Судебная коллегия по административным делам 2-го Западного окружного военного суда в составе:
председательствующего -
Тюмина С.Ю,
судей:
Серазитдинова Э.Т, Богдашова Д.А,
с участием помощника судьи Джаббарова Э.Б, административного истца рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 2а-109/2019 по апелляционной жалобе представителя начальника отделения (территориальное, г. Ярославль) ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ (далее - отделение) Коноваловой С.Г. на решение Ярославского гарнизонного военного суда от 02 августа 2019 года, которым удовлетворено административное исковое заявление майора Черняйкова ФИО1 об оспаривании решения начальника отделения, связанного со снятием с жилищного учёта его супруги.
Заслушав доклад судьи Богдашова Д.А, объяснения административного истца, возражавшего против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
как видно из решения суда и материалов дела, решением начальника отделения от 18 июня 2019 года супруга Черняйкова снята с учёта нуждающихся в жилье на основании п. 6 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ. Уполномоченным органом было установлено, что она в период с декабря 2004 года по февраль 2005 года являлась собственником двухкомнатной квартиры общей площадью 42,6 кв.м. (жилая площадь 25,2 кв.м.), расположенной по адресу: "адрес", полученной от государства. Будучи обеспеченной жильём по установленным нормам и распорядившись им, она утратила основания состоять на жилищном учёте.
Посчитав свои права нарушенными, административный истец в судебном порядке оспорил вышеупомянутое решение начальника отделения и просил его отменить.
Суд административное исковое заявление удовлетворил.
В апелляционной жалобе представитель административного ответчика, выражая несогласие с решением суда, просит его отменить и принять новое, которым в удовлетворении административного иска отказать.
В обоснование жалобы, ссылаясь на положения Федерального закона "О статусе военнослужащих" и судебную практику, указывает, что действующее законодательство предусматривает обеспечение жилым помещением за счёт государства один раз, на супругу Черняйкова возложена обязанность сдать ранее полученное от государства жильё, чему в материалах дела доказательств не имеется.
Полагает, что поскольку супруга административного истца была обеспечена жильём по установленным нормам и реализовала своё право на получение жилого помещения от государства, которое в настоящее время не может сдать, то она утратила право состоять на жилищном учёте и претендовать на повторное жилищное обеспечение.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия исходит из следующего.
Удовлетворяя административный иск, суд первой инстанции исходил из того, что супруга истца - Черняйкова Н.В. жильём в порядке, установленном ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (далее - Закон), не обеспечивалась, с момента отчуждения жилого помещения истёк срок, установленный ст. 53 ЖК РФ, а прекращение права пользования квартирой обусловлено выездом к месту службы мужа.
Вместе с тем суд оставил без внимания ряд существенных по делу обстоятельств.
Право военнослужащих на жилище установлено п. 1 ст. 15 Закона, согласно которому государство гарантирует военнослужащим и совместно проживающим членам семьи обеспечение их жилыми помещениями в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета, то есть из государственного жилищного фонда.
В соответствии со ст. 55 ЖК РФ право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях сохраняется за гражданами до получения ими жилых помещений по договорам социального найма или до выявления предусмотренных ст. 56 настоящего Кодекса оснований снятия их с учета.
Согласно п. 6 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае выявления в представленных документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет.
По делу установлено, что на основании решения исполкома районного Совета народных депутатов от 22 апреля 2003 года матери супруги административного истца была предоставлена указанная выше квартира на состав семьи, в том числе на дочь Черняйкову Н.В.
В силу ст. 6 ЖК РСФСР, действовавшего до 1 марта 2005 г, к государственному жилищному фонду относились жилые помещения, находившиеся в ведении местных Советов народных депутатов (жилищный фонд местных Советов) и в ведении министерств, государственных комитетов и ведомств (ведомственный жилищный фонд).
Следовательно, квартира, в которой до января 2005 года проживала и состояла на регистрационном учёте в качестве члена семьи нанимателя жилого помещения супруга Черняйкова, относилась к государственному жилищному фонду.
В декабре 2004 года она в порядке приватизации стала собственником этого жилого помещения, в котором была обеспечена площадью по установленным нормам, а в 2005 году снялась с регистрационного учёта и продала квартиру своей матери, зарегистрировавшись в служебном жилье мужа.
Изложенное указывает на неверный вывод суда о том, что прекращение права пользования квартирой было обусловлено выездом к месту службы мужа, поскольку являясь собственником полученного от государства жилого помещения, она совершила действия по его отчуждению, распорядившись по своему усмотрению своими жилищными правами. Об этих обстоятельствах Черняйков при обращении в жилищный орган не сообщал.
Таким образом, обеспечение административного истца жилым помещением совместно с супругой в порядке, установленном Федеральным законом "О статусе военнослужащих", то есть за счёт государства, при её обеспеченности ранее жильем по установленным нормам из государственного жилищного фонда и без его сдачи, приведёт к сверхнормативному обеспечению жильем и нарушению принципа социальной справедливости и недопущения необоснованного сверхнормативного предоставления военнослужащим и членам их семей жилищных гарантий, установленного Законом (определения Конституционного Суда РФ от 20 ноября 2014 г. N 2655-О, от 23 декабря 2014 г. N 2893-О, от 29 января 2015 г. N 117-О), а истечение пятилетнего срока с момента умышленного ухудшения супругой Черняйкова жилищных условий не является основанием для её повторного обеспечения жилым помещением за счет федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба.
В связи с этим не имелось оснований для признания оспоренного решения уполномоченного органа незаконным, а выводы суда об обратном несоответствуют обстоятельствам административного дела и основаны на неправильном применении норм материального права.
С учётом изложенного обжалуемое решение суда подлежит отмене с принятием нового решения об отказе в удовлетворении административного иска.
Руководствуясь ст.308, п.2 ст.309, ст.310-311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Ярославского гарнизонного военного суда от 02 августа 2019 года по административному исковому заявлению Черняйкова ФИО2 в связи с несоответствием выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела и неправильным применением норм материального права отменить и принять новое решение, которым в удовлетворении административного иска отказать.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.