Судебная коллегия по гражданским делам Ставропольского краевого суда в составе:
председательствующего судьи Переверзевой В.А.
судей Мясникова А.А, Сицинской О.В.
при секретаре судебного заседания Фатневой Т.Е.
с участием прокурора Протасовой О.Б.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу представителя ответчика администрации г.Пятигорска - Осипян П.А.
на решение Пятигорского городского суда Ставропольского края от 02 июля 2019 года,
по гражданскому делу по иску первого заместителя прокурора г.Пятигорска в интересах неопределенного круга лиц к администрации г.Пятигорска, муниципальному учреждению "Управление образования администрации г.Пятигорска" и муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению средняя общеобразовательная школа N 2 г.Пятигорска о признании бездействия незаконным и возложении обязанности устранить выявленные нарушения требований законодательства в части обеспечения безопасных условий для обучающихся и законодательства об антитеррористической защищенности общеобразовательных учреждений, а также о возложении обязанности устранить выявленные нарушения требований пожарной безопасности,
заслушав доклад судьи Мясникова А.А,
УСТАНОВИЛА:
Первый заместитель прокурора г.Пятигорска в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к администрации г.Пятигорска, муниципальному учреждению "Управление образования администрации г.Пятигорска" и муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению средняя общеобразовательная школа N 2 г.Пятигорска о признании бездействия незаконным и возложении обязанности устранить выявленные нарушения требований законодательства в части обеспечения безопасных условий для обучающихся и законодательства об антитеррористической защищенности общеобразовательных учреждений, а также о возложении обязанности устранить выявленные нарушения требований пожарной безопасности.
Свои требования мотивировал тем, что
прокуратурой г. Пятигорска, во исполнение задания Генеральной прокуратуры Российской Федерации в связи с трагическими событиями, произошедшими 17 октября 2018 года в Керченском политехническом колледже, проведена проверка соблюдения законодательства об образовании, о противодействии терроризму и о пожарной безопасности в образовательных организациях г. Пятигорска.
Как показала проверка, органами местного самоуправления и образовательными организациями не в полном объеме соблюдаются требования федерального законодательства в части обеспечения безопасных условий для обучающихся в общеобразовательных учреждениях, законодательства об антитеррористической защищенности общеобразовательных учреждений и законодательства о пожарной безопасности.
Как показала проверка, в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении средняя общеобразовательная школа N 2 г.Пятигорска (далее - МБОУ СОШ N 2 г. Пятигорска / образовательное учреждение), расположенном по адресу: г. Пятигорск, ул..., охрана осуществляется сторожем, что противоречит действующему законодательству.
Как указал истец и уточнил его представитель в судебном заседании, в ходе проведения совместной проверки с представителями ОНД и ПР по городам Пятигорск, Железноводск, Лермонтов выявлены нарушения требований: ст. 54 и ч. 4 ст. 83 Федерального закона от 22 июля 2008 года N123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности"; "СП 3.13130.2009. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Требования пожарной безопасности" (далее по тексту - СП 3.13130.2009), п. 13.3.8, п.13.14.5, приложения А, таблица А.1 "СП 5.13130.2009. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования" (далее - СП 5.13130.2009), пп. "в" п. 42 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 года N 390, а именно:
- в правом крыле первого этажа автоматическая установка пожарной сигнализации не исправна, информация о неисправности не передается на приемно-контрольный прибор;
- в спортивном зале отсутствует речевой оповещатель системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, который указан в исполнительной документации на указанную систему, в виду чего не обеспечена достаточная слышимость этой системы в спортивном зале;
- согласно исполнительной документации на автоматическую установку пожарной сигнализации и (или) пожаротушения в МБОУ СОШ N 2 применены пожарные извещатели ДИП 212-45, фактически установлено, что в МБОУ СОШ N 2 установлены пожарные извещатели ИП 212-66 "Партнер", которые являются менее эффективными (устаревшими) в сравнении с извещателями ДИП 212-45;
- изучением документов технического испытания конструкций вертикальной лестницы МБОУ СОШ N 2 N 05-2017, выполненной ИП Кругловым А.Н. установлено, что испытание лестницы проводилось в 2017 году, по требованиям НПБ 245-2001, которые утратили силу;
- приемно-контрольный прибор автоматической установки пожарной сигнализации и (или) пожаротушения расположен не на месте пребывания (работы) дежурного персонала объекта;
- допускает эксплуатация светильников со снятыми плафонами (рассеивателями), предусмотренными их конструкциями в кабинете N 1, подсобных помещениях (мастерских) на 1 этаже.
Вопросы безопасности пребывания детей, сотрудников детского сада и иных посетителей находится в совместном ведении образовательных учреждений и органа местного самоуправления, на которые также возложена обязанность по соблюдению прав указанных лиц на антитеррористическую, что подразумевает проведение необходимых мероприятий в целях обеспечения безопасности жизни и здоровья обучающихся и работников образовательного учреждения.
Поступающие в прокуратуру г. Пятигорска обращения граждан и анализ практики прокурорского надзора свидетельствует о ненадлежащем финансировании органами местного самоуправления и образовательными организациями мероприятий, в том числе и при обеспечении охраны образовательных организаций.
Прокуратурой г. Пятигорска в 2019 году главе г. Пятигорска вносилось представление об устранении выявленных в ходе проведения проверки нарушений, которое было рассмотрено с участием главы г. Пятигорска и удовлетворено, при этом до настоящего момента муниципальным общеобразовательным учреждениями города и органами местного самоуправления не приняты должные меры по обеспечению Учреждения круглосуточной охраной объекта (территории) путем привлечения сотрудников охранных организаций за счет средств местного бюджета.
Таким образом, администрацией г. Пятигорска, которая является учредителем образовательных учреждений, не принимаются должные меры для обеспечения и реализации мероприятий, направленных на повышение уровня защиты жизни, здоровья, обеспечения безопасности обучающихся, а также работников образовательных учреждений.
просил суд признать незаконным бездействие администрации г..Пятигорска и МБОУ СОШ N 2 г..Пятигорска, в части не обеспечения указанного образовательного учреждения круглосуточной физической охраной объекта (территории) путем привлечения сотрудников охранных организаций за счет средств местного бюджета и не устранения нарушений требований: ст. 54 и ч. 4 ст. 83 Федерального закона от 22 июля 2008 года N123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности"; "СП 3.13130.2009. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Требования пожарной безопасности", п. 13.3.8, п.13.14.5, приложения А, таблица А.1 "СП 5.13130.2009. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования", пп. "в" п. 42 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 года N 390; возложить на администрацию г..Пятигорска обязанность в срок до 01 сентября 2019 обеспечить выделение необходимого дополнительного целевого финансирования в муниципальное учреждение "Управление образования администрации г..Пятигорска" для заключения МБОУ СОШ N 2 г..Пятигорска, расположенным по адресу: Ставропольский край, г..Пятигорск, ул. Дзержинского, 12, договора об осуществлении круглосуточной физической охраны объекта (территории) путем привлечения сотрудников охранных организаций и устранения нарушений требований: ст. 54 и ч. 4 ст. 83 Федерального закона от 22 июля 2008 года N123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности"; "СП 3.13130.2009. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Требования пожарной безопасности" (далее по тексту - СП 3.13130.2009), п. 13.3.8, п.13.14.5, приложения А, таблица А.1 "СП 5.13130.2009. Свод правил. Системы противопожарной защиты.
Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования" (далее - СП 5.13130.2009), пп. "в" п. 42 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 года N 390; возложить на муниципальное учреждение "Управление образования администрации г..Пятигорска" обязанность не позднее 1 месяца с момента поступления бюджетных средств распределить их целевым назначением МБОУ СОШ N 2 г..Пятигорска; обязать МБОУ СОШ N 2 г..Пятигорска в течение 1 месяца с момента поступления бюджетных денежных средств заключить договор об организации круглосуточной физической охраны объектов (территорий) путем привлечения сотрудников охранных организаций и устранить нарушения требований: ст. 54 и ч. 4 ст. 83 Федерального закона от 22 июля 2008 года N123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности"; "СП 3.13130.2009. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Требования пожарной безопасности" (далее по тексту - СП 3.13130.2009), п.13.3.8, п.13.14.5, приложения А, таблица А.1 "СП 5.13130.2009. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования" (далее - СП 5.13130.2009), пп. "в" п. 42 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 года N 390.
Обжалуемым решением Пятигорского городского суда Ставропольского края от 02 июля 2019 года исковые требования удовлетворены частично.
Суд решил:
Признать незаконным бездействие администрации г. Пятигорска в части не устранения нарушений требований: пп. "г" п. 18, пп. "е" п. 20, п. 23 постановления Правительства Российской Федерации от 07 октября 2017 N1235, выразившихся в не обеспечении муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа N 2 г.Пятигорска круглосуточной физической охраной объекта (территории) путем привлечения сотрудников охранных организаций за счет средств местного бюджета и не устранения нарушений требований: ст. 54 и ч. 4 ст. 83 Федерального закона от 22 июля 2008 года N123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности"; "СП 3.13130.2009. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Требования пожарной безопасности" (далее по тексту - СП 3.13130.2009), п.13.3.8, п.13.14.5, приложения А, таблица А.1 "СП 5.13130.2009. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования" (далее - СП 5.13130.2009), пп. "в" п. 42 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 года N 390.
Возложить на администрацию г. Пятигорска обязанность в срок до конца 2019 года обеспечить выделение необходимого дополнительного целевого финансирования в муниципальное учреждение "Управление образования администрации г. Пятигорска" для заключения муниципальным бюджетным образовательным учреждением средняя общеобразовательная школа N 2 г.Пятигорска, расположенным по адресу: Ставропольский край, г. Пятигорск, ул..., договора об осуществлении круглосуточной физической охраны объекта (территории) путем привлечения сотрудников охранных организаций и устранения нарушений требований: ст. 54 и ч. 4 ст. 83 Федерального закона от 22 июля 2008 года N123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности"; "СП 3.13130.2009. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Требования пожарной безопасности" (далее по тексту - СП 3.13130.2009), п.13.3.8, п.13.14.5, приложения А, таблица А.1 "СП 5.13130.2009. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования" (далее - СП 5.13130.2009), пп. "в" п. 42 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 года N 390.
Возложить на муниципальное учреждение "Управление образования администрации г. Пятигорска" обязанность не позднее 1 месяца с момента поступления бюджетных средств распределить их целевым назначением муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению средняя общеобразовательная школа N 2 г. Пятигорска.
Обязать муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа N 2 г. Пятигорска в течение 3 месяцев с момента поступления бюджетных денежных средств заключить договор об организации круглосуточной физической охраны объектов (территорий) путем привлечения сотрудников охранных организаций и устранить нарушения требований: ст. 54 и ч. 4 ст. 83 Федерального закона от 22 июля 2008 года N123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности"; "СП 3.13130.2009. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Требования пожарной безопасности" (далее по тексту - СП 3.13130.2009), п.13.3.8, п.13.14.5, приложения А, таблица А.1 "СП 5.13130.2009. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования" (далее - СП 5.13130.2009), пп. "в" п. 42 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 года N 390.
В удовлетворении искового требования о признании незаконным бездействия муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа N 2 г. Пятигорска, в части не устранения нарушений требований: пп. "г" п. 18, пп. "е" п. 20, п. 23 постановления Правительства Российской Федерации от 07 октября 2017 года N 1235, а также нарушений требований: ст. 54 и ч. 4 ст. 83 Федерального закона от 22 июля 2008 года N123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности"; "СП 3.13130.2009. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Требования пожарной безопасности" (далее по тексту - СП 3.13130.2009), п.13.3.8, п.13.14.5, приложения А, таблица А.1 "СП 5.13130.2009. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования" (далее - СП 5.13130.2009), пп. "в" п. 42 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 года N 390, отказать.
В апелляционной жалобе представитель ответчика просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное, вынесенное с нарушением норм права.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия оснований для их удовлетворения и отмене решения суда не нашла.
Судом правильно определен характер правоотношений сторон, юридически значимые обстоятельства. Материальный закон применен и истолкован верно. Нарушений норм процессуального законодательства не допущено.
В соответствии с Федеральным законом от 17 января 1992 года N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" и ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор, в том числе и его заместитель, как правильно указал суд первой инстанции, вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Судом первой инстанции и судебной коллегией установлено, что прокуратурой г.Пятигорска, во исполнение задания Генеральной прокуратуры Российской Федерации в связи с трагическими событиями, произошедшими 17 октября 2018 года в Керченском политехническом колледже, проведена проверка соблюдения законодательства об образовании, о противодействии терроризму и о пожарной безопасности в образовательных организациях г. Пятигорска.
Из материалов проверки следует, что органами местного самоуправления и образовательными организациями не в полном объеме соблюдаются требования федерального законодательства в части обеспечения безопасных условий для обучающихся в общеобразовательных учреждениях, законодательства об антитеррористической защищенности общеобразовательных учреждений и законодательства о пожарной безопасности.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа N 2 г.Пятигорска, расположенное по адресу: г.Пятигорск, ул..., не обеспечено круглосуточной охраной путем привлечения сотрудников охранных организаций.
Согласно п.п. 7.1, 13 ст. 16 Федерального закона от 06 октября 2008 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах городского округа и организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами), организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях (за исключением дополнительного образования детей, финансовое обеспечение которого осуществляется органами государственной власти субъекта Российской Федерации), создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях, а также осуществление в пределах своих полномочий мероприятий по обеспечению организации отдыха детей в каникулярное время, включая мероприятия по обеспечению безопасности их жизни и здоровья, относятся к вопросам местного значения городского округа.
В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 273-ФЗ) к полномочиям органов местного самоуправления в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
В соответствии с п.п. 2 ч. 6 ст. 28 Федеральным законом N 273-ФЗ образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся и работников образовательных организаций.
В силу ч. 7 ст. 28 Федерального закона N 273-ФЗ образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке, в частности за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Согласно п. 8 ч. 1 ст. 41 Федерального закона N 273-ФЗ к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относится обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
На основании п. 4 ст. 3 Федерального закона от 06 марта 2006 года N35-ФЗ "О противодействии терроризму" противодействие терроризму - деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма); выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта (борьба с терроризмом); минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.
В силу ч. 13 ст. 30 Федерального закона от 30 декабря 2009 года N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в здания и сооружения необходимо соблюдение следующих требований, в том числе в зданиях с большим количеством посетителей (зрителей), а также в зданиях образовательных, медицинских, банковских учреждений, на объектах транспортной инфраструктуры должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий; в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях в зданиях и сооружениях должны быть устроены системы телевизионного наблюдения, системы сигнализации и другие системы, направленные на обеспечение защиты от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения.
Во исполнение вышеуказанных требований законодательства постановлением Правительства Российской Федерации от 07 октября 2017 года N1235 утверждены требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства образования и науки Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий).
Согласно пп. "г" п. 18 и пп. "е" п. 20 Постановления Правительства Российской Федерации от 07 октября 2017 года N1235 воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты (территории) и пресечение попыток совершения террористических актов на объектах (территориях) достигается посредством обеспечения круглосуточной охраны объектов (территорий) путем привлечения сотрудников охранных организаций и оснащения объектов (территорий) инженерно-техническими средствами и системами охраны.
В соответствии с п. 23 постановления Правительства Российской Федерации от 07 октября 2017 года N1235 в отношении объектов (территорий) второй категории опасности дополнительно осуществляется обеспечение охраны объектов (территорий) сотрудниками частных охранных организаций или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны.
Кроме того, в ходе проведения совместной проверки с представителями ОНД и ПР по городам Пятигорск, Железноводск, Лермонтов выявлены нарушения требований: ст. 54 и ч. 4 ст. 83 Федерального закона от 22 июля 2008 года N123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности"; "СП 3.13130.2009. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Требования пожарной безопасности" (далее по тексту - СП 3.13130.2009), п.13.3.8, п.13.14.5, приложения А, таблица А.1 "СП 5.13130.2009. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования" (далее - СП 5.13130.2009), пп. "в" п. 42 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 года N 390, а именно:
- в правом крыле первого этажа автоматическая установка пожарной сигнализации не исправна, информация о неисправности не передается на приемно-контрольный прибор;
- в спортивном зале отсутствует речевой оповещатель системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, который указан в исполнительной документации на указанную систему, в виду чего не обеспечена достаточная слышимость этой системы в спортивном зале;
- согласно исполнительной документации на автоматическую установку пожарной сигнализации и (или) пожаротушения в МБОУ СОШ N 2 применены пожарные извещатели ДИП 212-45, фактически установлено, что в МБОУ СОШ N 2 установлены пожарные извещатели ИП 212-66 "Партнер", которые являются менее эффективными (устаревшими) в сравнении с извещателями ДИП 212-45;
- изучением документов технического испытания конструкций вертикальной лестницы МБОУ СОШ N 2 N 05-2017, выполненной ИП Кругловым А.Н. установлено, что испытание лестницы проводилось в 2017 году, по требованиям НПБ 245-2001, которые утратили силу;
- приемно-контрольный прибор автоматической установки пожарной сигнализации и (или) пожаротушения расположен не на месте пребывания (работы) дежурного персонала объекта;
- допускает эксплуатация светильников со снятыми плафонами (рассеивателями), предусмотренными их конструкциями в кабинете N 1, подсобных помещениях (мастерских) на 1 этаже.
В соответствии со ст. ст. 1, 3, 19 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров. Под требованиями пожарной безопасности понимаются специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом. Система обеспечения пожарной безопасности представляет собой совокупность сил и средств, а также мер правового, организационного, экономического, социального и научно-технического характера, направленных на борьбу с пожарами, которая в том числе обеспечивается органами местного самоуправления и организациями, принимающими участие в обеспечении пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", объект защиты - продукция, в том числе имущество граждан или юридических лиц, государственное или муниципальное имущество (включая объекты, расположенные на территориях поселений, а также здания, сооружения, транспортные средства, технологические установки, оборудование, агрегаты, изделия и иное имущество), к которой установлены или должны быть установлены требования пожарной безопасности для предотвращения пожара и защиты людей при пожаре.
Исходя из положений ст. 6 Федерального закона от 22 июля 2008 года N123-ФЗ пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной, в случае если в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", и нормативными документами по пожарной безопасности.
Образовательные учреждения в период образовательного процесса являются объектами, подлежащими первоочередной антитеррористической защите в целях обеспечения жизни и здоровья обучающихся и сотрудников учреждения.
Вопросы безопасности пребывания детей, сотрудников детского сада и иных посетителей находится в совместном ведении образовательных учреждений и органа местного самоуправления, на которые также возложена обязанность по соблюдению прав указанных лиц на антитеррористическую, что подразумевает проведение необходимых мероприятий в целях обеспечения безопасности жизни и здоровья обучающихся и работников образовательного учреждения.
Представленные суду доказательства свидетельствуют о ненадлежащем финансировании органами местного самоуправления и образовательными организациями мероприятий, в том числе и при обеспечении охраны образовательных организаций.
Прокуратурой г. Пятигорска в 2019 году главе г.Пятигорска вносилось представление об устранении выявленных в ходе проведения проверки нарушений, которое было рассмотрено с участием главы г. Пятигорска и удовлетворено, при этом до настоящего момента муниципальным общеобразовательным учреждениями города и органами местного самоуправления не приняты должные меры по обеспечению Учреждения круглосуточной охраной объекта (территории) путем привлечения сотрудников охранных организаций за счет средств местного бюджета.
В связи с чем, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу, что администрацией г.Пятигорска, которая является учредителем образовательных учреждений, не принимаются должные меры для обеспечения и реализации мероприятий, направленных на повышение уровня защиты жизни, здоровья, обеспечения безопасности обучающихся, а также работников образовательных учреждений.
Кроме того, суд обоснованно пришел к выводу, что заявленные в иске сроки устранения выявленных нарушений требований законодательства недостаточными и возложил на администрацию г.Пятигорска обязанность в срок не до 01 сентября 2019 года, а до конца 2019 года обеспечить выделение необходимого дополнительного целевого финансирования муниципальному учреждению "Управление образования администрации г.Пятигорска" для устранения оставшихся нарушений требований пожарной безопасности и для заключения муниципальным бюджетным общеобразовательным учреждением средняя общеобразовательная школа N 2 г. Пятигорска договора об осуществлении круглосуточной физической охраны объекта (территории) путем привлечения сотрудников охранных организаций, поскольку бюджет города-курорта Пятигорска утверждается в конце года на очередной год.
Также суд правильно установилобразовательному учреждению срок в 3 месяца для устранения оставшихся нарушений требований пожарной безопасности и для заключения договора об организации круглосуточной физической охраны объектов (территорий) путем привлечения сотрудников охранных организаций, с момента поступления бюджетных денежных средств, который будет разумным с учетом необходимости подготовки, организации и проведения аукциона на право заключения такого договора.
Исходя из изложенного, постановленное по делу решение отвечает требованиям ст. 195 ГПК РФ о законности и обоснованности судебного решения, а доводы апелляционной жалобы не содержат правовых оснований для его отмены.
Руководствуясь ст.ст. 327, 327.1, 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Пятигорского городского суда Ставропольского края от 02 июля 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.