Судебная коллегия по гражданским делам Ставропольского краевого суда в составе:
председательствующего Берко А.В,
судей Осиповой И.Г, Мясникова А.А,
при секретаре судебного заседания Фатневой Т.Е,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ФИО1, поданной полномочным представителем по доверенности Подгаевским Антоном Олеговичем, на решение Промышленного районного суда г. Ставрополя от 16 июля 2019 года по исковому заявлению ФИО1 к обществу с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Ставрополь" о признании начисления незаконным, признании долга отсутствующим,
заслушав доклад судьи Осиповой И.Г,
УСТАНОВИЛА:
ФИО1 обратилась в суд с вышеуказанным иском к обществу с ограниченной ответственностью (ООО) "Газпром межрегионгаз Ставрополь", в обоснование которого указала, что является собственником домовладения, расположенного по адресу: "адрес"
29 декабря 2006 года между ФИО1 и ООО "Газпром межрегионгаз Ставрополь" заключен договор газоснабжения по присоединенной сети. Согласно информационному листку от 31 марта 2019 года у ФИО1 имеется задолженность по потребленному газу за август 2018 года в сумме 22914,41 руб. Указанная задолженность образовалась в результате несвоевременного опломбирования газового счетчика.
В соответствии с уведомлением от 26 июля 2018 года после поверки в рамках исполнительного производства по подключению к линии газа был поставлен счетчик. 10 августа 2018 года ФИО1 подана заявка на опломбировку счетчика. 14 августа 2018 года установлены пломбы и составлен акт проверки от 14 августа 2018 года.
Указывает, что с момента установки счетчика и до момента опломбирования газ не потреблялся, в связи с чем начисление ответчиком денежных средств в сумме 22914,41 руб. за август 2018 года является незаконным.
Просила суд признать начисления долга в размере 22914,41 руб. за август 2018 года незаконным; признать долг в сумме 22914,41 руб. за август 2018 года отсутствующим.
Обжалуемым решением Промышленного районного суда г. Ставрополя от 16 июля 2019 года в удовлетворении исковых требований ФИО1 к ООО "Газпром Межрегионгаз Ставрополь" о признании начисления долга в размере 22914,41 руб. за август 2018 года незаконным, признании долга в сумме 22914,41 руб. за август 2018 года отсутствующим отказано в полном объеме.
Не согласившись с постановленным решением суда, ФИО1 в лице полномочного представителя по доверенности Подгаевского А.О. подала апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, принять новый судебный акт, которым заявленные исковые требования удовлетворить в полном объеме, ссылаясь на нарушения норм материального и процессуального права.
В обоснование доводов указывает, что счетчик после поверки установили в день подключения к линии газа 26.07.2018 г. С момента установки счетчика до момента опломбирования -14.08.2018 газ не потреблялся, так как абонент был предупрежден, что потребление газа возможно только после опломбировки газового счетчика. Истица не согласна с долгом, рассчитанным по нормативу за период август 2018 г, так как порядок его формирования противоречит действующему законодательству, а именно с п.30 Постановления Правительства РФ от 21.07.2008 N 549 (ред. от 09.09.2017) "О порядке поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан" в соответствии с которым, объём потреблённого газа за период со дня демонтажа прибора учета газа для направления его на поверку или в ремонт и до дня, следующего за днем установки пломбы на месте, где прибор учета газа после проведения поверки или ремонта присоединяется к газопроводу, но не более 3 месяцев подряд, определяется исходя из объёма среднемесячного потребления газа потребителем, определенного по прибору учета газа за период не менее одного года, а если период работы прибора учета газа составил меньше одного года - за фактический период работы прибора учета газа. По истечении указанного 3-месячного периода объем потребленного газа за каждый последующий месяц вплоть до дня, следующего за днем установки пломбы на месте, где прибор учета газа после проведения поверки или ремонта присоединяется к газопроводу, определяется в соответствии с нормативами потребления газа. Указывает, что все условия для начисление платы по показаниям газового прибора истицей выполнены: счетчик установлен сотрудниками АО "СтавропольГорГаз", на счетчике имеются целые пломбы, срок опломбирования составил менее одного месяца. Судом не применены нормы материального права, подлежащие применению.
Письменных возражений относительно доводов апелляционной жалобы не поступило.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о месте и времени судебного заседания суда апелляционной инстанции, не явились. В силу положений ст.167 ГПК РФ судебная коллегия полагает возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившхся лиц.
Исследовав материалы гражданского дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, заслушав пояснения, представителя ФИО1 - Подгаевского А.О, поддержавшего доводы жалобы, представителя ООО "Газпром межрегионгаз Ставрополь" по доверенности Романовой К.И, возражавшей в их удовлетворении, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия оснований для отмены решения суда не усматривает.
Согласно п. 2 ст. 548 ГК РФ к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения (ст. ст. 539 - 547 ГК РФ) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
В силу п. 1 ст. 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Как следует из пп. 1, 4 ст. 426 ГК РФ договор поставки газа для коммунально-бытовых нужд граждан является публичным договором. В случаях, предусмотренных законом, Правительство РФ может издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т.п.).
В силу абз. 7 и 9 ст. 8 Федерального закона от 31 марта 1999 года N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" Правительство РФ в области газоснабжения осуществляет свои полномочия в соответствии с Федеральным законом "О Правительстве РФ", в том числе утверждает правила поставок газа, правила пользования газом и предоставления услуг по газоснабжению.
Постановлением Правительства РФ от 21 июля 2008 года N 549 утверждены Правила поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, регламентирующие отношения, возникающие при поставке газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан в соответствии с договором о поставке газа, в том числе устанавливающие порядок определения объема потребленного газа и размера платежа за него (далее - Правила поставки газа), которые вступили в силу 09 августа 2008 года.
В соответствии со статьей 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии, исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством РФ.
Постановлением Правительства РФ от 06 мая 2011 года N 354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее Правила), которыми регулируются, в том числе, отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям жилых домов, а также устанавливается порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии.
Подпунктом "г" пункта 34 вышеуказанных Правил установлено, что потребитель обязан, в целях учета потребленных коммунальных услуг, использовать коллективные (общедомовые), индивидуальные, общие (квартирные), комнатные приборы учета, распределители утвержденного типа, соответствующие требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений и прошедшие поверку.
В соответствии с подпунктом "д" пункта 34 Правил, потребитель обязан обеспечивать проведение поверок установленных за счет потребителя коллективных (общедомовых), индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета в сроки, установленные технической документацией на прибор учета, предварительно проинформировав исполнителя о планируемой дате снятия прибора учета для осуществления его поверки и дате установления прибора учета по итогам проведения его поверки, за исключением случаев, когда в договоре, содержащем положения о предоставлении коммунальных услуг, предусмотрена обязанность исполнителя осуществлять техническое обслуживание таких приборов учета.
В соответствии с пунктом 80, 81 Правил, учет объема (количества) коммунальных услуг, предоставленных потребителю в жилом или в нежилом помещении, осуществляется с использованием индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета.
К использованию допускаются приборы учета утвержденного типа и прошедшие поверку в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений. Информация о соответствии прибора учета утвержденному типу, сведения о дате первичной поверки прибора учета и об установленном для прибора учета межповерочном интервале, а также требования к условиям эксплуатации прибора учета должны быть указаны в сопроводительных документах к прибору учета.
Оснащение жилого или нежилого помещения приборами учета, ввод установленных приборов учета в эксплуатацию, их надлежащая техническая эксплуатация, сохранность и своевременная замена должны быть обеспечены собственником жилого или нежилого помещения.
Поверка приборов учета осуществляется в соответствии с положениями законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений.
Согласно п. 81 (12) прибор учета считается вышедшим из строя, в том числе, в случае истечения межповерочного интервала поверки приборов учета.
Таким образом, вышеприведенные нормы прямо устанавливают обязанность потребителя коммунальных услуг использовать приборы учета, прошедшие поверку, обеспечивать проведение поверок этих приборов учета в сроки, установленные технической документацией, своевременно и в полном объеме вносить плату за коммунальные платежи.
Судом установлено, что между ФИО1 и ООО "Газпром Межрегионгаз Ставрополь" заключен договор поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан от 10 августа 2018 года N. Поставка газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд абонента осуществляется в принадлежащее абоненту на законных основаниях помещение, расположенное по адресу: "адрес" (л.д.10-13).
26 июля 2018 года в указанном домовладении установлен прибор учета газа марки ВК G-6 N (л.д.20).
14 августа 2018 года счетчик опломбирован (л.д.35).
Согласно информационному листку от 31 марта 2019 года у ФИО1 имеется задолженность по потребленному газу за август 2018 года в сумме 22 914 руб. 41 коп. (л.д.19).
Указанные обстоятельства подтверждены надлежащими доказательствами и не оспариваются сторонами по делу.
Разрешая заявленные требования, суд исходил из того, что поскольку на приборе учета газа ВК G-6 N до 14 августа 2018 года отсутствовала пломба поставщика, то расчет объема потребленного газа по нормативам потребления за август 2018 года производился ответчиком законно, суд пришел к выводу о том, что оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется.
Выводы суда основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, правовая оценка которым дана судом по правилам ст. 67 ГПК РФ и соответствуют нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.
Часть 1 статьи 157 Жилищного кодекса РФ и пункт 1 статьи 544 Гражданского кодекса РФ предписывают определять объем потребленных ресурсов по показаниям приборов учета при их наличии.
При этом Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации, в целях реализации части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, также предусматривают наряду с оснащением жилого или нежилого помещения приборами учета их ввод в эксплуатацию как документальное оформление прибора учета в качестве прибора учета, по показаниям которого осуществляется расчет размера платы за коммунальные услуги (абзац второй пункта 81).
Следовательно, прибор учета потребленного газа определяется в качестве прибора учета, который может использоваться по назначению, только после ввода его в эксплуатацию, в том числе путем совершения действий по установке пломбы.
В силу статей 9, 13 Федерального закона от 26 июня 2008 года N 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений" в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений к применению допускаются средства измерений утвержденного типа, прошедшие поверку в соответствии с положениями данного Федерального закона. Средства измерений, предназначенные для применения в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, до ввода в эксплуатацию, а также после ремонта подлежат первичной поверке, а в процессе эксплуатации - периодической поверке.
В силу положений пункта 24 Правил поставки газа при наличии приборов учета газа определение объема поставляемого газа осуществляется по показаниям прибора (узла) учета газа.
Как установлено пунктом 25 Правил поставки газа определение объема потребленного газа осуществляется по показаниям прибора учета газа при соблюдении следующих условий: используются приборы учета газа, типы которых внесены в государственный реестр средств измерений; пломба (пломбы), установленная на приборе учета газа заводом-изготовителем или организацией, проводившей последнюю проверку, и пломба, установленная поставщиком газа на месте, где прибор учета газа присоединен к газопроводу, не нарушены; срок проведения очередной проверки, определяемый с учетом периодичности ее проведения, устанавливаемой Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии для каждого типа приборов учета газа, допущенных к использованию на территории Российской Федерации, не наступил; прибор учета газа находится в исправном состоянии.
Как установлено, на приборе учета газа марки ВК G-6 N отсутствовала пломба Поставщика с 26.07.2018 по 14.08.2018, то указанное является безусловным основанием для расчета объема поставленного природного газа за спорный период по нормативам потребления.
Суд первой инстанции верно исходил из того, что в ходе рассмотрения дела было установлено, что действия ответчика по расчету платы за газоснабжение в домовладении истца исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, соответствовали требованиям закона.
Утверждения апеллянта о том, что она не пользовалась природным газом с момента установки счетчика до момента опломбирования, ничем не подтверждены, доказательств, в нарушений положений ст. 56 ГПК РФ суду представлено не было.
Таким образом, доводы апелляционной жалобы правового значения не имеют и на существо обжалуемого судебного постановления повлиять не могут. Они сводятся к выражению несогласия автора жалобы с произведенной судом оценкой доказательств.
На основании изложенного, суд первой инстанции верно не усмотрел правовых оснований для удовлетворения исковых требований ФИО1 правомерно отказав ей в иске.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции и оценкой исследованных доказательств, при разрешении спора судом правильно определен характер спорных правоотношений, установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы сделаны на основе представленных сторонами доказательств.
Доводы апелляционной жалобы выводов суда не опровергают, тождественны обстоятельствам, на которые истец ссылался в суде первой инстанции, и которым судом была дана надлежащая правовая оценка.
Выводы суда основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, обжалуемое судебное решение отвечает требованиям законности и обоснованности, оснований для его отмены или изменения по доводам апелляционной жалобы не усматривается.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 327, 327.1, 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Промышленного районного суда г. Ставрополя от 16 июля 2019 года - оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.