Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Дагестан в составе
Председательствующего Джарулаева А.-Н. К,
судей Гончарова И.А. и Омарова Д. М,
при секретаре Шахбанове М. М,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Масхадова З.Х, Масхадова В. Д, Уллубиева А.Х, Мусаева Р. Р. к администрации муниципального образования городской округ "город Хасавюрт" РД о признании незаконными: действий администрации МО городской округ по проведению публичных слушаний и их итогов от 19 июня 2018 года, распоряжения главы городского округа "город Хасавюрт" от 22 июня 2018 года за N 350р "Об изменении вида разрешенного использования земельного участка", постановления главы МО городского округа "город Хасавюрт" от 24 августа 2017 года за N 255п "Об утверждении градостроительного плана земельного участка", с апелляционной жалобой представителя административных истцов Вагабова С. А. на решение Хасавюртовского городского суда РД от 8 июля 2019 года.
Заслушав доклад судьи Гончарова И. А, объяснения представителя административных истцов Вагабова С. А, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Дагестан
установила:
Масхадов З.Х, Масхадов В.Д, Уллубиев А.Х, Мусаев Р.Р. обратились в Хасавюртовский городской суд с административными исковыми требованиями к администрации муниципального образования городской округ "город Хасавюрт" РД о признании незаконными: действий администрации МО городской округ по проведению публичных слушаний и их итогов от 19 июня 2018 года по вопросу изменения вида разрешенного использования земельного участка, расположенного по адресу ул. Заречная, 9, с кадастровым номером 05:41:000185:430 площадью 1595 кв. м. с фактического использования под индивидуальное жилищное строительство на многоэтажную жилую застройку; распоряжения Главы городского округа
"город Хасавюрт" РД от 22 июня 2018 года за N 350р "Об изменении вида разрешенного использования земельного участка" земельного участка, с фактического использования под индивидуальное жилищное строительство на многоэтажную жилую застройку"; постановления главы городского округа "город Хасавюрт" РД от 24 августа 2017 года за N 255п "Об утверждении градостроительного плана земельного участка".
В обоснование исковых требований административные истцы ссылались на то, что с осени 2017 года в поселке "Заречный" г..Хасавюрт по адресу ул. Заречная, дом 9 ведется строительство двух 9-ти этажных жилых домов на земельном участке с кадастровым номером 05:41:000185:430 площадью 1595 кв. м, который имеет вид разрешенного использования "для многоэтажной застройки". Администрация МО "город Хасавюрт" провела публичные слушания и удовлетворила заявление Окмазовой Ф.М. об изменении вида разрешенного использования земельного участка. Администрацией МО городской округ "город Хасавюрт" РД 01 июня 2018 года опубликовано информационное сообщение о проведении 19 июня 2018 года публичных слушаний об изменении вида разрешенного использования земельного участка, расположенного по адресу ул. Заречная. 9, с кадастровым номером 05:41:000185:430 площадью 1595 кв. м. с фактического использования под индивидуальное жилищное строительство на многоэтажную жилую застройку. 22 июня 2018 года распоряжением главы городского округа "город Хасавюрт" за N 350р изменен вид разрешенного использования земельного участка расположенного по адресу ул.Заречная, 9, с кадастровым номером 05:41:000185:430 площадью 1595 кв.м. с фактического использования под индивидуальное жилищное строительство на многоэтажную жилую застройку. О совершении всех указанных выше действий им стало известно только в конце августа 2018 года. Считают Распоряжение главы городского округа "город Хасавюрт" Окмазова З.Д. от 22 июня 2018 г..за N 350р "Об изменении вида разрешенного использования земельного участка", расположенного по адресу ул. Заречная, 9, незаконным и подлежащим отмене. Все жилые дома, находящиеся в районе строительства многоэтажного дома, представляют из себя 1-2 этажные жилые строения, отнесенные согласно Правилам землепользования и застройки к территориальной зоне Ж-2, т.е. зоне жилой застройки среднеэтажными многоквартирными жилыми домами от 2-х до 4-х этажей.
Для многоэтажной застройки многоквартирными жилыми домами выше 5 этажей отведена зона Ж-3. Однако на карте функциональных зон в поселке "Заречный" зона Ж-3 отсутствует. Также считают, что при проведении публичных слушаний была нарушена процедура проведения и требования Федерального закона N 212-ФЗ "Об основах общественного контроля в Российской Федерации", требования ч.8 ст. 5.1 ГрК РФ, нормативные показатели плотности застройки, требование к инсоляции, СанПиН 2.1.2.2645-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях. Санитарные правила и нормы СанПиН 2.2.1/2.1.1.1076-01
"Гигиенические требования к инсоляции и солнцезащите помещений жилых и общественных зданий и территорий" высотный многоэтажный дом значительную часть светового дня будет затенять домостроения и участки, расположенные к северу, северо-западу и западу от многоэтажного дома, требования к сейсмичности района застройки предусмотренные СП 14.13330.2014 Строительство в сейсмических районах СНиП П-7-81, отсутствуют проектная документация и технические условия на подключение многоквартирного жилого дома к сетям водоснабжения, водоотведения и к электрическим сетям. Близлежащие коммуникации не рассчитаны на подключение 120 квартир, что приведет к их перегрузке и постоянным авариям, и самое главное, строительство многоэтажного дома не будет в интересах жителей поселка, создаст неудобства жителям близлежащих домов, не будет соответствовать строительным нормам в связи с повышенной плотностью застройки. Отсутствует канализация и водопровод, рассчитанный на многоэтажное строительство, отсутствует прочая инфраструктура. В последующем все это чревато конфликтами между жильцами дома и жителями этого района. Действия администрации МО городской округ "город Хасавюрт" непосредственно затрагивают интересы и законные права административных истцов. В частности, нарушаются их права на благоприятную окружающую среду и достоверную информацию о ее состоянии гарантированную ст. 42 Конституции Российской Федерации, также нарушаются права, предусмотренные ст. И Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", согласно которой каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде (пункт 1).
Решением Хасавюртовского городского суда РД от 8 июля 2019 года в удовлетворении административного иска отказано.
Не согласившись с решением суда, представитель административных истцов Вагабов С. А. подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, как незаконное и необоснованное, удовлетворить иск в полном объеме.
В судебном заседании представитель административных истцов Вагабов С. А. поддержал свою апелляционную жалобу.
Административные истцы Масхадов З. Х, Масхадов В. Д, Уллубиев А. Х, Мусаев Р. Р, представители административного ответчика - администрации ГО "город Хасавюрт", заинтересованные лица в судебное заседание не явились, хотя надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела. В связи с этим судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Судебная коллегия, выслушав объяснение представителя административных истцов Вагабова С. А, пришла к выводу, что оснований для отмены решения суда первой инстанции и вынесении нового решения об удовлетворении административного иска не имеется.
В соответствии с ч. 2 ст. 310 КАС РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются:
1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для
административного дела;
2) недоказанность установленных судом первой инстанции
обстоятельств, имеющих значение для административного дела;
3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в
решении суда, обстоятельствам административного дела;
4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
В соответствии с ч. 3 этой статьи неправильным применением норм материального права являются:
1) неприменение закона, подлежащего применению;
2) применение закона, не подлежащего применению;
3) неправильное истолкование закона, в том числе без учета правовой позиции, содержащейся в постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации, Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Президиума Верховного Суда Российской Федерации.
В силу ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
При рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд в силу ч. 9 ст. 226 КАС РФ выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии каких-либо нарушений закона в действиях администрации МО городской округ по проведению публичных слушаний и их итогов от 19 июня 2018 года, вынесении распоряжения главы городского округа "город Хасавюрт" от 22 июня 2018 года за N 350р "Об изменении вида разрешенного использования земельного участка", постановления главы МО городского округа "город Хасавюрт" от 24 августа 2017 года за N 255п "Об утверждении градостроительного плана земельного участка".
В соответствии с ч. 2 ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений: об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление; об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.
В соответствии со ст. 28 Градостроительного кодекса Российской Федерации в целях соблюдения права человека на благоприятные условия жизнедеятельности, прав и законных интересов правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства публичные слушания по проектам генеральных планов, в том числе по внесению в них изменений (далее - публичные слушания), с участием жителей поселений, городских округов проводятся в обязательном порядке (п. 1). Порядок организации и проведения публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования с учетом положений настоящей статьи (п. 2).
В силу п. 1 ст. 6 Правил землепользования и застройки города Хасавюрт порядок проведения публичных слушаний на территории города Хасавюрт регламентируется Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Градостроительным кодексом РФ, Земельным кодексом РФ, иными нормативными актами.
Из материалов дела усматривается, что распоряжением администрации МО ГО "город Хасавюрт" N498р от 31 июля 2017 года на основании заявления Тавбулатовой ТА, протокола комиссии, созданной решением Собрания депутатов городского округа МО "город Хасавюрт" N22/9 от 30 марта 2015 года, объявления в газете "Дружба" от 08 июля 2017 года о проведении публичных слушаний изменен вид разрешенного использования земельного участка из земель населенных пунктов с кадастровым номером 05:41:000185:430 площадью 1595 кв. м, расположенного по адресу: РД, г. Хасавюрт, ул. Заречная N9, принадлежащего Тавбулатовой Т.А. на праве
собственности с фактического пользования под индивидуальное жилищное строительство - на земли под многоэтажную жилую застройку (код 2.6).
На основании договора купли-продажи от 31 июля 2017 года Тавбулатова Т.А. продала указанный выше участок Окмазовой Ф.М, которая, согласно выписке из ЕГРН от 25 августа 2017 года, является собственником земельного участка с кадастровым номером 05:41:000185:430 площадью 1595 кв. м, расположенного по адресу: РД, г. Хасавюрт, ул. Заречная N 9.
В связи с нарушением процедуры проведения публичных слушаний, не извещения жителей близрасположенных домовладений, прокуратурой г. Хасавюрт был подан иск, который решением суда от 23 мая 2018 года удовлетворен и постановлено: признать распоряжение N498р от 31.07.2017 г, вынесенное главой городского округа "город Хасавюрт" "Об изменении вида разрешенного использования земельного участка" незаконным; обязать главу городского округа "город Хасавюрт" отменить распоряжение N498р от 31.07.2017г. "Об изменении вида разрешенного использования земельного участка".
Пункты 1-19 ст. 34 Правил содержат аналогичные нормы, содержащимся в статье 39 Градостроительного кодекса РФ, о подаче заинтересованным лицом в Комиссию по подготовке Правил землепользования и застройки г. Хасавюрт заявления о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования, о направлении Комиссией в десятидневный срок со дня поступления заявления сообщений о проведении публичных слушаний правообладателям соседних земельных участков, о проведении слушаний и осуществлении подготовки рекомендаций по результатам публичных слушаний Комиссией, направлении рекомендаций Главе Администрации города Хасавюрт для принятия решения о предоставлении испрашиваемого разрешения либо об отказе в предоставлении такого разрешения, об опубликовании принятого решения.
Судом установлено, что Окмазова Ф.М, собственник земельного участка под кадастровым номером 05:41:000185:430 площадью 1595 кв. м, расположенного по адресу: РД, г. Хасавюрт, ул. Заречная N9, вновь обратилась в МО ГО "город Хасавюрт" с заявлением об изменении условно разрешенного вида использования земельного участка.
Информационное сообщение о проведении публичных слушаний опубликовано в газете "Дружба" 2 июня 2018 года N22 (8828), учредителем которой является администрация муниципального образования "город Хасавюрт", оповещение о проведении публичных слушаний размещено на официальном сайте администрации муниципального образования "город Хасавюрт".
Правообладателем смежного земельного участка, имеющего общие границы с земельным участком с кадастровым номером 05:41:000185:431, применительно к которому запрашивается данное разрешение, являлся только Тавбулатова ТА, 09 июня 2018 года надлежащим образом извещена о публичных слушаниях.
Остальные жители близлежащих земельных участков Исраилов И.А, Орусмурзаева ГА, Умархаджиева З.В, Баймурадова М.К, Тухаев С. А, Амирханов А.М. не возражали против строительства многоквартирного 9-ти этажного дома с условием, что застройщик поставит трансформатор для обеспечения нужным количеством мощности электроэнергии, и построит водяные резервуары, чтобы вода поступала с таким же давлением, как и до строительства многоквартирного дома.
Согласно схеме места расположения земельного участка, который со слов административных истцов, не подтвержденных правоустанавливающими документами, принадлежит Асхабову Ю.Ю. является смежным с земельным участком с кадастровым номером 05:41:000185:431, а не с земельным участком с кадастровым номером 05:41:000185:430, применительно к которому запрашивается данное разрешение на условно разрешенный вид использования земельного участка.
Публичные слушания, проведенные 19 июня 2018 года, имели цель информирования местных жителей и выяснения их мнения относительно планируемых строительных работ.
Протокол публичных слушаний был надлежащим образом оформлен и подписан председателем Комиссии.
Заключение комиссии о рекомендации главе ГО "город Хасавюрт" принять решение об изменении условно разрешенного вида использования земельного участка или объектов капитального строительства на территории МО "город Хасавюрт" РД под кадастровым номером 05:41:000185:430 площадью 1595 кв. м, расположенного по адресу: РД, г. Хасавюрт, ул. Заречная N9, с использования под индивидуальное жилищное строительство на земли под многоэтажную жилую застройку, 19 июня 2018 года опубликовано на официальном сайте МО "город Хасавюрт".
Распоряжением администрации МО ГО "город Хасавюрт" N350 р от 22 июня 2018 года на основании заявления Окмазовой Ф.М, протокола комиссии, созданной решением Собрания депутатов городского округа МО "город Хасавюрт" N22/9 от 30 марта 2015 года, объявления в газете "Дружба" от 02 июня 2018 года о проведении публичных слушаний изменен вид разрешенного использования земельного участка из земель населенных пунктов с кадастровым номером 05:41:000185:430 площадью 1595 кв. м, расположенного по адресу: РД, г. Хасавюрт, ул. Заречная N9, принадлежащего Окмазовой Ф.М. на праве собственности с фактического пользования под индивидуальное жилищное строительство на земли под многоэтажную жилую застройку (код 2.6).
Указанное распоряжение об изменении вида разрешенного использования земельного участка 22 июня 2018 года опубликовано на официальном сайте МО "город Хасавюрт".
Поскольку, администрация муниципального образования наделена полномочием изменения вида разрешенного использования земельного участка на условно разрешенный, распоряжением главы МО городского округа "город Хасавюрт" от 22 июня 2018 года за N 350р изменен вид разрешенного использования земельного участка, постановлением главы МО городского округа "город Хасавюрт" на основании Классификатора внесены изменения в градостроительный план земельного участка, путем вынесения Постановления за N 255п от 24 августа 2017 года "Об утверждении градостроительного плана земельного участка", расположенного по адресу ул. Заречная, дом 9, с кадастровым номером 05:41:000185:430.
В части правового регулирования процедуры проведения публичных слушаний по вопросу предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка следует, что процедурным основанием для организации публичных слушаний является лишь заявление заинтересованного лица, поступившее в Комиссию по подготовке Правил землепользования и застройки города Хасавюрт, после чего у данного органа, а также у главы администрации МО "город Хасавюрт" возникает обязанность по реализации мероприятий, указанных в п. 7 - 10 ст. 7 Правил землепользования и застройки города Хасавюрт, в предусмотренные сроки.
Каких-либо нормативных условий, являющихся основанием для отложения рассмотрения вопроса, указанного в заявлении о проведении публичных слушаний, в том числе в виде требования о предоставлении заявителем дополнительных документов, приведенные выше нормативные акты не содержат.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной в Определении от 15 июля 2010 года N 931-0-0, в соответствии с которой публичные слушания являются процедурой выявления коллективного мнения либо ясно выраженных расхождений во мнениях, имеющих также коллективный, а не индивидуальный, характер: публичные слушания не являются формой осуществления власти населением, тем не менее, они предоставляют каждому, кого может затронуть предполагаемое решение, правомочие на принятие которого принадлежит компетентным органам и должностным лицам, возможность участвовать в его обсуждении независимо от наличия специальных знаний либо принадлежности к определенным организациям и объединениям; конечная цель такого обсуждения - выработка рекомендаций по общественно значимым вопросам либо получение общественной оценки правового акта.
Учитывая изложенное, суд пришел к выводу, что решения, принятые на публичных слушаниях, носят рекомендательный характер, не имеют властно-обязывающего характера, не порождают непосредственно правовых
последствий, не могут нарушать какие-либо права административных истцов и в случае, если был нарушен установленный порядок их проведения.
Нарушений процедуры проведения публичных слушаний 19 июня 2018 года судом не установлено.
Судом первой инстанции сделан обоснованный вывод, что увеличение процента застройки земельного участка, безусловно, приведет к сокращению его свободной придомовой площади, предназначенной, в том числе, для размещения объектов дворового благоустройства (парковки, детские и спортивные площадки и т.д.). Однако само по себе данное обстоятельство не свидетельствует о нарушении каких-либо конкретных требований технических регламентов.
Ссылка на нарушение права заинтересованных лиц на благоприятные условия жизнедеятельности также носит общий характер, без ссылок на нарушения технических регламентов конкретного характера.
Согласно положительному заключению комиссии экспертов N05-2-1-3-0051-17, проведенному по заявке от 4 августа 2017 года "Проектная документация и результаты инженерных изысканий на строительство объекта: "Жилой комплекс "Центральный" по ул. Заречная в г. Хасавюрт" соответствует требованиям технических регламентов и требованиям к содержанию разделов проектной документации.
Приказом Минэкономразвития России от 01 сентября 2014 г. N 540 утвержден Классификатор видов разрешенного использования земельных участков. До 1 января 2020 года орган местного самоуправления поселения, орган местного самоуправления городского округа обязаны внести изменения в правила землепользования и застройки в части приведения установленных градостроительным регламентом видов разрешенного использования земельных участков в соответствие с видами разрешенного использования земельных участков, предусмотренными классификатором видов разрешенного использования земельных участков. При этом проведение публичных слушаний по проекту изменений, вносимых в правила землепользования и застройки, не требуется (части 11, 12 статьи 34 Федерального закона от 23 июня 2014 г. N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации").
Вопреки доводам административных истцов о том, что на карте функциональных зон в поселке "Заречный" зона Ж-3 отсутствует, земельный участок с кадастровым номером 05:41:000185:430, расположенный в г. Хасавюрт, ул. Заречная, N9, в соответствии с Классификатором отнесен к зоне Ж-3.
Таким образом, права жителей г. Хасавюрт в результате освоения, развития и дальнейшей застройки территории земельного участка не нарушены, поскольку решение Администрации МО ГО "город Хасавюрт" принято после публичных слушаний, по рекомендации Комиссии в целях устойчивого развития городской территории.
Доводы апелляционной жалобы о незаконности решения суда, проверены судебной коллегией и они не нашли свое подтверждение. Судом первой инстанции был сделан обоснованный вывод об отсутствии нарушений действующего законодательства со стороны ответчика.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 308, 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Дагестан,
определила:
Решение Хасавюртовского городского суда РД от 8 июля 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Вагабова С. А. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.