Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Крым в составе:
председательствующего
Кирюхиной М.А,
судей
Корсаковой Ю.М,
Адаменко Е.Г,
при секретаре
Бабийчук Л.О.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Симферополе апелляционную жалобу Борщовской Татьяны на решение Керченского городского суда Республики Крым от 22 апреля 2019 года по гражданскому делу по иску Борщовской Татьяны к Венгер Людмиле Васильевне, Администрации города Керчи Республики Крым о признании наследника принявшим наследство, признании права собственности на недвижимое имущество.
Заслушав доклад судьи Корсаковой Ю.М. об обстоятельствах дела, пояснения представителя истца Демидовой Л.А, ответчика Венгер Л.В, судебная коллегия-
УСТАНОВИЛА:
ФИО3, с учетом заявления об изменении исковых требований, обратилась в суд с иском к ФИО1 о признании ее принявшей наследство по завещанию, открывшееся ДД.ММ.ГГГГ после смерти ФИО2 по завещанию от ДД.ММ.ГГГГ, о признании права собственности на "адрес"
Требования мотивированы тем, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 завещала все принадлежащее ей на момент смерти имущество, ДД.ММ.ГГГГ наследодатель ФИО2 умерла, после смерти наследодателя она приняла наследство в виде спорной квартиры. Указывает, что в мае 2017 года она обратилась к нотариусу с заявлением о принятии наследства и выдаче свидетельства о праве на наследство после смерти ФИО2, умершей ДД.ММ.ГГГГ, однако в выдаче свидетельства о праве на наследство ей было отказано.
Решением Керченского городского суда Республики Крым от 22 апреля 2019 года в удовлетворении исковых требований Борщовской Т.И. отказано в полном объеме.
Не согласившись с указанным решением суда Борщовская Т.И. подала апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, вынести новое, которым удовлетворить ее исковые требования в полном объеме.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции не явилась истец Борщовская Т.И, которая о месте и времени судебного заседания извещена, путем направления судебного почтового уведомления, причины неявки суду не представила, воспользовавшись положениями ст. 48 ГПК Российской Федерации, направила в судебное заседание своего представителя Демидову Л.А, которая поддержала доводы, изложенные в апелляционной жалобе ее доверительницы в полном объеме.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции явилась ответчик Венгер Л.В, которая не возражала против доводов, изложенных в апелляционной жалобе, просила удовлетворить апелляционную жалобу в полном объеме.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции не явился ответчик Администрация г. Керчи Республики Крым, которая о месте и времени судебного заседания извещена, путем направления судебного почтового уведомления, причины неявки суду не представила, ходатайств об отложении рассмотрения дела не поступило.
На основании ч.3 ст. 167 ГПК РФ, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело при указанной явке.
Заслушав доклад судьи Корсаковой Ю.М. об обстоятельствах дела, пояснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, материалы гражданских дел N, N, N, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со ст. 218 ГК Российской Федерации, в случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, завещанием от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 на случай своей смерти распорядилась принадлежащим ей имуществом, в частности квартирой N, расположенной в "адрес" в "адрес", а также всем другим имуществом, которое будет принадлежать ей на день смерти, которое завещала своей внучке ФИО3 на украинском языке " ФИО21".
ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 продала принадлежащую ей "адрес", расположенную в "адрес", что подтверждается нотариальным договором купли-продажи квартиры от ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ между ФИО12, ФИО13, ФИО14 (продавцы) и ФИО2 (покупатель) заключен нотариальный договор купли-продажи квартиры, согласно которого продавцы продали, а покупатель ФИО2 купила "адрес", расположенной по адресу: "адрес". Согласно извлечений из Государственного реестра прав на недвижимое имущество от ДД.ММ.ГГГГ право собственности ФИО2 на указанную квартиру зарегистрировано на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ
ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 составила завещание, которым распорядилась на случай своей смерти принадлежащей ей квартирой, расположенной по адресу: "адрес", завещав указанную квартиру своей дочери (матери истицы) ФИО1.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 умерла, что подтверждается свидетельством о смерти серии I-АЯ N.
Согласно материалов наследственного дела N к имуществу ФИО2, умершей ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ с заявлением о принятии наследства по завещанию после смерти наследодателя обратилась дочь ФИО1 в лице представителя ФИО18
ДД.ММ.ГГГГ с заявлением о принятии наследства после смерти ФИО2, умершей ДД.ММ.ГГГГ, обратился ее сын ФИО4.
Согласно материалам гражданского дела N ФИО4 ДД.ММ.ГГГГ обратился в Керченский городской суд Республики Крым с иском к ФИО1 о признании недействительным завещания от имени ФИО2, удостоверенного ДД.ММ.ГГГГ нотариусом Керченского нотариального округа ФИО15, на квартиру "адрес"
Решением Керченского городского суда Республики Крым от 20 декабря 2016 года исковые требования ФИО4 удовлетворены, признано недействительным завещание ФИО2, которым она распорядилась на случай своей смерти квартирой N "адрес" в пользу ФИО1, удостоверенное нотариусом Керченского городского нотариального округа ФИО15 ДД.ММ.ГГГГ, указанное решение вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО4 умер, что подтверждается свидетельством о смерти серии N
Согласно материалам наследственного дела N к имуществу ФИО4, умершего ДД.ММ.ГГГГ, находящегося в производстве нотариуса Нотариальной палаты "данные изъяты" ФИО16, никто из наследников с заявление о принятии наследства к нотариусу не обращался.
Согласно свидетельства о рождении ФИО истца на украинском указано как " ФИО22", в завещания ФИО2, умершей ДД.ММ.ГГГГ, все имущество, которое будет принадлежать ей на день смерти она завещала " ФИО23", в соответствии с проездным документом ребенка ФИО истца указано как ФИО24" в транскрипции " ФИО25", согласно паспорта гражданина США N имя истца указано как " ФИО26".
Таким образом, судебная коллегия приходит к выводу, что лицо, обратившееся в суд с настоящим иском ФИО3, согласно паспорта гражданина США N - " ФИО27" и лицо, указанное в завещании ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ как " ФИО28", являются одним и тем же лицом.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 (согласно паспорта гражданина США N - ФИО29) в лице своего представителя ФИО18, обратилась к нотариусу с заявлением о принятии наследства по завещанию от ДД.ММ.ГГГГ после смерти бабушки ФИО2, умершей ДД.ММ.ГГГГ, в виде квартиры, расположенной по адресу: "адрес"
Постановлением об отказе в совершении нотариального действия от ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 отказано в выдаче свидетельства о праве на наследство по завещанию на имущество умершей ДД.ММ.ГГГГ ФИО2, поскольку ФИО3 и пропустила срок для принятия наследства, фактически наследство не приняла, в завещании от ДД.ММ.ГГГГ наследником указана " ФИО31", тогда как в соответствии с переводом паспорта гражданки США за выдачей свидетельства о праве на наследство обратилась " ФИО32", что исключает возможность установления ее личности как наследника.
Согласно абз. 1 ст. 1111 ГК Российской Федерации наследование осуществляется по завещанию и по закону.
В соответствии со статьей 1118 ГК Российской Федерации, распорядиться имуществом на случай смерти можно только путем совершения завещания. Завещание может быть совершено гражданином, обладающим в момент его совершения дееспособностью в полном объеме.
В силу ч. 3 ст. 1130 ГК Российской Федерации, в случае недействительности последующего завещания наследование осуществляется в соответствии с прежним завещанием.
Учитывая вышеизложенные обстоятельства дела, руководствуясь ст. 1130 ГК Российской Федерации суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что поскольку завещание ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ признано недействительным, наследование должно осуществляться в соответствии с прежним завещанием от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которого наследником всего имущества, которое на момент смерти находилось в собственности наследодателя ФИО2 умершей ДД.ММ.ГГГГ, является ФИО3
Отказывая в признании права собственности на наследственное имущество ФИО2, умершей ДД.ММ.ГГГГ, в виде квартиры "адрес" за наследником ФИО3, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что истец не приняла в установленный законом срок наследство, открывшееся после смерти наследодателя ФИО2, умершей ДД.ММ.ГГГГ.
С данным доводом судебная коллегия не согласна в силу следующего.
В силу п. 1 ст. 1152 ГК Российской Федерации для приобретения наследства наследник должен его принять.
Принятие наследства осуществляется подачей по месту открытия наследства нотариусу или уполномоченному в соответствии с законом выдавать свидетельства о праве на наследство должностному лицу заявления наследника о принятии наследства либо заявления наследника о выдаче свидетельства о праве на наследство (п. 1 ст. 1153 ГК Российской Федерации).
В соответствии с ч. 2 ст. 1153 ГК РФ признается, пока не доказано иное, что наследник принял наследство, если он совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, в частности, если наследник: вступил во владение или в управление наследственным имуществом; принял меры по сохранению наследственного имущества, защите его от посягательств или притязаний третьих лиц; произвел за свой счет расходы на содержание наследственного имущества; оплатил за свой счет долги наследодателя или получил от третьих лиц причитавшиеся наследодателю денежные средства.
Как разъяснил Пленум Верховного Суда в п. 36 Постановления N 9 от 29 мая 2012 года "О судебной практике по делам о наследовании", под совершением наследником действий, свидетельствующих о фактическом принятии наследства, следует понимать совершение предусмотренных пунктом 2 статьи 1153 ГК Российской Федерации действий, а также иных действий по управлению, распоряжению и пользованию наследственным имуществом, поддержанию его в надлежащем состоянии, в которых проявляется отношение наследника к наследству как к собственному имуществу.
В качестве таких действий, в частности, могут выступать: вселение наследника в принадлежавшее наследодателю жилое помещение или проживание в нем на день открытия наследства (в том числе без регистрации наследника по месту жительства или по месту пребывания), обработка наследником земельного участка, подача в суд заявления о защите своих наследственных прав, обращение с требованием о проведении описи имущества наследодателя, осуществление оплаты коммунальных услуг, страховых платежей, возмещение за счет наследственного имущества расходов, предусмотренных статьей 1174 ГК Российской Федерации, иные действия по владению, пользованию и распоряжению наследственным имуществом. При этом такие действия могут быть совершены как самим наследником, так и по его поручению другими лицами. Указанные действия должны быть совершены в течение срока принятия наследства, установленного статьей 1154 ГК Российской Федерации.
Наличие совместного с наследодателем права общей собственности на имущество, доля в праве на которое входит в состав наследства, само по себе не свидетельствует о фактическом принятии наследства.
В целях подтверждения фактического принятия наследства (пункт 2 статьи 1153 ГК Российской Федерации) наследником могут быть представлены, в частности, справка о проживании совместно с наследодателем, квитанция об уплате налога, о внесении платы за жилое помещение и коммунальные услуги, сберегательная книжка на имя наследодателя, паспорт транспортного средства, принадлежавшего наследодателю, договор подряда на проведение ремонтных работ и т.п. документы.
В качестве доказательств, для установления факта принятия наследства после смерти ФИО2, умершей ДД.ММ.ГГГГ, ФИО3 представлены в суд апелляционной инстанции квитанции об оплате квартплаты по лицевому счету Nза периоды: с апреля 2019 года по июнь 2019 года, с октября 2018 года по марта 2019 года, с июня 2018 года по сентябрь 2018 года, сфевраля 2018 года по май 2018 года, с октября 2017 года по январь 2018 года, с мая2017 года по август 2017 года, квитанции по оплате за водопотребление и водоотведение за периоды: с апреля 2019 года по май 2019 года, с ноября 2018 года по март 2019 года, с сентября 2017 года по августа 2018 года, с апреля 2017 года поавгуст 2017 года, квитанции по оплате за электроэнергию лицевой счет N за периоды: с апреля 2019 года по май 2019 года, с ноября 2018 года по март 2019 года, с августа 2017 года по август 2018 года, с ноября 2016 года по июль 2017 года, квитанции по оплате за газ лицевой счет 72853 за периоды: с марта 2019 года помай 2019 года, с августа 2018 года по февраль 2019 года, с августа 2017 года по апрель 2018 года, с ноября 2016 года по июль 2017 года, квитанции по оплате за отопление, лицевой счет 30637 за периоды: с февраля 2019 года по апрель 2019 года, с ноября 2018 года по январь 2019 года, с февраля 2018 года по апрель 2018 года, с апреля 2017 года по январь 2018 года, с декабря 2016 года по март 2017 года.
Проверяя указанные доводы истца, с целью получения сведений о том, о том, на кого в период с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время оформлен лицевой счет по адресу: "адрес", сведений о начисленных платежах в период с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время, сведений о том, кто производил платежи по оплате коммунальных платежей в период с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время, по адресу: "адрес" судом апелляционной инстанции были направлены запросы в ГУП РК "Крымгазсети",ГУП РК "Крымтеплкоммунэнерго" в г. Керчи, ГУП РК "Вода Крыма", МУП "Жилсервискерчь", ГУП РК "Крымэнерго".
Из ответа ГУП РК "Крымэнерго" N от ДД.ММ.ГГГГ, ответа МУП "Жилсервискерчь" N от ДД.ММ.ГГГГ, ответа ГУП РК "Вода ФИО8" N от ДД.ММ.ГГГГ, ответа ГУП РК "Крымтеплкоммунэнерго" в "адрес" N от ДД.ММ.ГГГГ, ответа ГУП РК "Крымгазсети" N от ДД.ММ.ГГГГ следует, что после смерти ФИО2, умершей ДД.ММ.ГГГГ, и после признания недействительным завещания от ДД.ММ.ГГГГ, ежемесячно производились платежи по оплате коммунальных услуг, начисляемых на "адрес", информация о том кто производил ежемесячную оплату за оказанные услуги отсутствует.
Согласно пояснений представителя истца ФИО18, данных в суде первой и апелляционной инстанции, после смерти ФИО2, умершей ДД.ММ.ГГГГ, она ( ФИО18), после признания недействительным завещания от ДД.ММ.ГГГГ по поручению ФИО3 присматривала за спорной квартирой, убирала в квартире, указала, ФИО3 давали ей денежные средства для оплаты квартирной платы и коммунальных платежей, начисляемых на спорную квартиру.
При рассмотрении дела в суде первой инстанции и апелляционной инстанции ответчик ФИО1 не возражала против удовлетворения требований ФИО3, указывала, что денежные средства на оплату коммунальных платежей, начисляемых за спорную квартиру, после признания недействительным завещания ФИО2 в пользу ФИО1 стала предоставлять ФИО3
При таких обстоятельствах, оценив представленные по делу доказательства в их совокупности и взаимной связи, судебная коллегия приходит к выводу о том, что ФИО3 представлены доказательства в обоснование доводов о том, что она после признания недействительным завещания от ДД.ММ.ГГГГ, которым ФИО2 распорядилась принадлежащим ей имуществом в пользу ФИО17, как наследник по предыдущему, не отмененному завещанию ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ, то есть после определения ее правового статуса как наследника, в установленный срок, приняла наследство в виде квартиры, расположенной по адресу: "адрес", поскольку совершила действия, свидетельствующие о фактическом принятии ею наследства, проявив свое отношение к наследству как к собственному имуществу.
Учитывая изложенное, судебная коллегия полагает, что решение суда первой инстанции подлежит отмене с принятием нового решения об удовлетворении требований ФИО3 о признании за ней права собственности на наследственное имущество, виде квартиры, расположенной по адресу: "адрес", в порядке наследования после ФИО2, умершей ДД.ММ.ГГГГ.
При установлении оснований для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке, предусмотренных статьей 330 ГПК Российской Федерации, суд апелляционной инстанции вправе в соответствии с пунктом 2 статьи 328 ГПК Российской Федерации по результатам рассмотрения апелляционных жалоб, представления отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новое решение.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Керченского городского суда Республики Крым от 22 апреля 2019 года отменить, вынести новое решение.
Признать право собственности ФИО3 (согласно паспорта гражданина США - ФИО33), ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на квартиру "адрес", в порядке наследования после смерти ФИО2, умершей ДД.ММ.ГГГГ.
В удовлетворении остальной части требований отказать.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.