Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Марий Эл в составе:
председательствующего Петровой О.А,
судей Халиулина А.Д. и Салиховой Э.И,
при секретаре Демаковой В.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе администрации городского округа "Город Йошкар-Ола" на решение Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 31 июля 2019 года, которым постановлено:
административное исковое заявление удовлетворить частично.
Признать незаконным постановление администрации городского округа "Город Йошкар-Ола" от 28 марта 2019 года N 299 об отклонении документации по планировке территории.
Возложить на администрацию городского округа "Город Йошкар-Ола" обязанность рассмотреть по существу в течение пяти дней с даты вступления решения в законную силу документацию по планировке территории, ограниченной улицами "... ".
Отказать Сергеевой О. АнатО. в удовлетворении требования о возложении на администрацию городского округа "Город Йошкар-Ола" обязанности утвердить основную часть проекта межевания территории.
Взыскать с администрации городского округа "Город Йошкар-Ола", Управления архитектуры и градостроительства администрации городского округа "Город Йошкар-Ола" в пользу Сергеевой О. АнатО. расходы по оплате государственной пошлины по 150 рублей.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Марий Эл Салиховой Э.И, судебная коллегия
установила:
Сергеева О.А, действуя через представителя Ивлеву Е.В, обратилась в суд с административным исковым заявлением, в котором просила признать незаконным постановление администрации городского округа "Город Йошкар-Ола" от 28 марта 2019 года N 299 об отклонении документации по планировке территории, обязать административного ответчика утвердить основную часть проекта межевания территории, ограниченной улицами Героев "... ", в соответствии с заключением комиссии по подготовке проекта правил землепользования и застройки городского округа "Город Йошкар-Ола" от 24 декабря 2018 года о результатах общественных обсуждений по проектам постановлений об утверждении документации по планировке территории, подготовленной на основании протокола общественных обсуждений от "дата" "N".
В обоснование заявленных требований указано, что 3 апреля 2018 года на основании заявления Сергеевой О.А. администрацией городского округа "Город Йошкар-Ола" вынесено постановление N 319 "О подготовке документации по планировке территории", в соответствии с которым принято решение считать возможной подготовку документации по планировке территории, ограниченной улицами "... ", в составе: проект межевания территории.
МУП "Архитектор" на основании договора, заключенного с
Сергеевой О.А, подготовил проект межевания указанной территории, который был проверен администрацией городского округа "Город
Йошкар-Ола" на соответствие требованиям законодательства, после чего подготовлен проект постановления "О подготовке документации по планировке территории", который направлен главе города на общественные обсуждения.
"дата" составлен протокол общественных обсуждений
"N", в том числе по ранее указанному проекту постановления администрации городского округа "Город Йошкар-Ола" "О подготовке документации по планировке территории", согласно которому замечания и предложения участников общественных обсуждений отсутствовали.
"дата" в газете "Йошкар-Ола" было опубликовано заключение комиссии по подготовке проекта правил землепользования и застройки городского округа "Город Йошкар-Ола" от "дата" о результатах общественных обсуждений по проекту постановления администрации городского округа "Город Йошкар-Ола" "О подготовке документации по планировке территории" в составе: основная часть проекта межевания территории, ограниченной улицами "... ", подготовленная на основании протокола общественных обсуждений "N", согласно которому администрации городского округа "Город Йошкар-Ола" было рекомендовано утвердить основную часть вышеуказанного проекта межевания территории.
Несмотря на результаты общественных обсуждений и рекомендации комиссии по подготовке проекта правил землепользования и застройки городского округа "Город Йошкар-Ола", администрацией городского округа "Город Йошкар-Ола" издано постановление от 28 марта 2019 года N 299 "Об отклонении документации по планировке территории", которым отклонена основная часть проекта межевания территории, ограниченной улицами "... "
Административный истец Сергеева О.А. считает данное постановление незаконным и нарушающим ее права, так как в оспариваемом документе не указаны предусмотренные законодательством основания для его принятия, постановление вынесено без учета результатов общественных обсуждений и заключения комиссии по подготовке проекта правил землепользования и застройки городского округа "Город Йошкар-Ола", нарушен порядок его издания.
Судом принято вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе администрация городского округа "Город Йошкар-Ола" просит отменить решение суда, считая его вынесенным с нарушением норм материального права, полагая необоснованными выводы суда по конкретным основаниям принятия решения об отклонении проекта межевания территории.
В письменных возражениях представитель Сергеевой О.А. Ивлева Е.В. приводит доводы в поддержку решения суда, просит оставить его без изменения.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились Сергеева О.А, представитель административного ответчика Управления архитектуры и градостроительства администрации городского округа "Город Йошкар-Ола", заинтересованные лица Герасимов В.Н, Попцова Л.В,
Кених А.В, представители МУП "Архитектор", МУП "Водоканал",
ООО "Газпром газораспределение Йошкар-Ола", в материалах дела имеются сведения об их надлежащем извещении, в связи с чем судебная коллегия определиларассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав объяснения представителя администрации городского округа "Город Йошкар-Ола" Хлебникова В.И, поддержавшего апелляционную жалобу, объяснения представителя Сергеевой О.А.
Ивлевой Е.В, поддержавшей письменные возражения, объяснения заинтересованного лица Казаринова М.С, также просившего отказать в удовлетворении апелляционной жалобы, изучив апелляционную жалобу, письменные возражения, проверив материалы дела, проект межевания территории, надзорное производство N 521ж-2018 Прокуратуры Республики Марий Эл, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии с положениями статьи 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, в том числе выделения элементов планировочной структуры, установления границ земельных участков, установления границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства (часть 1). Одним из видов документации по планировке территории является проект межевания территории (часть 4).
Подготовка проекта межевания территории осуществляется для определения местоположения границ образуемых и изменяемых земельных участков; установления, изменения, отмены красных линий для застроенных территорий, в границах которых не планируется размещение новых объектов капитального строительства, а также для установления, изменения, отмены красных линий в связи с образованием и (или) изменением земельного участка, расположенного в границах территории, применительно к которой не предусматривается осуществление деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории, при условии, что такие установление, изменение, отмена влекут за собой исключительно изменение границ территории общего пользования (часть 2 статьи 43 ГрК РФ).
На чертежах межевания территории отображаются, в числе прочего, красные линии, утвержденные в составе проекта планировки территории, или красные линии, утверждаемые, изменяемые проектом межевания территории в соответствии с пунктом 2 части 2 настоящей статьи; линии отступа от красных линий в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений (часть 6 статьи 43 ГрК РФ).В силу части 10 статьи 45 ГрК РФ подготовка документации по планировке территории осуществляется на основании документов территориального планирования, правил землепользования и застройки (за исключением подготовки документации по планировке территории, предусматривающей размещение линейных объектов), лесохозяйственного регламента, положения об особо охраняемой природной территории в соответствии с программами комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры, программами комплексного развития транспортной инфраструктуры, программами комплексного развития социальной инфраструктуры, нормативами градостроительного проектирования, комплексными схемами организации дорожного движения, требованиями по обеспечению эффективности организации дорожного движения, указанными в части 1 статьи 11 Федерального закона "Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", требованиями технических регламентов, сводов правил с учетом материалов и результатов инженерных изысканий, границ территорий объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, границ территорий выявленных объектов культурного наследия, границ зон с особыми условиями использования территорий.
В соответствии с частью 4 статьи 46 ГрК РФ орган местного самоуправления поселения или орган местного самоуправления городского округа в течение двадцати рабочих дней со дня поступления документации по планировке территории, решение об утверждении которой принимается в соответствии с настоящим Кодексом органом местного самоуправления поселения или органом местного самоуправления городского округа, осуществляет проверку такой документации на соответствие требованиям, указанным в части 10 статьи 45 настоящего Кодекса. По результатам проверки указанные органы обеспечивают рассмотрение документации по планировке территории на общественных обсуждениях или публичных слушаниях либо отклоняют такую документацию и направляют ее на доработку.
Частью 13.1 статьи 46 ГрК РФ предусмотрено, что основанием для отклонения документации по планировке территории, подготовленной лицами, указанными в части 1.1 статьи 45 настоящего Кодекса, и направления ее на доработку является несоответствие такой документации требованиям, указанным в части 10 статьи 45 настоящего Кодекса. В иных случаях отклонение представленной такими лицами документации по планировке территории не допускается.
Из материалов дела следует и установлено судом первой инстанции, что Сергеева О.А. является собственником земельного участка из категории земель населенных пунктов, с видом разрешенного использования: для размещения жилого дома, с кадастровым номером "... "
(л.д. 145).
Административным истцом с целью увеличения площади принадлежащего ей земельного участка до "... " соток за счет присоединения земельного участка, находящегося перед ее домом, требующего переноса красных линий, инициирована процедура подготовки документации по планировке территории.
Постановлением администрации городского округа "Город
Йошкар-Ола" от "дата" "N", изданным в соответствии со статьями 45 и 46 ГрК РФ, решено считать возможной подготовку документации по планировке территории, ограниченной улицами "... " в составе: проект межевания территории.
На основании указанного постановления МУП "Архитектор" по заказу Сергеевой О.А. выполнен проект межевания соответствующей территории, который проверен Управлением архитектуры и градостроительства администрации городского округа "Город Йошкар-Ола" и по результатам проверки в соответствии с частью 4 статьи 46 ГрК РФ направлен главе городского округа для рассмотрения на общественных обсуждениях с указанием на то, что документация соответствует Генеральному плану городского округа "Город Йошкар-Ола", Правилам землепользования и застройки городского округа, требованиям технических регламентов, градостроительных регламентов, сводов правил с учетом границ территорий объектов культурного наследия, границ зон с особыми условиями использования территорий (л.д. 123).
По результатам общественных обсуждений, проведенных в период с "... " по "дата", было подготовлено заключение о возможности утверждения основной части проекта межевания территории, ограниченной улицами "... " заключение о результатах общественных обсуждений от "дата" размещено на сайте администрации города и опубликовано в газете "Йошкар-Ола" "дата" (л.д. 48).
Постановлением администрации городского округа "Город
Йошкар-Ола" от 28 марта 2019 года N 299 решено отклонить основную часть вышеуказанного проекта межевания территории и направить ее на доработку (л.д. 49).
Суд первой инстанции, удовлетворяя в части требования административного истца и признавая незаконным названное решение органа местного самоуправления, пришел к выводу о его несоответствии требованиям градостроительного законодательства и нарушении прав Сергеевой О.А, установив, что в постановлении не указаны предусмотренные законом основания для отклонения основной части проекта межевания территории, не приведены обстоятельства, свидетельствующие о необходимости доработки проекта, и в чем доработка должна выражаться. Учитывая изложенное, суд, не предрешая конечный результат, возложил на административного ответчика обязанность повторно рассмотреть вопрос и принять решение в соответствии с требованиями закона.
Данные выводы суда первой инстанции, изложенные в обжалуемом судебном акте, подробно обоснованы в мотивировочной части решения, они соответствуют установленным обстоятельствам дела, из которых усматривается, что, несмотря на положительное заключение Управления архитектуры градостроительства администрации городского округа "Город Йошкар-Ола" относительно проекта межевания территории, отсутствие замечаний к данному проекту по результатам общественных обсуждений, заключение комиссии по подготовке проекта правил землепользования и застройки городского округа "Город Йошкар-Ола", орган местного самоуправления издал оспариваемое постановление без указания в нем мотивов отклонения основной части проекта межевания территории, чем были нарушены права административного истца.
Исследованным доказательствам судом дана надлежащая оценка в их совокупности, выводы суда основаны на нормах материального права, подлежащих применению в спорных правоотношениях.
В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
На основании пункта 1 части 2 статьи 227 КАС РФ решение об удовлетворении заявленных требований принимается судом в случае, если суд признает оспариваемое решение, действие (бездействие) не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.
Такая совокупность обстоятельств судом по рассматриваемому делу установлена, в связи с чем соответствующие требования административного истца были правомерно удовлетворены.
Учитывая изложенное, оснований, предусмотренных статьей 310
КАС РФ, для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда первой инстанции судебной коллегией не установлено.
Руководствуясь статьями 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 31 июля 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации городского округа "Город Йошкар-Ола" - без удовлетворения.
Председательствующий
О.А. Петрова
Судьи
А.Д. Халиулин
Э.И. Салихова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.