Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего судьи Сибгатуллиной Л.И,
судей Моисеевой Н.Н, Федонина С.М,
при ведении протокола судебного заседания Садиковой Э.Ф.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Л.И.Сибгатуллиной административное дело по апелляционной жалобе Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан на решение Верховного Суда Республики Татарстан от 20 марта 2019 года, которым постановлено:
административное исковое заявление Гульнары Шамильевны Сабировой об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости удовлетворить частично.
Определить кадастровую стоимость объекта недвижимости - нежилого помещения с кадастровым номером... :5954, общей площадью 555,2 квадратных метра, расположенного по адресу: Республика Татарстан, город Набережные Челны, улица Раскольникова, дом 43, помещение 1008, в размере 10278 814 рублей по состоянию на 28 марта 2014 года.
Указанные сведения о кадастровой стоимости, установленной настоящим решением суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором административным истцом подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости, то есть с 1 января 2018 года, а также учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания, то есть с 1 января 2015 года, на период до даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, установленной в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки.
Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости считать 16 ноября 2018 года.
В удовлетворении административного искового заявления Гульнары Шамильевны Сабировой к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан о возложении обязанности внести в Единый государственный реестр недвижимости сведения о вновь установленной кадастровой стоимости объекта недвижимости отказать.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения Сабировой Г.Ш. и ее представителя Михайлова С.В, высказавшихся против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
Сабирова Г.Ш. является собственником объекта недвижимости в виде нежилого помещения общей площадью 555,2 кв.м с кадастровым номером... :5954, расположенного по адресу: Республика Татарстан, город Набережные Челны, "адрес", помещение 1008, поставленного на государственный учет 28 марта 2014 года.
Кадастровая стоимость объекта недвижимости определена в соответствии с пунктами 4.1, 3.1 Порядка определения кадастровой стоимости объектов недвижимости в случае, если в период между датой проведения последней государственной кадастровой оценки и датой проведения очередной государственной кадастровой оценки осуществлен государственный кадастровый учет ранее не учтенных объектов недвижимости и (или) в государственный кадастр недвижимости внесены соответствующие сведения при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, утвержденного Приказом Минэкономразвития РФ от 18 марта 2011 года N113.
Указанная кадастровая стоимость объекта недвижимости установлена по состоянию на 28 марта 2014 года, подлежит применению для целей налогообложения с 1 января 2015 года, рассчитана на основании удельного показателя кадастровой стоимости, утвержденного распоряжением Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан от 24 ноября 2014 года N2572-р "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки объектов недвижимости жилого и нежилого назначения (за исключением земельных участков), расположенных на территории Республики Татарстан" и составляет 27183669,09 руб.
Не согласившись с такой кадастровой стоимостью, Сабирова Г.Ш. обратилась в суд с административным исковым заявлением к Министерству земельных и имущественных отношений Республики Татарстан, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан, федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости, просила установить его кадастровую стоимость в размере 9 382 403 руб, равном его рыночной стоимости по состоянию на 14 августа 2017 года.
В ходе судебного разбирательства представитель административного истца Михайлов С.В. заявленные требования уточнил и окончательно просил определить кадастровую стоимость объекта недвижимости в размере 10278814 руб, равном его рыночной стоимости по состоянию на 28 марта 2014 года.
Одновременно административный истец просил обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан обязанности внести в Единый государственный реестр недвижимости сведения о вновь установленной кадастровой стоимости объекта недвижимости.
Суд принял решение в вышеприведенной формулировке.
В апелляционной жалобе Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан по мотиву незаконности и необоснованности фактически ставится вопрос об отмене решения суда от 20 марта 2019 года в части установления кадастровой стоимости объекта недвижимости. Заявитель апелляционной жалобы считает, что решение суда в указанной части принято при недоказанности обстоятельств, имеющих значение для административного дела, а также при неправильном применении норм материального права и норм процессуального права. По мнению Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан, положенное в основу решения суда заключение судебного эксперта от 31 января 2019 года 218(3132)/07-4 не соответствует требованиям Федерального закона от 31 мая 2001 года N73-ФЗ "О государственной экспертной деятельности" и Федерального закона от 29 июля 1998 года N135 "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и составлено с нарушением методологии оценочной деятельности.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте настоящего судебного заседания извещены.
Министерство земельных и имущественных отношений Республики Татарстан, Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан, исполнительный комитет муниципального образования г.Набережные Челны своих представителей в суд не направили.
В соответствии частью 1 статьи 150 и частью 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие неявившихся в судебное заседание участников судебного разбирательства.
Судебная коллегия считает, что решение суда подлежит оставлению без изменения.
На основании части 1 статьи 245 КАС РФ юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
Пунктом 2 статьи 375 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) установлено, что налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода в соответствии со статьей 378.2 настоящего Кодекса.
В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении таких видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения, как административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них.
При этом законом субъекта Российской Федерации могут быть установлены особенности определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества (абзац 2 пункта 2 статьи 372, пункт 2 статьи 378.2 НК РФ).
Согласно части 1 статьи 1.1 Закона Республики Татарстан от 28 ноября 2003 года N49-ЗРТ "О налоге на имущество организаций" (далее - Закон Республики Татарстан от 28 ноября 2003 года N49-ЗРТ) налоговая база в отношении торговых центров (комплексов) общей площадью свыше 2000 квадратных метров и помещений в них, расположенных на территориях населенных пунктов с численностью населения более 145 тысяч человек, определяется как их кадастровая стоимость, утвержденная в установленном порядке.
Перечень объектов недвижимого имущества, указанных в части 1 настоящей статьи, определяется органом исполнительной власти Республики Татарстан, уполномоченным в области имущественных отношений, в соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (часть 2 статьи 1.1 Закона Республики Татарстан от 28 ноября 2003 года N49-ЗРТ).
Одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости в силу абзаца 3 части 11 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Из материалов дела видно, что в обоснование своих требований Сабирова Г.Ш. представила составленный по ее заказу обществом с ограниченной ответственностью "ЛУЧЪ" отчет от 29 октября 2018 года N232/18 об оценке рыночной стоимости объекта, в соответствии с которым рыночная стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером... :5954 по состоянию на 28 марта 2014 года составила сумму 8758 996 руб.
По ходатайству представителя административного ответчика судом по делу назначена экспертиза для определения достоверности и правильности оценки рыночной стоимости нежилого помещения, соответствия отчета об оценке требованиям законодательства об оценочной деятельности, ее проведение поручено эксперту федерального бюджетного учреждения "Средне-Волжский региональный центр судебной экспертизы" Министерства юстиции Российской Федерации Сибгатуллиной С.И.
Заключением судебного эксперта федерального бюджетного учреждения "Средне-Волжский региональный центр судебной экспертизы" Министерства юстиции Российской Федерации Сибгатуллиной С.И. от 31 января 2019 года 218(3132)/07-4 по результатам проведенной по делу судебной экспертизы сделан вывод о том, что представленный административным истцом отчет от 29 октября 2018 года N 232/18 об оценке рыночной стоимости нежилого помещения не соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.
При этом эксперт, отвечая на поставленные судом вопросы, определилрыночную стоимость объекта недвижимости - нежилого помещения с кадастровым номером... :5954 по состоянию на 28 марта 2014 года в размере 10278814 рублей без учета налога на добавленную стоимость.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции исходил из допустимости и достаточности имеющихся в материалах дела доказательств рыночной стоимости объекта недвижимости, и с учетом данного обстоятельства пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения административного иска в соответствии с заключением судебного эксперта от 31 января 2019 года.
Суд апелляционной инстанции находит выводы суда по данному делу правильными.
Согласно части 1 статьи 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
В силу части 1 статьи 84 КАС РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств.
Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, выраженной в абзаце 2 пункта 19 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", обязанность доказать недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, а также величину рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, лежит на заявителе (административном истце) (часть 5 статьи 247 и часть 1 статьи 248 КАС РФ).
Если заинтересованное лицо (административный ответчик) возражает против удовлетворения заявления, оно обязано доказать достоверность сведений об объекте, использованных при определении его кадастровой стоимости, недостоверность сведений о величине рыночной стоимости, представленных заявителем, а также иные обстоятельства, подтверждающие его доводы.
Решение суда отвечает указанным положениям закона и разъяснениям.
Как следует из материалов дела, судебный эксперт Сибгатуллина С.И. в установленном законом порядке предупреждена об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения. Она имеет высшее техническое образование по специальности "Промышленно-гражданское строительство", квалификацию инженер - строитель, экспертную специальность в должности эксперта 16.1 "Исследование строительных объектов и территории, функционально связанной с ними, в том числе с целью проведения их оценки", и стаж экспертной работы по специальности с 2007 года, в связи с чем компетентность судебного эксперта как специалиста сомнений у суда не вызывает.
Выводы суда первой инстанции относительно оценки имеющихся в материалах дела доказательств являются мотивированными, соответствуют обстоятельствам дела, подтверждены имеющимися в материалах дела доказательствами, и оснований не согласиться с ними суд апелляционной инстанции не усматривает, поскольку правильность и обоснованность заключения судебного эксперта имеющимися в материалах дела доказательствами, кроме доводов административного ответчика, не опровергается.
Таким образом, решение суда в части требования об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости принадлежащего административному истцу на праве собственности объекта недвижимости является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
Статья 41 Федерального закона от 31 мая 2001 года N73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации" предусматривает, что в соответствии с нормами процессуального законодательства Российской Федерации судебная экспертиза может производиться вне государственных судебно-экспертных учреждений лицами, обладающими специальными знаниями в области науки, техники, искусства или ремесла, но не являющимися государственными судебными экспертами.
На судебно-экспертную деятельность лиц, указанных в части первой настоящей статьи, распространяется действие статей 2, 3, 4, 6 - 8, 16 и 17, части второй статьи 18, статей 24 и 25 настоящего Федерального закона.
В связи с этим подлежит отклонению как несостоятельный довод апелляционной жалобы о несоответствии заключения судебного эксперта требованиям Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
Иные доводы апелляционной жалобы вышеизложенных установленных в ходе судебного разбирательства обстоятельств и выводов суда первой инстанции по данному делу в части требования об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости не опровергают, фактически сводятся к повторению доводов административного ответчика, приводившихся им в обоснование своей позиции о несогласии с заключением судебного эксперта, которые в установленном законом порядке были оценены судом первой инстанции, и оснований не согласиться с ними суд апелляционной инстанции не усматривает.
Имеющие значение для обстоятельства в обжалуемой части решения суда определены судом правильно, при этом нарушения норм материального права и норм процессуального права судом допущено не было.
В остальной части решение суда лицами, участвующими в деле, не обжалуется, апелляционная жалоба доводов к отмене решения суда в указанной части не содержит.
Руководствуясь статьями 177, 309,311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Верховного Суда Республики Татарстан от 20 марта 2019 года по данному административному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.