Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего судьи Горшунова Д.Н,
судей Сибгатуллиной Л.И, Моисеевой Н.Н,
при секретаре судебного заседания Садиковой Э.Ф.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Л.И.Сибгатуллиной административное дело по апелляционной жалобе Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан на решение Верховного Суда Республики Татарстан от 24 мая 2019 года, которым постановлено:
административное исковое заявление Тазиева Айбулата Акрамовича к Кабинету Министров Республики Татарстан, Министерству земельных и имущественных отношений Республики Татарстан, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан, федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Татарстан об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельных участков удовлетворить частично.
Определить кадастровую стоимость:
1) земельного участка (категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под строительства и обслуживание гаража) общей площадью 7 435 квадратных метров с кадастровым номером... :29, расположенного по адресу: Республика Татарстан, Заинский муниципальный район, город Заинск, улица Шоссейная, дом 1Б, указав его равной рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2015 года в размере 3895 940 руб.;
2) земельного участка (категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для обслуживания гаража) общей площадью 6 130 квадратных метров с кадастровым номером... :91, расположенного по адресу: Республика Татарстан, Заинский муниципальный район, город Заинск, улица Вокзальная, дом 1, указав его равной рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2015 года в размере 3003 700 руб.;
3) земельного участка (категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: склады) общей площадью 6 033 квадратных метров с кадастровым номером... :1030, расположенного по адресу: Республика Татарстан, Заинский муниципальный район, город Заинск, улица Промышленная, дом 3, указав его равной рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2015 года в размере 2986 335 руб.
Сведения о кадастровой стоимости, установленной настоящим решением суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января 2018 года, а также учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания, то есть с 1 января 2016 года, на период до даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, установленной в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки.
Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости считать 6 февраля 2019 года.
В удовлетворении административного искового заявления в части требований к Кабинету Министров Республики Татарстан отказать.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителя Тазиева А.А, Мухина Д.И, высказавшегося против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
Тазиев А.А. является собственником земельного участка общей площадью 7435 кв.м с кадастровым номером... :29, расположенного по адресу: Республика Татарстан, Заинский муниципальный район, город Заинск, улица Шоссейная, дом 1Б; земельного участка общей площадью 6130 кв.м с кадастровым номером... :91, расположенного по адресу: Республика Татарстан, Заинский муниципальный район, город Заинск, улица Вокзальная, дом 1; земельного участка общей площадью 6033 кв.м с кадастровым номером... :1030, расположенного по адресу: Республика Татарстан, Заинский муниципальный район, город Заинск, улица Промышленная, дом 3.
Земельные участки относятся к категории земель: земли населенных пунктов.
Земельный участок с кадастровым номером... :29 имеет разрешенное использование: под строительство и обслуживание гаража. Земельный участок с кадастровым номером 16:48:030202:91 имеет разрешенное использование: для обслуживания гаража. Земельный участок с кадастровым номером... :1030 имеет разрешенное использование: склады.
Кадастровая стоимость земельных участков с кадастровыми номерами... :29,... :91,... :1030 определена по состоянию на 1 января 2015 года, внесена в Единый государственный реестр недвижимости 19 декабря 2015 года, введена в действие с 1 января 2016 года на основании распоряжения Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан от 25 ноября 2015 года N2846-р "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов, расположенных на территории Республики Татарстан (за исключением земель населенного пункта города Казани)" и составляет 10033606,85 руб, 9407256,90 руб. и 7811397,70 руб. соответственно.
В связи с определением рыночной стоимости земельных участков административный истец просил установить их кадастровую стоимость, указав их равной рыночной стоимости в размере 2647000 руб, 2 148 000 руб. и 2182000 руб. соответственно.
Суд принял решение в вышеприведенной формулировке.
Министерство земельных и имущественных отношений Республики Татарстан подало апелляционную жалобу на решение суда от 24 мая 2019 года, в которой фактически ставится вопрос об отмене решения в части удовлетворенных требований по мотиву его незаконности и необоснованности. Заявитель апелляционной жалобы считает, что в указанной части решения суда суд неправильно применил нормы материального права и нормы процессуального права, настаивает на наличии оснований для отказа в удовлетворении заявленных требований. Указывается, что заключение судебного эксперта от 19 апреля 2019 года N14/АМ-19, которое судом положено в основу обжалуемого решения, не соответствует требованиям закона о государственной экспертной деятельности и закона об оценочной деятельности в Российской Федерации.
Тазиев А.А. представил в суд апелляционной инстанции возражения, в которых выражается несогласие с доводами апелляционной жалобы и содержится просьба об оставлении решения суда без изменения, а апелляционной жалобы - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле о времени и месте настоящего судебного разбирательства извещены.
Тазиев А.А. в суд не явился, обеспечил участие в судебном заседании своего представителя Мухина Д.И.
Кабинет Министров Республики Татарстан, Министерство земельных и имущественных отношений Республики Татарстан, федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан и исполнительный комитет Заинского муниципального района Республики Татарстан своих представителей в суд не направили.
В соответствии с частью 1 статьи 150 и частью 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие неявившихся в судебное заседание участников судебного разбирательства.
Судебная коллегия считает, что решение суда подлежит оставлению без изменения.
Согласно пункту 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности (пункт 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации).
На основании пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
В силу части 1 статьи 245 КАС РФ юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, включая оспаривание решений комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, а также с административным исковым заявлением об оспаривании действий (бездействия) такой комиссии в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
Аналогичные положения содержатся в абзаце 2 части 1 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации"), которая устанавливает, что результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость. Комиссия создается органом, осуществляющим функции по государственной кадастровой оценке, на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (абзац 4 части 1 статьи 24.18 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации").
В подтверждение своих доводов о несогласии с указанной кадастровой стоимостью земельного участка административный истец представил подготовленный по его заказу обществом с ограниченной ответственностью "Межрегиональная Оценочная Компания" отчет от 15 января 2019 года N001-19 об оценке его рыночной стоимости, в соответствии с которым по состоянию на 1 января 2015 года рыночная стоимость земельных участков с кадастровыми номерами... :29,... :91 и... :1030 составила 2647000 руб, 2 148 000 руб. и 2182000 руб. соответственно.
По ходатайству административного ответчика Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан по делу проведена судебная экспертиза для определения достоверности, правильности оценки рыночной стоимости земельного участка, соответствия представленного административным истцом отчета об оценке рыночной стоимости земельного участка требованиям законодательства об оценочной деятельности и определения рыночной стоимости земельного участка, в отношении которого утверждена оспариваемая кадастровая стоимость. Проведение экспертизы поручено эксперту общества с ограниченной ответственностью "Региональный центр оценки и экспертиз" Мамочкину А.Ю.
Заключением судебного эксперта Мамочкина А.Ю. от... от 19 апреля 2019 года по результатам проведенной по делу судебной экспертизы сделан вывод о том, что представленный административным истцом отчет от 15 января 2019 года N001-19 не соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности и федеральных стандартов оценки и величина рыночной стоимости земельного участка определена в нем неверно.
При этом эксперт, отвечая на поставленные судом вопросы, определилрыночную стоимость земельных участков с кадастровыми номерами... :29,... :91 и... :1030 по состоянию на 1 января 2015 года в размере 3895 940 рублей, 3003 700 рублей, 2986 335 руб. соответственно.
Разрешая административное исковое заявление в части требований, предъявленных к Министерству земельных и имущественных отношений Республики Татарстан, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан, федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Татарстан, суд первой инстанции исходил из допустимости и достаточности имеющихся в материалах дела доказательств рыночной стоимости земельных участков и с учетом данного обстоятельства пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения административного иска в указанной части требований в соответствии с заключением судебного эксперта от 19 апреля 2019 года.
Суд апелляционной инстанции находит выводы суда в указанной части решения правильными.
Согласно части 1 статьи 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
В силу части 1 статьи 84 КАС РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств.
Как следует из материалов дела, судебный эксперт Мамочкин А.Ю. в установленном законом порядке предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения. Он обладает специальными знаниями для ответа на поставленные вопросы, что подтверждается дипломом о высшем образовании Казанского авиационного института, дипломом судебного эксперта в области финансово-экономических экспертиз N180000061920, выданным МГЮА им.О.Е.Кутафина, дипломом судебного эксперта в области строительно-технической и стоимостной экспертизы объектов недвижимости N372406170171, выданным ЧОУДПО "Институт непрерывного образования" г.Иваново, дипломом оценщика ПП N27210 от 25.12.2001 года, выданным Институтом экономики, управления и права (г.Казань), квалификационным аттестатом о сдаче единого квалификационного экзамена для экспертов саморегулируемой организации оценщиков N000126-006 от 7 ноября 2013 года, квалификационным аттестатом в области оценочной деятельности от 1 декабря 2017 года N001095-1 по направлению "Оценка недвижимости", квалификационным аттестатом в области оценочной деятельности от 17 апреля 2018 года N010515-2 по направлению оценочной деятельности "Оценка движимого имущества". Эксперт Мамочкин А.Ю. также является действующим членом общероссийской общественной организации "Российское общество оценщиков", членом союза финансово-экономических судебных экспертов, оценщиком - 1 категории и имеет стаж работы оценщиком с 2002 года, стаж экспертной работы - с 2008 года, в связи с чем квалификация судебного эксперта и уровень его компетентности как специалиста сомнений у суда не вызывает.
Выводы суда первой инстанции относительно оценки имеющихся в материалах дела доказательств являются мотивированными, соответствуют обстоятельствам дела, подтверждены имеющимися в материалах дела доказательствами, и оснований не согласиться с ними суд апелляционной инстанции не усматривает, поскольку правильность и обоснованность заключения судебного эксперта имеющимися в материалах дела доказательствами, кроме доводов административного ответчика, не опровергается.
Таким образом, решение суда в данной части является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
Статья 41 Федерального закона от 31 мая 2001 года N73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации" предусматривает, что в соответствии с нормами процессуального законодательства Российской Федерации судебная экспертиза может производиться вне государственных судебно-экспертных учреждений лицами, обладающими специальными знаниями в области науки, техники, искусства или ремесла, но не являющимися государственными судебными экспертами.
На судебно-экспертную деятельность лиц, указанных в части первой настоящей статьи, распространяется действие статей 2, 3, 4, 6 - 8, 16 и 17, части второй статьи 18, статей 24 и 25 настоящего Федерального закона.
В связи с этим подлежит отклонению как несостоятельный довод апелляционной жалобы о несоответствии заключения судебного эксперта требованиям Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
Иные доводы апелляционной жалобы выводов суда первой инстанции по данному делу и вышеизложенных установленных в ходе судебного разбирательства обстоятельств не опровергают, фактически сводятся к повторению доводов административного ответчика, приводившихся им в обоснование своей позиции о несогласии с заключением судебного эксперта, которые в установленном законом порядке были оценены судом первой инстанции, и отмену обжалуемого судебного акта в данной части решения также повлечь не могут.
Имеющие значение для дела обстоятельства в указанной части решения определены судом правильно, при этом нарушения норм материального права и норм процессуального права судом допущено не было.
В остальной части решение суда лицами, участвующими в деле, не обжалуется, апелляционная жалоба доводов к отмене решения суда в данной части не содержит.
Руководствуясь статьями 177, 309,311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Верховного Суда Республики Татарстан от 24 мая 2019 года по данному административному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.