Судья Верховного Суда Республики Марий Эл Петрова О.А.,
рассмотрев жалобу главы администрации муниципального образования " "... "" Медведевского района Республики Марий Эл Козловой Т.Г. на решение судьи Медведевского районного суда Республики Марий Эл от 6 августа 2019 года, вынесенное по жалобе на постановление государственного инспектора Медведевского и Оршанского муниципальных районов по пожарному надзору от 4 июня 2019 года "N" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, главы администрации муниципального образования " "... "" Медведевского района Республики Марий Эл Козловой Т.Г, "дата" рождения, уроженки "... ", зарегистрированной по адресу: "адрес", ранее привлекавшейся к административной ответственности за совершение однородных правонарушений,
УСТАНОВИЛ:
постановлением государственного инспектора Медведевского и Оршанского муниципальных районов по пожарному надзору 4 июня 2019 года "N" глава администрации муниципального образования " "... "" Медведевского района Республики Марий Эл Козлова Т.Г. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 6000 рублей.
Решением судьи Медведевского районного суда Республики Марий Эл от 6 августа 2019 года постановление должностного лица оставлено без изменения, жалоба Козловой Т.Г. - без удовлетворения.
В жалобе в Верховный Суд Республики Марий Эл Козлова Т.Г. просит решение судьи отменить, назначив административное наказание в виде предупреждения.
Козлова Т.Г. для рассмотрения жалобы не явилась, о месте и времени рассмотрения дела извещена надлежащим образом, заявила ходатайство о рассмотрении дела без ее участия. В соответствии с частью 2 статьи 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях жалоба рассмотрена в ее отсутствие.
Изучив доводы жалобы, проверив материалы дела об административном правонарушении "N", материалы дела по жалобе "N", прихожу к следующим выводам.
Частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность должностных лиц за нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32 и 11.16 настоящего Кодекса и частями 6, 6.1 и 7 настоящей статьи.
Общие вопросы регулирования в области обеспечения пожарной безопасности, отношения между учреждениями, организациями и иными юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, между общественными объединениями, должностными лицами и гражданами определяются Федеральным законом от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Федеральный закон от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ).
Согласно статье 19 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления поселений по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относится создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и прилегающих к ним территориях.
Статьей 4 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Федеральный закон от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ) установлено, что к нормативным правовым актам Российской Федерации по пожарной безопасности относятся технические регламенты, принятые в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности; к нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности, а также иные документы, содержащие требования пожарной безопасности, применение которых на добровольной основе обеспечивает соблюдение требований настоящего Федерального закона.
Согласно части 4 статьи 6 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ пожарная безопасность городских и сельских поселений, городских округов и закрытых административно-территориальных образований обеспечивается в рамках реализации мер пожарной безопасности соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления в соответствии со статьей 63 настоящего Федерального закона.
По смыслу статьи 68 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ на территориях поселений должны быть источники противопожарного водоснабжения, к которым относятся наружные водопроводные сети с пожарными гидрантами, водные объекты, используемые для целей пожаротушения в соответствии с законодательством Российской Федерации, противопожарные резервуары.
В соответствии с пунктом 16 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 года N 390 (далее - Правила), на территории поселений и городских округов, садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан обеспечивается наличие звуковой сигнализации для оповещения людей при пожаре, телефонной связи, а также запасов воды для целей пожаротушения в соответствии со статьями 6, 63 и 68 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ.
Пунктом 80 указанных Правил предписано, что органами местного самоуправления поселений и городских округов для целей пожаротушения создаются условия для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях в соответствии со статьей 19 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ.
По смыслу пункта 72 (3) Правил в период со дня схода снежного покрова до установления устойчивой дождливой осенней погоды или образования снежного покрова органы местного самоуправления, владеющие, пользующиеся и (или) распоряжающиеся территорией, прилегающей к лесу, обеспечивают ее очистку от сухой травянистой растительности, пожнивных остатков, валежника, порубочных остатков, мусора и других горючих материалов на полосе шириной не менее 10 метров от леса либо отделяют лес противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 0,5 метра или иным противопожарным барьером.
Согласно пункту 9.11 "СП 8.13130.2009 Свод правил. Системы противопожарной защиты. Источники наружного противопожарного водоснабжения. Требования пожарной безопасности", утвержденного Приказом МЧС России от 25 марта 2009 года N 178, пожарные резервуары или искусственные водоемы надлежит размещать из условия обслуживания ими зданий, находящихся в радиусе: при наличии автонасосов - 200 м; при наличии мотопомп - 100-150 м в зависимости от технических возможностей мотопомп.
Пунктом 4.14 "СП 4.13130.2013. Свод правил. Система противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям" установлено, что противопожарные расстояния от границ застройки городских поселений до лесных насаждений в лесничествах (лесопарках) должны быть не менее 50 м, а от границ застройки городских и сельских поселений с одно-, двухэтажной индивидуальной застройкой, а также от домов и хозяйственных построек на территории садовых, дачных и приусадебных земельных участков до лесных насаждений в лесничествах (лесопарках) - не менее 30 м.
Указанные нормативные правовые акты устанавливают обязанность органов местного самоуправления по соблюдения правил противопожарной безопасности, в том числе путем устройства соответствующих источников наружного противопожарного водоснабжения, обеспечения противопожарного расстояния от границ застройки населенного пункта до лесного массива, создания защитных противопожарных минерализованных полос, удаление (сбор) в летний период сухой растительности или другие мероприятия, предупреждающие распространение огня при природных пожарах.
Как следует из материалов дела, в период с 30 апреля 2019 года по 15 мая 2019 года была проведена проверка по обеспечению мер пожарной безопасности на территории "... ", в ходе которой выявлены нарушения реализации администрацией полномочий в области пожарной безопасности на территории городского поселения. По результатам проверки составлен акт "N" от 15 мая 2019 года, согласно которому администрацией муниципального образования " "... "" для целей пожаротушения не созданы запасы воды согласно нормативным документам по пожарной безопасности, частный сектор не обеспечен запасами воды для целей пожаротушения (пожарные гидранты и водоемы находятся за нормативным радиусом обслуживания); расстояние от границы застройки городского поселения п. "... " до лесного массива составляет менее 50 м; не предусмотрено создание защитной минерализованной полосы вдоль улиц "... " и "... ".
Указанные обстоятельства послужили основанием для привлечения главы администрации муниципального образования " "... "" Медведевского района Республики Марий Эл Козловой Т.Г. по части 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за нарушение статьи 19 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ, статей 6, 63, 68 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ, пунктов 16, 72(3), 78, 80 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 года N 390, пункта 9.11 "СП 8.13130.2009 Свод правил. Системы противопожарной защиты. Источники наружного противопожарного водоснабжения. Требования пожарной безопасности", пункта 4.14 "СП 4.13130.2013. Свод правил. Система противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям".
Факт нарушения главой администрации Козловой Т.Г. требований статьи 19 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ, статей 6, 63, 68 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ, пунктов 16, 72(3), 80 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 года N 390, пункта 9.11 "СП 8.13130.2009 Свод правил. Системы противопожарной защиты. Источники наружного противопожарного водоснабжения. Требования пожарной безопасности", подтвержден материалами дела.
Вместе с тем, учитывая, что при рассмотрении данного дела об административном правонарушении установлено, что администрацией муниципального образования " "... "" направлялись письма собственникам лесных массивов с требованием вырубить часть лесного массива с целью обеспечения необходимого расстояния от границ застройки городского поселения до лесного массива, в силу положений статьи 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оснований для привлечения Козловой Т.Г. к административной ответственности за нарушение пункта 78 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 года N 390, и пункта 4.14 "СП 4.13130.2013. Свод правил. Система противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям" не имелось.
Согласно статье 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Как разъяснено в пункте 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Из материалов дела следует, что для создания запасов воды для целей пожаротушения администрацией заключены договоры с владельцами искусственных водоемов. На территориях домовладений имеются скважины для забора воды. 3 июня 2019 года администрацией муниципального образований " "... "" заключен договор безвозмездного оказания услуг по уборке в летний период сухой растительности, молодой поросли вдоль границ с лесными насаждениями пгт. "... ".
При таких обстоятельствах прихожу к выводу, что хотя деяниях Козловой Т.Г. имеется состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, однако с учетом характера нарушений, принятия дополнительных мер для обеспечения противопожарной безопасности совершенное Козловой Т.Г. правонарушения является малозначительным.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при наличии обстоятельств, предусмотренных статьей 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу.
Руководствуясь статьями 30.6-30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
РЕШИЛ:
постановление государственного инспектора Медведевского и Оршанского муниципальных районов по пожарному надзору от 4 июня 2019 года N 0024 и решение судьи Медведевского районного суда Республики Марий Эл от 6 августа 2019 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, главы администрации муниципального образования " "... "" Медведевского района Республики Марий Эл Козловой Т.Г. отменить.
Производство по делу в отношении Козловой Т.Г. прекратить в связи с малозначительностью.
Освободить Козлову Т.Г. от административной ответственности, объявив ей устное замечание.
Судья О.А.Петрова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.