Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего судьи Габидуллиной А. Г,
судей Гиниатуллиной Ф. И. и Никулиной О. В,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Сабитовой А. А,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи
Никулиной О. В. гражданское дело по апелляционной жалобе Колчериной Раисы Габдулхаковны на решение Заинского городского суда Республики Татарстан от 23 июня 2019 года, которым постановлено:
исковые требования акционерного общества (далее - АО) "Татэнерго" к Колчериной Р. Г. о возложении обязанности обеспечить допуск к месту установки прибора учета тепловой энергии удовлетворить.
Возложить на Колчерину Р. Г. обязанность обеспечить АО "Татэнерго" допуск к месту установки прибора учета тепловой энергии - в жилой дом, расположенный по адресу: "адрес".
Взыскать с Колчериной Р. Г. в пользу АО "Татэнерго" судебные расходы на оплату государственной пошлины в сумме 6 000 рублей.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей истца Устимкина В. В. и Захарову О. В, ответчицу и ее представителя Шакирзянова Р. Н, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
АО "Татэнерго" обратилось в суд с иском к Колчериной Р. Г. о возложении обязанности обеспечить допуск к месту установки прибора учета тепловой энергии, указав в обоснование требования, что истец является теплоснабжающей организацией города Заинска, а ответчица - собственником жилого дома, расположенного по адресу: "адрес". Ответчица до 1 января 2019 года в соответствии с требованиями закона не произвела установку приборов учета тепловой энергии и не обеспечила истцу доступ в жилое помещение для выполнения работ по установке прибора учета. Приведенные выше обстоятельства послужили основанием для обращения истца в суд.
При рассмотрении дела судом первой инстанции представители истца Захарова О. В. и Устимкин В. В. заявленные требования поддержали.
Ответчица возражала против удовлетворения иска.
Суд иск удовлетворил и постановилрешение в приведенной выше формулировке.
В апелляционной жалобе ответчица просит отменить решение суда и принять новое решение об отказе в удовлетворении иска. В жалобе ответчица указывает, что суд не установилнадлежащим образом факт не допуска ответчицей представителей истца для установки прибора учета, не привлек по своей инициативе свидетелей, которые могли бы подтвердить или опровергнуть данный факт. Истец навязывает условия договора об установке прибора учета, не согласовывает с потребителем цену этого прибора и не составляет смету работ по его установке. Вопреки положениям Постановления Правительства Российской Федерации N 1034 от 18 ноября 2013 года "О коммерческом учете тепловой энергии, теплоносителя" истец навязывает установку дополнительного оборудования - дистанционного прибора съема показаний с тепловычеслителя. Согласно представленной истцовой стороной схеме места установки индивидуального прибора учета тепловой энергии он будет установлен на территории соседнего домовладения, на которую ответчица не имеет возможности обеспечить допуск. Кроме того, согласно схеме узел учета истец планирует установить на сетях, принадлежащих ему самому, поэтому и оплата его установки должна быть произведена истцом. По утверждению апеллянта, истец вопреки требованиям Постановления Правительства Российской Федерации N 808 "Об организации теплоснабжения в Российской Федерации... " не уведомил ответчицу заблаговременно о дате и времени посещения потребителя.
Представители истца в суде апелляционной инстанции возражали против удовлетворения жалобы и отмены принятого судом первой инстанции решения.
Ответчица и ее представитель жалобу поддержали по изложенным в ней доводам.
Судебная коллегия, выслушав стороны, исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, считает, что решение суда подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.
Согласно части 4 статьи 17 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) пользование жилым помещением осуществляется с учетом соблюдения прав и законных интересов проживающих в этом жилом помещении граждан, соседей, требований пожарной безопасности, санитарно-гигиенических, экологических и иных требований законодательства, а также в соответствии с правилами пользования жилыми помещениями, утвержденными уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с частью 3 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) к отношениям по договору энергоснабжения, не урегулированным настоящим Кодексом, применяются законы и иные правовые акты об энергоснабжении, а также обязательные правила, принятые в соответствии с ними.
Частью 3 статьи 543 ГК РФ установлено, что требования к техническому состоянию и эксплуатации энергетических сетей, приборов и оборудования, а также порядок осуществления контроля за их соблюдением определяются законом, иными правовыми актами и принятыми в соответствии с ними обязательными правилами.
Согласно пункту 1 статьи 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В соответствии с пунктом 8 статьи 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 года N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ" (далее - Закон об энергоснабжении) действия по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов вправе осуществлять лица, отвечающие требованиям, установленным законодательством Российской Федерации для осуществления таких действий. До 1 января 2019 года собственники объектов, которые указаны в частях 3 - 7 настоящей статьи и максимальный объем потребления тепловой энергии которых составляет менее чем две десятых гигакалории в час, обязаны обеспечить оснащение таких объектов приборами учета используемой тепловой энергии, указанными в частях 3 - 7 настоящей статьи, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию.
Согласно пункту 5 этого же закона до 1 июля 2012 года, а для Республики Крым и города федерального значения Севастополя - до 1 января 2019 года, собственники жилых домов, за исключением указанных в части 6 настоящей статьи, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию.
Согласно пункту 6 Закона об энергоснабжении до 1 июля 2012 года, а для Республики Крым и города федерального значения Севастополя до 1 января 2019 года собственники введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона жилых домов, дачных домов или садовых домов, которые объединены принадлежащими им или созданным ими организациям (объединениям) общими сетями инженерно-технического обеспечения, подключенными к электрическим сетям централизованного электроснабжения, и (или) системам централизованного теплоснабжения, и (или) системам централизованного водоснабжения, и (или) иным системам централизованного снабжения энергетическими ресурсами, за исключением систем централизованного газоснабжения, обязаны обеспечить установку коллективных (на границе с централизованными системами) приборов учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию.
В силу пункта 12 Закона об энергоснабжении лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, должно обеспечить допуск указанных организаций к местам установки приборов учета используемых энергетических ресурсов и оплатить расходы указанных организаций на установку этих приборов учета, и не должно препятствовать вводу их в эксплуатацию.
При этом статьи 13 указанного федерального закона, предусматривает право ресурсоснабжающей организации в случае неисполнения собственниками обязанности обеспечить оснащения домов приборами учета используемых энергоресурсов, а также ввода установленных приборов учета в эксплуатацию, самостоятельно совершить действия по оснащению домов приборами учета, с обеспечением допуска указанной организации к местам установки приборов учета.
Согласно пунктам 110 и 111 Постановления Правительства Российской Федерации от 8 августа 2012 года N 808 "Об организации теплоснабжения в Российской Федерации и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" потребитель тепловой энергии обязан обеспечить доступ представителей теплоснабжающих и (или) теплосетевых организаций к приборам учета и теплопотребляющим установкам для:
проверки исправности приборов учета, сохранности контрольных пломб и снятия показаний и контроля за снятыми потребителем показаниями;
проведения поверок, ремонта, технического и метрологического обслуживания, замены приборов учета, если они принадлежат теплоснабжающей или теплосетевой организации;
контроля договорных режимов потребления, в том числе для проверки состояния теплопотребляющих установок и качества возвращаемого теплоносителя, в том числе при подключении их к системе теплоснабжения после ремонта или отключений по иным причинам.
Потребитель обеспечивает беспрепятственный доступ к приборам учета и теплопотребляющим установкам уполномоченных представителей теплоснабжающей или теплосетевой организации после предварительного оповещения о дате и времени посещения потребителя. По требованию теплоснабжающей или теплосетевой организации потребитель обязан обеспечить доступ не более чем через 3 рабочих дня со дня предварительного оповещения.
По делу установлено, что Колчерина Р. Г. является собственником жилого дома, расположенного по адресу: "адрес", - и на основании договора теплоснабжения... Ч от 5 ноября 2013 года пользуется предоставляемой тепловой энергией в горячей воде, используемой на нужды отопления жилого дома и горячего водоснабжения. Ответчица в установленный законом срок не установилаприбор учета тепловой энергии, что ею не оспаривалось. Актом обследования от 13 мая 2019 года установлено наличие технической возможности установки индивидуального прибора учета в доме ответчицы, доказательств отсутствия такой возможности она не представила.
Истцом в адрес ответчицы была направлена оферта о заключении договора на установку прибора учета тепловой энергии с приложением оформленного и подписанного со стороны истца договора. Получение документов от истца ответчица не оспаривала, ответ до настоящего времени ею в адрес истца не направлен.
Согласно акту от 17 мая 2019 года собственник дома - Колчерина Р. Г. отказалась обеспечить допуск представителям АО "Татэнерго" к месту установки прибора учета тепловой энергии для выполнения работ по его установке. 26 июня 2019 года истцом в адрес ответчицы направлена претензия... о необходимости предоставления допуска сотрудникам филиала АО "Татэнерго" - Заинская ГРЭС, что подтверждается описью вложения и номером почтового идентификатора.
Удовлетворяя требования истца, суд первой инстанции исходил из того, что перечисленными выше нормативно-правовыми актами на собственника жилого дома, в котором производится эксплуатация системы централизованного теплоснабжения, возложена обязанность установить прибор учета, которую до определенного в императивной форме законом срока ответчица не исполнила. Вследствие этого у ресурсоснабжающей организации возникло право самостоятельно совершить действия по оснащению домовладения ответчицы приборами учета и требовать предоставления допуска уполномоченных работников организации к местам установки приборов учета с возложением на собственника жилого дома обязанности оплатить расходы организации на их установку. Учитывая изложенное, а также факт не допуска представителей истца к месту установки приборов учета, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о необходимости возложения на ответчицу обязанности предоставить допуск в жилое помещение для выполнения работ по установке прибора учета тепловой энергии. Соглашаясь с судом первой инстанции, судебная коллегия отмечает, что согласно пояснениям, данным в судебном заседании, ответчица знала о необходимости установки прибора учета в установленный срок, однако не желала его устанавливать по субъективным причинам, на момент рассмотрения жалобы прибор учета не установлен, соответствующий договор на его установку не заключен. Отклоняя доводы жалобы об отсутствии предварительного извещения о дате и времени посещения потребителя со ссылкой на Постановление Правительства N 808 от 8 августа 2012 года, судебная коллегия указывает, что в данном нормативном акте перечислен исчерпывающий перечень случаев, когда у уполномоченных представителей теплоснабжающей или теплосетевой организации возникает обязанность по такому уведомлению. Рассматриваемый случай в указанный перечень не включен.
Довод жалобы о навязывании истцом услуг по установке прибора учета и наличии с его стороны препятствий для самостоятельной его установки признается судебной коллегией голословным, какими-либо объективными доказательствами этот довод не подтвержден. Довод жалобы о невозможности обеспечить допуск представителям истца для установки прибора учета в связи с его размещением на территории соседнего домовладения отклоняется судебной коллегией как надуманный. Доказательств в обоснование этого факта, а также обращения к истцу по указанному вопросу в материалы дела не представлено. Доводы жалобы, выражающие несогласие с определенными пунктами договора на установку прибора учета, предложенного истцом, отклоняются судебной коллегией как не имеющие правового значения для рассмотрения настоящего спора: предметом спора условия договора не были, встречные требования, касающиеся условий договора, ответчица не предъявляла, с самостоятельным иском не обращалась. Довод, направленный на возложение на суд обязанности по представлению и собиранию доказательств, в том числе поиску по своей инициативе свидетелей с целью опровержения или подтверждения каких-либо исследуемых судом доказательств, отклоняется судебной коллегией как противоречащий основополагающим принципам гражданского процесса.
Доводы апелляционной жалобы не свидетельствуют о наличии правовых оснований для отмены обжалуемого решения суда, не содержат фактов, которые не были бы проверены и учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, влияли бы на обоснованность и законность судебного решения либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
Таким образом, решение суда первой инстанции следует признать законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы ответчицы судебная коллегия не находит.
Руководствуясь статьей 199, пунктом 1 статьи 328, статьей 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Заинского городского суда Республики Татарстан от 23 июня 2019 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчицы Колчериной Р. Г.- без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в трехмесячный срок в Шестой кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.