Судья Верховного Суда Чувашской Республики Максимова И.А., рассмотрев жалобу Васильевой И.В. и ее защитника Можарова А.А. на постановление государственного инспектора труда (по правовым вопросам) Государственной инспекции труда в Чувашской Республике от 17 июня 2019 года, решение судьи Московского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 6 августа 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ, в отношении директора МБОУ "СОШ N 50" г. Чебоксары Васильевой И.В. ,
УСТАНОВИЛ:
постановлением государственного инспектора труда (по правовым вопросам) Государственной инспекции труда в Чувашской Республике N от 17 июня 2019 года Васильева И.В. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 3000 руб. (л.д. 14).
Решением судьи Московского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 6 августа 2019 года постановление должностного лица от 17 июня 2019 года оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Верховный Суд Чувашской Республики, Васильева И.В. и ее защитник Можаров А.А. просят об отмене постановления должностного лица и судебного акта, ссылаясь на их незаконность. В обоснование жалобы указывают, что ФИО1 не имеет права на получение специальной одежды, поскольку она не занята на работе с вредными и (или) опасными условиями труда; об отсутствии подписи работника в личной карточке был составлен акт об отказе работника от подписи, который представлялся инспекции.
В судебное заседание директор МБОУ "СОШ N 50" г. Чебоксары Васильева И.В. не явилась, извещена надлежащим образом, представила заявление, в котором указывает, что о рассмотрении дела и жалобы должностным лицом и судом по месту жительства не извещалась.
Защитник Васильевой И.В. - Можаров А.А. жалобу поддержал, пояснил, что он не был извещен должностным лицом о рассмотрении дела, Васильева И.В. привлечена к ответственности, как физическое, а не должностное лицо.
Рассмотрев жалобу, проверив дело в полном объеме, выслушав пояснения защитника Васильевой И.В. - Можарова А.А, изучив материалы административного дела N, представленные административным органом, прихожу следующим выводам.
Частью 1 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 4 настоящей статьи.
Согласно постановлению Правительства РФ от 16 апреля 2003 года N 225 в личной карточке формы Т-2 повторяются все записи из трудовой книжки о приеме на работу, переводах и увольнении. С каждой такой записью работодатель обязан ознакомить сотрудника под расписку в личной карточке.
При получении трудовой книжки в связи с увольнением работник расписывается в личной карточке и в книге учета движения трудовых книжек и вкладышей в них.
В соответствии с п. 12 Правилами ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателей, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16 апреля 2003 года N 225, в разделе "Прием на работу, переводы на другую работу" с каждой записью, вносимой на основании приказа (распоряжения) о приеме на работу (форма N Т-1 или Т-1а) и приказа (распоряжения) о переводе на другую работу (форма N Т-5), администрация обязана ознакомить работника под расписку в графе 6 форм.
В соответствии со ст. 212, 221 Трудового кодекса Российской Федерации, работодатель обязан обеспечить: приобретение и выдачу за счет собственных средств специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих средств, прошедших обязательную сертификацию или декларирование соответствия, п. 34 "Межотраслевых правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты" N 290-н от 01 июня 2009 года. Ответственность за своевременную и в полном объеме выдачу работникам прошедших в установленном порядке сертификацию или декларирование соответствия СИЗ в соответствии с типовыми нормами, за организацию контроля за правильностью их применения работниками, а также за хранение и уход за СИЗ возлагается на работодателя (его представителя).
Согласно Приказу Минтруда РФ от 09 декабря 2014 года N 997н "Об утверждении Типовых норм бесплатной выдачи сертифицированных специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам сквозных профессий и должностей всех отраслей экономики, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением" сторожам (вахтерам) полагается: костюм для защиты от общих производственных загрязнений и механических воздействий; сапоги резиновые с защитным подноском; перчатки с полимерным покрытием.
Из материалов дела следует, что на основании распоряжения органа государственного контроля о проведении проверки от 24 апреля 2019 года N, проведена внеплановая выездная проверка МБОУ "СОШ N 50" г. Чебоксары, расположенного по адресу: "адрес".
В ходе проверки установлено, что в личной карточке Т-2 работника ФИО1 в графе на странице 2 внесена дата и не имеется подписи работника; работника обеспечивают только перчатками. Специальная одежда в виде костюма для защиты от общих производственных загрязнений и механических воздействий; сапоги резиновые с защитным подноском не закупалась и ФИО1 не выдавалась; в личной карточке СИЗ отсутствует подпись работника ФИО1 подтверждающая получение данной специальной одежды.
Указанные обстоятельства явились основанием для возбуждения в отношении директора МБОУ "СОШ N 50" г. Чебоксары Васильевой И.В. дела об административном правонарушении и вынесении постановления о привлечении ее к административной ответственности по ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ.
При рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении судья районного суда признал его законным и обоснованным.
Вместе с тем судья районного суда не учел следующее.
В силу пункта 7 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии по одному и тому же факту совершения противоправных действий (бездействия) лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, постановления о назначении административного наказания, либо постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном той же статьей или той же частью статьи названного Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, либо постановления о возбуждении уголовного дела.
Из материалов дела следует, что постановлением государственного инспектора труда (по правовым вопросам) Государственной инспекции труда в Чувашской Республике от 27 мая 2019 года директору МБОУ "СОШ N 50" г. Чебоксары Васильевой И.В. вменялись нарушения, указанные в оспариваемом постановлении. При рассмотрении дела должностным лицом установлено, что в действиях Васильевой И.В. усматриваются признаки совершения административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Также в постановлении содержится вывод, о том, что исходя, из установленных в ходе рассмотрения дела обстоятельств, противоправное деяние следует квалифицировать по ч. 4 ст. 5.27.1 КоАП РФ. В резолютивной части постановления должностное лицо пришло к выводу о прекращении производства по делу в связи с переквалификацией ч. 4 ст. 5.27.1 на ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ. При этом должностное лицо не разрешило вопрос о назначении административного наказания с учетом санкции указанной нормы.
31 мая 2019 года в отношении директора МБОУ "СОШ N 50" г. Чебоксары Васильевой И.В. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, по фактам, отраженным в постановлении государственного инспектора труда (по правовым вопросам) Государственной инспекции труда в Чувашской Республике от 27 мая 2019 года (л.д. 48-51).
Вместе с тем, за совершение этих действий в отношении Васильевой И.В. производство по делу прекращено в связи с переквалификацией ч. 4 ст. 5.27.1 на ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ.
Наличие по одному и тому же факту совершения противоправных действий постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении в силу приведенных положений Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях исключало возможность повторного возбуждения дела об административном правонарушении по тем же обстоятельствам и осуществления производства по этому делу.
Указанное требование Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях проигнорировано должностным лицом, вынесшим 17 июня 2019 года постановление, а также оставлено без внимания судьей районного суда при вынесении решения.
Кроме того при составлении протокола об административном правонарушении нарушены процессуальные требования Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Из содержания протокола об административном правонарушении следует, что он был составлен 31 мая 2019 в отсутствие лица, в отношении которого было возбуждено производство по делу об административном правонарушении - Васильевой И.В. (л.д. 5-7).
Согласно материалам дела уведомление о месте и времени составления данного протокола, адресованное директору МБОУ "СОШ N 50" г. Чебоксары Васильевой И.В, направлено 28 мая 2019 года по адресу местонахождения учреждения (л.д. 58).
При этом в данном документе Васильевой И.В. сообщалось о необходимости ее явки как представителя и директора МБОУ "СОШ N 50" г. Чебоксары к 14 час. 45 мин и 15 час. 00 минут 31 мая 2019 года в инспекцию для дачи объяснений при рассмотрении протокола и вынесения постановления о назначении административного наказания по ч. 4 ст. 5.27.1 КоАП РФ (л.д. 58).
Между тем следует учесть, что в рамках настоящего дела Васильева И.В. привлечена к административной ответственности как должностное лицо (исходя из описательно - мотивировочной части постановления), как физическое лицо (исходя из резолютивной части постановления).
В силу части 2 статьи 25.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях извещения, адресованные гражданам, в том числе индивидуальным предпринимателям, направляются по месту их жительства.
В нарушение указанной нормы уведомление о месте и времени составления протокола об административном правонарушении Васильевой И.В. по месту ее жительства не направлялось. О том, что данное извещение касалось составления протокола по факту привлечения Васильевой И.В. к административной ответственности по ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ, в нем не указано, доказательств обратного в материалах дела не имеется.
Частью 2 статьи 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, предусмотренных частью 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса, либо если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
Как усматривается из материалов дела дело в отношении Васильевой И.В. рассмотрено должностным лицом в отсутствие лица, привлеченного к административной ответственности, защитника.
В нарушение ст. 25.15 КоАП РФ извещение о месте и времени рассмотрении дела по месту жительства Васильевой И.В. не направлялось, доказательств обратному в материалах дела не имеется.
Как следует из материалов дела определением государственного инспектора труда (по правовым вопросам) Государственной инспекции труда в Чувашской Республике от 31 мая 2019 года рассмотрение дела в отношении Васильевой И.В. назначено на 15 часов 00 минут 18 июня 2019 года (л.д. 4).
Согласно письму N, на которое имеется ссылка в определении от 31 мая 2019 года, Васильевой И.В. надлежало явиться в инспекцию в 15 часов 17 июня 2019 года для дачи объяснений при рассмотрении протокола и вынесения постановления о назначении административного наказания по ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ (л.д. 41). Из содержания указанного письма усматривается, что Васильевой И.В. по месту работы направлена копия определения от 31 мая 2019 года, копия протокола от 31 мая 2019 года.
Должностным лицом дело в отношении Васильевой И.В. рассмотрено 17 июня 2019 года.
Вместе с тем дело об административном правонарушении, как указывалось выше, было назначено к рассмотрению на 15 часов 00 минут 18 июня 2019 года.
Указанные нарушения являются существенными, влекущими нарушение права на защиту лица, в отношении которого возбуждено производство по делу об административном правонарушении.
Изложенным доказательствам судом первой инстанции оценка не дана. При рассмотрении данного дела об административном правонарушении требования статей 24.1 и 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о выяснении всех обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела, соблюдены не были.
При таких обстоятельствах постановление государственного инспектора труда (по правовым вопросам) Государственной инспекции труда в Чувашской Республике от 17 июня 2019 года и решение судьи Московского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 6 августа 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ, подлежат отмене, а производство по делу прекращению по основанию, предусмотренному пунктом 7 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с наличием по одному и тому же факту совершения противоправных действий постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном той же статьей названного Кодекса.
Руководствуясь п. 3 ч. 1 ст. 30.7, ст. 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
РЕШИЛ:
постановление государственного инспектора труда (по правовым вопросам) Государственной инспекции труда в Чувашской Республике от 17 июня 2019 года и решение судьи Московского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 6 августа 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ, в отношении Васильевой И.В. отменить.
Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 7 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья Верховного Суда
Чувашской Республики И.А. Максимова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.