора купли-продажи от 3 июня 1999 года приобрела в собственность домовладение 1927 года постройки по адресу: "адрес", состоящее из основного бревенчатого строения с полезной площадью 50,8кв.м, в том числе жилой - 50,8 кв.м, служебных сооружений, расположенных на земельном участке площадью 1400 кв.м.
Право собственности зарегистрировано в установленном порядке, что подтверждается справкой КП Калужской области "БТИ" от 8 апреля 2019 года N147.
На основании постановления Кировской районной администрации муниципального района "Город Киров и Кировский район" от 21 января 2019 года N36 Кучеровой П.В. в собственность предоставлен земельный участок, на котором расположено указанное домовладение, площадью 1540 кв.м, в том числе часть участка площадью 1400 кв.м бесплатно, остальную часть участка площадью 140 кв.м - за плату на основании договора купли-продажи.
Право собственности зарегистрировано в установленном порядке, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от 24 января 2019 года.
Как следует из справки КП Калужской области "БТИ" от 8 апреля 2019 года N147 и технического паспорта на жилой дом, выполненного по состоянию на 18 февраля 2019 года, к спорному жилому дому имеется пристройка, 2001 года постройки, общей площадью 56,8 кв.м, в связи с чем общая площадь дома составляет 107 кв.м.
Из схемы планировочной организации земельного участка от 19 марта 2019 года следует, что при реконструкции индивидуального жилого дома N по "адрес", возведены пристройки общей площадью 72,78 кв.м, предварительно произведен демонтаж двух существующих тесовых пристроек. Существующее основное строение при реконструкции обложено кирпичом.
Кировской районной администрацией муниципального района "Город Киров и Кировский район" Кучеровой П.В. выдано уведомление от 28 марта 2019 года о несоответствии построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объекта капитального строительства, о недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке по следующим основаниям:
1) несоответствие предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным в п. 6.1 ст. 28.4 Правил землепользования и застройки городского поселения "Город Киров", утвержденных Решением Городской Думы городского поселения "Город Киров" от 24 12 2007 года N127 (в редакции от 15 июня 2017 года N112), а именно расстояние от границ соседнего участка до основного строения менее 3 метров; 2) земельный участок частично расположен в границе санитарно-защитной зоны железных дорог. Ограничения установлены ст.35 указанных Правил землепользования и застройки городского поселения "Город Киров".
Суд установил, реконструкция заключалась в сносе Кучеровой П.В. старых пристроек и возведении и на их месте новых пристроек, большей площадью, что подтверждается пояснительной запиской ООО "ПрофСтройПроект" от 19.03.2019 года к схеме планировочной организации земельного участка истца, из которой следует, что расстояние от стены дома истицы до границы земельного участка в сторону домовладения N по "адрес", составляет 2,4 м, до жилого дома 12 м. По данным технической инвентаризации на жилой дом N по "адрес" по состоянию на 07.06.1999 года расстояние от стены дома до границы домовладения в сторону дома N расстояние составляло 2,5 м. Таким образом, существующее между домом и границей домовладений N N, N расстояние - 2,5 м. не изменилось.
Предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленные в п.6.1 ст. 28.4 Правил землепользования и застройки городского поселения "Город Киров", утверждены Решением Городской Думы городского поселения "Город Киров" от 24.12.2007 года N127 (в редакции от 15 июня 2017 года N112), то есть значительно позже, чем возведен спорный жилой дом и произведена его реконструкция в 2001 году.
Согласно статье 35 Правил землепользования и застройки городского поселения "Город Киров", утверждены Решением Городской Думы городского поселения "Город Киров" от 24.12.2007 года N127 (в редакции от 15 июня 2017 года N112) жилую застройку необходимо отделять от железных дорог санитарно-защитной зоной шириной не менее 100 м, считая от оси крайнего железнодорожного пути. При размещении железных дорог в выемке или при осуществлении специальных шумозащитных мероприятий, обеспечивающих требования СП 51.13330, ширина санитарно-защитной зоны может быть уменьшена, но не более чем на 50 м. Ширину санитарно-защитной зоны до границ садовых участков следует принимать не менее 50 м. Регламентирующий документ: СП 42.13330.2011 "СНиП 2.07.01-89* "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений" и другие нормативно-правовые акты.
Между тем, как отмечалось выше, Правила землепользования и застройки городского поселения "Город Киров", как и СП 42.13330.2011 "СНиП 2.07.01-89*, утверждены значительно позже, чем возведен спорный жилой дом и произведена его реконструкция.
Пунктом 1 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные или созданные без получения на это необходимых в силу закона согласований, разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил, если разрешенное использование земельного участка, требование о получении соответствующих согласований, разрешений и (или) указанные градостроительные и строительные нормы и правила установлены на дату начала возведения или создания самовольной постройки и являются действующими на дату выявления самовольной постройки.
Не является самовольной постройкой здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные с нарушением установленных в соответствии с законом ограничений использования земельного участка, если собственник данного объекта не знал и не мог знать о действии указанных ограничений в отношении принадлежащего ему земельного участка.
При таких обстоятельствах доводы жалобы о том, что спорный жилой дом частично расположен в санитарно-защитной зоне железных дорог, не являются основанием для отмены решения суда.
Однако из мотивировочной части решения суда подлежат исключению абзацы 40 и 41 содержащие выводы суда о том, что санитарно-защитная зона железной дороги в месте расположения земельного участка истца определена в нарушение требований действующего законодательства и оснований считать, что "адрес" находится в пределах санитарно-защитной зоны не имеется, так как данные вопросы не являлись предметом рассмотренного судом спора.
Иных доводов, которые могли бы служить основанием для отмены решения суда, апелляционная жалоба не содержит.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
исключить из мотивировочной части решения Кировского районного суда Калужской области от 19 июня 2019 года абзацы 40 и 41.
В остальном решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.