Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан в составе:
председательствующей судьи Ибрагимовой А.М,
судей Абдулаева М.М. и Абдуллаева М.К,
при секретаре Ибрагимовой Т.Р,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Хаджабековой О. В. о внесении изменений в порядковой номер очереди на получение жилья детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,
по апелляционной жалобе представителя истца Хаджабековой О.В. по доверенности Абасовой Ф.М. на решение Дербентского городского суда Республики Дагестан от 26 июня 2019 года, которым постановлено:
"В удовлетворении исковых требований Хаджабековой О.
В. о внесении изменений в порядковой номер в очереди на
получение жилья детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,
отказать".
Заслушав доклад судьи Абдулаева М.М, выслушав объяснения представителей истца Аббасовой Ф.М. и Кудратова М.И, просивших решение отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований, судебная коллегия
установила:
Хаджабекова О.В. обратилась в суд с иском к администрации городского округа " "адрес"" о внесении изменений в порядковой номер очереди на получение жилья детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В исковом заявлении Хаджабековой О.В. ставится вопрос об обязании ответчика внести коррективы в общий список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в отделе по учету и распределения жилья администрации городско округа " "адрес", исключив Хаджабекову О.В. из общего списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, под порядковым номером 308 и поставив ее на учет в качестве нуждающейся в 2010 году, на основании списка, поданного директором "Детского "адрес"" "адрес" Казиевым М.К. 01.12.2010г. за исх. N.
В судебном заседании представитель Хаджабековой О.В. по доверенности Абасова Ф.М. исковые требования поддержала и пояснила, что Хаджабекова О.В. с 28.08.2009г. по 01.09.2014г. являлась воспитанником Детского "адрес" Республики Дагестан и имеет право на однократное получение благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, согласно п. 8 ст. 92 и ст. 98.1 ЖК РФ, п. 4 Порядка обеспечения жильем детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденных постановлением Правительства Республики Дагестан от 02.06.2009г. N. Учреждения системы Министерства труда и социального развития Республики Дагестан, а также Министерства образования и науки Республики Дагестан ежегодно, в срок до 1 июля, представляют списки выпускников этих учреждений, нуждающихся в жилье, которым в соответствии с п. 2 настоящего Порядка должно быть предоставлено жилье в планируемом году, в администрацию соответствующего муниципального района или городского округа Республики Дагестан по форме согласно приложению N.
"дата" во исполнение вышеуказанного Постановления Правительства РД директором Детского "адрес" в адрес главы муниципального округа "адрес" Казиахмедова Ф.Г. был направлен список детей из числа детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилье, в котором под N числится Хаджабекова О.В. Указанное письмо было принято начальником отдела по учету и распределения жилья администрации "адрес" Кадирбековым З.Ш. В феврале 2019 года Хаджабекова О.В, ввиду того, что ей в течении длительного периода не предоставлялось жилье, обратилась в отдел по учету и распределения жилья администрации "адрес", откуда ей был дан письменный ответ, из которого следовало, что постановлением главы администрации городского округа " "адрес"" N от "дата" Хаджабекова О.В, "дата" года рождения, принята на жилищный учет в качестве нуждающейся в жилом помещении в очередь "Детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей". На данный момент в общем списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ее порядковый N. Хаджабекова О.В. считает, что она должна быть поставлена на жилищный учет в 2010 году на основании списка, поданного директором Детского дома Казиевым М.К. от "дата" N. Из-за технической ошибки, допущенной работниками отдела по учету и распределения жилья администрации городского округа " "адрес"", было нарушено конституционное право Хаджабековой О.В. на получение жилья, поскольку она была принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, в качестве "Детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" постановлением главы администрации городского округа " "адрес"" только в 2016 году, вместо 2010 года. По этим основаниям просила исковые требования Хаджабековой О.В. удовлетворить.
Судом постановлено указанное выше решение, на которое представителем истца Хаджабековой О.В. по доверенности Абасовой Ф.М подана апелляционная жалоба.
В апелляционной жалобе Абасова Ф.М. просит отменить решение суда и удовлетворить исковые требования. В обосновании жалобы Абасова Ф.М. привела те же доводы, что были указаны и в исковом заявлении. Указывает, что суд первой инстанции неправильно определилфактические обстоятельства дела, установленным обстоятельствам и представленным доказательствам дал неправильную оценку, неправильно применил нормы материального права, полностью не выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела.
Истица Хаджабекова О.В. и представитель администрации ГО " "адрес"" в суд апелляционной инстанции не явились. О времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Об уважительных причинах своей неявки в суд апелляционной инстанции ими не сообщено.
В соответствии с ч. 3 ст. 167 ГПК РФ судебная коллегия пришла к выводу о возможности рассмотреть дело в их отсутствие, поскольку ими не представлены доказательств наличия уважительных причин, препятствующих им явиться в судебное заседание суда апелляционной инстанции.
В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, и возражениях относительно жалобы.
Исследовав материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ (в редакции, действовавшей до 01.01.2013 г.) вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах РФ или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Согласно абз. 2 и 3 п. 1 ст. 8 Федерального закона РФ от 21.12.1996 г. N 159-ФЗ (в редакции, действовавшей до вступления в силу Федерального закона от 29.02.2012 г. N 15-ФЗ - 01.01.2013 г.) дети - сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются жилой площадью не ниже установленных социальных норм вне очереди органами исполнительной власти по месту жительства. Дополнительные гарантии прав детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, "на" имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
В соответствии с Федеральным законом РФ от 29.02.2012 г. N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" статья 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. N 159- ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" изложена в новой редакции, согласно которой детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Названная норма закона в новой редакции, вступившая в действие с 1 января 2013 года, предполагает обеспечение указанной категории лиц жильем по договорам найма специализированного жилого помещения.
В соответствии с п. 9 ст. 8 Федерального закона РФ от 21.12.1996 г. N 159-ФЗ право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Положения п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ с 1 января 2013 года утратили силу.
Согласно ч. 1 ст. 109.1 ЖК РФ (введена в действие с 01.01.2013 г.) предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе вопросы обеспечения жилыми помещениями детей сирот, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), регулируются Законом Республики Дагестан 29.12.2004 N 58 "О дополнительных гарантиях по социальной подлег сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и Законом Республики Дагестан от 4 декабря 2008 года N 57 "О наделении органов месте самоуправления муниципальных районов и городских округов Республики Дагестан государственными полномочиями Республики Дагестан по обеспечению жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Постановлением Правительства Республики Дагестан от 2 июня 2009 г. N 161 утвержден Порядок обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа за счет средств республиканского бюджета Республики Дагестан.
Судом установлено, что Хаджабекова О.В, "дата" года рождения, проживающая в "адрес", относится к числу лиц, оставшихся без попечения родителей, жилым помещением не обеспечивалась и имеет право на получение жилого помещения в установленном законом порядке. Хаджабекова О.В. являлась воспитанницей Дербентского детского "адрес" находилась на полном государственном обеспечении с 28.08.2009г. по "дата" Хаджабекова О.В. впервые обратилась с заявлением о принятии ее на учет со всеми необходимыми документами в 2016 году и, согласно постановления главы администрации "адрес" N от 31.10.2016г, она поставлена на учет на получение жилого помещения 31.10.2016г. и включена в общий список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей под порядковым номером N.
Отказывая в удовлетворении требований Хаджабековой О.В. о внесении изменений в порядковой номер в очереди на получение жилья детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, суд первой инстанции исходил из того, Хаджабековой О.В. необходимо было представить в администрацию городского округа " "адрес"" предусмотренные нормативно правовыми актами документы. Хаджабекова О.В. впервые обратилась с заявлением о принятии ее на учет со всеми необходимыми документами в 2016 году и, согласно постановления главы администрации "адрес" N от 31.10.2016г, она поставлена на учет 31.10.2016г. и включена в общий список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, под порядковым номером N. Именно с момента обращения в администрацию "адрес" со всеми необходимыми документами и включения лица, в данном случае Хаджабековой О.В, в списки на получение жилья, у ответчика возникает обязанность по предоставлению жилого помещения.
Судебная коллегия соглашается с выводами и решением суда первой инстанции, считает их правильными, обоснованными. Оснований для переоценки представленных доказательств и иного применения норм материального права у судебной коллегии не имеется, так как выводы суда первой инстанции полностью соответствуют обстоятельствам данного дела, и требования по существу разрешены верно.
Доводы апелляционной жалобы, в том числе и о том, что директором "Детского "адрес"" "адрес" Казиевым М.К. письмом от 01.12.2010г. за исх. N в адрес главы муниципального округа "адрес" Казиахмедова Ф.Г. был направлен список детей из числа детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилье, в котором под N числится Хаджабекова О.В, которое было принято начальником отдела по учету и распределения жилья администрации "адрес" Кадирбековым З.Ш, следовательно, данное обстоятельство подтверждает факт включения и нахождения Хаджабековой О.В. на учете, были предметом рассмотрения суда первой инстанции, судом им дана надлежащая оценка.
Доводы представителя Абасовой Ф.М, что администрация обязана была сама запросить необходимые сведения для рассмотрения обращения директора "Детского "адрес"" "адрес" несостоятельные и правильно не приняты судом во внимание, поскольку в соответствие с частью 4 статьи 52 Жилищного кодекса, действовавшего в 2010 году, обязанность по представлению в орган местного самоуправления документов, подтверждающих право граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, возлагается на граждан, обратившихся в орган местного самоуправления с заявлением о принятии их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Доводы апелляционной жалобы судебная коллегия не может признать состоятельными, поскольку они направлены на переоценку установленных судом обстоятельств. Данные доводы жалобы являлись процессуальной позицией представителя истца, были приведены ею в ходе разбирательства дела, являлись предметом рассмотрения в суде, исследованы судом и подробно изложены в постановленном решении. В апелляционной жалобе не приведены какие-либо новые, юридически значимые обстоятельства, требующие дополнительной проверки.
Судебная коллегия находит, что суд первой инстанции, разрешая иск, с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам, выводы суда не противоречат материалам дела, обстоятельства имеющие значение для дела судом установлены правильно, нормы материального права судом применены верно, нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения при рассмотрении дела не допущено.
При таких обстоятельствах решение суда с учетом доводов жалобы является законным и обоснованным, оснований для отмены решения судебная коллегия не усматривает.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Дербентского городского суда Республики Дагестан от 26 июня 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в 3-месячный срок в Пятый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.