Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Чувашской Республики в составе: председательствующего Орловой И.Н., судей Степановой З.А., Уряднова С.Н., при секретаре судебного заседания Мухаметшиной Э.М., рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашской Республики административное дело по административному иску Федерального казенного учреждения "Исправительная колония N 6 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Чувашской Республике - Чувашии" об установлении административного надзора в отношении Родионова Алексея Владимировича, поступившее по апелляционной жалобе Федерального казенного учреждения "Исправительная колония N 6 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Чувашской Республике - Чувашии" на решение Чебоксарского районного суда Чувашской Республики от 31 июля 2019 года.
Заслушав доклад судьи Орловой И.Н, судебная коллегия
установила:
Федеральное казенное учреждение "Исправительная колония N 6 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Чувашской Республике - Чувашии" (далее - ФКУ ИК - 6 УФСИН России по Чувашской Республике - Чувашии) обратилось в суд с административным иском об установлении административного надзора на срок три года в отношении осужденного Родионова А.В, освобождаемого из мест лишения свободы, и установлении в отношении него административных ограничений в виде обязательной явки в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации два раза в месяц; запрета пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания, с 22 часов до 6 часов утра следующего дня; запрета пребывания в общественных местах, где производится продажа алкогольной продукции в розницу.
Заявление мотивировано тем, что ранее неоднократно судимый Родионов А.В. отбывает наказание за совершение преступления, предусмотренного п. "в" ч. 2 ст. 158 Уголовного кодекса Российской Федерации по приговору Шумерлинского районного суда Чувашской Республики от... Апелляционным постановлением Судебной коллегии по уголовным делам Верховного суда Чувашской Республик от... назначенное ему наказание в виде двух лет лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима снижено до... В связи с осуждением Родионова А.В, ранее установленный в отношении него административный надзор решением Семеновского районного суда Нижегородской области... прекращен.
Представитель ФКУ ИК - 6 УФСИН России по Чувашской Республике - Чувашии Турханов С.Н. в судебном заседании суда первой инстанции требование поддержал.
Родионов А.В, участвовавший в судебном заседании суда первой инстанции путем использования системы видеоконференц-связи, административный иск не признал.
Прокурор Романов А.В. административный иск полагал подлежащим удовлетворению.
Не согласившись с данным решением, ФКУ ИК - 6 УФСИН России по Чувашской Республике - Чувашии подало апелляционную жалобу, в которой ставит вопрос о его отмене по мотивам незаконности и необоснованности и принятия по делу нового решения об установлении административного надзора в отношении Романова А.В.
В суд апелляционной инстанции прокурор Овчинникова Н.А. полагала, что решение суда подлежит отмене, поскольку имеются основания для установления в отношении Родионова А.В. административного надзора.
Остальные лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения суда первой инстанции в полном объеме согласно ст. 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, заслушав заключение прокурора Овчинниковой Н.А. не усмотревшей оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 6 апреля 2011 года N 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" (далее - далее ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы") административным надзором является осуществляемое органами внутренних дел наблюдение за соблюдением лицом, освобожденным из мест лишения свободы, установленных судом в соответствии с настоящим Федеральным законом временных ограничений его прав и свобод (административные ограничения), а также за выполнением им обязанностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
В силу ч. 1 ст. 3 ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" административный надзор устанавливается судом при наличии оснований, предусмотренных ч. 3 настоящей статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость, за совершение: 1) тяжкого или особо тяжкого преступления; 2) преступления при рецидиве преступлений; 3) умышленного преступления в отношении несовершеннолетнего; 4) двух и более преступлений, предусмотренных ч. 1 ст. 228, ст. 228.3, ч.1 ст. 231, ч.1 ст. 234.1 Уголовного кодекса Российской Федерации.
Согласно ч. 3 ст. 3 ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" в отношении указанного в ч. 1 настоящей статьи лица административный надзор устанавливается, если: 1) лицо в период отбывания наказания в местах лишения свободы признавалось злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания; 2) лицо, отбывшее уголовное наказание в виде лишения свободы и имеющее непогашенную либо неснятую судимость, совершает в течение одного года два и более административных правонарушения против порядка управления и (или) административных правонарушения, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность и (или) на здоровье населения и общественную нравственность.
При этом ч. 2 ст. 3 ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" предусмотрено, что в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего, за исключением случая, предусмотренного ч. 2.1 данной статьи, а также за совершение преступления при опасном или особо опасном рецидиве преступлений, административный надзор устанавливается независимо от наличия оснований, предусмотренных ч. 3 указанной статьи.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 5 этого же Федерального закона административный надзор устанавливается в отношении лиц, указанных в ч. 2 ст. 3 данного Федерального закона, на срок, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания.
Срок административного надзора исчисляется в отношении лиц, указанных в ч.ч. 2 и 2.1 ст. 3 настоящего Федерального закона, со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения (п. 1 ч. 3 ст. 5 ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы").
Из дела следует и судом установлено, что решением Семеновского районного суда Нижегородской области от... в отношении Родионова А.В. установлен административный надзор на срок 6 лет с установлением следующих административных ограничений: запрет поднадзорному пребывание вне места проживания в период с 23 часов до 6 часов следующего дня, кроме случаев осуществления поднадзорным в указанной период трудовой деятельности; запрет пребывания в местах, где осуществляется продажа алкогольных напитков в розлив; запрет выезда за пределы субъекта Российской Федерации без уведомления отдела внутренних дел по месту жительства или пребывания; обязанности поднадзорного являться на регистрацию в орган внутренних дел по месту жительства 4 раза в месяц.
В период нахождения под административным надзором, Родионов А.В. совершил преступление небольшой тяжести, предусмотренное... Уголовного кодекса Российской Федерации, за что был осужден приговором Шумерлинского районного суда Чувашской Республики от... и ему назначено наказание в виде лишения свободы сроком на...
27 марта 2017 года установленный в отношении Родионова А.В. административный надзор прекращен в связи с осуждением по приговору Шумерлинского районного суда Чувашской Республики от...
Наказание по указанному приговору им отбыто...
Приговором Шумерлинского районного суда Чувашской Республики от... с учетом апелляционного постановления Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда Чувашской Республики от.., Родионов А.В. осужден за совершение преступления средней тяжести, предусмотренного... Уголовного кодекса Российской Федерации, и ему назначено наказание в виде лишения свободы сроком на 1 год 9 месяцев.
Отказывая в удовлетворении административного иска, районный суд, руководствовался п. 4 ч. 2 ст. 3 ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" и исходил из того, что Родионов А.В. не является лицом, освобожденным из мест лишения свободы и имеющим непогашенную судимость за совершение в период нахождения под административным надзором, за которое он был осужден к лишению свободы и направлен к месту отбывания наказания, поскольку установленный административный надзор прекращен... Наличие иных оснований для установления в отношении Родионова А.В. административного надзора из представленных материалов суд не усмотрел.
Действительно материалами дела подтверждается, что на момент совершения преступления, за которое Родионов А.В. осужден приговором Шумерлинского районного суда Чувашской Республики от.., установленный в отношении него административный надзор был прекращен.
Однако из содержания административного иска следует, что обращаясь в суд с требованием об установлении в отношении Родионова А.В. административного надзора ФКУ ИК - 6 УФСИН России по Чувашской Республике - Чувашии ссылалось на ч. 6 ст. 9 ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы".
В соответствии с ч. 6 ст. 9 ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" при прекращении административного надзора не исключается установление судом административного надзора повторно в отношении лица, указанного в ч. 1 ст. 3 настоящего Федерального закона, при наличии основания, предусмотренного п. 2 ч. 3 ст. 3 настоящего Федерального закона, в течение срока, установленного законодательством Российской Федерации для погашения судимости (лицо, отбывшее уголовное наказание в виде лишения свободы и имеющее непогашенную либо неснятую судимость, совершает в течение одного года два и более административных правонарушения против порядка управления, и (или) административных правонарушения, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность и (или) на здоровье населения и общественную нравственность, и (или) административных правонарушения, предусмотренных ч. 7 ст. 11.5, и (или) ст. 11.9, и (или) ст. 12.8, и (или) ст. 12.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 32 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16 мая 2017 года N 15 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы", осуждение поднадзорного лица к лишению свободы и направление его к месту отбывания наказания является основанием для прекращения административного надзора (п. 3 ч.1 ст. 9 Закона).
Вместе с тем, как следует из положений ч.ч. 1 и 2 ст. 3 Закона, назначение административного надзора за указанными в них лицами связано с наличием непогашенной либо неснятой судимости за совершение преступления определенной категории независимо от того, что ранее такой надзор был прекращен.
С учетом этого административный надзор устанавливается вновь, если после отбытия наказания, в связи с которым такой надзор был прекращен, у лица по первоначальному приговору суда сохраняется неснятая или непогашенная судимость за совершение преступления, указанного в ч.ч. 2 и 2.1 ст. 3 Закона. Установление административного надзора при названных обстоятельствах в рамках срока непогашенной судимости по первоначальному приговору не является повторным.
При этом, по смыслу п.п. 2 и 3 ч. 1 ст. 5 Закона, заявление об установлении административного надзора в отношении указанного выше лица может быть подано в пределах срока погашения судимости.
Из решения Семеновского районного суда Нижегородской области от... следует, что основанием для установления Родионову А.В. первого административного надзора послужило совершение им, среди прочих, тяжкого преступления, предусмотренного... Уголовного кодекса Российской Федерации, (п.1 ч. 1 ст. 3 ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы") при особо опасном рецидиве (п. 2 ч.2 ст. 3 ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы").
Из апелляционного постановления Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда Чувашской Республики от... следует, что за совершение указанного тяжкого преступления, а также иных преступлений, Родионов А.В. был осужден приговором Шумерлинского районного суда от... к наказанию в виде лишения свободы на срок 3 года и освобожден по отбытию наказания 15 октября 2015 года.
Согласно ст. 86 Уголовного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до вступления в законную силу Федерального закона от 23 июля 2013 года N 218-ФЗ) срок погашения судимости по данной категории преступления, составляет 6 лет после отбытия наказания.
Следовательно, последний день 6-ти летнего срока погашения судимости Родионова А.В. за совершение указанного тяжкого преступления приходится на 14 октября 2021 года.
То есть, судимость по приговору от... на момент подачи и рассмотрения настоящего административного иска не погашена и не снята.
Таким образом, поскольку Родионов А.В. был осужден к реальному лишению свободы за совершение, в том числе тяжкого преступления (... Уголовного кодекса Российской Федерации) по приговору от... при особо опасном рецидиве преступлений, административный надзор в отношении него мог быть и должен был быть установлен.
В соответствии с ч. 1 ст. 4 ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" в отношении поднадзорного лица могут устанавливаться следующие административные ограничения:
1) запрещение пребывания в определенных местах;
2) запрещение посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях;
3) запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в определенное время суток;
4) запрещение выезда за установленные судом пределы территории;
5) обязательная явка от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации.
Обязательным является установление судом административного ограничения в виде обязательной явки поднадзорного лица от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации (п. 1 ч. 2 ст. 4 ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы").
Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 22 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 16 мая 2017 года N 15 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" выбор вида административных ограничений не может носить произвольный характер и должен быть направлен на выявление и устранение причин и условий, способствующих совершению преступлений или административных правонарушений, а также оказание воспитательного воздействия на лиц в целях недопущения совершения указанных правонарушений или антиобщественного поведения. Назначение административных ограничений не должно несоразмерно ограничивать право поднадзорного лица на труд, получение образования, медицинской помощи и т.п.
В соответствии с ч. 8 ст. 272 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при разрешении административного дела об установлении, о продлении административного надзора или о дополнении административных ограничений суд не связан изложенным в административном исковом заявлении мнением о сроке установления административного надзора и (или) видах административных ограничений, предлагаемых к установлению, и с учетом конкретных обстоятельств административного дела может установить иные предусмотренные федеральным законом виды ограничений, а также иные сроки в пределах, установленных федеральным законом.
По месту отбывания наказания за совершение последнего преступления (приговор Шумерлинского районного суда Чувашской Республики от... ) Родионов А.В. характеризуется положительно, имеет 2 поощрения и 2 взыскания, одно из которых снято в виде поощрения, другое погашено по сроку давности.
С учетом фактических обстоятельств, характера и степени общественной опасности совершенного Родионовым А.В. преступления, поведения в период и после отбытия наказания, данных о его личности судебная коллегия полагает возможным установить в отношении него следующие административные ограничения:
- обязательная явка в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации четыре раза в месяц;
- запрет пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания, с 22 часов до 6 часов утра следующего дня;
- запрета пребывания в общественных местах, где производится продажа алкогольной и спиртосодержащей продукции в розницу.
Судебная коллегия при этом отмечает, что административный надзор не является повторным наказанием, но является необходимой мерой социального контроля за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, имеющей целью, в том числе, предупреждение рецидивной преступности, что не должно расцениваться как ухудшение положения таких лиц.
Допущенное судом первой инстанции нарушение в силу п. п. 1 и 4 ч. 2 ст. 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации является основанием для отмены решения суда в апелляционном порядке и принятия нового решения об установлении в отношении Родионова А.В. административного надзора и административных ограничений.
Руководствуясь ст. 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Чебоксарского районного суда Чувашской Республики от 31 июля 2019 года отменить и принять по делу новое решение.
Установить в отношении Родионова Алексея Владимировича,... года рождения, административный надзор сроком на 6 (шесть) лет за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания по приговору Шумерлинского районного суда Чувашской Республики от...
Начало срока административного надзора исчислять со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения.
Установить в отношении Родионова Алексея Владимировича,... года рождения, следующие административные ограничения:
- обязательная явка в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации четыре раза в месяц;
- запрет пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания, с 22 часов до 6 часов утра следующего дня;
- запрет пребывания в общественных местах, где производится продажа алкогольной и спиртосодержащей продукции в розницу.
Председательствующий И.Н. Орлова
Судьи: З.А. Степанова
С.Н. Уряднов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.