Судья Верховного Суда Республики Крым Тимошенко Е.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу генерального директора ООО "КерчьКапСтрой" Чантурия Ш.Р. на решение Бахчисарайского районного суда Республики Крым от 22 июля 2019 г. N 12-75/2019,
установил:
постановлением заведующего отделом экологического надзора г. Бахчисарай и Бахчисарайского района управления экологического надзора Центрально-Крымского региона - старшего государственного инспектора Республики Крым Защука К.А. от 11 апреля 2019 года юридическое лицо ООО "КерчьКапСтрой" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 41 000 рублей.
Данное постановление должностного лица обжаловано генеральным директором ООО "КерчьКапСтрой" Чантурия Ш.Р. в судебном порядке.
Решением Бахчисарайского районного суда Республики Крым от 22 июля 2019 г. N 12-75/2019 постановление должностного лица от 11 апреля 2019 года оставлено без изменения, жалоба генерального директора ООО "КерчьКапСтрой" Чантурия Ш.Р. без удовлетворения.
Не согласившись с принятым решением, генеральный директор ООО "КерчьКапСтрой" Чантурия Ш.Р. подал жалобу в Верховный Суд Республики Крым, в которой просит постановление должностного лица от 11 апреля 2019 года, решение районного суда от 22 июля 2019 года отменить, производство по делу прекратить.
Жалоба мотивирована тем, что суд первой инстанции необъективно и не всесторонне исследовал обстоятельства дела, вынес незаконное и необоснованное решение с нарушением норм материального и процессуального права, что является основанием для его отмены.
Заявитель указывает на то, что административным органом не доказан факт совершения административного правонарушения обществом, не подтверждены события и состав правонарушения.
Изучив материалы дела, проверив изложенные в жалобе доводы, прихожу к следующим выводам.
Согласно статьи 24.1 КоАП РФ задачами производства по делу об административном правонарушении являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
В соответствии с частью 2 статьи 8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях уничтожение плодородного слоя почвы, а равно порча земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от сорока тысяч до восьмидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы.
Статьей 51 Федерального закона "Об охране окружающей среды" установлено, что отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации (пункт 1). Запрещаются сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву (пункт 2).
Согласно статье 12 Земельного кодекса Российской Федерации целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия па земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель.
В целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия (подпункт 2 пункта 2 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации).
Собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы (статья 42 Земельного кодекса Российской Федерации).
Основанием для привлечения ООО "КерчьКапСтрой" к административной ответственности по ч. 2 ст. 8.6 КоАП РФ послужило то, что водитель ФИО4 являвшийся работником ООО "КерчьКапСтрой" на земельном участке с кадастровым номером "данные изъяты", расположенном на территории "адрес" "адрес", в период с 14.11.2018 года до 16.11.2018 года проводил работы по горизонтально-направленному бурению (ГНБ) земельного участка с помощью самоходного транспортного средства с государственным регистрационным знаком "данные изъяты", в результате чего было произведено несанкционированное снятие плодородного слоя почвы на площади "данные изъяты", глубиной "данные изъяты" а также несанкционированное складирование отходов производства и потребления (грунта, образовавшегося при проведении земляных работ) не в специально оборудованных сооружениях, предназначенных для их размещения, на рельефе местность (почве), на площади "данные изъяты" "данные изъяты" чем допустил загрязнение почвы.
Согласно полученным протоколам N от 21.03.2019 года
исследований состава и свойства почв (грунтов), отобранных на земельном участке ДД.ММ.ГГГГ, установлен единичный случай превышения в отобранных пробах, почв (грунтов) содержания кадмия в 2,4 раза, чем нарушены требования ст.ст.12.13,42 ЗК РФ.
По данному факту 22.03.2019 г. заведующим отделом экологического надзора "адрес" и "адрес" управления экологического надзора Центрально-Крымского региона - старшим государственным инспектором Республики Крым ФИО5 в отношении ООО "КерчьКапСтрой" составлен протокол об административном правонарушении по ч.2 ст. 8.6 КоАП РФ.
Постановлением должностного лица от 11 апреля 2019 года N ООО "КерчьКапСтрой" привлечено к административной ответственности по ч.2 ст. 8.6 КоАП РФ за уничтожение плодородного слоя почвы, а равно порча земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потреблении.
При рассмотрении дела об административном правонарушении, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что факт допущенного правонарушения и виновность ООО "КерчьКапСтрой" доказаны и подтверждены материалами дела об административном правонарушении.
С такими выводами согласиться нельзя по следующим основаниям.
Порядок взятия проб и образцов при производстве по делам об административных правонарушениях регламентирован статьей 26.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с данной нормой должностное лицо, осуществляющее производство по делу об административном правонарушении, вправе брать образцы почерка, пробы и образцы товаров и иных предметов, необходимые для проведения экспертизы. В случае необходимости при взятии проб и образцов применяются фото- и киносъемка, видеозапись, иные установленные способы фиксации вещественных доказательств. О взятии проб и образцов составляется протокол, предусмотренный статьей 27.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Исходя из положений приведенной статьи закона, соответствующее изъятие осуществляется уполномоченными на то должностными лицами в присутствии двух понятых либо с применением видеозаписи, о чем составляется протокол с соблюдением требований данной статьи и подписывается участвовавшими при изъятии лицами.
По смыслу вышеуказанных норм права установленный порядок отбора проб и его процессуальное оформление подлежат соблюдению при осуществлении возбужденного производства по делу об административном правонарушении.
Из материалов дела усматривается, что отбор проб почвы в данном конкретном случае осуществлялся без соблюдения процедуры, предусмотренной Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Как усматривается, отбор проб производился в рамках возбужденного производства по делу об административном правонарушении, при этом участие понятых либо производство видеозаписи при совершении данного процессуального действия обеспечено не было.
Суд апелляционной инстанции обращает внимание на то, что судьей районного суда при рассмотрении жалобы ООО "КерчьКапСтрой" не дана правовая оценка доводам общества о нарушении должностным лицом экологического надзора требований, предъявляемым к порядку отбора проб на земельном участке с кадастровым номером 90:01:031601:42. В нарушение изложенных выше требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, правовая оценка процедуры отбора проб и составленного по ее результатам документа не нашла своего отражения в оспариваемом решении судьи.
Кроме того, согласно протоколу об административном правонарушении от 22 марта 2019 года, уничтожение плодородного слоя почвы, а равно порча земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления произошла по вине ООО "КерчьКапСтрой".
Объективная же сторона правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, выражается в уничтожении плодородного сдоя почвы, а равно порчи земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления.
Порча земель представляет собой действия (бездействие), приводящие как к частичному или полному разрушению плодородного слоя почвы в результате умышленных или неосторожных действий, так и частичной утрате плодородного слоя почвы или ухудшению его физических, химических или биологических свойств, а также снижение природно-хозяйственной ценности земель.
Порча и уничтожение плодородного слоя почвы - частичное или полное разрушение почвенного покрова в результате умышленных или неосторожных действий, а также вследствие непринятия мер по предотвращению негативных последствий, вызванных антропогенными и природными факторами, характеризующееся ухудшением его физического и биологического состояния, а также снижением (потерей) плодородия почв, вследствие чего использование земельного участка невозможно либо требует введения специальных ограничений, включая консервацию земель для проведения мероприятий по восстановлению плодородия почв (пункт 2 Методических рекомендаций по проведению рейдовых мероприятий в целях выявления мест несанкционированного размещения твердых бытовых отходов на территориях субъектов Российской Федерации, введенных в действие Письмом Росприроднадзора от 23 мая 2012 года N ВК-03-03-36/6231).
Таким образом установить причинно-следственную связь выявленного превышения содержания кадмия в почве в 2,4 раза ( в единичном случае ), в результате действий либо бездействий ООО "КерчьКапСтрой", не представляется возможным.
Также отсутствуют полученные в установленном законом порядке сведения о том, что при указанных обстоятельствах действительно произошло изменение биологических свойств и качества земли.
Указанные обстоятельства подлежат проверке при новом рассмотрении дела об административном правонарушении судом первой инстанции.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
С учетом того, что на момент рассмотрения жалобы генерального директора ООО "КерчьКапСтрой" Чантурия Ш.Р. срок давности привлечения к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ, для данной категории дел, не истек, настоящее дело в соответствии с требованиями пункта 4 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ подлежит направлению на новое рассмотрение в Бахчисарайский районный суд Республики Крым.
При новом рассмотрении дела суду необходимо устранить указанные нарушения, принять законное и обоснованное решение в соответствии с требованиями КоАП РФ.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 30.6, 30.7 КоАП Российской Федерации, Верховный Суд Республики Крым,
решил:
жалобу генерального директора ООО "КерчьКапСтрой" Чантурия Ш.Р. на решение Бахчисарайского районного суда Республики Крым от 22 июля 2019 г. N 12-75/2019 и постановление должностного лица от 11 апреля 2019 года - удовлетворить частично.
Решение Бахчисарайского районного суда Республики Крым от 22 июля 2019 г. N 12-75/2019 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 8.6 КоАП РФ, в отношении ООО "КерчьКапСтрой" отменить, дело возвратить в тот же суд на новое судебное рассмотрение.
Решение может быть пересмотрено в порядке, предусмотренном ст. ст. 30.12-30.19 КоАП РФ.
Судья "данные изъяты" Е.Г. Тимошенко
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.