Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего Сахиповой Г.А,
судей Мелихова А.В, Новосельцева С.В,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Галиевой Р.Р.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи
Новосельцева С.В. гражданское дело по апелляционной жалобе исполнительного комитета Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан на решение Зеленодольского городского суда Республики Татарстан от 30 июля 2019 года, которым постановлено:
исковые требования Альмиевой Р. Р, Альмиева Р. Р, Альмиева Р. Р, Батталовой Л. Р. удовлетворить.
Включить в состав наследства после смерти Альмиева Р. К, умершего "дата", земельную долю площадью
5 га, расположенную в границах по адресу: "адрес".
Признать за Альмиевой Р. Р, Альмиевым Р. Р, Альмиевым Р. Р, Батталовой Л. Р. право собственности по 1/4 доле за каждым на земельную долю площадью 5 га расположенную в границах по адресу: "адрес" в порядке наследования после смерти Альмиева Р. К, умершего "дата".
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителя Альмиева Р.Р, Батталовой Л.Р. - Сафиной А.А. и представителя Альмиевой Р.Р. - Уваровой О.Н, возражавших против удовлетворения жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Альмиева Р.Р, Альмиев Р.Р, Альмиев Р.Р, Батталова Л.Р. обратились в суд с иском к исполнительному комитету Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан (далее по тексту - ИК ЗМР РТ) о включении в состав наследства после смерти Альмиева Р.К, умершего "дата", земельную долю площадью 5 га, расположенную в границах по адресу: "адрес", признании за Альмиевой Р.Р, Альмиевым Р.Р, Альмиевым Р.Р, Батталовой Л.Р. право собственности по 1/4 доли за каждым на земельную долю площадью 5 га расположенную в границах по адресу: "адрес" в порядке наследования после смерти Альмиева Р.К, умершего "дата".
В обоснование заявленных требований истцы указали, что они являются наследниками после смерти Альмиева Р.К, умершего "дата". После его смерти осталось наследственное имущество, в том числе земельная доля площадью 5.0 га, принадлежащая ему на основании свидетельства о праве собственности на земельную долю серии.., выданное на основании Указа Президента Республики Татарстан от 10 мая 1993 года N 244 "О порядке преобразования колхозов, совхозов и приватизации других государственных предприятий и организаций агропромышленного комплекса республики Татарстан" и постановления главы администрации от 05 июля 1994 года N 980. В связи с необходимостью оформить наследственные права на земельную долю истцы вынуждены обратиться в суд, поскольку право собственности умершего зарегистрировано не было.
В судебном заседании представители истцов исковые требования поддержали, просили иск удовлетворить.
Представитель ответчика в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований, указав, что земельный участок, на который претендуют истцы не имеет границ, невозможно определить его местоположение в натуре.
Суд исковые требования удовлетворил и вынес решение в вышеприведенной формулировке.
В апелляционной жалобе представитель ответчика, выражая несогласие с постановленным по делу решением, просит его отменить как незаконное и необоснованное. При этом в жалобе он приводит те же доводы, что и при рассмотрении дела в суде первой инстанции, настаивает на своей правовой позиции по делу, в силу которой считает, что требования истцов являются необоснованными и удовлетворению не подлежат.
В суд апелляционной инстанции представитель ответчика не явился, извещен.
Представитель Альмиева Р.Р, Батталовой Л.Р. - Сафина А.А. и представитель Альмиевой Р.Р. - Уварова О.Н. с жалобой не согласились, полагая, что суд первой инстанции вынес обоснованное и законное решение.
Выслушав объяснения представителей истцов, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного решения по правилам части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с положениями пункта 2 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
Согласно статье 1112 Гражданского кодекса Российской Федерации в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
Не входят в состав наследства права и обязанности, неразрывно связанные с личностью наследодателя, в частности право на алименты, право на возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина, а также права и обязанности, переход которых в порядке наследования не допускается настоящим Кодексом или другими законами.
Не входят в состав наследства личные неимущественные права и другие нематериальные блага.
В силу статьи 1141 Гражданского кодекса Российской Федерации наследники по закону призываются к наследованию в порядке очередности, предусмотренной статьями 1142 - 1145 и 1148 настоящего Кодекса.
Наследники каждой последующей очереди наследуют, если нет наследников предшествующих очередей, то есть если наследники предшествующих очередей отсутствуют, либо никто из них не имеет права наследовать, либо все они отстранены от наследования (статья 1117), либо лишены наследства (пункт 1 статьи 1119), либо никто из них не принял наследства, либо все они отказались от наследства.
Наследники одной очереди наследуют в равных долях, за исключением наследников, наследующих по праву представления (статья 1146).
Пунктом 1 статьи 1142 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что наследниками первой очереди по закону являются дети, супруг и родители наследодателя.
На основании пункта 2 статьи 1152 Гражданского кодекса Российской Федерации принятие наследником части наследства означает принятие всего причитающегося ему наследства, в чем бы оно ни заключалось и где бы оно ни находилось.
Принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического приятия, а также независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество, когда такое право подлежит (пункт 4 статья 1152 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Как следует из содержания статьи 1153 Гражданского кодекса Российской Федерации, принятие наследства осуществляется подачей по месту открытия наследства нотариусу или уполномоченному в соответствии с законом выдавать свидетельства о праве на наследство должностному лицу заявления наследника о принятии наследства либо заявления наследника о выдаче свидетельства о праве на наследство.
Признается, пока не доказано иное, что наследник принял наследство, если он совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, в частности, если наследник: вступил во владение или в управление наследственным имуществом; принял меры по сохранению наследственного имущества, защите его от посягательств или притязаний третьих лиц; произвел за свой счет расходы на содержание наследственного имущества; оплатил за свой счет долги наследодателя или получил от третьих лиц причитавшиеся наследодателю денежные средства.
В силу пункта 8 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2012 года N 9 "О судебной практике по делам о наследовании", при отсутствии надлежаще оформленных документов, подтверждающих право собственности наследодателя на имущество, судами до истечении срока принятия наследства (статья 1154 Гражданского кодекса Российской Федерации) рассматриваются требования наследников о включении этого имущества в состав наследства, а если в указанный срок решение не было вынесено, - также требования о признании права собственности в порядке наследования.
Судом установлено, что на основании Указа Президента Республики Татарстан от 10 мая 1993 года N 244 "О порядке преобразования колхозов, совхозов и приватизации других государственных предприятий и организаций агропромышленного комплекса Республики Татарстан" и постановления главы администрации Зеленодольского района и города Зеленодольска от "дата"... Альмиев Р.К. является собственником земельной доли площадью 5 га в границах землепользования ТОО Акзигит.
Выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от "дата" установлено, что земельный участок с кадастровым номером... (единое землепользование) площадью 4259993 +/- 19876,18 кв.м. расположен по адресу: "адрес".
Из выписки также усматривается, что земельный участок находится в общей долевой собственности граждан, муниципального образования Акзигитовское сельское поселение и акционерного общества "Красный Восток Агро", доля в праве каждого из сособственников составляет 5 га
Согласно свидетельству о смерти... от "дата" Альмиев Р.К. умер "дата".
После его смерти осталось наследственное имущество, в том числе земельный пай площадью 5 га расположенный в границах Зеленодольского муниципального района ТОО Акзигит.
Наследниками по закону указанного имущества после смерти Альмиева Р.К. являются его супруга - Альмиева Р.Р, что подтверждается свидетельством о заключении брака, сыновья - Альмиев Р.Р. и Альмиев Р.Р, дочь - Батталова Л.Р, что подтверждается свидетельствами о рождении.
Из ответов нотариусов Зеленодольского нотариального округа следует, что наследственное дело к имуществу Альмиева Р.К, умершего "дата", не открывалось и не заводилось.
Справкой исполнительного комитета Акзигитовского сельского поселения Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан установлено, что Альмиев Р.К, "дата" года рождения, был постоянно зарегистрирован и по день своей смерти проживал по адресу: "адрес". Совместно с ним по вышеуказанному адресу проживали и продолжают проживать: супруга - Альмиева Р.Р, сыновья - Альмиев Р.Р. и Альмиев Р.Р, дочь - Альмиева Л.Р.
Таким образом судом установлено, что истцами совершены действия, свидетельствующие о фактическом принятии ими наследства после смерти Альмиев Р.К, а именно истцы, продолжают проживать в том же доме, что и наследодатель, взяли себе принадлежащие умершему вещи.
Рассматривая заявленные требования, суд первой инстанции, всесторонне и полно исследовав обстоятельства по делу, проанализировав представленные доказательства по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, руководствуясь приведенными правовыми нормами, пришел к правильному выводу об удовлетворении исковых требований, исходя из того, что на момент смерти наследодателю Альмиеву Р.К. принадлежала земельная доля площадью 5 га в ТОО Акзигит, возникшая на основании свидетельства о праве собственности на земельную долю, то данное имущество подлежит включению в наследственную массу.
При таких обстоятельствах, суд на законных основаниях принял решение об удовлетворении исковых требований о признании за истцами права собственности по 1/4 доли за каждым на земельную долю, поскольку наследники, фактически приняв наследство приобрели право на получение земельного участка (доли) в свою собственность в порядке наследования, в соответствии с положениями статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации.
При этом суд указал, что выдел доли может быть осуществлен после регистрации права собственности в соответствии с требованиями Федерального закона от 24 июля 2002 года N101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
Судебная коллегия соглашается с указанным выводом суда первой инстанции, поскольку такой вывод основан на правовых нормах, регулирующих спорные правоотношения.
Доводы апелляционной жалобы о том, что наследодатель Альмиев Р.К. при жизни не обращался в уполномоченный орган с заявлением о регистрации прав на земельный участок, что, по мнению заявителя, лишает наследников возможности признать за ними право собственности на доли земельного участка, не могут повлечь отмену решения, так как наследодателю спорный земельный участок уполномоченным органом был передан в собственность, наследники приняли наследство в установленном законом порядке, а пункт 82 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2012 года N 9 "О судебной практике по делам о наследовании", на который имеется ссылка в апелляционной жалобе, не ограничивает право суда на признание права собственности на земельные участки в порядке наследования.
При указанных обстоятельствах следует признать, что решение суда постановлено с учетом обстоятельств дела и закону не противоречит.
В целом изложенные ответчиком в апелляционной жалобе доводы о неправильном применении и толковании норм материального права, а также об отсутствии оснований для включения в специальный стаж истца указанных выше спорных периодов являются несостоятельными, были предметом исследования суда первой инстанции и получили надлежащую правовую оценку, с которой судебная коллегия соглашается.
Руководствуясь статьями 199, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Зеленодольского городского суда Республики Татарстан от
30 июля 2019 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу исполнительного комитета Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение трех месяцев в Шестой кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.