Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
председательствующего Юсуповой Л.А-В,
судей Агина В.В, Хожаиновой О.В.
при секретаре Оплачко А.Е.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 2а-2022/2019 по административному исковому заявлению Бакум ФИО10 к Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, государственному регистратору Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым Романовской ФИО11 о признании отказа в исправлении технической ошибки незаконным, возложении обязанности совершить определённые действия
по апелляционной жалобе Бакум ФИО12 на решение Симферопольского районного суда Республики Крым от 8 июля 2019 года, которым в удовлетворении административного искового заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Юсуповой Л.А-В, объяснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, судебная коллегия
установила:
административный истец Бакум ФИО13. обратилась в Симферопольский районный суд Республики Крым с вышеуказанным административным исковым заявлением, в котором просила признать незаконным отказ ответчика в исправлении технической ошибки в записях Единого государственного реестра недвижимости в отношении квартиры расположенной по адресу "адрес", кадастровый N, возложении обязанности исправить техническую ошибку в сведениях Единого государственного реестра недвижимости в отношении указанной квартиры, указав площадь объекта 22,6 кв.м, взыскать расходы по оплате государственной пошлины.
Исковые требования мотивированы тем, что истцом в Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым подано заявление об исправлении технической ошибки в записях Единого государственного реестра недвижимости в отношении квартиры расположенной по адресу: "адрес", кадастровый N. Решением Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым от 11 апреля 2019 года заявление отклонено. Не согласившись с указанным отказом, административный истец обратилась в суд, указывая, что на кадастровый учёт поставлена квартира по вышеуказанному адресу с указанием площади 11,5 кв.м, в то время как согласно технического паспорта от 8 июня 2011 года площадь квартиры 22,6 кв.м, в связи с чем имеется ошибка в Государственном кадастре недвижимости, а права истца как собственника нарушены.
Решением Симферопольского районного суда Республики Крым от 8 июля 2019 года в удовлетворении административного искового заявления отказано.
Не согласившись с решением суда, Бакум ФИО14. подана апелляционная жалоба, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новое решение, которым исковые требования удовлетворить в полном объёме.
В судебном заседании представитель административного истца Бакум ФИО15 - Фирсова ФИО16 доводы апелляционной жалобы поддержала, просила решение суда отменить.
Представитель Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым Борзенков А.В. просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщили.
В соответствии с пунктом 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещённых о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признавал их явку обязательной.
Судебная коллегия, руководствуясь указанными положениями статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, считает возможным проведение судебного разбирательства в отсутствие неявившихся лиц, извещённых надлежащим образом.
В соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объёме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделённых отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделённые государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу части 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Из материалов дела следует, что на основании свидетельства о праве собственности на жильё от 7 февраля 2013 года Бакум ФИО17 принадлежит на праве собственности квартира по адресу: "адрес", общей площадью 22,6 кв.м. Из данного свидетельства следует, что квартира приватизирована согласно Закону Украины "О приватизации государственного жилищного фонда" на основании распоряжения органа приватизации N 111 от 7 февраля 2013 года, характеристика и её оборудования, хозбытстроения приведены в техническом паспорте, который является составной частью настоящего свидетельства.
Согласно выписке из государственного реестра регистрации прав, на недвижимое имущество в регистрационной службе Симферопольского местного управления юстиции Республики Крым 21 мая 2013 года за Бакум ФИО18 зарегестрировано право частной собственности на однокомнатную квартиру площадью 22,6 кв.м, расположенной по адресу: "адрес" регистрационный N.
Также из представленной в судебное заседание суда апелляционной инстанции копии решения исполнительного комитета Симферопольского городского совета Автономной Республики Крым от 27 июня 2008 года N 1516 "Об изменении статуса квартир" следует, что на основании заключения городской межведомственной комиссии от 10 июня 2008 года, акта N и ходатайства ЖКП " ФИО19 в том числе жилому помещению, расположенному в общежитии по адресу: "адрес", был придан статус коммунальной квартиры.
Согласно технического паспорта "адрес" в "адрес" в "адрес" состоит из помещений: 1 - коридор площадью 0,8 кв.м, 3 - жилая площадью 11,5 кв.м, 4 - коридор площадью 0,9 кв.м, 5 - туалет площадью 0,5 кв.м, 6 - душевая площадью 0,3 кв.м, 621 - красный уголок площадь 4,3 кв.м, 622 - коридор площадью 2,6 кв.м, 641 - коридор площадью 1,1 кв.м, балкон 0,2 кв.м, лоджия 0,4 кв.м, итого по "адрес"Б площадь помещений составляет 22,6 кв.м, из них жилая 11,5 кв.м, вспомогательная 10,5 кв.м, площадь летних помещений 0,6 кв.м.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 13 июня 2019 года квартира была поставлена на кадастровый учёт 7 ноября 2016 года с площадью 11,5 кв.м. с присвоением кадастрового номера N.
4 апреля 2019 года Бакум ФИО20 обратилась к административному ответчику через Государственное бюджетное учреждение Республики Крым "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг" с заявлением об исправлении технической ошибки, допущенной в сведениях ЕГРН относительно указания общей площади жилого помещения, указав вместо 11,5 кв.м. площадь 22,0 кв.м.
Решением ведущего специалиста Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым Романовской ФИО24 от 11 апреля 2019 года N 90/01/2019-52092 заявление отклонено с указанием о том, что не выявлено технической ошибки, допущенной органом регистрации прав при осуществлении государственного кадастрового учёта объектов недвижимости и приведшей к несоответствию сведений, содержащихся в ЕГРН, сведениям, содержащимся в документах, на основании которых вносились сведения об объекте недвижимости с кадастровым номером N, расположенном по адресу: "адрес"
С данным решением не согласилась административный истец, и обратилась в суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции, указав, что помещение площадью 22,6 кв.м. не является изолированным помещением - квартирой, а представляет собой комнату, в связи с чем объекты вспомогательного назначения (коридоры, туалет, душевая) находятся в общем пользовании, посчитав, что сведения о площади помещения в соответствии с пунктом 5 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации внесены в ГКН верно, оснований для удовлетворения административного искового заявления не усмотрел.
Судебная коллегия не может согласиться с указанным выводом суда в силу следующего.
Осуществление полномочий по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и кадастровому учёту на территории Республики Крым в соответствии с Соглашением от 16 ноября 2016 года N 2432-р переданы уполномоченному органу - Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, созданному постановлением Совета министров Республики Крым от 27 июня 2014 года N 164.
Деятельность органа, осуществляющего государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, регламентирована нормами Федерального закона от 13 июля 2016 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ), а также иными федеральными законами и нормативными правовыми актами, издаваемыми в соответствии с ним.
Республика Крым считается принятой в Российскую Федерацию с даты подписания Договора между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов, то есть с 18 марта 2014 года (часть 3 статьи 1 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя").
Сведения о ранее учтённых объектах недвижимости вносятся в государственный кадастр недвижимости в порядке, предусмотренном статьёй 69 Закона N 218-ФЗ. Ранее учтёнными объектами недвижимости признаются объекты, государственный кадастровый или государственный учёт, в том числе технический учёт, которых осуществлён в установленном законодательством порядке до дня вступления в законную силу Закона N 6-ФКЗ.
Постановлением Совета министров Республики Крым от 1 сентября 2014 года N 301 утверждён Порядок включения в государственный кадастр недвижимости сведений и содержащих такие сведения документов об объектах недвижимости, расположенных на территории Республики Крым, в соответствии с которым такие сведения вносятся на основании документов, составленных в соответствии с действовавшими до вступления в силу Федерального Конституционного Закона N 6-ФКЗ требованиями, а именно: документов, подтверждающих техническую инвентаризацию объектов технического учёта, государственную регистрацию прав на ранее учтённые объекты недвижимости; документов, устанавливающих или подтверждающих права на ранее учтённые объекты недвижимости, перечень которых утверждён нормативным правовым актом Совета министров Республики Крым в соответствии с частью 4 статьи 8 Закона об особенностях регулирования.
В соответствии с частью 1 статьи 61 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ техническая ошибка (описка, опечатка, грамматическая или арифметическая ошибка либо подобная ошибка), допущенная органом регистрации прав при осуществлении государственного кадастрового учёта и (или) государственной регистрации прав и приведшая к несоответствию сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, сведениям, содержащимся в документах, на основании которых вносились сведения в Единый государственный реестр недвижимости (далее - техническая ошибка в записях), исправляется по решению государственного регистратора прав в течение трёх рабочих дней со дня обнаружения технической ошибки в записях или получения от любого заинтересованного лица заявления об исправлении технической ошибки в записях либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении технической ошибки в записях. Исправление технической ошибки в записях осуществляется в случае, если такое исправление не влечёт за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости.
По смыслу приведённых выше норм права технической ошибкой могут быть признаны записи, внесённые в Единый государственный реестр недвижимости, не соответствующие по своему содержанию правоустанавливающим документам, на основании которых внесены сведения в Единый государственный реестр недвижимости и проведена государственная регистрация права собственности на объект недвижимости.
Согласно выписки из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости квартира "адрес" расположенная по адресу: "адрес", поставлена на кадастровый учёт 7 ноября 2016 года с площадью 11,5 кв.м. В графе "особые отметки" указано, что площадь указана на основании технического паспорта за исключением мест общего пользования и в соответствии с пунктом 5 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Вместе с тем в соответствии со статьёй 15 ЖК РФ объектами жилищных прав являются жилые помещения. Жилым помещением признаётся изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства (далее - требования)).
Согласно статье 16 ЖК РФ к жилым помещениям относятся: 1) жилой дом, часть жилого дома; 2) квартира, часть квартиры; 3) комната.
В соответствии с частью 5 статьи 15 ЖК РФ общая площадь жилого помещения состоит из суммы площади всех частей такого помещения, включая площадь помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в жилом помещении, за исключением балконов, лоджий, веранд и террас.
Согласно пункта 6 Требований к определению площади здания, помещения, утверждённых приказом Минэкономразвития России от 30 сентября 2011 года N 531 общая площадь жилого помещения состоит из суммы площади всех частей такого помещения, включая площадь помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в жилом помещении, за исключением балконов, лоджий, веранд и террас.
При этом площадь жилого помещения, принадлежащего административному истцу, в ГКН внесена без учёта требований статьи 15 ЖК РФ, а также Требований к определению площади, в соответствии с которыми сведения о площади в ГКН отражаются лишь без учёта площадей лоджий, балконов, террас, веранд.
Таким образом, у административного ответчика имелись основания для исправления в записях ЕГРН ошибки относительно площади жилого помещения.
Довод апелляционной жалобы административного ответчика о том, что жилое помещение, по поводу которого обратилась административный истец с настоящим иском, не является квартирой, а представляет собой комнату, а потому из общей площади подлежали исключению площадь объектов, находящихся в общем пользовании, опровергается материалами дела, так как объектом спора является жилое помещение, поставленное на кадастровый учёт, как квартира, более того, такой довод жалобы не согласуется с позицией, изложенной в Обзоре судебной практики, утверждённом Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2014 года.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд принимает решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если признаёт их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Таким образом, для удовлетворения административного иска необходимо установить несоответствие решений, действий (бездействия) закону и нарушения таким решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
Судебная коллегия полагает, что совокупность оснований для признания незаконными оспариваемых решений, предусмотренных положениями статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении настоящего административного дела установлена, в связи с чем судом первой инстанции необоснованно было отказано в удовлетворении заявленных требований.
С учётом изложенного, вывод суда следует признать несостоятельным, а требования административного искового заявления подлежащими частичному удовлетворению.
В силу пункта 2 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по административному делу новое решение.
При таких данных, судебная коллегия, руководствуясь частью 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, приходит к выводу, что обжалуемое решение суда подлежит отмене с принятием по делу нового решения о частичном удовлетворении требований административного истца с понуждением административного ответчика в установленном законом порядке и сроки устранить допущенное нарушение прав истца.
Частью 4 статьи 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что в определении суда апелляционной инстанции указывается на распределение между сторонами судебных расходов.
Согласно части 1 статьи 103 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.18 Налогового кодекса Российской Федерации плательщики уплачивают государственную пошлину при обращении в Конституционный Суд Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации, суды общей юрисдикции, арбитражные суды или к мировым судьям - до подачи запроса, ходатайства, заявления, искового заявления, административного искового заявления, жалобы.
Статьей 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации (подпункт 7 пункта 1) при подаче административного искового заявления о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными физическим лицом уплачивается государственная пошлина в размере 300 рублей.
Материалами дела подтверждается, что административным истцом на стадии рассмотрения дела судом первой инстанции понесены судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
Поскольку Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым является ответчиком по настоящему делу и именно на него возлагается обязанность по внесению исправлений в записи Единого государственного реестра недвижимости, обязанность по возмещению судебных расходов несёт Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым.
Руководствуясь статьями 307-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Симферопольского районного суда Республики Крым от 8 июля 2019 года отменить, принять по делу новое решение, которым административное исковое заявление Бакум ФИО21 к Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, государственному регистратору Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым Романовской ФИО22 о признании отказа в исправлении технической ошибки незаконным, возложении обязанности совершить определённые действия удовлетворить частично.
Признать незаконным отказ Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым от 14 апреля 2019 года в исправлении технической ошибки в записях Единого государственного реестра недвижимости в отношении квартиры, расположенной по адресу: "адрес", кадастровый N.
Обязать Государственный комитет по государственной регистрации кадастру Республики Крым исправить техническую ошибку в сведениях Единого государственного реестра недвижимости в отношении квартиры, расположенной по адресу: "адрес", кадастровый N, указав площадь жилого помещения в соответствии с требованиями статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Взыскать с Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым в пользу Бакум ФИО23 судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Апелляционное определение может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в течение 6-ти месяцев.
Председательствующий: Л.А-В. Юсупова
Судьи: В.В. Агин
О.В. Хожаинова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.