Ставропольский краевой суд в составе председательствующего судьи Евтуховой Т.С.
при секретаре судебного заседания Пика А.И.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Касаевой Натальи Георгиевны к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю, Министерству имущественных отношений Ставропольского края об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере рыночной стоимости,
установил:
Касаева Н.Г. обратилась в Ставропольский краевой суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости в размере, равном рыночной стоимости, по состоянию на 1 января 2015 года объектов недвижимости: земельного участка с кадастровым номером N, категория земель "земли населённых пунктов", с видом разрешённого использования "под нежилыми строениями", площадью 6735 кв.м.; нежилого здания с кадастровым номером N, наименование "складское", Литер "Б", общей площадью 172,7 кв.м.; нежилого здания с кадастровым номером N, наименование "складское", литер "Г", общей площадью 314,7 кв.м.; нежилого здания с кадастровым номером N, наименование "административное", литер "И", общей площадью 100,1 кв.м.; нежилого здания с кадастровым номером N, наименование "административное", литер "К", общей площадью 52,44 кв.м.; нежилого здания с кадастровым номером N, наименование "складское", литер "М", общей площадью 275,5 кв.м.; нежилого здания с кадастровым номером N, наименование "складское", литер "Н", общей площадью 342,2 кв.м.; нежилого здания с кадастровым номером N, наименование "гараж", литер "С", общей площадью 90,9 кв.м.; нежилого здания с кадастровым номером N, наименование "административное", литер "Ж", общей площадью 334,8 кв.м, которые расположены по адресу: "адрес" (далее - объекты недвижимости/нежилые здания).
Административный истец полагает, что результаты государственной кадастровой оценки указанных объектов недвижимости завышены, чем нарушаются его права как плательщика налога на имущество и земельного налога, размер которых исчисляется в зависимости от кадастровой стоимости объектов недвижимости.
В обоснование заявления административный истец ссылается на отчёт об оценке N 0029 от 26 января 2019 года, которым по состоянию на 1 января 2015 года рыночная стоимость составляет: для нежилого здания с кадастровым номером N в размере 1713 600 рублей; нежилого здания с кадастровым номером N в размере 648 400 рублей; нежилого здания с кадастровым номером N в размере 367 800 рублей; нежилого здания с кадастровым номером N в размере 1507400 рублей; нежилого здания с кадастровым номером N в размере 1929 000 рублей; нежилого здания с кадастровым номером N в размере 532 300 рублей; нежилого здания с кадастровым номером N в размере 2096 400 рублей; нежилого здания с кадастровым номером N в размере 1019200 рублей; земельного участка с кадастровым номером N в размере 1483900 рублей.
В судебном заседании представитель административного истца Касаевой Н.Г. - Спивак В.П, выступающий по доверенности от 16 октября 2019 года, уточнил заявленные требования, просил установить кадастровую стоимость заявленных в административном исковом заявлении объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости, определённой на основании проведённой по делу судебной экспертизы.
К участию в деле привлечены в качестве административного ответчика Министерство имущественных отношений Ставропольского края, в качестве заинтересованных лиц - Администрация города Пятигорска Ставропольского края, Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Ставропольскому краю (далее - ФГБУ "ФКП Росреестра" по Ставропольскому краю).
Представитель административного ответчика Министерства имущественных отношений Ставропольского края в суд не явился, извещены надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, представлено ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя (т.3 л.д.161).
Представитель административного ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю в суд не явился, извещены надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, представлены письменные возражения на административное исковое заявление, в которых просят рассмотреть дело в соответствии с действующим законодательством, в отсутствие их представителя (т.3 л.д.165-4).
Представители заинтересованных лиц ФГБУ "ФКП Росреестра" по Ставропольскому краю, Администрации города Пятигорска Ставропольского края в суд не явились, извещены надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, сведений о причинах неявки не предоставили.
Суд, в соответствии с положениями части 4 статьи 247 КАС РФ, с учётом мнения представителя административного истца, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса, поскольку их неявка не является препятствием к рассмотрению дела по существу.
Заслушав объяснения представителя административного истца, исследовав письменные доказательства по делу, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости согласно выводам судебной оценочной экспертизы по следующим основаниям.
Касаева Н.Г, будучи собственником земельного участка с кадастровым номером N и нежилых зданий с кадастровыми номерами N (т.1 л.д. 16-24, 25-44), является плательщиком налога на имущество и земельного налога, размер которых зависит от кадастровой стоимости.
На основании Приказа Министерства имущественных отношений Ставропольского края от 27 ноября 2015 года N 1382 "Об утверждении результатов определения государственной кадастровой оценки объектов недвижимости в Ставропольском крае" по состоянию на 1 января 2015 года установлена кадастровая стоимость объектов недвижимости: нежилого здания с кадастровым номером N в размере 6795031,01 рублей (т.1 л.д. 50); нежилого здания с кадастровым номером N в размере 2841300, 45 рублей (т.1 л.д.48); нежилого здания с кадастровым номером N в размере 1487354,08 рублей (т.1 л.д.45); нежилого здания с кадастровым номером N в размере 5948621, 05 рублей (т.1 л.д.49); нежилого здания с кадастровым номером 26:33:330205:25 в размере 7388 813,51 рублей (т.1 л.д.46); нежилого здания с кадастровым номером N в размере 812770,94 рублей (т.1 л.д.47); нежилого здания с кадастровым номером N в размере 7789484, 22 рублей (т.1 л.д.53); нежилого здания с кадастровым номером N в размере 3604655, 63 рублей (т.1 л.д.52).
На основании приказа Министерства имущественных отношений N 1380 от 27 ноября 2015 года "Об утверждении результатов определения государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Ставропольском крае" кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером N по состоянию на 1 января 2015 года установлена в размере 11373259, 80 рублей (т.1 л.д. 51).
Ввиду этого обращение Касаевой Н.Г. в суд с заявлением об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере равном их рыночной стоимости по состоянию на дату оценки, то есть на дату, по состоянию на которую установлена их кадастровая стоимость, в полной мере согласуется с положениями статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (с последующими изменениями) (далее - Закон об оценочной деятельности), в силу которых федеральный законодатель, вводя для целей налогообложения государственную кадастровую оценку недвижимого имущества, одновременно не исключает установление кадастровой стоимости объекта недвижимости, равной его рыночной стоимости. Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены, в том числе и физическими лицами, в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц. При этом основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости федеральный законодатель указывает установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию, на которую установлена его кадастровая стоимость.
В соответствии со статьёй 11 названного федерального закона итоговым документом, составленным по результатам определения стоимости объекта оценки, является отчёт об оценке такого объекта, составленный в соответствии с требованиями федеральных стандартов оценки, нормативных правовых актов, уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.
Административным истцом в подтверждение рыночной стоимости предоставлен отчёт об оценке N 0029 от 26.01.2019 года, выполненный оценщиком ООО "Деловой партнер" Ахмадовой М.Ш, которым рыночная стоимость объектов недвижимости на дату оценки определена для нежилого здания с кадастровым номером N в размере 1713 600 рублей; нежилого здания с кадастровым номером N в размере 648 400 рублей; нежилого здания с кадастровым номером N в размере 367 800 рублей; нежилого здания с кадастровым номером N в размере 1507400 рублей; нежилого здания с кадастровым номером N в размере 1929 000 рублей; нежилого здания с кадастровым номером N в размере 532 300 рублей; нежилого здания с кадастровым номером N в размере 2096 400 рублей; нежилого здания с кадастровым номером N в размере 1019200 рублей; земельного участка с кадастровым номером N в размере 1483900 рублей (т.2 л.д.1-364, т.3 л.д.1-154).
В процессе рассмотрения дела в целях подтверждения достоверности заявленных величин рыночной стоимости объектов недвижимости, определением Ставропольского краевого суда от 27 мая 2019 года по делу назначена судебная оценочная экспертиза, проведение которой поручено эксперту ООО "Центр поддержки бизнеса" Тутовой И.С. (т.3 л.д. 175-179).
В соответствии с заключением эксперта N 23-1931-19 от 30 августа 2019 года по состоянию 1 января 2015 года рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером N определена в размере 7327680,00 рублей; нежилого здания с кадастровым номером N определена в размере 2589355,00 рублей; нежилого здания с кадастровым номером N определена в размере 3993959,00 рублей; нежилого здания с кадастровым номером N определена в размере 1758 657,00 рублей; нежилого здания с кадастровым номером N определена в размере 892746,00 рублей; нежилого здания с кадастровым номером N определена в размере 3832729,00 рублей; нежилого здания с кадастровым номером N определена в размере 4275626,00 рублей; нежилого здания с кадастровым номером N определена в размере 642137,00 рублей; нежилого здания с кадастровым номером N определена в размере 5341888,00 рублей (т.4 л.д. 2-191).
В силу статьи 62, части 8 статьи 82 КАС РФ заключение эксперта относится к числу доказательств по делу, которое подлежит оценке судом в соответствии со статьей 84 КАС РФ в совокупности с другими доказательствами.
Указанное экспертное заключение подготовлено лицом, обладающим правом на проведение подобного рода исследования, предупреждённым об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения.
Итоговое суждение о рыночной стоимости оцениваемых объектов недвижимости не является произвольным, эксперт в полной мере придерживался принципов федеральных стандартов оценки; экспертиза базируется на достоверных правоустанавливающих документах об объектах оценки, содержащих количественные и качественные характеристики оцениваемых объектов; определение рыночной стоимости в рамках использованных экспертом подходов является мотивированным и корректным; в качестве ценообразующих факторов экспертом отобраны те факторы, которые наиболее полно описывают отличия объектов оценки от сравнения; экспертом последовательно произведены корректировки по всем значимым группам элементов сравнения; для получения итоговой стоимости объектов оценки осуществил согласование (обобщение) результатов при использовании различных подходов к оценке и методов оценки.
При таких данных, а также учитывая, что иных доказательств, которые опровергли бы названную рыночную стоимость объектов недвижимости, административными ответчиками, заинтересованными лицами в суд не представлено, суд не находит оснований ставить указанное экспертное заключение под сомнение.
В силу предписаний статьи 12 Закона об оценочной деятельности итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчёте, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены названным федеральным законом, признаётся достоверной, если в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
Суд, проанализировав названное экспертное заключение в совокупности с другими представленными по делу доказательствами, с учётом позиции представителя административного истца и руководствуясь законодательством об оценочной деятельности, полагает возможным определить кадастровую стоимость объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости согласно выводам судебной оценочной экспертизы.
Согласно абзацу 4 статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности, пункта 12 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", стоимость объектов недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была определена их кадастровая стоимость, то есть, на 1 января 2015 года.
Ввиду того, что сведения о дате подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости и применяются для целей налогообложения и иных установленных законодательством целей, датой подачи соответствующего заявления Касаевой Н.Г. следует считать дату её обращения в суд, а именно 29 марта 2019 года (абзац пятый статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности) (т.1 л.д.63).
Настоящее решение является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости спорных объектов недвижимости.
Административным истцом также заявлены требования об обязании ответчика внести соответствующие сведения в Единый государственный реестр недвижимости о кадастровой стоимости объектов недвижимости.
В удовлетворении данных требований надлежит отказать, поскольку, как указано выше, в силу положений статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности такая обязанность у органа кадастрового учёта возникает в силу закона, а потому судебного вмешательства при рассмотрении административного спора о результатах определения кадастровой стоимости по мотиву её несоответствия рыночной стоимости не требуется.
Руководствуясь статьями 175-180, 249 КАС РФ, суд
решил:
административное исковое заявление Касаевой Натальи Георгиевны об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества в размере рыночной удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером N, категория земель "земли населённых пунктов", с назначением "под нежилыми строениями", площадью 6735 кв.м, расположенного по адресу: "адрес", в размере его рыночной стоимости 7327680,00 рублей, по состоянию на 1 января 2015 года.
Установить кадастровую стоимость нежилого здания с кадастровым номером N, наименование "складское", Литер "Б", этажность 1, общей площадью 172,7 кв.м, расположенного по адресу: "адрес" в размере его рыночной стоимости 2589355,00 рублей, по состоянию на 1 января 2015 года.
Установить кадастровую стоимость нежилого здания с кадастровым номером N наименование "складское", литер "Г", этажность 1, общей площадью 314,7 кв.м, расположенного по адресу: Ставропольский "адрес",в размере его рыночной стоимости 3993959,00 рублей, по состоянию на 1 января 2015 года.
Установить кадастровую стоимость нежилого здания с кадастровым номером N наименование "административное", литер "И", этажность 1, общей площадью 100,1 кв.м, расположенного по адресу: "адрес", в размере его рыночной стоимости 1758 657,00 рублей, по состоянию на 1 января 2015 года.
Установить кадастровую стоимость нежилого здания с кадастровым номером N наименование "административное", литер "К", этажность 1, общей площадью 52,44 кв.м, расположенного по адресу: "адрес", в размере его рыночной стоимости 892746,00 рублей, по состоянию на 1 января 2015 года.
Установить кадастровую стоимость нежилого здания с кадастровым номером N наименование "складское", литер "М", этажность 1, общей площадью 275,5 кв.м, расположенного по адресу: Ставропольский "адрес" в размере его рыночной стоимости 3832729,00 рублей, по состоянию на 1 января 2015 года.
Установить кадастровую стоимость нежилого здания с кадастровым номером N, наименование "складское", литер "Н", этажность 1, общей площадью 342,2 кв.м, расположенного по адресу: Ставропольский "адрес", в размере его рыночной стоимости 4275626,00 рублей, по состоянию на 1 января 2015 года.
Установить кадастровую стоимость нежилого здания с кадастровым номером N, наименование "гараж", литер "С", этажность 1, подземная этажность 1, общей площадью 90,9 кв.м, расположенного по адресу: "адрес", в размере его рыночной стоимости 642137,00 рублей, по состоянию на 1 января 2015 года.
Установить кадастровую стоимость нежилого здания с кадастровым номером N наименование "административное", литер "Ж", этажность 1 + мансарда, общей площадью 334,8 кв.м, расположенного по адресу: "адрес", в размере его рыночной стоимости 5341888,00 рублей, по состоянию на 1 января 2015 года.
Настоящее решение суда является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости объектов недвижимости с кадастровыми номерами N
Датой подачи заявления об изменении кадастровой стоимости объектов недвижимости считать 29 марта 2019 года.
В удовлетворении административных исковых требований Касаевой Натальи Георгиевны об обязании внести в государственный кадастр недвижимости сведения о кадастровой стоимости отказать.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия его в окончательной форме в третий апелляционный суд общей юрисдикции через Ставропольский краевой суд.
Решение в окончательной форме изготовлено 28 октября 2019 года.
Председательствующий судья Т.С. Евтухова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.