Судья Верховного Суда Чувашской Республики Голубев А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Фролова Николая Гурьевича на постановление руководителя Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Чувашской Республике и Ульяновской области Палькина А.Н. N 05-ЧР/18 от 10 июня 2019 года и решение судьи Батыревского районного суда Чувашской Республики от 22 августа 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении главы крестьянского фермерского хозяйства Фролова Николая Гурьевича,
установил:
постановлением руководителя Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Чувашской Республике и Ульяновской области Палькина А.Н. N 05-ЧР/18 от 10 июня 2019 года, оставленным без изменения решением судьи Батыревского районного суда Чувашской Республики от 22 августа 2019 года, глава крестьянского фермерского хозяйства Фролов Н.Г. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 50000 рублей.
В жалобе, поданной в Верховный Суд Чувашской Республики, Фролов Н.Г. просит об отмене вынесенных в отношении него актов и прекращении производства по делу за недоказанностью обстоятельств, на основании которых вынесено постановление
Изучив доводы жалобы и материалы дела, выслушав представителя Управления Россельхознадзора по Чувашской Республике и Ульяновской области Игнатьева А.Ф. и Анрееву Е.А, признав возможным рассмотрение жалобы в отсутствие Фролова Н.Г, извещенного надлежащим образом, прихожу к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель, влечет наложение административного штрафа на физических лиц от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Объективную сторону рассматриваемого административного правонарушения образует бездействие по выполнению установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду.
Субъектом правонарушения являются лица, обязанные соблюдать установленные законом требования и обязательные мероприятия.
Целями охраны земель в соответствии со статьей 12 Земельного кодекса Российской Федерации являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель (нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения общества к административной ответственности).
Согласно пункту 1 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации под охраной земель понимается деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, направленная на сохранение земли как важнейшего компонента окружающей среды и природного ресурса.
В силу статьи 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы; выполнять иные требования, предусмотренные настоящим Кодексом, федеральными законами.
Согласно пункту 1 статьи 79 Земельного кодекса Российской Федерации сельскохозяйственные угодья - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 16 июля 1998 года N 101-ФЗ "О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения" собственники, владельцы, пользователи, в том числе арендаторы, земельных участков обязаны, осуществлять производство сельскохозяйственной продукции способами, исключающими или ограничивающими неблагоприятное воздействие такой деятельности на окружающую среду; соблюдать нормы и правила в области обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения; выполнять другие обязанности, предусмотренные законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Согласно материалам дела, внеплановой выездной проверкой, проведенной 16 мая 2019 года в рамках государственного контроля (надзора) за соблюдением требований законодательства РФ в области земельных отношений на основании распоряжения заместителя руководителя Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Чувашской Республике и Ульяновской области от 6 мая 2019 года N 05-ЧР/51, согласованной решением первого заместителя прокурора Чувашской Республики от 14 мая 2019 года, установлено, что главе КФХ Фролову Н.Г. на праве аренды (договор аренды земельного участка от 26 марта 2015 года, срок аренды 49 лет) принадлежит земельный участок с кадастровым номером N общей площадью. 30,4 га, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения с разрешенным использованием: для сельскохозяйственного производства, расположенный в кадастровом квартале N на территории "данные изъяты".
Проверкой установлено, что на части названного земельного участка на площади около 3 га не проводятся обязательные агротехнические мероприятия (вспашка почвы, культивация, дискование, возделывание сельскохозяйственных культур) и другие мероприятия по борьбе с сорняками и вводу части земельного участка в севооборот в соответствие с системой земледелия, не выполняются установленные требования по улучшению, защите земель и охране почв предотвращению других процессов негативного воздействия на окружающую среду, что привело к зарастанию вышеуказанной части земельного участка сорной растительностью (полынь обыкновенная, осот полевой, ромашка, пырей и другие).
По результатам проверки, должностным лицом Управления Россельхознадзора по Чувашской Республике и Ульяновской области в отношении главы КФЗ Фролова Н.Г. составлен протокол об административном правонарушении и вынесено постановление о привлечении к административной ответственности по части 2 статьи 8.7 КоАП РФ.
Факт совершения главой КФХ Фроловым Н.Г. административного правонарушения, ответственность за совершение которого установлена частью 2 статьи 8.7 КоАП РФ, подтверждается выпиской из ЕГРН; актом осмотра земельного участка от 17 апреля 2019 года; материалами рейдового осмотра, обследования; результатами внеплановой выездной проверки, проведенной 16 мая 2019 года, и другими материалами в деле.
Имеющиеся в материалах дела доказательства в своей совокупности подтверждают факт того, что при производстве по делу юридически значимые обстоятельства должностным лицом, а также судьей районного суда определены правильно, представленным доказательствам дана надлежащая правовая оценка в соответствии со статьей 26.11 КоАП РФ. Существенных нарушений процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, не позволивших всесторонне, полно и объективно рассмотреть жалобу, не допущено.
Вопреки доводам жалобы, ставить под сомнение достоверность содержащихся в материалах проверки сведений относительно правильного установления места расположения арендуемого Фроловым Н.Г. земельного участка, которое осуществлено путем сопоставления данных публичной кадатровой карты с информацией, полученной с помощью программного обеспечением "данные изъяты" и навигатора "данные изъяты", не имеется.
Административное наказание назначено Фролову Н.Г. в соответствии с требованиями статей 3.1, 3.5, 4.1 КоАП РФ, в пределах санкции частью 2 статьи 8.7 КоАП РФ.
О месте и времени составления протокола об административном правонарушении Фролов Н.Г. извещен надлежащим образом, его неявка не препятствовала составлению данного протокола.
Порядок проведения внеплановой выездной проверки административным органом не нарушен.
Данная проверка была проведена по основанию, предусмотренному подпунктом "а" пункта 2 части 2 статьи 10 Федерального закона 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", ее проведении согласовано решением первого заместителя прокурора Чувашской Республики, в соответствии с частью 17 статьи 10 названного Федерального закона предварительное уведомление главы КФХ Фролова Н.Г. о начале проведения проверки не требовалось.
Порядок и срок давности привлечения Фролова Н.Г. к административной ответственности не нарушены.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену вынесенных решений, в ходе производства по настоящему делу допущено не было.
Руководствуясь статьями 30.7, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
постановление руководителя Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Чувашской Республике и Ульяновской области Палькина А.Н. N 05-ЧР/18 от 10 июня 2019 года и решение судьи Батыревского районного суда Чувашской Республики от 22 августа 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении главы крестьянского фермерского хозяйства Фролова Николая Гурьевича оставить без изменения, а жалобу Фролова Н.Г.- без удовлетворения.
Судья Верховного Суда
Чувашской Республики А.В. Голубев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.