Судебная коллегия по административным делам Ставропольского краевого суда
в составе: председательствующего Шеховцовой Э.А,
судей Строчкиной Е.А, Шишовой В.Ю,
при секретаре судебного заседания Жегулине А.А,
рассмотрев в открытом судебном заседании 1 октября 2019 года
административное дело по апелляционной жалобе Лихачева В.И.
на решение Кочубеевского районного суда Ставропольского края от 3 июля 2019 года
по административному исковому заявлению Лихачева Владимира Ивановича к Управлению труда и социальной защиты населения администрации Кочубеевского муниципального района Ставропольского края, Министерству труда и социальной защиты населения Ставропольского края о признании права на присвоение звание "Ветеран Труда",
заслушав доклад судьи Строчкиной Е.А,
УСТАНОВИЛА:
Лихачев В.И. обратился в суд с административным иском к Управлению труда и социальной защиты населения администрации Кочубеевского муниципального района Ставропольского края, Министерству труда и социальной защиты населения Ставропольского края о признании права на присвоение звание "Ветеран Труда".
В обоснование административного иска указано, что заблаговременно до достижения пенсионного возраста 13.11.2018 года он обратился в УТиСЗН администрации Кочубеевского муниципального района с заявлением о присвоение ему звания "Ветеран труда", однако получил решение от 14.11.2018 года об отказе во включении в список лиц, претендующих на присвоение звания "Ветеран труда".
Считает данное решение необоснованным, поскольку 23.02.1979 года он награжден нагрудным знаком "Отличник Военно-Воздушных сил", о чем имеется запись в военном билете. Данная запись является неоспоримым доказательством того, что нагрудный знак "Отличник ВВС" ведомственная награда.
Прохождение воинской службы является разновидностью трудовой деятельности. С учетом этого, полагает, что награждение нагрудным знаком производилось за трудовое отличие.
Решением Кочубеевского районного суда Ставропольского края от 3 июля 2019 года в удовлетворении административного искового заявления Лихачеву В.И. отказано.
Выражая несогласие с решением суда, Лихачев В.И. подал на него апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новое решение, которым заявленные им требования удовлетворить в полном объеме.
В возражениях на апелляционную жалобу руководитель Управления труда и социальной защиты населения администрации Кочубеевского района Ставропольского края Яковенко Е.Е. просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу Лихачева В.И. оставить без удовлетворения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражения на неё, выслушав Лихачева В.И, поддержавшего жалобу и просившего решение суда отменить, а также представителей Министерства труда и социальной защиты населения Ставропольского края и УТиСЗН администрации Кочубеевского района Ставропольского края по доверенностям Редькину С.А. и Долину И.В, полагавших оснований для отмены решения суда не имеется, проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии частью 1 статьи 308 КАС РФ, судебная коллегия не находит оснований для отмены, либо изменения решения суда.
Вопросы социальной защиты населения находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (пункт "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации).
Правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах", который, как следует из его преамбулы и статьи 1, направлен на создание условий, обеспечивающих материальное и моральное благополучие ветеранов, в том числе и ветеранов труда, с учетом их заслуг перед обществом и государством.
Согласно пункту 1 статьи 7 поименованного закона ветеранами труда являются лица, имеющие удостоверение "Ветеран труда" (подпункт 1), лица, награжденные орденами или медалями СССР или Российской Федерации, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные почетными грамотами Президента Российской Федерации или удостоенные благодарности Президента Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики) и имеющие трудовой (страховой) стаж, учитываемый для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслугу лет, необходимую для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении, а также лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой (страховой) стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин (подпункт 2).
В пункте 4 приведенной статьи федеральный законодатель установил, что порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда" определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Вопросы социальной поддержки ветеранов труда относятся к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемыми данными органами самостоятельно за счет средств субъекта Российской Федерации (подпункт 24 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации").
Исходя из приведенных федеральных положений суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что субъекты Российской Федерации самостоятельно определяют порядок и условия присвоения указанного звания.
Звание "Ветеран труда" присваивается в соответствии с Законом Ставропольского края от 07 декабря 2004 года N 103-кз "О мерах социальной поддержки ветеранов" лицам: награжденным орденами или медалями СССР или Российской Федерации, либо удостоенным почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденным почетными грамотами Президента Российской Федерации или удостоенным благодарности Президента Российской Федерации, либо награжденным ведомственными знаками отличия за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики) и имеющим трудовой (страховой) стаж, учитываемый для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслугу лет, необходимую для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении;
По смыслу статьи 7 Федерального закона "О ветеранах", помимо наличия достаточного трудового стажа, необходимо, чтобы труд гражданина был отмечен самим государством (государственной властью) в виде награды или ведомственным знаком отличия в труде.
Правительство Российской Федерации в соответствии с пунктом 1.1 статьи 7 Федерального закона "О ветеранах" утвердило Положение об учреждении ведомственных знаков отличия, дающих право на присвоение звания "Ветеран труда", федеральными органами исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, и о награждении указанными знаками отличия.
Знаки отличия являются видом награждения федеральными органами исполнительной власти лиц за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики).
Таким образом, к ведомственным знакам отличия в труде, учитываемых при присвоении звания "Ветеран труда", могут быть отнесены нагрудные и почетные знаки, нагрудные значки, медали, почетные и заслуженные звания работников отрасли (ведомства), почетные грамоты (дипломы) при соблюдении следующих условий: если награждение конкретного гражданина производилось: Президентом РФ, Правительством РФ, руководителями федеральных органов государственной власти РФ, руководителем администрации Президента РФ, руководством Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, руководством Генеральной Прокуратуры, руководителями федеральной государственной власти СССР и РСФСР; и при этом имеется ссылка на решение федерального органа.
С учетом изложенного, ведомственные знаки отличия в труде учреждаются самими федеральными органами исполнительной власти.
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов административного дела, что Лихачев В.И. в период срочной службы в Советской Армии 23 февраля 1979 года был награжден нагрудным знаком "Отличник Военно-Воздушных сил", о чём в военном билете имеется запись "Награжден нагрудным знаком "Отличник ВВС".
Нагрудной знак "Отличник Военно-Воздушных Сил" учрежден для поощрения солдат, матросов, сержантов и старшин за отличные успехи в боевой и политичёской подготовке и примерную воинскую дисциплину Приказом Министра обороны СССР от 17 апреля 1957 года N 67 "Об учреждении нагрудных знаков "Отличник Советской Армии", "Отличник Военно-Морского Флота", "Отличник Военно-Воздушных Сил". Ни в тексте этого документа, ни в Положении о нагрудных знаках "Отличник Советской Армии", "Отличник Военно-Морского Флота", "Отличник Военно-Воздушных Сил", нет указания на то, что он отнесен к числу ведомственных знаков отличия в труде. При этом правом награждения этим нагрудным знаком наделены не Министр обороны, а командиры полков, командиры кораблей 2 ранга, а также командиры и начальники, пользующиеся равными с ними дисциплинарными правами, и выше, имеющие право издавать приказы (пункт 5 Положения от 17 апреля 1957 года N 67).
Пунктом 27 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16.08.2004 года N 1082 "Вопросы Министерства обороны Российской Федерации", определен порядок учреждения и использования в Вооруженных Силах ведомственных наград: почетных званий, ведомственных знаков отличия, почетных грамот Министром обороны Российской Федерации.
Тем самым, Министерству обороны Российской Федерации предоставлены полномочия по определению порядка учреждения и использования в Вооруженных Силах ведомственных наград: почетных званий, ведомственных знаков отличия, почетных грамот.
В соответствии с пунктом 2 Положения о нагрудных знаках "Отличник Советской Армии", "Отличник Военно-Морского Флота", "Отличник Военно-Воздушных Сил", утвержденного Приказом Министра обороны СССР от 17 апреля 1957 года N 67, нагрудными знаками награждаются: солдаты и матросы, отличающиеся безупречной воинской дисциплиной, имеющие поощрения за образцовое несение службы, отлично овладевшие своей специальностью, получившие в течение учебного года отличные оценки по ведущим и хорошие оценки по остальным дисциплинам, обеспечивающие отличный уход, сбережение и эксплуатацию закрепленного за ними оружия, боевой техники и имущества; сержанты и старшины, отличающиеся безупречной воинской дисциплиной, имеющие поощрения за образцовое несение службы, отлично овладевшие своей специальностью, получившие в течение года отличные оценки по ведущим и хорошие оценки по остальным дисциплинам, умеющие хорошо организовать и методически правильно проводить обучение подчиненных, добившиеся высоких показателей в боевой и политической подготовке и укреплении воинской дисциплины своих подразделений и обеспечивающие отличный уход, сбережение и эксплуатацию оружия, боевой техники и имущества, закрепленного за подчиненными им подразделениями.
В соответствии с Положением о ведомственных знаках отличия Министерства обороны Российской Федерации, утвержденного Приказом Министра обороны РФ от 22.01.2008 года N 30 "О ведомственных знаках отличия Министерства обороны Российской Федерации", ведомственные знаки отличия являются формой поощрения военнослужащих и лиц гражданского персонала Вооруженных Сил, а также других граждан Российской Федерации и иностранных граждан, оказывающих содействие в решении задач, возложенных на Вооруженные Силы Российской Федерации (пункт 2). Ведомственными знаками отличия являются медали Министерства обороны и другие знаки отличия Вооруженных Сил, в положениях о которых указана их принадлежность к ведомственным знакам отличия (пункт 3).
Как следует из материалов административного дела, решением от 14.11.2018 года N 21 Лихачеву В.И. отказано в удовлетворении его заявления о включении в список лиц, претендующих на присвоение звания "Ветеран труда", в связи с тем, что нагрудный знак "Отличник ВВС" не может быть отнесен к ведомственным знакам отличия в труде, так как решение о награждении принято начальником войск, а не руководством органов исполнительной власти бывшего СССР или РСФСР. Данный знак является лишь видом поощрения в период прохождения срочной службы в рядах Советской Армии, то есть в период прохождения воинской службы.
Положением о порядке и условиях присвоения звания "Ветеран труда" в Ставропольском крае, утвержденным Постановлением Губернатора Ставропольского края от 05.09.2007 года N 569 установлено, что к ведомственным знакам отличия в труде, учитываемым при присвоении гражданам звания "Ветеран труда", награжденным ими до 30 июня 2016 года, также относятся ведомственные знаки отличия в труде за особые заслуги в труде (службе) и продолжительную работу в организации (учреждении), на предприятии, подтвержденную записями в трудовой книжке, или продолжительную службу, подтвержденную записями в трудовой книжке или в военном билете (почетные звания, заслуженные звания работников отрасли (ведомства) народного хозяйства, нагрудные знаки, ведомственные медали, почетные грамоты, почетные дипломы, почетные знаки, нагрудные значки), награждение которыми производилось от имени Президиума Верховного Совета СССР, РСФСР, Совета Министров СССР, РСФСР, Верховного Суда СССР, Прокуратуры СССР, министерств и ведомств СССР, РСФСР, в том числе совместно с центральными комитетами профсоюзов отраслей народного хозяйства, а также единый общесоюзный знак "Победитель социалистического соревнования... года" либо единый общесоюзный знак "Ударник... пятилетки", знак отличия в труде "Ветеран атомной энергетики и промышленности".
При этом для присвоения звания "Ветеран труда" не учитываются ведомственные знаки отличия в труде, учрежденные коммерческими и некоммерческими организациями, корпорациями, войсковыми частями, организационными комитетами всесоюзных и всероссийских выставок, Центросоюзом, Роспотребсоюзом, ВЦСПС, Федерацией независимых профсоюзов России, ЦК КПСС, ЦК ВЛКСМ, Пенсионным фондом Российской Федерации, Фондом социального страхования Российской Федерации, Федеральным фондом обязательного медицинского страхования, а также медали и дипломы Выставки достижений народного хозяйства, знак "Ударник коммунистического труда", почетная грамота ЦК КПСС, ВЦСПС и ЦК ВЛКСМ, дипломы, подтверждающие ученое звание или ученую степень, звания, свидетельствующие о квалификации работника, медали, грамоты, дипломы и иные поощрения за участие или победу в спортивных и иных конкурсах и соревнованиях, свидетельства, удостоверяющие исключительное право на результаты интеллектуальной деятельности, именные часы, денежные премии, юбилейные и памятные знаки, значки, медали.
Исходя из вышеназванных положений, имеющийся у Лихачева В.И. нагрудный знак "Отличник ВВС" являлся лишь видом поощрения административного истца в период прохождения им срочной службы в рядах Советской Армии, что не может быть признано знаком отличия в труде, так как вручены за иной вклад гражданина в общественной сфере; кроме того, награждение данным знаком производилось не приказом Министра обороны СССР, а командиром воинской части, в связи с чем, как правильно указал суд, данный нагрудный знак не может быть отнесен к числу ведомственных знаков отличия в труде, являющихся основанием для присвоения звания "Ветеран труда" в соответствии со статьей 7 Федерального закона от 12.01.1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах".
Разрешая спор и отказывая Лихачеву В.И. в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции, исходя из вышеприведенных положений материального закона, учитывая фактические обстоятельства настоящего административного дела, пришел к выводу о том, что оснований для присвоения административному истцу звания "Ветеран труда" не имеется.
Судебная коллегия находит выводы суда первой инстанции правильными, основанными на нормах материального права и соответствующими установленным обстоятельствам дела.
Доводы, изложенные заявителем в апелляционной жалобе о неправильном применении судом норм материального права, устанавливающих условия и порядок присвоения звания "Ветеран труда", признаются несостоятельными, поскольку данные доводы противоречит действующему законодательству и основаны на неправильном его применении и толковании.
Таким образом, правовые основания для признания незаконным состоявшегося решения и удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют, в связи с чем решение суда первой инстанции следует признать законным.
На основании изложенного и, руководствуясь статьями 307-311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Кочубеевского районного суда Ставропольского края от 3 июля 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу оставить без удовлетворения.
Председательствующий: Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.