судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
председательствующего - судьи Мотиной И.И,судей: Синани А.М,
Харченко И.А,
при секретаре Гамуровой М.А,
с участием истца Литвинюк О.Б,
представителя истца Болотина И.В,
представителя ответчика Соболевой Н.С,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Симферополе гражданское дело по иску Литвинюк Оксаны Борисовны к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Симферополе Республики Крым о понуждении совершить определенные действия, третье лицо Департамент труда и социальной защиты населения Администрации города Симферополя Республики Крым, по апелляционной жалобе Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Симферополе Республики Крым на решение Киевского районного суда г. Симферополя Республики Крым от 08 мая 2019 года,
установила:
в январе 2019 года Литвинюк О.Б. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Симферополе Республики Крым о понуждении совершить определенные действия, мотивируя свои требования тем, что решением ГУ УПФ РФ в г. Симферополе ей отказано в установлении страховой пенсии по старости согласно п. 1 ч. 1 ст. 32 Федерального Закона Российской Федерации от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях". Просила обязать ответчика назначить истцу страховую пенсию по старости согласно п. 1 ч. 1 ст. 32 ФЗ "О страховых пенсиях" с даты обращения за ее назначением.
Решением Киевского районного суда г. Симферополя Республики Крым от 08 мая 2019 года иск Литвинюк О.Б. удовлетворен. Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Симферополе Республики Крым обязано назначить Литвинюк Оксане Борисовне страховую пенсию по старости согласно п. 1 ч. 1 ст. 32 ФЗ "О страховых пенсиях" с 04 сентября 2018 года.
В обоснование апелляционной жалобы Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Симферополе Республике Крым, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, нарушение норм материального права, просит отменить решение суда и принять новое, которым в удовлетворении иска отказать. Указывает, что назначить досрочную пенсию по возрасту Литвинюк О.Б. не представляется возможным, поскольку документов, которые могли бы подтвердить наличие у истца права на назначение досрочной страховой пенсии по старости в соответствии со ст. 32 ФЗ "О страховых пенсиях" в Управление не предоставлено.
Исследовав материалы дела, заслушав пояснения ответчика, поддержавшей апелляционную жалобу, пояснения истца и ее представителя, возражавших против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия пришла к выводу, что апелляционная жалоба подлежит удовлетворению.
Судом установлено, что 04 сентября 2018 года Литвинюк О.Б. обратилась к ответчику с заявлением о назначении пенсии по старости досрочно на льготных основаниях как матери ребенка-инвалида с детства в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 32 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением ГУ-УПФ РФ в г. Симферополе Республики Крым от 17 декабря 2018 года N 616201/18 истцу отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости в соответствии со ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в связи с не достижением установленного пенсионного возраста и непредоставлением правоопределяющих документов, подтверждающих признание ребенка инвалидом с детства (медицинское заключение, выписка из акта освидетельствования МСЭ).
Согласно свидетельству о рождении серии N от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО6 является ребенком ФИО7 и Ильговой О.Б.
ДД.ММ.ГГГГ брак между ФИО7 и Ильговой О.Б. расторгнут (свидетельство о расторжении брака серии N от ДД.ММ.ГГГГ).
В связи со вступлением в брак в 1989 году истцу присвоена фамилия "Пенькова", а в 2010 году "Литвинюк".
Согласно справке отдела обеспечения Центрального района г. Симферополя от 01 февраля 1996 года истец состояла на учет в отделе социального обеспечения Центрального района г. Симферополя и являлась получателем пенсии на ребенка по инвалидности с детства, лицевой счет N.
Из удостоверения серии N от ДД.ММ.ГГГГ следует, что ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, являлась получателем пенсии как инвалид детства до 16 лет - до ДД.ММ.ГГГГ, номер пенсионного дела N
Согласно справке регистрации, Литвинюк О.Б. зарегистрирована совместно с ФИО6 по адресу: "адрес".
Удовлетворяя исковые требования Литвинюк О.Б, суд первой инстанции исходил из того, что на правоотношения, возникшие между сторонами, распространяются требования п. 1 ч. 1 ст. 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", согласно которым страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, одному из родителей инвалидов с детства, воспитавшему их до достижения ими возраста 8 лет: мужчинам, достигшим возраста 55 лет, женщинам, достигшим возраста 50 лет, если они имеют страховой стаж соответственно не менее 20 и 15 лет.
В силу ч. 3 ст. 35 вышеуказанного закона с 1 января 2015 года страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента не ниже 6,6 с последующим ежегодным увеличением на 2,4 до достижения величины индивидуального пенсионного коэффициента 30. При этом необходимая величина индивидуального пенсионного коэффициента при назначении страховой пенсии по старости ранее достижения возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона, - определяется на день установления этой страховой пенсии.
Данная норма права, устанавливающая право одного из родителей ребенка-инвалида с детства на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, представляет собой дополнительную гарантию социальной защиты для лиц, выполнявших социально значимую функцию воспитания детей-инвалидов с детства, сопряженную с повышенными психологическими и эмоциональными нагрузками, физическими и материальными затратами.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 24.11.1995 N181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", инвалид - лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.
Ограничение жизнедеятельности - полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью.
В зависимости от степени расстройства функций организма лицам, признанным инвалидами, устанавливается группа инвалидности, а лицам в возрасте до 18 лет устанавливается категория "ребенок-инвалид".
Признание лица инвалидом осуществляется федеральным учреждением медико-социальной экспертизы. Порядок и условия признания лица инвалидом устанавливаются Правительством Российской Федерации.
На основании п. 12 Перечня документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению, утвержденного приказом Минтруда России от 28.11.2014 N958н, для назначения страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 - 32 Федерального закона "О страховых пенсиях" в дополнение к документам, предусмотренным пунктами 6 и 7 настоящего перечня, необходимы, в том числе, документы подтверждающие, что ребенок признавался инвалидом с детства или ребенком-инвалидом.
Согласно п. 74 Перечня, документом, подтверждающим, что гражданин, в том числе ребенок в возрасте до 18 лет, является, (являлся) инвалидом, а также период инвалидности, дата и причина установления инвалидности является выписка из акта освидетельствования гражданина, признанного инвалидом, выдаваемая федеральным учреждением медико-социальной экспертизы.
С такими выводами суда первой инстанции не соглашается судебная коллегия и считает, что они не соответствуют обстоятельствам дела, сделаны с нарушением норм материального и процессуального права.
В соответствии со статьей 194 ГПК РФ решением является постановление суда первой инстанции, которым дело разрешается по существу.
Решение должно быть законным и обоснованным (часть 1 статьи 195 ГПК РФ).
Пунктами 2, 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ "О судебном решении" от 19.12.2003 г. N 23 разъяснено, что решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 ГПК РФ). Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Указанным требованиям и разъяснениям Пленума Верховного Суда РФ решение суда первой инстанции не соответствует.
Пунктом 1 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" предусмотрено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 одному из родителей инвалидов с детства, воспитавшему их до достижения ими возраста 8 лет: мужчинам, достигшим возраста 55 лет, женщинам, достигшим возраста 50 лет, если они имеют страховой стаж соответственно не менее 20 и 15 лет.
Статьей 22 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" предусмотрено, что страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами, подлежащими представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 настоящего Федерального закона. Если указанное заявление пересылается по почте либо представляется в форме электронного документа, порядок оформления которого определяется Правительством Российской Федерации, либо подается через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг и при этом к нему прилагаются все необходимые документы, подлежащие представлению заявителем, днем обращения за страховой пенсией считается дата, указанная на почтовом штемпеле организации федеральной почтовой связи по месту отправления данного заявления, либо дата подачи заявления с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", включая Единый портал государственных и муниципальных услуг, либо дата приема заявления многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг.
Из материалов пенсионного дела Литвинюк О.Б. следует, что с заявлением о назначении пенсии она обратилась 04.09.2018. К заявлению приложила: паспорт гражданина РФ, трудовую книжку, свидетельства о рождении детей, справку работодателя о периодах работы, справку о реорганизации предприятия, справку о заработной плате, копию свидетельства о браке.
Согласно паспорту гражданина N, на момент обращения истца, ДД.ММ.ГГГГ рождения, в Пенсионный фонд, она не достигла возраста 50 лет.
Из трудовой книжки Литвинюк О.Б. следует, что ее страховой стаж на момент обращения к ответчику составил 12 лет 10 месяцев 27 дней.
Согласно решению Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации от 17.12.2018 N 616201/18, основанием для отказа в назначении Литвинюк О.Б. пенсии явилось не достижение установленного пенсионного возраста. В своем решении ответчик разъяснил заявителю, что при наступлении условий, дающих право на страховую пенсию, она вправе реализовать право на нее путем подачи нового заявления.
Кроме того, при обращении к ответчику с заявлением о назначении пенсии по п. 1 с. 1 ст. 32 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" Литвинюк О.Б. не предоставила документы, исследованные судом первой инстанции, и подтверждающие, что она является матерью инвалида с детства, воспитавшей его до достижения восьмилетнего возраста.
Таким образом, на момент обращения истца с заявлением о назначении пенсии у нее отсутствовали основания, предусмотренные п. 1 с. 1 ст. 32 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Указанные обстоятельства оставлены судом без внимания, в связи с чем решение Киевского районного суда г. Симферополя подлежит отмене с принятием нового решения об отказе Литвинюк О.Б. в удовлетворении исковых требований.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 327, 328, 330 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым,
определила:
решение Киевского районного суда г. Симферополя Республики Крым от 08 мая 2019 года отменить.
В удовлетворении иска Литвинюк Оксаны Борисовны к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Симферополе Республики Крым о понуждении совершить определенные действия, отказать.
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.