Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе:
председательствующего судьи Сибгатуллиной Л.И,
судей Моисеевой Н.Н, Гафиятуллина Ш.Ш,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Хайруллиной Э.Р,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Моисеевой Н.Н. административное дело по апелляционной жалобе представителя Фаттахова И.И. - Тагирова Р.И. на решение Приволжского районного суда города Казани от 14 мая 2019 года, которым постановлено:
административное исковое заявление Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Республике Татарстан к Фаттахову Ильдару Ильгизаровичу о взыскании страховых взносов и пени удовлетворить.
Взыскать с Ильдара Ильгизаровича Фаттахова, "дата" года рождения, уроженца "адрес" Республики Татарстан, зарегистрированного по адресу: "адрес" в доход бюджета в лице Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 4 по Республике Татарстан сумму задолженности по налогу на имущество в общей сумме 10 151 рубль и пени в размере 14 рублей 04 копейки.
Взыскать с Ильдара Ильгизаровича Фаттахова в доход бюджета муниципального образования города Казани Республики Татарстан государственную пошлину в размере 406 рублей 60 копеек.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя административного ответчика Фаттахова И.И. - Валиуллина А.Р, в ее поддержку, представителя административного истца Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Республике Татарстан - Шилунову Ю.Р, полагавшую решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 4 по Республике Татарстан (далее по тексту - МИФНС N 4 по РТ, административный истец) обратилась в суд с административным исковым заявлением к Фаттахову И.И. о взыскании задолженности по налогу на имущество.
В обоснование заявленных требований указано, что административный ответчик в 2015 году владел на праве собственности недвижимым имуществом, что подтверждается полученными налоговым органом сведениями от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан в порядке пункта 4 статьи 85 Налогового кодекса Российской Федерации и положений "Соглашения взаимодействии и взаимном информационном обмене Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии и Федеральной налоговой службы".
В соответствии с положениями Налогового кодекса Российской Федерации в отношении недвижимого имущества налогоплательщика был исчислен налог на имущество физических лиц за 2015 год в размере 4 504 рублей, за 2016 год в размере 5 647 рублей.
В адрес Фаттахова И.И. было направлено налоговое уведомление с указанием на необходимость уплаты исчисленной суммы налога в указанный срок. Однако административный ответчик в установленный срок не исполнил вышеуказанные требования.
Административный истец просил взыскать с Фаттахова И.И. задолженности по налогу на имущество в общей сумме 10 165 рублей 04 копеек, в том числе: налог на имущество - 10 151 руб, пени - 14 рублей 04 коп..
Протокольным определением Приволжского районного суда города Казани Республики Татарстан от 28 февраля 2019 года в соответствии со статьей 47 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в качестве заинтересованного лица привлечено Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан (далее по тексту - Управление Росреестра по Республике Татарстан).
Суд принял решение в вышеприведенной формулировке.
В апелляционной жалобе ставится вопрос об отмене решения суда как незаконного и необоснованного. Апеллянт ссылается на письмо Управления Росреестра по Республике Татарстан, согласно которому сведения о кадастровой стоимости внесены 15 декабря 2015 года и по настоящее время не изменялись, в связи с чем сумма налога на имущество физических лиц должна определяться из кадастровой стоимости объекта налогообложения только за декабрь 2015 года, а за период с январь-ноябрь 2015 года - по инвентарной стоимости, то есть в ранее действовавшем порядке. Предъявленное налоговым органом требование о взыскании суммы налога на имущество физических лиц за 2015 год противоречит особенностям пунктов 5, 5.1 статьи 408 Налогового кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель административного ответчика Фаттахова И.И. - Валиуллин А.Р. поддержал изложенные в апелляционной жалобе доводы и просил решение суда отменить.
Представитель административного истца Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Республике Татарстан Шилунова Ю.Р. полагала решение суда законным и обоснованным.
Исследовав материалы дела, проверив юридическую оценку обстоятельств дела и полноту их установления, исследовав правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, судебная коллегия приходит к следующему.
Положениями части 1 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено право налоговой инспекции (как контрольного органа) обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Частью 2 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
На основании статьи 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Аналогичная норма содержится в подпункте 1 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
В части 1 статьи 19 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.
По общему правилу, налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога (пункт 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации) в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога (абзац третий вышеуказанной нормы).
В соответствии со статьей 400 Налогового кодекса Российской Федерации, налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.
На основании статьи 1 статьи 401 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования следующее имущество: жилой дом; квартира, комната; гараж, машино-место; единый недвижимый комплекс; объект незавершенного строительства; иные здание, строение, сооружение, помещение.
Пункт 1 статьи 402 Налогового кодекса Российской Федерации устанавливает, что налоговая база в отношении объектов налогообложения по налогу на имущество физических лиц определяется по общему правилу исходя из их кадастровой стоимости.
Судом первой инстанции при рассмотрении дела установлено, что Фаттахову И.И. принадлежали на праве собственности следующие объекты налогообложения:
- в виде иных строений, помещений и сооружений, расположенных по адресу: "адрес" кадастровым номером...
- и по адресу: "адрес", кадастровый номер...
На вышеуказанные объекты налогообложения налоговым органом начислен налог на имущество физических лиц за 2015 год исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения и было направлено налоговое уведомление N 122567474 от 27 сентября 2016 года об уплате указанного налога в срок до 1 декабря 2016 года. Кроме того, исчислен налог на имущество физических лиц за 2016 год исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения и было направлено налоговое уведомление N 59237096 от 20 сентября 2017 года об уплате налога в срок до 1 декабря 2017 года.
Между тем, обязанности по уплате налогов своевременно исполнены не были, в связи с чем налоговым органом направлено требование N 1664 об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафов, процентов (для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) по состоянию на 13 марта 2017 года о задолженности за 2015 год по налогу на имущество в сумме 248 рублей, общая задолженность в сумме 370 рублей 65 копеек, в том числе по налогам 347 рублей 80 копеек. Указанная задолженность подлежала уплате в срок до 3 мая 2017 года.
Также, налоговым органом направлено требование N 34376 об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафов, процентов (для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) по состоянию на 14 декабря 2017 года о задолженности за 2016 год по налогу на имущество в сумме 9 903 рублей, пени по налогу на имущество в сумме 32 рублей 68 копеек, общая задолженность в сумме 23 226 рублей 22 копеек, в том числе по налогам 18 780 рублей 78 копеек, подлежащая уплате в срок до 22 января 2018 года.
Из представленного сообщения Управления Росреестра по Республике Татарстан от 13 марта 2019 года N 13-21/06905-7 следует, что Фаттахову И.И. принадлежал объект недвижимости с кадастровым номером.., расположенный по адресу: "адрес", что подтверждается сведениями Единого государственного реестра недвижимости.
В 2014 году в соответствии с распоряжением Кабинета Министров Республики Татарстан от 28 марта 2014 года N 577-р была выполнена государственная кадастровая оценка объектов недвижимости (за исключением земельных участков), расположенных на территории Республики Татарстан, результаты которой утверждены распоряжением Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан от 24 ноября 2014 года N 2572-р "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки объектов недвижимости жилого и нежилого назначения (за исключением земельных участков), расположенных на территории Республики Татарстан".
Объект недвижимости с кадастровым номером... попал в перечень объектов недвижимости жилого и нежилого назначения (за исключением земельных участков), расположенных на территории Республики Татарстан. Кадастровая стоимость вышеуказанного объекта недвижимости составила 4 959 150 рублей 75 копеек. Сведения о кадастровой стоимости внесены 15 декабря 2015 года и по настоящее время не изменялись. Право собственности прекращено 10 августа 2017 года.
В сообщении МРИНФС N 4 по РТ указано, что согласно пункту 8 статьи 408 Налогового кодекса Российской Федерации расчет налога за 2015 года и 2016 года за объект недвижимости, расположенного по адресу: "адрес" произведен исходя из кадастровой стоимости 4 959 150 рублей 75 копеек. В 2015 году исходя из коэффициента - 0,2, в 2016 году из коэффициента - 0,4.
5 октября 2015 года решением Приволжского районного суда города Казани иск открытого акционерного общества "Акционерный инвестиционный коммерческий Банк "Татфондбанк" к Фаттахову И.И, Фаттаховой Р.Р. о взыскании задолженности по кредитному договору, обращении взыскания на заложенное имущество удовлетворен частично. С Фаттахова И.И, Фаттаховой Р.Р. в солидарном порядке в пользу открытого акционерного общества "Акционерный инвестиционный коммерческий Банк "Татфондбанк" взыскана задолженность по кредитному договору N 674-КД-2011 от 29 сентября 2011 года в размере 806 973 рубля 39 копеек. Обращено взыскание на заложенное имущество: нежилое помещение N.., находящееся по адресу: "адрес", общей площадью 19 квадратных метра, с кадастровым номером.., определив способ реализации заложенного имущества путем продажи с публичных торгов, установлена начальная продажная цена заложенного имущества в размере 1 290 000 рублей.
Из представленного ответа конкурсного управляющего публичного акционерного общества "Татфондбанк" от 12 апреля 2019 года усматривается, что Банком объект недвижимости, расположенный по адресу: "адрес" оставлен за собой и 20 января 2017 года зарегистрировано право собственности публичного акционерного общества "Татфондбанк".
В соответствии с частью 1 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов, налоговый орган, направивший требование об их уплате вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового заявления не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
В соответствии с пунктом 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве. Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
Согласно пункту 1 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеней признается денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Пунктом 2 указанной нормы определено, что сумма пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.
В силу абзаца первого пункта 3 указанной статьи пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора.
Согласно пункту 4 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации для физических лиц, включая индивидуальных предпринимателей, процентная ставка пени принимается равной 1/300 действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
28 мая 2018 года мировым судьей судебного участка N 6 по Приволжскому судебному району города Казани Республики Татарстан вынесен судебный приказ о взыскании с Фаттахова И.И. в пользу МРИФНС N 4 по РТ налога на имущество в размере 10 151 рубля и пени в размере 14 рублей 04 копеек.
Определением мирового судьи судебного участка N 6 по Приволжскому судебному району города Казани Республики Татарстан от 20 июня 2018 года отменен судебный приказ от 28 мая 2018 года.
Удовлетворяя требования административного истца, суд первой инстанции исходил из того, что наличие налоговой задолженности, составляющей предмет заявленных требований, подтверждается материалами дела и доказательств ее погашения суду первой инстанции не представлено. При этом административным истцом соблюдены порядок и сроки обращения в суд с настоящим административным исковым заявлением.
Судебная коллегия находит решение суда первой инстанции правильным.
Доводы апелляционной жалобы о том, что сведения о кадастровой стоимости внесены 15 декабря 2015 года и по настоящее время не изменялись, в связи с чем сумма налога на имущество физических лиц должна определяться из кадастровой стоимости объекта налогообложения только за декабрь 2015 года, а за период с январь-ноябрь 2015 года не нашел своего подтверждения в силу следующего.
Согласно распоряжению от 24 ноября 2014 года N2572-р Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки объектов недвижимости жилого и нежилого назначения (за исключением земельных участков), расположенных на территории Республики Татарстан)", распоряжением Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан от 13 февраля 2017 года N279-р в результаты государственной кадастровой оценки объектов недвижимости жилого и нежилого назначения (за исключением земельных участков), расположенных на территории Республики Татарстан, по состоянию на 1 января 2014 года внесены изменения.
Утверждены прилагаемые результаты государственной кадастровой оценки объектов недвижимости жилого и нежилого назначения (за исключением земельных участков), расположенных на территории Республики Татарстан, по состоянию на 1 января 2014 года, куда попал также объект недвижимости с кадастровым номером... (квартира, принадлежавшая ответчику по адресу: "адрес".), таким образом, была установлена кадастровая стоимость указанного объекта недвижимости в размере 4 959 150, 75 руб.
Данные обстоятельства подтверждают пояснения представителя административного истца суду, согласно которым у налогового органа имелись сведения о внесении сведений о кадастровой стоимости квартиры, вышеуказанной квартиры на 15.12.2014 года.
Таким образом, доводы апелляционной жалобы направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств, сводятся к несогласию с выводами суда первой инстанции и не содержат фактов, которые не были бы проверены и учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу.
Исходя из вышеизложенного, решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены или изменения по доводам апелляционных жалоб не имеется.
Мотивы, по которым суд первой инстанции пришел к вышеуказанным выводам, подробно со ссылкой на установленные судом обстоятельства и нормы права изложены в оспариваемом решении, и их правильность не вызывает у судебной коллегии сомнений.
Согласно части 5 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, правильное по существу решение суда первой инстанции не может быть отменено по формальным соображениям.
Нарушений судом первой инстанции норм процессуального права, влекущих безусловную отмену решения, допущено не было.
Руководствуясь статьями 177, 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Приволжского районного суда города Казани от 14 мая 2019 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Фаттахова И.И. - Тагирова Р.И. - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в суд кассационной инстанции.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.