Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего Хасаншина Р.Р,
судей Гаянова А.Р, Миннегалиевой Р.М,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Рыбушкиной Е.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Гаянова А.Р. гражданское дело по апелляционной жалобе Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Нижнекамском районе и городе Нижнекамске Республики Татарстан на решение Нижнекамского городского суда Республики Татарстан от 1 июля 2019 года, которым постановлено:
признать решение Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Нижнекамском районе и г. Нижнекамске Республики Татарстан от 20 февраля 2019 г. N 226435 СЛ 07 14/1226 об отказе Талиповой З.М. в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с отсутствием специального стажа частично незаконным;
включить в специальный стаж работы Талиповой З.М, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периоды:
- работы с 01.10.2009 по 28.12.2011 в должности фельдшера станции скорой медицинской помощи муниципального унитарного предприятия "Нижнекамская центральная районная многопрофильная больница",
- командировок с 28.09.2015 по 29.09.2015, с 09.11.2015 по 11.11.2015, с 23.10.2017 по 01.11.2017;
обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Нижнекамском районе и г. Нижнекамске Республики Татарстан назначить Талиповой З.М. досрочную пенсию по старости с 08.02.2019;
взыскать с Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Нижнекамском районе и г. Нижнекамске Республики Татарстан в пользу Талиповой З.М. расходы по оплате государственной пошлины в сумме 300 рублей.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения Талиповой З.М, представителя Государственного автономного учреждения здравоохранения "Нижнекамская центральная районная многопрофильная больница" Корчиго Н.В, полагавших решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия
установила:
Талипова З.М. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Нижнекамском районе и городе Нижнекамске Республики Татарстан (далее - Управление) о признании решения об отказе в назначении пенсии частично незаконным, включении периода работы в специальный стаж, назначении досрочной страховой пенсии по старости.
В обоснование требований указала, что 8 февраля 2019 года она подала ответчику заявление о назначении досрочной страховой пенсии в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения.
Решением пенсионного органа от 20 февраля 2019 года в назначении досрочной страховой пенсии отказано в связи с отсутствием требуемого специального стажа 30 лет. В специальный стаж истицы не были включены периоды:
- работы с 01.10.2009 по 28.12.2011 в должности фельдшера станции скорой медицинской помощи муниципального унитарного предприятия "Нижнекамская центральная многопрофильная больница";
- нахождения в командировках с 28.09.2015 по 29.09.2015; с 09.11.2015 по 11.11.2015; с 23.10.2017 по 01.11.2017. Считает отказ необоснованным и незаконным.
В период ее работы в больнице наименование медицинского учреждения неоднократно менялось, но неименными оставались ее трудовые обязанности, связанные с оказанием медицинской помощи населению.
За период с 1996 года по 2011 год больница меняла наименование 8 раз. Медицинское унитарное предприятие "Нижнекамская центральная многопрофильная больница" относилась к лечебно-профилактическим учреждениям и в соответствии с единой номенклатурой государственных и муниципальных учреждений, утвержденной приказом Минздравсоцразвития России от 07.10.2005 года N 627, являлось больничным учреждением, которое относилось к муниципальной системе здравоохранения Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан. Больница оказывала медицинскую помощь в рамках Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Республики Татарстан, имела стационар на 1000 коек и пять поликлиник. Больница на тот момент оказывала первичную медико-санитарную помощь всему взрослому населению Нижнекамска (220 тысяч человек). Станция скорой медицинской помощи являлась структурным подразделением МУП "НЦРМБ" и входила в структуру стационара больницы. Согласно должностной инструкции врача станции скорой медицинской помощи на должность фельдшера назначается лицо, имеющее среднее медицинское образование по специальности "Лечебное дело" и имеющего сертификат по "Скорой медицинской помощи". В должностные обязанности фельдшера входит под руководством врача (самостоятельно) оказывать медицинскую помощь больным и пострадавшим на месте и во время транспортировки, во время оказания медицинской помощи должен действовать быстро и решительно, проявляя максимальное внимание не только к больному, но и к окружающим его лицам.
С учетом увеличения требований, просила признать частично незаконным решение ответчика об отказе в назначении пенсии, обязать ответчика включить в специальный стаж истца период ее работы с 01.10.2009 по 28.12.2011 в должности фельдшера станции скорой медицинской помощи муниципального унитарного предприятия "Нижнекамская центральная районная многопрофильная больница"; периоды нахождения в командировках с 28.09.2015 по 29.09.2015, с 09.11.2015 по 11.11.2015, с 23.10.2017 по 01.11.2017. Обязать ответчика назначить истцу пенсию с 08.02.2019, взыскать расходы по оплате государственной пошлины в сумме 300 рублей.
Судом к участию в деле в качестве третьего лица без самостоятельных требований относительно предмета спора привлечено ГАУЗ "Нижнекамская центральная районная многопрофильная больница".
В судебном заседании истец требования поддержал.
Представитель ответчика иск не признал.
Представитель третьего лица ГАУЗ "Нижнекамская центральная районная многопрофильная больница" извещен, не явился.
Суд исковые требования удовлетворил и принял решение в вышеприведенной формулировке.
В апелляционной жалобе ответчик просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований, указывая на отсутствие оснований для включения спорного периода работы истицы в ее специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии в связи с осуществлением лечебной деятельности.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции с учетом доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно статье 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее Федеральный закон от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ) право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к указанному Федеральному закону).
Согласно пункту 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 указанного Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
В силу части 1.1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ страховая пенсия по старости лицам, имеющим право на ее получение независимо от возраста в соответствии с пунктами 19 - 21 части 1 данной статьи, назначается не ранее сроков, указанных в приложении 7 к указанному Федеральному закону.
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 указанной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации (пункт 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ).
Аналогичные положения содержались в статье 27 ранее действовавшего Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Из материалов дела видно, что 8 февраля 2019 года истец обратилась в Управление с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения.
Решением Управления от 20 февраля 2019 г. истцу отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости. Мотивом отказа было отсутствие требуемого специального стажа, по подсчетам ответчика специальный стаж истца оставил 28 лет.
В специальный стаж ответчиком не были включены периоды:
работы с 01.10.2009 по 28.12.2011 в должности фельдшера станции скорой медицинской помощи Унитарного предприятия "Нижнекамская городская многопрофильная больница N 3", т.к. согласно информационному письму от 05.02.2019 работа протекала в структурном подразделении "станция скорой медицинской помощи", не предусмотренном п. 6 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 N 781. В Перечнях, представленных страхователем за данный период структурное подразделение "станция скорой медицинской помощи" отсутствует, унитарное предприятие не является учреждением;
командировок с 28.10.2015 по 29.09.2015, с 09.11.2015 по 11.11.2015, с 23.10.2017 по 01.11.2017, т.к. Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст.ст. 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в РФ", утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 N 516, не предусмотрено включение в стаж периодов командировок.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из наличия для этого соответствующих правовых оснований.
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда первой инстанции, поскольку они соответствуют обстоятельствам дела и требованиям закона.
Доводы апелляционной жалобы о незаконности включения спорного периода работы истицы в ее специальный стаж, поскольку муниципальное унитарное предприятие "Нижнекамская центральная районная многопрофильная больница" не относится к учреждениям здравоохранения, работа в которых дает право на пенсию на льготных условиях труда, подлежат отклонению по следующим основаниям.
Согласно статье 66 Трудового кодекса Российской Федерации трудовая книжка установленного образца является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника.
Из трудовой книжки истца видно, что Талипова З.М. с 01.10.2009 принята фельдшером в порядке перевода из муниципального бюджетного учреждения здравоохранения "Нижнекамская станция скорой медицинской помощи" на станцию скорой медицинской помощи в Муниципальное унитарное предприятие "Нижнекамская центральная районная многопрофильная больница", где работает по настоящее время.
Согласно подпункту "н" пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации N 665 от 16 июля 2014 года при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" лицам, осуществлявшим лечебную деятельность, применяется, в том числе, список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее Постановление N 781);
Так, согласно Списку должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781, работа фельдшером в больницах всех наименований, поликлиниках всех наименований, станциях скорой медицинской помощи дает право на досрочное назначение пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности.
Довод апелляционной жалобы ответчика о том, что право на досрочную пенсию у истца не возникло в виду того, что она осуществляла трудовую деятельность не в учреждении здравоохранения, а на предприятии, основанием для отмены решения суда первой инстанции являться не может в силу следующего.
Согласно записям в трудовой книжке истца и исторической справке от 15 апреля 2016 года, выданной Государственным автономным учреждением здравоохранения "Нижнекамская центральная многопрофильная больница", больница за период с 1996 года по 2015 год была неоднократно переименована и реорганизована.
Так, 5 марта 1984 года было организовано Учреждение здравоохранения "Нижнекамская городская больница N 3" /МСЧ АО "Нижнекамскнефтехим" отрытого типа/ на основании приказа Министерства здравоохранения Татарской АССР за N 102.
20 февраля 1996 года на базе Учреждения здравоохранения "Нижнекамская городская больница N 3 /МСЧ АО "Нижнекамскнефтехим" отрытого типа/ создано унитарное предприятие "Нижнекамская городская многопрофильная больница N 3" на основании решения Комитета по управлению коммунальным имуществом города Нижнекамска и Нижнекамского района от 16 февраля 1996 года за N 10.
25 января 2000 года унитарное предприятие "Нижнекамская городская многопрофильная больница N 3" реорганизовано путем присоединения к нему дочернего унитарного предприятия "Медицинский центр "Целитель" на основании постановления главы администрации Нижнекамского района и города Нижнекамска от 10 сентября 1999 года за N 1124.
28 мая 2003 года унитарное предприятие "Нижнекамская городская многопрофильная больница N 3" переименовано в Государственное унитарное предприятие Республики Татарстан "Нижнекамская городская многопрофильная больница N 3" на основании распоряжения Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан от 13 мая 2003 года за N 919-р.
23 мая 2006 года Государственное унитарное предприятие Республики Татарстан "Нижнекамская городская многопрофильная больница N 3" переименовано в Муниципальное унитарное предприятие "Нижнекамская городская многопрофильная больница N 3" на основании постановления руководителя исполнительного комитета Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан от 04 мая 2006 года за N 49.
14 мая 2009 года Муниципальное унитарное предприятие "Нижнекамская городская многопрофильная больница N 3" переименовано в Муниципальное унитарное предприятие "Нижнекамская городская многопрофильная больница" на основании постановления руководителя исполнительного комитета Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан от 14 мая 2009 года за N 290.
29 сентября 2011 года Муниципальное унитарное предприятие "Нижнекамская городская многопрофильная больница" реорганизовано в форме выделения из своего состава муниципального унитарного предприятия "Центр планирования семьи и репродукции с поликлиникой восстановительной медицины и реабилитации "Консилиум" на основании постановления руководителя исполнительного комитета Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан от 14 апреля 2011 года за N 340а.
29 декабря 2011 года Муниципальное унитарное предприятие "Нижнекамская городская многопрофильная больница" реорганизовано в форме преобразования в муниципальное автономное учреждение здравоохранения "Нижнекамская центральная районная многопрофильная больница" на основании постановления руководителя исполнительного комитета Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан от 24 октября 2011 года за N 1350.
30 декабря 2011года муниципальное автономное учреждение здравоохранения "Нижнекамская центральная районная многопрофильная больница" переименовано в государственное автономное учреждение здравоохранения "Нижнекамская центральная районная многопрофильная больница".
Кроме того, из устава муниципального унитарного предприятия "Нижнекамская центральная районная многопрофильная больница" от 16 сентября 2009 года и решения Комитета по управлению коммунальным имуществом города Нижнекамска и Нижнекамского района Республики Татарстан N 10 от 16 февраля 1996 года видно, что муниципальное унитарное предприятие "Нижнекамская центральная районная многопрофильная больница" является правопреемником медико-санитарной части открытого акционерного общества "Нижнекамскнефтехим".
В соответствии с абзацем 2 пункта 17 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на рудовые пенсии" при изменении организационно-правовой формы учреждений, предусмотренных подпунктами 19 и 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ, в случае сохранения в них прежнего характера профессиональной деятельности работников суд вправе установить тождественность должностей, работа в которых засчитывается в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости, тем должностям, которые установлены после такого изменения.
Учитывая, что муниципальное унитарное предприятие "Нижнекамская центральная районная многопрофильная больница" фактически является правопреемником Учреждения здравоохранения "Нижнекамская городская больница N 3 (Медсанчасть АО "Нижнекамскнефтехим" отрытого типа), истец работала в указанном учреждении, не была уволена, ее перемещения осуществлялись в рамках одного учреждения, суд обоснованно принял решение о включении спорных периодов работы истицы в ее специальный стаж.
При этом судебная коллегия отмечает, что период работы истца в данной должности у того же работодателя с 29 декабря 2011 года по 31 декабря 2018 года бесспорно зачтен пенсионным органом в специальный стаж.
Также судом обоснованно включены периоды командировок, имевшие место в период работы в должности фельдшера станции скорой медицинской помощи государственного автономного учреждения здравоохранения "Нижнекамская центральная районная многопрофильная больница", поскольку сами периоды работы включены ответчиком в специальный стаж лечебной деятельности, а за периоды командировок в силу ст.ст. 166 и 167 Трудового кодекса Российской Федерации начислялась заработная плата и производились отчисления обязательных платежей в Пенсионный фонд России. Данные обстоятельства в силу пунктов 4 и 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 N 516), являются основанием для зачета периодов командировок в специальный стаж.
При указанных обстоятельствах, судебная коллегия приходит к выводу о том, что суд первой инстанции при разрешении спора руководствовался нормами действующего законодательства, правильно определилюридически значимые обстоятельства, нарушений норм материального и процессуального права при разрешении дела не допущено.
Доводы апелляционной жалобы не могут являться основанием для отмены судебного решения, поскольку не опровергают выводы суда, а повторяют правовую позицию ответчика, выраженную в суде первой инстанции, тщательно исследованную судом, результаты оценки нашли отражение и правильную оценку в принятом решении.
Решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы судебная коллегия не находит.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 199, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Нижнекамского городского суда Республики Татарстан от 1 июля 2019 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Нижнекамском районе и городе Нижнекамске Республики Татарстан - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение трех месяцев в Шестой кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.