Судебная коллегия по административным делам 2-го Западного окружного военного суда в составе:
председательствующего -
Тюмина С.Ю,
судей:
Богдашова Д.А, Серазитдинова Э.Т,
с участием помощника судьи Джаббарова Э.Б. рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 2а-98/2019 по апелляционной жалобе административного истца на решение Ивановского гарнизонного военного суда от 3 июля 2019 г, которым отказано в удовлетворении административного искового заявления бывшего военнослужащего войсковой части N майора запаса Галкина ФИО1 об оспаривании решения начальника отделения (территориального, г. Иваново) Федерального государственного казенного учреждения "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации (далее - Отделение), которым ему отказано в принятии его супруги на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых для постоянного проживания.
Заслушав доклад судьи Серазитдинова Э.Т, судебная коллегия
установила:
как видно из решения суда и материалов дела, Галкин, уволенный с военной службы и исключенный из списков личного состава части в 2018 г, вместе с сыном и дочерью зарегистрирован по адресу воинской части в г. Тейково Ивановской области.
Решением начальника Отделения от 16 июля 2018 г. N 37-24/60/18 Галкин совместно с дочерью принят на учет нуждающихся в жилых помещениях для постоянного проживания по месту прохождения военной службы (в г. Тейково Ивановской области). Решением указанного должностного лица от 16 июля 2018 г. N 37-25/26/18 в принятии его супруги и сына на жилищный учет было отказано со ссылкой на то, что его супруга Галкина Е.А. вселена в квартиру своей матери по адресу: "адрес", общей площадью 39,8 кв.м. в качестве члена семьи собственника, а поэтому является обеспеченной жилым помещением для постоянного проживания согласно нормам жилищного законодательства, а сын административного истца, вселенный в указанную квартиру на тех же основаниях, произвел действия по прекращению пользования указанным жилым помещением в связи с чем на него распространяются последствия ухудшения жилищных условий, предусмотренные ст. 53 ЖК РФ.
18 мая 2018 г. супруга административного истца снялась с регистрационного учета по вышеуказанному адресу и в настоящее время постоянной регистрации по месту жительства не имеет, а по месту пребывания зарегистрирована по адресу: "адрес".
В ноябре 2018 г. жилое помещение по адресу: "адрес", продано матерью супруги административного истца.
Решением Ивановского гарнизонного военного суда от 7 ноября 2018 г. упомянутое выше решение начальника Отделения от 16 июля 2018 г. N 37-25/26/18 в части отказа в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, сына административного истца Галкина Е.Д. было признано незаконным и на указанное должностное лицо была возложена обязанность повторно рассмотреть вопрос о принятии его на жилищный учет в качестве члена семьи административного истца.
25 марта 2019 г. Галкин вновь обратился к начальнику Отделения с заявлением о включении его в реестр военнослужащих, признанных нуждающимися в получении жилого помещения по избранному постоянному месту жительства - в г. Иваново, а также о принятии на жилищный учет в качестве члена его семьи его супруги.
На основании этого заявления административного истца и во исполнение вышеупомянутого судебного решения начальник Отделения решением от 4 марта 2019 г. N 37-84/7/19 внес изменения в состав семьи Галкина и изменил избранное им постоянное место жительства на г. Иваново.
Кроме того, административный ответчик своим решением, оформленным сообщением от 24 апреля 2019 г. N 37-19/577/19, отказал в принятии супруги Галкина на жилищный учет по основаниям, изложенным в ранее принятом решении от 16 июля 2018 г. N 37-25/26/18.
Считая свое право на получение жилья для постоянного проживания по избранному месту жительства на весь состав семьи нарушенным, Галкин обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором, оспорив решение начальника Отделения от 24 апреля 2019 г. N 37-19/577/19 об отказе в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях по избранному месту жительства его супруги, просил отменить его и обязать названное должностное лицо повторно рассмотреть вопрос о принятии его супруги на указанный учет.
Гарнизонный военный суд в удовлетворении административного искового заявления Галкину отказал.
В апелляционной жалобе административный истец, не соглашаясь с решением суда, просит его отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении административного искового заявления.
В обоснование жалобы указывает, что в описательно-мотивировочной части решения суд признал установленным, что его супруга в соответствии с положениями п. 5 ст. 2 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (далее - Закон) является членом его семьи.
В этой связи делает вывод о том, что факт того, что она подлежит обеспечению жилым помещением в качестве члена его семьи по избранному им постоянному месту жительства - в г. Иваново, также является установленным.
Со ссылкой на положения ст. 31 ЖК РФ и разъяснения, данные в абз. "а" п. 11 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22 июля 2009 года N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" отмечает, что вопреки выводам суда первой инстанции, его супруга не проживала в квартире своей матери совместно с ней и не являлась членом семьи собственника жилого помещения. Доказательств обратного в суд не представлено.
Ссылаясь на положения ч. 2 ст. 61 ГПК РФ, обращает внимание на то, что вступившим в законную силу решением Ивановского гарнизонного военного суда от 7 ноября 2018 г. был установлен факт его совместного проживания с супругой в арендованных квартирах.
Утверждает, что право его супруги на проживание в квартире своей матери не являлось тождественным ее обязанности по проживанию в ней, поскольку своими правами граждане распоряжаются по собственному усмотрению.
В продолжение жалобы, ссылаясь на Постановление Конституционного Суда от 25 апреля 1995 г. N 3-11, указывает, что сама по себе регистрация по месту жительства является лишь административным актом и не может свидетельствовать о реальном проживании гражданина по месту указанной регистрации.
Акцентирует внимание на том, что он, его супруга и их дети проживают отдельно, однако данное обстоятельство оставлено судом без внимания.
В заключение жалобы выражает несогласие с выводом суда о том, что снятие его супруги с регистрационного учета в квартире, принадлежавшей ее матери на праве собственности, в связи с предстоящей ее продажей является добровольным ухудшением ею своих жилищных условий.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия исходит из следующего.
Пунктом 2 ч. 1 ст. 54 ЖК РФ определено, что отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
В соответствии с п. 1 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (далее - Закон) государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
Военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются жилищная субсидия или жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона.
Военнослужащие-граждане признаются федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, нуждающимися в жилых помещениях по основаниям, предусмотренным статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, в порядке, утверждаемом Правительством Российской Федерации.
Согласно п. 1 Правил признания нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих - граждан Российской Федерации (далее - Правила), утвержденных постановлением Правительства РФ от 29 июня 2011 г. N 512 "О порядке признания нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих - граждан Российской Федерации и предоставления им жилых помещений в собственность бесплатно" признание нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих - граждан Российской Федерации, указанных в абзацах третьем и двенадцатом пункта 1 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", осуществляется по основаниям, предусмотренным статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, уполномоченными органами федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба (далее - уполномоченные органы).
В силу п. 1 - 2 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ правом на признание нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, обладают граждане не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения, а также являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
Согласно ст. 31 ЖК РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Члены семьи собственника жилого помещения имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи.
По смыслу ст. 3 Закона Российской Федерации от 5 июня 1993 г. N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту жительства в пределах Российской Федерации введен, в том числе, в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод.
Пунктом 3 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 г. N 713 определено, что местом жительства является жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда (служебное жилое помещение, жилое помещение в общежитии, жилое помещение маневренного фонда, жилое помещение в доме системы социального обслуживания граждан и др.) либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства.
В соответствии со ст. 53 ЖК РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
В силу п. 3 ч. 1 ст. 54 ЖК РФ граждане не подлежат принятию на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае, если не истек предусмотренный статьей 53 ЖК РФ срок.
Согласно решениям Ивановской городской Думы от 24 мая 2005 г. N 513 "Об установлении учетной нормы площади жилого помещения (учетная норма) и нормы предоставления площади жилого помещения (нормы предоставления)" и Муниципального городского совета города Тейково третьего созыва от 25 ноября 2005 г. N 88 "Об установлении учетной нормы общей площади жилого помещения (учетная норма) и нормы предоставления общей площади жилого помещения (норма предоставления) по договорам социального найма", в целях принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, как в г. Иваново, так и в г. Тейково Ивановской области, установлен размер учетной нормы равный 10 кв.м. общей площади жилого помещения на одного члена семьи.
Как видно из материалов дела, супруга административного истца - Галкина Е.А. в период с 11 апреля 2006 г. по 18 мая 2018 г. была постоянно зарегистрирована по месту жительства в принадлежавшем ее матери на праве собственности жилом помещении по адресу: Ивановская область, "адрес", общей площадью 39,8 кв.м, в котором было зарегистрировано 2 человека. Доказательств того, что супруга административного истца была зарегистрирована в указанном жилом помещении не в качестве члена семьи собственника жилого помещения, а по другим основаниям, материалы дела не содержат.
Таким образом, из имеющихся в деле доказательств и системного толкования приведенных выше положений действующего законодательства следует, что супруга административного истца до снятия в мае 2018 г. с регистрационного учета по вышеуказанному адресу являлась членом семьи собственника жилого помещения, имела право пользования этим жилым помещением наравне с ними и была обеспеченна жильем выше учетной нормы.
Снявшись с регистрационного учета по названному адресу, и отказавшись, таким образом, от права пользования указанным жилым помещением, супруга административного истца совершила действия по ухудшению своих жилищных условий, в связи с чем не может быть принята на учет нуждающихся в жилых помещениях ранее истечения установленного ст. 53 ЖК РФ пятилетнего срока с момента указанного ухудшения.
В связи с изложенным суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что решением начальника Отделения от 24 апреля 2019 г. N 37-19/577/19 об отказе в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях по избранному месту жительства его супруги административного истца - Галкиной Е.А. права и законные интересы Галкина не нарушены и правомерно отказал в удовлетворении его административного искового заявления.
Доводы Галкина о том, что его супруга фактически не проживала в жилом помещении по адресу: Ивановская область, "адрес", судебная коллегия отвергает, поскольку данное обстоятельство не свидетельствует о том, что Галкина Е.А. не имела права пользования указанным жилым помещением до снятия с регистрационного учета в нём.
Ссылка автора жалобы на то, что с регистрационного учета в жилом помещении по вышеуказанному адресу его супруга снялась в связи с предстоящей его продажей во внимание принята быть не может, поскольку достаточных доказательств того, что указанное снятие с регистрационного учета Галкиной Е.А. в квартире ее матери было обусловлено именно предстоящей ее продажей, в материалах дела не имеется.
При таких данных, учитывая, что доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат предусмотренных ст. 310 КАС РФ оснований для отмены решения в апелляционном порядке, а также фактов, которые влияли бы на обоснованность и законность оспариваемого судебного акта, судебная коллегия не усматривает оснований для его отмены.
Руководствуясь ст. 308, п. 1 ст. 309, ст. 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Ивановского гарнизонного военного суда от 3 июля 2019 г. по административному исковому заявлению Галкина ФИО2 оставить без изменения, а его апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.