Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики в составе:
Председательствующего Макоева А.А.
Судей Шомахова Р.Х. и Мисхожева М.Б.
при секретаре Узденовой Ф.Р.
с участием помощника прокурора Маргушева Э.Х,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Мисхожева М.Б. гражданское дело по исковому заявлению Нальчикского транспортного прокурора Южной транспортной прокуратуры к ОАО "Российские железные дороги" о возложении обязанности устранить нарушения законодательства о защите прав инвалидов на доступность социальной и транспортной инфраструктуры,
по апелляционному представлению Нальчикского транспортного прокурора Южной транспортной прокуратуры на решение Прохладненского районного суда КБР от 29 июля 2019 года,
установила:
Нальчикский транспортный прокурор Южной транспортной прокуратуры обратился в суд с иском к ОАО "Российские железные дороги" (далее по тексту ОАО "РЖД"), в котором с учетом уточнений просил обязать ответчика устранить нарушения законодательства о защите прав инвалидов на доступность социальной и транспортной инфраструктуры при эксплуатации железнодорожного вокзала Прохладная, расположенного по адресу: "адрес" путем установления телефонов-автоматов для инвалидов-колясочников, обеспечения в здании вокзала дублирования необходимой звуковой и зрительной информации, а также надписей и иной текстовой, графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля.
В обоснование заявленных требований истцом указано, что в ходе проведения проверки соблюдения ответчиком требований Федерального закона от 24 ноября 1995 года N181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее по тексту Закон N181-ФЗ) при эксплуатации железнодорожного вокзала, расположенного по адресу: "адрес", были выявлены следующие нарушения: в здании вокзала не установлены телефоны-автоматы для инвалидов колясочников (пункт 1 статьи 80.1 Федерального закона от 10 января 2003 года N18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации"), здание вокзала не обеспечено дублированием необходимой звуковой и зрительной информации, а также надписями, знаками и иной текстовой и графической информацией знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля (пункт 6 части первой статьи 15 Закона N181-ФЗ).
В целях устранения выявленных нарушений истцом в адрес ОАО "РЖД" внесено соответствующее представление.
В ответе на внесенное представление ответчик сообщил, что дирекцией железнодорожных вокзалов работы по адаптации железнодорожного вокзала Прохладная, подразумевающие обеспечение беспрепятственного доступа маломобильных групп населения всех категорий, запланированы лишь на 2021-2025 годы в рамках реализации инвестиционной программы ОАО "РЖД".
Истец отмечал, что к настоящему времени выявленные нарушения ответчиком в добровольном порядке не устранены.
В возражении на иск транспортного прокурора, указывая, что здание вокзала Прохладная является строением 1944 года постройки, и что в силу положений части 3 статьи 26 Федерального закона от 1 декабря 2014 года N419-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией конвенции о правах инвалидов" требования части первой статьи 15 Закона N181-ФЗ в части обеспечения доступности для инвалидов объектов связи, социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, транспортных средств отнесено исключительно ко вновь вводимым в эксплуатацию или прошедшим реконструкцию, модернизацию указанным объектам и средствам применяются лишь с 1 июля 2016 года, ответчик полагал об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
В дополнительно поданном возражении представитель ответчика полагал, что прокурором избран ненадлежащий способ защиты нарушенного права. Кроме того, представитель ответчика полагал, что настоящий спор не подлежит разрешению в порядке гражданского судопроизводства.
Решением Прохладненского районного суда КБР от 29 июля 2019 года иск транспортного прокурора Южной транспортной прокуратуры оставлен без удовлетворения.
Не согласившись с решением суда, считая его незаконным, истцом принесено апелляционное представление.
В обоснование представления его автором приведены доводы, излагавшиеся в исковом заявлении. Дополнительно в представлении указано, что выводы суда об отсутствии доказательств, указывающих на наличие нарушений либо угрозы нарушения прав, свобод или законных интересов прав инвалидов, сделаны без учета фактических обстоятельств.
Отсутствие в здании вокзала специальных приспособлений и устройств для маломобильных граждан влечет нарушение прав инвалидов на обеспечение беспрепятственного доступа к объектам социальной и транспортной инфраструктуры.
Автор жалобы полагал, что судом неверно определены обстоятельства, имеющие значение для дела.
В возражении на апелляционное представление представитель ответчика, приводя доводы, излагавшиеся в поданном возражении на исковое заявление, полагая, что обжалуемое решение постановлено в полном соответствии с требованиями действующего законодательства и с учетом фактических обстоятельств дела, просил оставить его без изменения, а апелляционное представление без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Мисхожева М.Б, изучив материалы дела, обсудив апелляционное представление, Судебная коллегия приходит к следующему.
Судом установлено, что ОАО "РЖД" является собственником здания железнодорожного вокзала Прохладная, расположенного в "адрес" КБР, "адрес".
Из материалов дела следует и ответчиком признавалось, что в ходе проведенной транспортным прокурором проверки соблюдения ОАО "РЖД" законодательства о защите прав инвалидов на доступность социальной и транспортной инфраструктуры при эксплуатации здания железнодорожного вокзала Прохладная, были выявлены нарушения требований статьи 80.1 Федерального закона от 10 января 2003 года N18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" и пункта 3.1.19 СП 2.5.1198-03, выразившиеся в отсутствии в здании вокзала низкорасположенных телефонов, а также нарушения требований пункта 6 статьи 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", выразившиеся в необеспечении в здании вокзала дублирования необходимой для инвалидов звуковой и зрительной информации, а также отсутствии надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля.
В этой связи, прокурором 28 июня 2018 года в соответствии с требованиями статьи 24 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" в адрес ответчика внесено представление об устранении выявленных нарушений законодательства о защите прав инвалидов на железнодорожном транспорте, причин и условий им способствовавших.
В ответе на представление ответчик, указывая, что им принимаются системные поэтапные меры по формированию доступной среды для маломобильных групп населения на объектах транспортной пассажирской инфраструктуры, которые носят плановый характер, и решение этих задач осуществляется с учетом финансовых возможностей, устранение в здании вокзала Прохладная выявленных в ходе проверки нарушений запланировано в рамках инвестиционной программы ОАО "РЖД" по подпроекту "Техническое перевооружение вокзального комплекса с адаптацией для маломобильных пассажиров" на 2021-2025 годы.
Разрешая спор, суд, установив наличие нарушений требований законодательства "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", ссылаясь на отсутствие в материалах дела доказательств, подтверждающих обращение граждан (инвалидов) к прокурору, а также в структурные подразделения ответчика на предмет нарушения их прав в связи с отсутствием в здании автовокзала специальных приспособлений для инвалидов, пришел к выводу об отсутствии нарушений прав этой категории граждан и угрозы нарушения их прав, и соответственно оснований для удовлетворения исковых требований истца.
Судебная коллегия с выводами суда первой инстанции согласиться не может.
В силу части 1 статьи 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
Согласно части 1 статьи 15 Федерального закона N181-ФЗ, по общему правилу, действующие объекты социальной и транспортной инфраструктуры должны быть приспособлены их собственниками для нужд инвалидов путем создания условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной и транспортной инфраструктуры.
Исключение из указанного общего правила предусмотрено частью 5 статьи 15 настоящего Федерального закона, в соответствии с которой в случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов.
В статье 3 Конвенции о правах инвалидов (принята 13 декабря 2006 года резолюцией 61/106 Генеральной Ассамблеи ООН) закреплены общие принципы, к которым отнесены: уважение присущего человеку достоинства, его личной самостоятельности, включая свободу делать свой собственный выбор, и независимости; недискриминация; полное и эффективное вовлечение и включение в общество; уважение особенностей инвалидов и их принятие в качестве компонента людского многообразия и части человечества; равенство возможностей; доступность; равенство мужчин и женщин; уважение развивающихся способностей детей-инвалидов и уважение права детей-инвалидов сохранять свою индивидуальность.
В развитие принципа доступности статьей 9 Конвенции о правах инвалидов установлено, что меры по выявлению и устранению препятствий и барьеров, мешающих доступности, должны распространяться на здания, дороги, транспорт и другие внутренние и внешние объекты, включая школы, жилые дома, медицинские учреждения и рабочие места.
Доступность как один из принципов функционирования железнодорожного транспорта закреплен в статье 3 Федерального закона от 10 января 2003 года N17-ФЗ "О железнодорожном транспорте".
Частью 2 статьи 80 Федерального закона от 10 января 2003 года N18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" установлено, что пассажирские вагоны, а также вокзалы и другие сооружения, предназначенные для обслуживания пассажиров, должны содержаться в исправном техническом состоянии и соответствовать требованиям строительных и санитарных норм, правил, других нормативных документов.
Согласно статье 80.1 Федерального закона от 10 января 2003 года N18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" перевозчик и владелец инфраструктуры в соответствии с законодательством Российской Федерации о социальной защите инвалидов обеспечивают условия доступности для пассажиров из числа инвалидов объектов железнодорожного транспорта и предоставляемых на вокзалах и в поездах услуг наравне с другими пассажирами, в том числе: оборудование вокзалов низкорасположенными телефонами с функцией регулирования громкости, текстофонами для связи со службами информации, экстренной помощи; дублирование необходимой для пассажиров из числа инвалидов звуковой и зрительной информации, в том числе о времени отправления и прибытия поездов, стоимости проезда пассажиров и перевозок багажа, грузобагажа, времени работы железнодорожных билетных касс, камер хранения, расположении вокзальных помещений, об оказываемых им услугах, о предоставляемых гражданам определенных категорий льготах.
На основании пункта 3.1.19 Санитарно-эпидемиологических Правил СП 2.5.1198-03 "Санитарные правила по организации пассажирских перевозок на железнодорожном транспорте", введенных в действие на основании постановления главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 марта 2003 года N, в системе звуковой информации на вокзале следует предусматривать для удобства инвалидов оснащение отдельных касс специальными устройствами для пассажиров с пониженным слухом, облегчающими общение пассажира с кассиром. Некоторое количество телефонов-автоматов на вокзале должно быть предусмотрено для людей с ослабленным слухом; для инвалидов-колясочников телефоны-автоматы следует располагать на более низком уровне.
В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 15 Федерального закона N181-ФЗ организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают дублирование необходимой для инвалидов звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля.
Таким образом, материалами дела объективно подтверждается, что здание вокзала Прохладная не обеспечено необходимыми специальными устройствами, призванными обеспечивать беспрепятственный доступ инвалидов к объекту транспортной инфраструктуры, собственником которого является ОАО "РЖД", являющееся лицом, обязанным обеспечить здание железнодорожного вокзала указанными устройствами. И эти обстоятельства в достаточной степени указывают на допускаемое ответчиком нарушение прав граждан с ограниченными возможностями (инвалидов) на их беспрепятственный доступ к объекту транспортной инфраструктуры - зданию железнодорожного вокзала Прохладная.
Отсутствие обращений граждан (инвалидов) на нарушение их прав в связи с отсутствием в здании вокзала специальных устройств, само по себе доказательством, свидетельствующим об отсутствии нарушений прав этой категории лиц, признано быть не может.
В этой связи, коллегия находит обжалуемое решение подлежащим отмене с принятием по делу нового решения об удовлетворении иска прокурора.
В силу требований статьи 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации коллегия находит необходимым установить требуемый прокурором срок исполнения настоящего судебного акта, а именно в течение пяти месяцев со дня вынесения настоящего определения.
Вместе с тем, коллегия считает, что приводимые в поданных ответчиком возражениях доводы не могут быть признаны обстоятельствами, освобождающими ОАО "РЖД" от исполнения установленной законодателем обязанности к созданию на объекте транспортной инфраструктуры условий, обеспечивающих беспрепятственный доступ инвалидов к указанному объекту.
Один из доводов ответчика сводится к тому, что требования законодательства в части обеспечения доступности для инвалидов объектов связи, социальной, инженерной и транспортной инфраструктур применяются с 1 июля 2016 года исключительно ко вновь вводимым в эксплуатацию или прошедшим реконструкцию, модернизацию соответствующим объектам и средствам, и к тому, что эксплуатируемое здание вокзала не соответствует обозначенным выше критериям обеспечиваемых объектов, поэтому правовые основания для возложения обязанности по обеспечению исполнения соответствующих требований законодательства в отношении рассматриваемого объекта отсутствуют.
Вместе с тем, суд апелляционной инстанции, проанализировав и оценив в соответствии со статьей 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации фактические обстоятельства, установленные на основании доказательств, имеющихся в материалах дела, в совокупности и взаимосвязи с нормативными положениям действующего законодательства, не может согласиться с изложенной выше позицией ОАО "РЖД" по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 12 Федерального закона от 30 декабря 2009 года N384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" жилые здания, объекты инженерной, транспортной и социальной инфраструктур должны быть спроектированы и построены таким образом, чтобы обеспечивалась их доступность для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения.
Конкретные параметры доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения указаны в строительных нормах и правилах.
Согласно пункту 3 статьи 26 Федерального закона от 1 декабря 2014 года N419-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов" положения части 1 статьи 15 Федерального закона N181-ФЗ в части обеспечения доступности для инвалидов объектов связи, социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, транспортных средств применяются с 1 июля 2016 года исключительно ко вновь вводимым в эксплуатацию или прошедшим реконструкцию, модернизацию указанным объектам и средствам.
Частью 1 статьи 42 Федерального закона от 30 декабря 2009 года N384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" также предусмотрено, что требования к зданиям и сооружениям, а также к связанным со зданиями и с сооружениями процессам проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса), установленные данным Федеральным законом, не применяются вплоть до реконструкции или капитального ремонта здания или сооружения, введенного в эксплуатацию до вступления в силу таких требований.
Между тем частью 2 той же статьи в целях унификации действующего законодательства установлена необходимость применения строительных норм и правил, принятых до вступления в силу Федерального закона от 30 декабря 2009 года N384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", в контексте понятия "Свод правил", при этом такие нормы и правила применяются на обязательной основе для обеспечения требований безопасности зданий и сооружений.
Так, согласно части 1 статьи 6 Федерального закона N384-ФЗ Правительство Российской Федерации утверждает перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований настоящего Федерального закона.
В соответствии с частью 2 статьи 6 Федерального закона N384-ФЗ в перечень национальных стандартов и сводов правил могут включаться национальные стандарты и своды правил (части таких стандартов и сводов правил), содержащие минимально необходимые требования для обеспечения безопасности зданий и сооружений (в том числе входящих в их состав сетей инженерно-технического обеспечения и систем инженерно-технического обеспечения), а также связанных со зданиями и с сооружениями процессов проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса).
Согласно пункту 1.2 СП 59.13330.2012 СНиП 35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения" требования данного документа должны учитываться при проектировании новых, реконструируемых, подлежащих капитальному ремонту и приспосабливаемых зданий и сооружений. Они распространяются на функционально-планировочные элементы зданий и сооружений, их участки или отдельные помещения, доступные для маломобильных групп населения: входные узлы, коммуникации, пути эвакуации, помещения (зоны) проживания, обслуживания и места приложения труда, а также на их информационное и инженерное обустройство.
В случае невозможности полного приспособления объекта для нужд маломобильных групп населения при реконструкции, капитальном ремонте зданий и сооружений следует осуществлять в рамках "разумного приспособления" при согласовании задания на проектирование с территориальными органами социальной защиты населения и с учетом мнения общественных объединений инвалидов.
Таким образом, системный анализ приведенных выше норм действующего законодательства позволяет сформулировать вывод о том, что указание на применение норм части 1 статьи 15 Федерального закона N181-ФЗ и части 1 статьи 42 Федерального закона N384-ФЗ исключительно ко вновь вводимым в эксплуатацию или прошедшим реконструкцию, модернизацию объектам, не может рассматриваться (расцениваться) в качестве препятствия для реализации прав инвалидов и маломобильных групп населения на социальную поддержку, на создание для них доступной среды, поскольку несоблюдение требований законодательства в соответствующей сфере является нарушением конституционных прав граждан Российской Федерации - инвалидов и маломобильных групп населения, закрепленных в статьях 18, 19, 27, 45 Конституции Российской Федерации.
С учетом изложенного, коллегия приходит к выводу о том, что действие СНиП 35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения" распространяется, в том числе, и на уже существующие объекты, которые, в силу требований законодательства, должны приспосабливаться для нужд инвалидов и маломобильных групп населения.
Придерживаясь обозначенной правовой позиции, коллегия также обращает внимание на то, что доказательств технической невозможности приспособления рассматриваемого объекта в части обеспечения его доступности для инвалидов и маломобильных групп населения в материалах дела не имеется и ответчиком не представлено ни в ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции, ни в рамках апелляционного производства.
Несостоятельным коллегией также признается довод о том, что истцом избран ненадлежащий способ защиты права.
На основании статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав может осуществляться, в том числе, путем пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушению.
Предположение о том, что после внесения должностным лицом представления об устранении выявленных нарушений требований законодательства о защите прав инвалидов на доступность социальной и транспортной инфраструктуры, единственным надлежащим способом защиты права является возбуждение в отношении виновного лица дела об административном правонарушении, основан на ошибочном толковании норм действующего законодательства.
Коллегия считает, что в случае неисполнения требований, содержащихся в внесенном представлении, а также последующее привлечение к административной ответственности виновного лица, не является препятствием для возложения на ответчика в порядке гражданского судопроизводства обязанности исполнить требования законодательства о защите прав инвалидов.
С учетом допущенных судом нарушений обжалуемое решение подлежит отмене.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
определила:
Решение Прохладненского районного суда КБР от 29 июля 2019 года отменить и принять по делу новое решение.
Иск Нальчикского транспортного прокурора Южной транспортной прокуратуры удовлетворить.
Возложить на ОАО "Российские железные дороги" обязанность в течении пяти месяцев со дня вынесения настоящего определения устранить нарушения законодательства о защите прав инвалидов на доступность социальной и транспортной инфраструктуры при эксплуатации железнодорожного вокзала Прохладная, расположенного по адресу: КБР, "адрес" путем установки в здании вокзала телефонов-автоматов для инвалидов-колясочников на более низком уровне в соответствии с требованиями статьи 80.1 Федерального закона от 10 января 2003 года N18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" и пункта 3.1.19 Санитарно-эпидемиологических Правил СП 2.5.1198-03 "Санитарные правила по организации пассажирских перевозок на железнодорожном транспорте", введенных в действие на основании постановления главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 марта 2003 года N, и обеспечении в здании вокзала в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 15 Федерального закона N181-ФЗ дублирования необходимой для инвалидов звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля.
Председательствующий А.А.Макоев
Судьи Р.Х.Шомахов
М.Б.Мисхожев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.