Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего судьи Горшунова Д.Н,
судей Сибгатуллиной Л.И, Моисеевой Н.Н,
при секретаре судебного заседания Садиковой Э.Ф.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Л.И.Сибгатуллиной административное дело по апелляционной жалобе Хренова Сергея Яковлевича на решение Альметьевского городского суда Республики Татарстан от 10 июня 2019 года, которым постановлено:
в удовлетворении административного искового заявления Хренова Сергея Яковлевича к исполнительному комитету Альметьевского муниципального района Республики Татарстан и муниципальному учреждению "Палата земельных и имущественных отношений Альметьевского муниципального района Республики Татарстан" об оспаривании решения об отказе в предоставлении в аренду земельного участка общей площадью 741 кв.м с кадастровым номером... :2636, расположенного по адресу: Республика Татарстан, Альметьевский муниципальный район, с.Калейкино, "адрес", и возложении обязанности по его предоставлению отказать.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителя Хренова С.Я, Трофимова В.И, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
Хренов С.Я. обратился в суд с административным исковым заявлением к исполнительному комитету Альметьевского муниципального района Республики Татарстан и муниципальному учреждению "Палата земельных и имущественных отношений" Альметьевского муниципального района Республики Татарстан (далее - Палата земельных и имущественных отношений Альметьевского муниципального района Республики Татарстан) об оспаривании решения об отказе в предоставлении земельного участка в аренду и возложении обязанности. Заявленные требования мотивированы следующим.
На основании договора аренды от 21 ноября 2011 года Хренову С.Я. был предоставлен земельный участок площадью 741 кв.м с кадастровым номером... :2636, расположенный по адресу: Республика Татарстан, Альметьевский муниципальный район, с.Калейкино, "адрес" под строительство индивидуального жилого дома.
В 2012 году на земельном участке начато возведение дома.
Расположенный на земельном участке незавершенный строительством степенью готовности 30% административным истцом поставлен на кадастровый учет с присвоением ему соответствующего кадастрового номера.
7 февраля 2019 года административный истец обратился в исполнительный комитет Альметьевского муниципального района Республики Татарстан с заявлением о предоставлении указанного земельного участка в аренду.
22 февраля 2019 года в предоставлении земельного участка отказано на том основании, что право Хренова С.Я. на незавершенный строительством объект не зарегистрировано.
Административный истец просил признать незаконным решение от 22 февраля 2019 года об отказе в предоставлении ему земельного участка.
В ходе судебного разбирательства к участию в деле привлечены заинтересованные лица публичное акционерное общество (далее - ПАО) "Татнефть" имени В.Д.Шашина и нефтегазодобывающее управление (далее - НГДУ) "Альметьевнефть" ПАО "Татнефть".
Суд принял решение в вышеприведенной формулировке.
В апелляционной жалобе Хренова С.Я. ставится вопрос об отмене решения суда от 10 июня 2019 года по мотиву его незаконности и необоснованности. Он считает, что суд неправильно применил нормы материального права, и настаивает на наличии оснований для удовлетворения заявленных требований. Указывается, что владельцам незавершенного строительства на арендованном земельном участке, допускающем строительство жилого дома, по договорам аренды, заключенным до 1 марта 2015 года, предоставляется право на заключение договора аренды сроком на три года для завершения строительства вне зависимости от наличия регистрации права собственности на объект незавершенного строительства, расположенный на таком земельном участке.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте настоящего судебного заседания извещены.
ПАО "Татнефть" имени В.Д.Шашина представило заявление с просьбой о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя.
Исполнительный комитет Альметьевского муниципального района Республики Татарстан, Палата земельных и имущественных отношений Альметьевского муниципального района Республики Татарстан, НГДУ "Альметьевнефть" ПАО "Татнефть" имени В.Д.Шашина и Калейкинское сельское поселение Альметьевского муниципального района Республики Татарстан своих представителей в суд не направили.
В соответствии с частью 1 статьи 150 и частью 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие неявившихся в судебное заседание участников судебного разбирательства.
Судебная коллегия считает, что решение суда подлежит отмене.
На основании части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Из материалов дела видно, что 21 декабря 2010 года по заявлению Хренова С.Я. выдан градостроительный план земельного участка, расположенного по адресу: Республика Татарстан, Альметьевский район, с.Калейкино, ул. Дуслык, д. 31, согласно которому земельный участок расположен в охранной зоне скважины и на нем могут быть размещены объекты капитального строительства в виде двухэтажного жилого дома с возможным использованием (дополнительно) мансардного этажа предельной высотой не более 10м до верха плоской кровли и не более 15 м - до скатной кровли.
22 августа 2011 года на кадастровый учет поставлен земельный участок общей площадью 741 кв.м с кадастровым номером... :2636, расположенный по адресу: Республика Татарстан, Альметьевский муниципальный район, Калейкинское сельское поселение, с.Калейкино, "адрес"
Земельный участок относится к категории земель: земли населенных пунктов и имеет разрешенное использование: индивидуальное жилищное строительство.
25 ноября 2011 года между исполнительным комитетом Альметьевского муниципального района Республики Татарстан и Хреновым С.Я. заключен договор NМС 04-071-2617-ИЖС аренды земельного участка с кадастровым номером 16:07:100001:2636 сроком по 25 ноября 2014 года.
29 июля 2016 года по адресу: Республика Татарстан, Альметьевский муниципальный район, Калейкинское сельское поселение, с.Калейкино, ул.Дуслык, д.31 поставлен на кадастровый учет расположенный на указанном земельном участке объект недвижимости с кадастровым номером... :2839 в виде незавершенного строительством объекта степенью готовности 30% площадью застройки 130,5 кв.м.
В сведениях Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН) в графе "Особые отметки" значится, что объект с кадастровым номером... :2839 находится в зоне с особыми условиями использования - "Зоны с особым режимом использования территории охранная зона скважины N2213Д (часть2) ОАО Татнефть" имени В.Д.Шашина и выходит за пределы земельного участка с кадастровым номером... :2636 (л.д.16).
Из составленного 24 мая 2019 года Альметьевским филиалом акционерного общества "Бюро технической инвентаризации Республики Татарстан" технического паспорта объекта незавершенного строительством, следует, что возведенный на указанном земельном участке незавершенный строительством объект находится на стадии строительства. Возведены фундамент из железобетонных блоков, наружные стены из керамзитобетонных блоков и кирпича, надподвальные железобетонные перекрытия, крыша из профилированной стали, нет внутренней отделки и межкомнатных дверей, отсутствуют инженерные коммуникации; имеет место третий этап строительства степенью готовности объекта 65%; количество этажей - 2, в том числе один подземный. В состав объекта входят: незавершенный строительством жилой дом площадью застройки 131,8 кв.м, гараж площадью 73,2 кв.м, баня площадью 29,5 кв.м, сарай площадью 66,4 кв.м, металлические ворота высотой 1,65 м и протяженностью 3,27 м, металлический забор такой же высоты протяженностью 15 м (л.д.144-151).
Письмами Палаты земельных и имущественных отношений Альметьевского муниципального района Республики Татарстан от 24 августа 2018 года N11245/214 и от 21 ноября 2018 года N15202/203 оставлены без удовлетворения соответственно обращение Хренова С.Я. о согласовании местоположения границ земельного участка с кадастровым номером... :2636 и обращение Хренова С.Я. об утверждении схемы расположения спорного земельного участка.
Из пояснений представителя административного истца в настоящем судебном заседании суда апелляционной инстанции следует, что 7 февраля 2019 года административный истец обратился в исполнительный комитет Альметьевского муниципального района Республики Татарстан с заявлением о расторжении договора аренды и предоставлении земельного участка на новый срок.
Письмом Палаты земельных и имущественных отношений Альметьевского муниципального района Республики Татарстан от 22 февраля 2019 года N1989/203 в предоставлении земельного участка в аренду отказано. Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемый отказ в заключении договора аренды принят органом местного самоуправления в пределах своих полномочий, в соответствии с требованиями закона, с учетом мнения собственника нефтегазодобывающей установки, скважины о расположении испрашиваемого земельного участка в охранной зоне опасного производственного объекта, с учетом данного обстоятельства пришел к выводу о правомерности оспариваемого отказа и в удовлетворении административного иска отказал.
При этом суд оставил без внимания следующие обстоятельства.
В соответствии с частью 9 статьи 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд, помимо прочего, выясняет соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами, а также соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
При этом бремя доказывания данных обстоятельств возлагается на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершивших оспариваемые действия (бездействие).
Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, выраженной в пункте 61 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября N36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" (далее - постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября N36), при рассмотрении административного дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления суд не вправе признать обоснованным оспариваемое решение, действие, бездействие со ссылкой на обстоятельства, не являвшиеся предметом рассмотрения соответствующего органа, организации, лица, изменяя таким образом основания принятого решения, совершенного действия, имевшего место бездействия. Так, при недоказанности обстоятельств, указанных в оспариваемом решении органа государственной власти и послуживших основанием для его принятия, суд не вправе отказать в признании такого решения незаконным, ссылаясь на наличие установленных им иных оснований (обстоятельств) для принятия подобного решения.
Обжалуемое решение принято без должного учета указанных положений закона и разъяснений.
Так, оспариваемый административным истцом отказ от 22 февраля 2019 года в предоставлении земельного участка дан на основании пункта 21 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации"). Ответ дополнен также указанием на то, что земельный участок обременен охранной зоной скважины N2213Д (часть2) НГДУ "Альметьевнефть" ПАО "Татнефть", а построенный объект недвижимости выходит за пределы земельного участка.
Пунктом 21 статьи 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" установлено, что, если объект незавершенного строительства расположен на земельном участке, находящемся в государственной или муниципальной собственности, и право собственности на указанный объект зарегистрировано до 1 марта 2015 года или такой земельный участок предоставлен до 1 марта 2015 года в аренду, собственник указанного объекта имеет право приобрести такой земельный участок в аренду сроком на три года однократно для завершения его строительства без проведения торгов в порядке, установленном статьями 39.14 - 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации, при условии, что ранее такой земельный участок не предоставлялся любому из предыдущих собственников указанного объекта незавершенного строительства в соответствии с данным пунктом.
По правилам статьи 39.17 ЗК РФ заявитель должен обратиться в уполномоченный орган с заявлением, содержащим необходимые сведения, а также документами, предусмотренными подпунктами 1 и 4 - 6 пункта 2 статьи 39.15 настоящего Кодекса, если ранее они в уполномоченный орган не предоставлялись. В частности, к заявлению прилагаются документы, подтверждающие право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов и предусмотренные перечнем, установленным уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Такой перечень утвержден Приказом Минэкономразвития России от 12 января 2015 года N1 "Об утверждении перечня документов, подтверждающих право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов" (далее - Перечень).
Пунктом 33 Перечня установлено, что для получения участка в аренду по подпункту 10 пункта 2 статьи 39.6 ЗК РФ и пункту 21 статьи 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" собственник объекта незавершенного строительства должен предоставить в числе прочего документы, удостоверяющие (устанавливающие) права на объект незавершенного строительства, если право на него не зарегистрировано в ЕГРН, документы, удостоверяющие (устанавливающие) права заявителя на испрашиваемый земельный участок, сообщение заявителя, содержащее перечень всех зданий, сооружений и объектов незавершенного строительства, расположенных на испрашиваемом земельном участке, выписки из соответствующих реестров и т.п.
Согласно подпункту 10 пункта 2, подпункту 2 пункта 5 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) предоставление в аренду без проведения торгов земельного участка, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположен объект незавершенного строительства, осуществляется однократно для завершения строительства этого объекта его собственнику в случае, если уполномоченным органом в течение шести месяцев со дня истечения срока действия ранее заключенного договора аренды земельного участка, на котором расположен этот объект, в суд не заявлено требование об изъятии этого объекта путем продажи с публичных торгов либо судом отказано в удовлетворении данного требования или этот объект не был продан с публичных торгов по причине отсутствия лиц, участвовавших в торгах. Предоставление участка в аренду без аукциона в соответствии с названным подпунктом допускается при условии, что такой земельный участок не предоставлялся для завершения строительства этого объекта ни одному из предыдущих собственников этого объекта.
Таким образом, приведенной нормой права прямо предусмотрено право лица, имеющего объект незавершенного строительства, на заключение (продление) договора аренды земельного участка без торгов однократно для завершения строительства, при условии предоставления такого земельного участка в аренду до 1 марта 2015 года, при этом отсутствие регистрации права собственности на объект незавершенного строительства не является основанием для отказа в заключении (продлении) договора.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции не может согласиться с выводом суда первой инстанции о правомерности оспариваемого отказа от 22 февраля 2019 года по основанию отсутствия зарегистрированного права собственности административного истца на объект незавершенного строительства.
Ссылка административного ответчика в оспариваемом отказе на положения пункта 4 статьи 39.16 ЗК РФ основана на неправильном применении норм материального права и законным правовым основанием для отказа в предоставлении испрашиваемого земельного участка также быть не может.
Пункт 4 статьи 39.16 ЗК РФ в редакции, действовавшей до 2 августа 2019 года, предусматривал, что уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов при наличии хотя бы одного из следующих оснований: на указанном в заявлении о предоставлении земельного участка земельном участке расположены здание, сооружение, объект незавершенного строительства, принадлежащие гражданам или юридическим лицам, за исключением случаев, если сооружение (в том числе сооружение, строительство которого не завершено) размещается на земельном участке на условиях сервитута или на земельном участке размещен объект, предусмотренный пунктом 3 статьи 39.36 настоящего Кодекса, и это не препятствует использованию земельного участка в соответствии с его разрешенным использованием либо с заявлением о предоставлении земельного участка обратился собственник этих здания, сооружения, помещений в них, этого объекта незавершенного строительства.
Виды объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов (за исключением объектов, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи), устанавливаются Правительством Российской Федерации. Порядок и условия размещения указанных объектов устанавливаются нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации (пункт 3 статьи 39.36 ЗК РФ в редакции, действовавшей до 2 августа 2019 года).
Между тем, сведения о том, что на спорном земельном участке расположены здание, сооружение, объект незавершенного строительства, принадлежащие, помимо административного истца, иным гражданам или юридическим лицам, в материалах дела отсутствуют.
С учетом правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, выраженной в пункте в пункте 61 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября N36, положения пункта 6 статьи 90 ЗК РФ и пункта 1 статьи 104 ЗК РФ, которыми тоже руководствовался суд первой инстанции, к спорным правоотношениям не применимы.
Ссылка суда на запрет на осуществление строительства в зоне минимально-допустимых расстояний от нефтегазодобывающих скважин также несостоятельна, поскольку данное обстоятельство к предмету настоящего судебного разбирательства не относится и основанием для оспариваемого отказа в предоставлении земельного участка не являлось.
При этом достоверных доказательств возведения незавершенного строительством объекта в нарушение установленных строительными нормами и правилами СНиП 34-02-99 "Подземные хранилища газа, нефти и продуктов их переработки", которые утверждены постановлением Госстроя РФ от 17 мая 1999 года N36, минимальных расстояний от устьев эксплуатационных скважин до зданий и сооружений, не входящих в состав хранилища в 250 м, также как и доказательств нарушения установленных пунктом 6.1.7 СП 231.131150.2015 (таблица 1) минимальных расстояний от устьев скважин до жилых зданий в 300 м административным ответчиком представлено не было.
С учетом изложенного обжалуемое решение не может быть признано законным и обоснованным и подлежит отмене.
Пунктом 4 части 2 статьи 310 КАС РФ установлено, что основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Согласно пункту 2 статьи 309 КАС РФ по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по административному делу новое решение.
Таким образом, решение суда подлежит отмене с принятием по делу нового решения о признании оспариваемого отказа незаконным.
На основании пункта 1 части 3 статьи 227 КАС РФ в резолютивной части решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) должны содержаться в частности указание на признание оспоренных решения, действия (бездействия) не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, на удовлетворение заявленного требования полностью или в части со ссылками на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями, принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), и на существо оспоренных решения, действия (бездействия). В случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений, а также на необходимость сообщения об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, если иной срок не установлен судом.
Постановлением исполнительного комитета Альметьевского муниципального района Республики Татарстан от 20 декабря 2018года N2216 утвержден Административный регламент предоставления муниципальной услуги по предоставлению земельного участка, находящегося в муниципальной (неразграниченной государственной) собственности, в аренду без проведения торгов (далее - Административный регламент).
Пунктом 1.3 указанного Административного регламента определено, что муниципальная услуга предоставляется исполнительным комитетом Альметьевского муниципального района. Исполнителем муниципальной услуги является Палата земельных и имущественных отношений Альметьевского муниципального района Республики Татарстан.
Соответственно надлежащим способом восстановления нарушенного права административного истца будет возложение на исполнительный комитет Альметьевского муниципального района Республики Татарстан и на Палату земельных и имущественных отношений Альметьевского муниципального района Республики Татарстан обязанности рассмотреть заявление Хренова С.Я. от 7 февраля 2019 года повторно.
Руководствуясь статьями 177, 309, 310, 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Альметьевского городского суда Республики Татарстан от 10 июня 2019 по данному административному делу отменить и принять новое решение.
Признать отказ муниципального учреждения "Палата земельных и имущественных отношений Альметьевского муниципального района Республики Татарстан", изложенный в письме от 22 февраля 2019 года N1989/203 в ответ на обращение Хренова Сергея Яковлевича от 7 февраля 2019 года о расторжении договора аренды и предоставлении земельного участка с кадастровым номером... :2636, расположенного по адресу: Республика Татарстан, Альметьевский муниципальный район, Калейкинское сельское поселение, с "адрес", незаконным.
Обязать исполнительный комитет Альметьевского муниципального района Республики Татарстан и муниципальное учреждение "Палата земельных и имущественных отношений Альметьевского муниципального района Республики Татарстан" рассмотреть заявление Хренова С.Я. от 7 февраля 2019 года повторно; сообщить об исполнении решения по данному административному делу Хренову С.Я. и в суд.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.