Судебная коллегия по административным делам Ставропольского краевого суда в составе:
Председательствующего судьи Шишовой В.Ю,
судей Болотовой Л.А, Бостанова Ш.А,
при секретаре судебного заседания Жегулине А.А,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе представителя администрации Петровского городского округа СК ФИО4
на решение Петровского районного суда Ставропольского края от 10 июля 2019 года по административному делу по административному иску Ставропольского межрайонного природоохранного прокурора, действующего в защиту прав и свобод неопределенного круга лиц к администрации Петровского городского округа Ставропольского края о возложении обязанности привести Генеральную схему очистки муниципального образования Петровского муниципального района Ставропольского края в соответствии с действующим законодательством,
заслушав доклад судьи Болотовой Л.А, объяснения представителя административного ответчика администрации Петровского городского округа Ставропольского края по доверенности ФИО5, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, возражения против удовлетворения апелляционной жалобы прокурора отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе прокуратуры Ставропольского края Ледовской Н.В.
установила:
Заместитель Ставропольского межрайонного природоохранного прокурора ФИО7 обратился в суд в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц с административным исковым заявлением к администрации Петровского городского округа Ставропольского края, в котором просит суд признать незаконным бездействие администрации Петровского городского округа Ставропольского края, выразившееся в непринятии мер по разработке и утверждению Генеральной схемы очистки муниципального образования в соответствии с действующим законодательством, возложить на администрацию Петровского городского округа Ставропольского края разработать и утвердить Генеральную схему очистки муниципального образования в соответствии с действующим законодательством в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
В процессе рассмотрения дела прокурор изменил заявленные исковые требования, просил возложить на администрацию муниципального образования Петровского городского округа Ставропольского края обязанность в течении 3 месяцев после вступления решения суда в законную силу привести Генеральную схему очистки муниципального образования Петровского муниципального района Ставропольского края в соответствии с действующим законодательством и согласовать с санитарно-эпидемиологической службой - Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ставропольскому краю.
Требования мотивирует тем, что административным ответчиком при рассмотрении настоящего дела суду представлена Генеральная схема очистки территорий населенных пунктов Петровского муниципального района Ставропольского края, разработанная в 2008 году, которая не согласована в установленном законом порядке, в соответствии с требованиями пунктов 1.6, 2.2.3, 6.5 "СанПиН 42-128-4690-88. Санитарные правила содержания территорий населенных мест", утвержденных Главным государственным санитарным врачом СССР 05.08.1988 N 4690-88, с органами Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.
Положения Генеральной схемы очистки территорий населенных пунктов Петровского муниципального района Ставропольского края не соответствуют и противоречат требованиям СанПиН 42-128-4690-88, а также Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", определения, принятые в схеме в разделе "Термины и определения" (стр. 96) и соответственно применяемые по тексту в схеме не соответствуют положениям статьи 1 Закона N 89-ФЗ, устанавливающей основные понятия в области обращения с отходами.
Обжалуемым решением Петровского районного суда Ставропольского края от 10 июля 2019 года административное исковое заявление Ставропольского межрайонного природоохранного прокурора, действующего в защиту прав и свобод неопределенного круга лиц к администрации Петровского городского округа Ставропольского края о возложении обязанности привести Генеральную схему очистки муниципального образования Петровского муниципального района Ставропольского края в соответствии с действующим законодательством, с учётом изменений - удовлетворено.
Возложена на администрацию муниципального образования Петровского городского округа Ставропольского края обязанность в течении 3 месяцев после вступления решения суда в законную силу привести Генеральную схему очистки муниципального образования Петровского муниципального района Ставропольского края в соответствии с действующим законодательством и согласовать с санитарно-эпидемиологической службой - Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ставропольскому краю.
В апелляционной жалобе представитель администрации Петровского городского округа СК ФИО4 просит решение Петровского районного суда Ставропольского края от 10 июля 2019 года отменить полностью и принять по делу новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении заявленных требований. Полагает, что обязанность по разработке (приведению в соответствие с действующим законодательством) Генеральной схемы очистки муниципального образования Петровского муниципального района Ставропольского края может быть возложена на администрацию округа, только в случае, если организация деятельности в области обращения с отходами, в настоящее время, относилась бы полностью к полномочиям органов местного самоуправления. Однако на сегодняшний день, полномочия в области обращения с отходами относятся к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
01 января 2016 года организация данной деятельности в целом является полномочием органов государственной власти субъектов Российской Федерации (подпункты 7 - 7.2 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и статья 6 Федерального закона "Об отходах производства и потребления").
Законом Ставропольского края администрация округа не наделялась полномочиями по исполнению отдельных государственных полномочий в области обращения с отходами, с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств.
Приведение администрацией округа в соответствие с действующим законодательством Генеральной схемы очистки муниципального образования Петровского муниципального района Ставропольского края, которая по мнению Ставропольского межрайонного природоохранного прокурора является правопреемником местных Советов народных депутатов, служит основанием для возложения на орган местного самоуправления обязательств по финансированию работ, которые на сегодняшний день законодательно не отнесены к полномочиям органов местного самоуправления, и порождают угрозу нецелевого использования средств бюджета Петровского городского округа Ставропольского края.
Обязание администрации округа по иску природоохранного прокурора привести Генеральную схему очистки муниципального образования Петровского муниципального района Ставропольского края в соответствие с действующим законодательством, которая в основе своей является документом, регулирующим сбор и вывоз отходов, является возложением на администрацию обязанности, которая законодательно не закреплена за муниципальным образованием, и является прямым нарушением федерального законодательства, регулирующего как деятельность в области обращения с твердыми коммунальными отходами, так и деятельность в области санитарно- эпидемиологическом благополучии населения.
При этом ни административное исковое заявление Ставропольского межрайонного природоохранного прокурора, ни решение суда не содержит информация о нормативном правовом документе, которым установлена процедура и порядок согласования Генеральной схемы очистки населенных пунктов с органами Роспотребнадзора, что делает неисполнимым в указанной части решения суда.
В возражениях на апелляционную жалобу заместитель Ставропольского межрайонного природоохранного прокурора ФИО7 просит в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
Лица, участвующие в деле и не явившиеся на апелляционное рассмотрение дела, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
В соответствии со ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции.
Исследовав материалы административного дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, проверив законность и обоснованность решения суда по доводам апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со статьей 46 Конституции Российской Федерации и главой 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Заместителем Ставропольского межрайонного природоохранного прокурора в порядке статьи 39 КАС РФ заявлены настоящие административные исковые требования в защиту прав, свобод неопределенного круга лиц.
Требования к обращению с отходами на территориях муниципальных образований определены ст. 13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", в соответствии с которой территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с указанным Федеральным законом. При этом, полномочия органов местного самоуправления в области обращения с твердыми коммунальными отходами конкретизированы статьей 8 Федерального закона N 89-ФЗ.
В соответствии с ч. 2 ст. 21 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам.
В силу ч. 1 ст. 22 Федерального закона N 52-ФЗ отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно ч. 3 ст. 39 Федерального закона N 52-ФЗ соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
В настоящее время действуют санитарные правила 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территорий населенных мест", утвержденные Главным государственным санитарным врачом СССР 05.08.1988 N 4690-88, которыми конкретизированы формы исполнения полномочий по организации сбора и вывоза отходов органами местного самоуправления.
Пунктом 1.2 СанПиН 42-128-4690-88 предусмотрено наличие в муниципальных образованиях утвержденной исполнительными органами местного самоуправления Генеральной схемы очистки населенных пунктов, которая должна предусматривать систему рационального сбора, быстрого удаления, надежного обезвреживания и экономически целесообразную утилизацию бытовых отходов (хозяйственно-бытовых, в том числе пищевых отходов из жилых и общественных зданий, предприятий торговли, общественного питания и культурно-бытового назначения; жидких из неканализованных зданий; уличного мусора и смета и других бытовых отходов, скапливающихся на территории населенного пункта).
Генеральную схему санитарной очистки населенных пунктов необходимо согласовывать с санитарно-эпидемиологической службой согласно требованию п.п. 1.6, 6.5 указанных санитарных правил.
Согласно письму Роспотребнадзора от 25.09.2018 N 09-8585-2018-40 санитарные правила СанПиН 42-128-4690-88 в установленном порядке не отменялись и действуют в части и в целях, не противоречащих законодательству Российской Федерации.
Кроме того, наличие и соблюдение схемы санитарной очистки территории содержатся в СанПиН 2.1.7.2790-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к обращению с медицинскими отходами", утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 09.12.2010 N 163.
Так, согласно п. 4.6, 7.1 СанПиН 2.1.7.2790-10 транспортирование отходов класса А организуется с учетом схемы санитарной очистки, принятой для данной территории, в соответствии с требованиями санитарного законодательства к содержанию территорий населенных мест и обращению с отходами производства и потребления.
Судом установлено, что Ставропольской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка исполнения органами местного самоуправления Ставропольского края полномочий в области обращения с отходами и выявлено, что в нарушение требований законодательства ответчиком генеральная схема очистки населенных пунктов разработанная в 2008 году в установленном порядке не согласована с органами Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ставропольскому краю.
Кроме того, определения, принятые в схеме в разделе "Термины и определения" (стр. 96) и соответственно применяемые по тексту в схеме не соответствуют положениям статьи 1 Закона N 89-ФЗ, устанавливающей основные понятия в области обращения с отходами, указанные в таблице 1.5 Генеральной схемы виды отходов, в том числе в кодифицированной форме состоящей из 13 знаков, не отвечают положениям приказа Минприроды России от 30.09.2011 N 792, и, не соответствуют требованиям действующего законодательства.
Генеральной схемой очистки территорий населенных пунктов Петровского муниципального района Ставропольского края предусмотрен сброс жидких бытовых отходов в центральную или местную (выгреб) канализацию (подраздел 3.2.1 раздела 3.2 (стр. 32)), что противоречит требованиям пунктов 3.1, 3.2 СанПиН 42-128-4690-88. Нормы накопления ТБО указанные в Генеральной схеме очистки территорий населенных пунктов Петровского муниципального района Ставропольского края в таблицах 3.1 и 3.3 подраздела 3.2.1 Раздела 3.2 не соответствуют утвержденным приказом министерства жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края от 26.12.2017 N 347 нормативам накопления твердых коммунальных отходов (ТКО) на территории Ставропольского края.
Способы обращения с медицинскими отходами, указанные в подраздел 3.2.2.2.5 "Особенности накопления медицинских и биологических отходов" не учитывают действующие требования СанПиН 2.1.7.2790-10 "Санитарно- эпидемиологические требования к обращению с медицинскими отходами", утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 09.12.2010 N 163.
Также Генеральная схема очистки территорий населенных пунктов Петровского муниципального района Ставропольского края в нарушение СанПиН 42-128-4690-88 не содержит сведений, о расчете и наличии на всех площадях и улицах, в садах, парках, на вокзалах, рынках, остановках городского транспорта и других местах урн, их очистке, об уборке листьев в период листопада, наличии специально отведенных участков либо полей компостирования, предназначенных для вывоза листьев, о наличии согласований с учреждениями санэпидслужбы очередности планово-регулярной очистки в районах существующей застройки, периодичности удаления ТБО в каждом населенном пункте, а также договоров- графиков, составленных между организацией, производящей удаление отходов, и жилищным органом, о наличии ветеринарных объектов и отходов, образующихся в данных объектах, о наибольшем периоде образования отходов который был принят при расчете объема мусоросборников.
Постановлением Госстроя России от 21.08.2003 N 152 утверждены Методические рекомендации о порядке разработки генеральных схем очистки территорий населенных пунктов Российской Федерации.
Настоящие методические рекомендации устанавливают основные положения по составу, содержанию и утверждению генеральных схем очистки территорий населенных пунктов Российской Федерации.
Генеральная схема очистки территорий населенных пунктов разрабатывается в составе градостроительной документации и утверждается органами местного самоуправления по согласованию с органами жилищно-коммунального хозяйства и санитарно-эпидемиологической службы.
Генеральная схема должна обеспечивать организацию рациональной системы сбора, хранения, регулярного вывоза отходов и уборки территорий и удовлетворять требованиям "Санитарных правил содержания территорий населенных мест" (СанПиН 42-128-4690-88).
Генеральная схема определяет объемы работ, методы сбора, удаления, обезвреживания и переработки бытовых отходов и приравненных к ним отходов, необходимое количество спецмашин, механизмов, оборудования и инвентаря для системы очистки и уборки городских территорий, целесообразность строительства, реконструкции или расширения объектов, очередность выполняемых мероприятий.
Исходя из требований п. п. 1.4, 1.6 СанПиН 42-128-4690-88 и п. 6 Методических рекомендаций в процессе разработки генеральная схема должна согласовываться с органами архитектуры и градостроительства, иными заинтересованными организациями, в том числе с территориальным подразделением Роспотребнадзора.
Между тем разработанная в 2008 году схема, не соответствует требованиям, предъявляемым к ней, согласование с указанным органом не проходила, в связи с чем, судебная коллегия считает обоснованной позицию суда первой инстанции о том, что имеющаяся схема не отвечает требованиям действующего законодательства.
Исполнение обязанностей по разработке генеральной схемы очистки территорий - одно из мероприятий, направленных на обеспечение экологического и санитарно-эпидемиологического благополучия населения и охрану окружающей среды, предупреждение чрезвычайных ситуаций.
Судебная коллегия не может согласиться с доводами представителя административного ответчика об отсутствии необходимости в разработке Генеральной схемы очистки в связи с принятием Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 458-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления", отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" и утверждением Постановлением Правительства Ставропольского края от 22.09.2016 г. N408-п территориальной схемы обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами.
В силу статьи 6 Федерального закона от 29.12.2014 N 458-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления", отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" к полномочиям субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами относится разработка и утверждение территориальной схемы обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами.
Между тем, как следует из раздела 10 территориальной схемы обращения с отходами, в Ставропольском крае утвержденной Постановлением Правительства Ставропольского края от 22.09.2016 г. N408-п (графа 6 таблицы N1) Генеральные схемы санитарной очистки территорий муниципальных образований используются при подготовке территориальной схемы и обосновывают приведенную в ней информацию. Сведения генеральных схем очистки территорий муниципальных образований о нахождении источников образования отходов, количестве образующихся отходов, мест сбора и накопления отходов, объектов по обработке, утилизации, обезвреживанию, схеме потоков использованы в разделах 1-5,7 утвержденной территориальной схемы.
Позиция представителя административного ответчика об отсутствии правовых оснований по разработке и утверждению административным ответчиком Генеральной схемы санитарной очистки территории основана на неверном толковании норм материального права, приведенных выше, и не может явиться основанием к отмене решения суда.
Иные доводы апелляционной жалобы не содержат оснований к отмене судебного решения, поскольку не опровергают выводов суда, а повторяют правовую позицию административного ответчика, выраженную в суде первой инстанции, исследованную судом и нашедшую верное отражение и правильную оценку в решении суда. Поэтому оснований для отмены решения суда Судебная коллегия не усматривает.
Руководствуясь статьями 308, 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Петровского районного суда Ставропольского края от 10 июля 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя администрации Петровского городского округа СК ФИО4 без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.