Судебная коллегия по гражданским делам
Калужского областного суда в составе:
председательствующего Рыжих Е.В,
судей Квасовой О.В. и Саркисовой О.Б,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Билибиной А.М,
с участием прокурора Васиковой Н.Г,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу Рыжих Е.В. дело по апелляционной жалобе Воробьевой Л. В. на решение Обнинского городского суда Калужской области от 24 мая 2019 года по иску Воробьевой Л. В. к государственному бюджетному учреждению здравоохранения Калужской области "Калужская областная психиатрическая больница имени А.Е. Лифшица" о взыскании компенсации морального вреда, вреда здоровью, расходов на погребение,
УСТАНОВИЛА:
18 октября 2016 года Воробьева Л.В. обратилась в суд с иском и, уточнив в последующем исковые требования, просила взыскать с государственного бюджетного учреждения здравоохранения Калужской области "Калужская областная психиатрическая больница имени А.Е. Лифшица" компенсацию морального вреда в размере 350 000 руб. В обоснование требований сослалась на то, что в результате некачественно оказанных медицинских услуг, а в частности невыявления своевременно заболевания и, как следствие, отсутствия надлежащего лечения, 2 сентября 2016 года скончалась ее мать - ФИО8, в связи с чем истице были причинены нравственные страдания, связанные с потерей близкого ей человека.
Определением Обнинского городского суда Калужской области от 15 декабря 2016 года исковое заявление оставлено без рассмотрения на основании абзаца 8 статьи 222 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
19 марта 2019 года вышеуказанное определение суда отменено, производство по делу возобновлено.
19 апреля 2019 года Воробьева Л.В. исковые требования уточнила, просила взыскать расходы на погребение ФИО8 в сумме 79 092 руб, а также расходы на восстановление своего здоровья, подорванного по причине переживаний из-за смерти близкого человека, в сумме 35 020 руб. 70 коп, при этом указав, что была признана потерпевшей по уголовному делу, возбужденному по факту смерти ее матери.
Воробьева Л.В. в судебном заседании исковые требования поддержала.
Представители ответчика государственного бюджетного учреждения здравоохранения Калужской области "Калужская областная психиатрическая больница имени А.Е. Лифшица" Сивцова Ю.Е. и Лазаренко О.А. в судебном заседании исковые требования не признали.
Прокурор Дедов А.С. полагал исковые требования не подлежащими удовлетворению.
Решением Обнинского городского суда Калужской области от 24 мая 2019 года в удовлетворении иска отказано.
В апелляционной жалобе Воробьева Л.В. ставится вопрос об отмене решения суда как не соответствующего требованиям закона и принятии нового решения.
Ответчиком поданы возражения на апелляционную жалобу, в которых просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Выслушав объяснения истца Воробьевой Л.В. и ее представителя Ливанова И.В, поддержавших жалобу, представителей ответчика Лазаренко О.А, Сивцовой Ю.Е, Тихонова А.Н, возражавших против жалобы, заключение прокурора, возражавшего против удовлетворения жалобы, проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения суда.
В соответствии со статьей 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь.
Согласно пункту 3 статьи 2 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" медицинская помощь - комплекс мероприятий, направленных на поддержание и (или) восстановление здоровья и включающих в себя предоставление медицинских услуг.
В силу части 1 статьи 37 названного Закона медицинская помощь организуется и оказывается в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, обязательными для исполнения всеми медицинскими организациями, а также на основе стандартов медицинской помощи, за исключением медицинской помощи, оказываемой в рамках клинической апробации.
На основании пункта 2 статьи 79 Закона об охране здоровья граждан медицинская организация обязана организовывать и осуществлять медицинскую деятельность в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в том числе порядками оказания медицинской помощи, и на основе стандартов медицинской помощи.
В силу статьи 98 названного Закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" медицинские организации, медицинские работники несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации за нарушение прав в сфере охраны здоровья, причинение вреда жизни и (или) здоровью при оказании гражданам медицинской помощи. Вред, причиненный жизни и (или) здоровью граждан при оказании им медицинской помощи, возмещается медицинскими организациями в объеме и порядке, установленных законодательством Российской Федерации.
Согласно пунктам 1 и 2 статье 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Законом обязанность возмещения вреда может быть возложена на лицо, не являющееся причинителем вреда.
Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине. Законом может быть предусмотрено возмещение вреда и при отсутствии вины причинителя вреда.
В силу пункта 1 статьи 150 Гражданского кодекса Российской Федерации жизнь и здоровье, иные личные неимущественные права и другие нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом. В соответствии с пунктом 1 статьи 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
В силу вышеприведенных норм права для наступления ответственности по возмещению вреда необходима совокупность условий: наступление вреда, противоправное поведение причинителя вреда, причинно-следственная связь между противоправным поведением и наступлением вреда, вина причинителя вреда.
Из материалов дела следует, что истец Воробьева Л.В. является дочерью ФИО8 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, умершей 2 августа 2016 года.
Установлено, что ФИО8 с 1982 года по 1 августа 2016 проходила лечение в Ахлебининском отделении N4 государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Калужская областная психиатрическая больница имени А.Е. Лифшица" с диагнозом "часть текста удалена", являлась инвалидом второй группы бессрочно.
Находясь в отделении, 1 августа 2016 года в 02 часа 30 минут во время сна ФИО8 упала с кровати и получила травмы: "часть текста удалена", в связи с чем была госпитализирована в государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Калужская областная клиническая больница имени К.Н. Шевченко".
На второй день пребывания в травматологическом отделении - 02 сентября 2016 года у ФИО8 произошла остановка сердечной деятельности и была констатирована смерть.
По результатам медицинской комиссии причиной смерти ФИО8 явилась "часть текста удалена".
"часть текста удалена" в причине смерти роли не играли. "часть текста удалена" возник гораздо раньше поступления больной в государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Калужская областная клиническая больница имени К.Н. Шевченко".
3 августа 2017 года постановлением следователя по особо важным делам следственного отдела по г. Калуге следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Калужской области возбуждено уголовное дело N 11702290002000166 по признакам преступления предусмотренного пунктом "в" части 2 статьи 238 Уголовного кодекса Российской Федерации, по факту ненадлежащего оказания медицинской помощи ФИО8, повлекшего ее смерть. Потерпевшей по данному делу признана дочь ФИО8 - Воробьева Л.В.
5 марта 2018 года постановлением следователя по особо важным делам следственного отдела по г. Калуге следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Калужской области уголовное дело N 11702290002000166, возбужденное по факту смерти ФИО8, прекращено на основании пункта 2 части 1 статьи 24 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, в связи с отсутствием в действиях ФИО15 (врача-травматолога-ортопеда травмотолого-ортопедического отделения Центра травматологии и ортопедии государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Калужская областная клиническая больница имени К.Н. Шевченко"), ФИО16 (заведующего отделением - врача-травматолога-ортопеда государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Калужская областная клиническая больница имени К.Н. Шевченко"), ФИО17 (врача-травматолога-ортопеда травмотолого-ортопедического отделения Центра травматологии и ортопедии государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Калужская областная клиническая больница имени К.Н. Шевченко"), ФИО18 (врача-терапевта государственного бюджетного учреждения здравоохранения Калужской области "Калужская областная психиатрическая больница имени А.Е. Лифшица"), Тихонова А.Н. (заведующего отделением N4 - врача-психиатра государственного бюджетного учреждения здравоохранения Калужской области "Калужская областная психиатрическая больница имени А.Е. Лифшица") состава преступлений, предусмотренных частью 2 статьи 124, пунктом "в" части 2 статьи 238, части 2 статьи 109 Уголовного кодекса Российской Федерации.
В ходе расследования уголовного отдела было установлено, что при выявлении у больной 1 августа 2016 года признаков "часть текста удалена" медицинским персоналом государственного бюджетного учреждения здравоохранения Калужской области "Калужская областная психиатрическая больница имени А.Е. Лифшица" приняты меры, в том числе решен вопрос о срочной транспортировке в травмотологическое отделение, каких-либо нарушений при лечении не допущено. Установленный у ФИО8 диагноз - "часть текста удалена" ни прямо, ни косвенно не повлиял, оснований для назначения специальных исследований для подтверждения/опровержения тромбоза не имелось. В ходе следствия также установлено, что "часть текста удалена" не состоит в прямой причинно-следственной связи с "часть текста удалена" и не является его первопричиной. Клинических проявлений заболевания ( "часть текста удалена") у ФИО8г. за время пребывания в стационаре государственного бюджетного учреждения здравоохранения Калужской области "Калужская областная психиатрическая больница имени А.Е. Лифшица" не было.
Разрешая настоящий спор, суд правильно определилобстоятельства, имеющие значение для дела, оценил по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации представленные сторонами доказательства и пришел к обоснованному выводу об отсутствии недостатков оказания ФИО8 медицинской помощи в государственном бюджетном учреждении здравоохранения Калужской области "Калужская областная психиатрическая больница имени А.Е. Лифшица" и отсутствии в связи с этим оснований для удовлетворения исковых требований.
Вопреки доводам апелляционной жалобы из материалов дела не следует, что смерть матери истицы состоит в причинной связи с ненадлежащим оказанием ответчиком медицинских услуг.
Апелляционная жалоба не содержит доводов, которые бы опровергали выводы суда первой инстанции и могли являться основанием для отмены решения суда.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Обнинского городского суда Калужской области от 24 мая 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Воробьевой Л. В. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.