Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан в составе:
председательствующего Магомедовой А.М.
судей Ташанова И.Р, Бейтуллаевой З.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарём Курбановой П.З.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО5 к администрации ГОсВД "город Махачкала" Республики Дагестан об обязании предоставить жилое помещение специализированного жилищного фонда и заключить договор найма специализированного жилищного помещения
по апелляционной жалобе представителя администрации ГОсВД "город Махачкала" по доверенности ФИО4 на решение Советского районного суда г.Махачкалы Республики Дагестан от "дата", которым исковые требования ФИО5 удовлетворены.
Заслушав доклад судьи ФИО9, изложившего содержание обжалуемого решения, доводы апелляционной жалобы, выслушав мнение представителя истца, судебная коллегия
установила:
ФИО5, с учётом уточнения в порядке ст.39 ГПК РФ, обратился в суд с иском к администрации ГОсВД "город Махачкала" об обязании предоставить жилое помещение специализированного жилищного фонда и заключить договор найма специализированного жилищного помещения.
В обоснование иска указал, что ФИО5 является социальной сиротой и состоит на жилищном учете в городе Махачкала, но со ссылкой на отсутствие денежных средств для приобретения жилья предусмотренные законом обязательства ответчик не выполняет.
Решением Советского районного суда г.Махачкалы Республики Дагестан от "дата" иск ФИО5 удовлетворен.
В апелляционной жалобе представителя администрации ГОсВД "город Махачкала" ФИО4 содержится просьба об отмене решения Советского районного суда города Махачкалы с принятием по делу нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований ФИО5
В обоснование жалобы указывается, что судом при вынесении решения не были учтены следующие обстоятельства. В соответствии с ч. 1 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.
Управлением по жилищным вопросам Администрации г. Махачкалы был дан ответ заявителю о том, что он состоит на учете по категории дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей для улучшения своих жилищных условий, и что его жилищные условия будут улучшены в соответствии с установленной очередностью, что полностью соответствует законодательству и не ущемляет права заявителя.
Представитель истца ФИО5 по доверенности ФИО6 в заседание суда апелляционной инстанции явился.
Истец ФИО5, представитель администрации ГОсВД "город Махачкала" в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщили.
При таких обстоятельствах судебная коллегия, руководствуясь частью 1 статьи 327 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившихся лиц.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, обсудив их, выслушав явившееся лицо, судебная коллегия приходит к следующему.
Как установлено судом и следует из материалов дела, ФИО5 родился "дата" в г.Махачкале Республики Дагестан, его родители - отец ФИО7 и мать ФИО8 погибли "дата".
На основании постановления главы администрации "адрес" г.Махачкалы от "дата" N опекуном ФИО5 назначен Темирханов М-С.М.
Из ответа главы администрации "адрес" г.Махачкалы от "дата" N следует, что ФИО5 с "дата" принят на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, по категории "Воспитанник детского дома".
Судом также установлено, что жилых помещений, занимаемых на праве социального найма или праве собственности, истец не имеет. Сведения об обеспечении истца жилым помещением в соответствии с законодательством о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, отсутствуют.
Разрешая спорные правоотношения, суд пришел к выводу о том, что истец имеет право на получение жилого помещения по договору специализированного найма по месту его жительства.
Указанный вывод суда соответствует требованиям закона и основан на исследованных в судебном заседании доказательствах.
Частью 3 ст. 40 Конституции Российской Федерации закреплена обязанность государства обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.
В силу ч.1 ст.109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Базовым нормативным правовым актом, регулирующим право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение жилыми помещениями, является Федеральный закон от "дата" N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", который определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки данной категории лиц.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от "дата" N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признаются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Статья 8 Федерального закона от "дата" N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" указывает, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абз. 1 настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях (ч. 1).
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязаны осуществлять контроль за использованием жилых помещений и (или) распоряжением жилыми помещениями, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, обеспечением надлежащего санитарного и технического состояния этих жилых помещений (ч. 2).
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с п. 1 настоящей статьи. В список включаются лица, указанные в абз. 1 п. 1 настоящей статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с п. 1 настоящей статьи является основанием для исключения указанных лиц из списка (ч. 3).
По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в п. 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (ч. 7).
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации (п. 8).
Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями (п. 9).
Как следует из содержания приведенных правовых норм, федеральный законодатель определилоснования и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абз. 1 ст. 1 Федерального закона от "дата" N 159-ФЗ.
К их числу относятся, в частности, лица, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений.
При этом федеральный законодатель не определилсрок, в течение которого должно предоставляться жилое помещение данной категории граждан, что не может толковаться иначе, как необходимость обеспечения возможности осуществления такого права непосредственно после его возникновения.
Содержащееся в п. 3 ст. 8 Федерального закона от "дата" N 159-ФЗ указание на то, что формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, осуществляется в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, само по себе не означает, что предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений должно осуществляться в соответствии с какой-либо очередностью.
В данном случае установление законом субъекта Российской Федерации порядка предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений предполагает установление процедурных правил по формированию Списка - определение перечня документов, которые должны быть представлены, органа, в который должны быть представлены соответствующие документы, и т.п.
По своей сути формирование субъектом Российской Федерации Списка означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных федеральным законом оснований для реализации указанной категорией лиц права на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.
Кроме того, формирование Списка может иметь своей целью определение потребности в соответствующих объемах ежегодного финансирования (объем субвенций), выделяемого на цели обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Более того, формируемый на основании Закона Республики Дагестан от "дата" N 57 "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Республики Дагестан государственными полномочиями Республики Дагестан по обеспечению жилой площадью детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", а также Порядок обеспечения жильём детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа за счёт средств республиканского бюджета Республики Дагестан, утверждённый постановлением Правительства Республики Дагестан от "дата" N 161, также не предполагают установление очередности при обеспечении указанной категории лиц специализированными жилыми помещениями.
Суд первой инстанции, установив, что истец относится к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, включен в список таких лиц, нуждающихся в жилых помещениях, достиг возраста 18 лет, пришел к обоснованному выводу о праве истца на жилое помещение муниципального специализированного жилищного фонда, подлежащего предоставлению по договору найма специализированного жилого помещения.
При этом суд пришел к правильному выводу, что жилое помещение специализированного жилищного фонда истцу должно быть предоставлено администрацией ГОсВД "город Махачкала" Республики Дагестан, на территории которого находится постоянное место жительства истца.
Доводы апелляционной жалобы о том, что удовлетворение исковых требований ФИО5 о предоставлении жилого помещения фактически приведет к нарушению законных прав иных граждан, включенных в сводный список ранее истца, не могут быть приняты во внимание, поскольку граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права (статья 9 Гражданского кодекса Российской Федерации).
При этом ни статья 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", ни иные статьи указанного закона не ставят обязанность по предоставлению жилья указанным лицам в зависимость от наличия или отсутствия других граждан, обладающих аналогичным правом, от соблюдения порядка очередности лиц равной категории.
Разрешая заявленные требования, суд правильно определилюридически значимые обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановилправильное по существу решение, отвечающее нормам материального права, оснований для отмены или изменения которого по доводам апелляционной жалобы не имеется.
С учётом изложенного, руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Советского районного суда г.Махачкалы Республики Дагестан от "дата" оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя администрации ГОсВД "город Махачкала" по доверенности ФИО4 - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу с момента оглашения и может быть обжаловано в кассационном порядке в течение 3-х месяцев в Пятый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.