Судья Пятого апелляционного суда общей юрисдикции Роженцева Ю.В., рассмотрев материал по частной жалобе административного истца Ажеганова Владимира Вадимовича на определение судьи Новосибирского областного суда от 30 сентября 2019 г., которым административное исковое заявление Ажеганова Владимира Вадимовича об оспаривании приказа Департамента по тарифам Новосибирской области от 16 августа 2012 г. N 170-В "Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению и водоотведению на территории Новосибирской области" в части оставлено без движения,
УСТАНОВИЛ:
Ажеганов В.В. обратился в суд с административным исковым заявлением об оспаривании приказа Департамента по тарифам Новосибирской области от 16 августа 2012 г. N 170-В "Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению и водоотведению на территории Новосибирской области" в части, мотивировав свои требования тем, что оспариваемый приказ был опубликован в газете "Советская Сибирь" от 21 августа 2012 г. N 152. В Приложении 1 указанного приказа установлены нормативы потребления коммунальных услуг в жилых помещениях в зависимости от степени их благоустройства. Однако в описании характеристик жилых помещений имеется ошибка, допускающая двойственное толкование и приравнивающая общежития к жилым помещениям в нарушение ст. ст. 16, 92, ч. 1 ст. 153 Жилищного кодекса Российской Федерации, что нарушает права заявителя как жителя общежития на справедливую оплату коммунальных услуг.
В частной жалобе Ажеганов В.В. просит вышеуказанное определение судьи от 30 сентября 2019 г. отменить, принять административное исковое заявление к производству суда, ссылаясь на то, что указанные судом в качестве оснований для оставления заявления без движения обстоятельства не соответствуют действительности. В частности, им в тексте заявления указаны нормативные правовые акты, которые имеют большую юридическую силу, и на соответствие которым необходимо проверить оспариваемый приказ, указаны источник и дата опубликования оспариваемого нормативного правового акта, приложена копия административного искового заявления с документами для прокурора. Также Ажеганов В.В. указал на то, что административное исковое заявление подавалось им лично, а не представителем, в связи с чем сообщение сведений об образовании и полномочиях представителя не требовалось. Сведения о наличии у него самого юридического образования не указывались, поскольку он был намерен вести дело с участием представителя, что не препятствовало подписанию административного искового заявления им лично.
В силу части 2 статьи 315 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации частная жалоба рассмотрена без проведения судебного заседания.
Изучив доводы частной жалобы, проверив материалы дела, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
Согласно части 3 статьи 210 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судья оставляет без движения административное исковое заявление о признании нормативного правового акта недействующим на основании части 1 статьи 130 настоящего Кодекса в случае несоответствия указанного заявления требованиям, установленным статьей 209 настоящего Кодекса.
Оставляя без движения административное исковое заявление Ажеганова В.В, судья исходил из того, что административный истец в административном исковом заявлении не указал источник и дату опубликования оспариваемого нормативного правового акта, в мотивировочной и просительной частях заявления также не указал, какие конкретно нормативные правовые положения оспариваемого акта он просит признать недействующими, какому нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, противоречат оспариваемые положения.
С указанными выводами судьи согласиться нельзя по следующим основаниям.
Из текста административного искового заявления следует, что в нем в соответствии с требованиями статьи 209 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации указаны источник и дата опубликования оспариваемого нормативного правового акта.
Кроме того, в административном исковом заявлении четко указаны пункты Приложения 1 оспариваемого приказа в части описания характеристик жилых помещений (в частности, пункты 1-6, 9-13), которые административный истец считает противоречащими ст. ст. 16, 92, ч. 1 ст. 153 Жилищного кодекса Российской Федерации, то есть указано, какие конкретно нормативные правовые положения оспариваемого акта административный истец просит признать недействующими, какому нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, противоречат оспариваемые положения. Требований к просительной части данного заявления положения Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, регламентирующие порядок подачи административного искового заявления об оспаривании нормативного правового акта, не содержат.
С учетом изложенного выводы судьи об отсутствии вышеуказанных сведений в административном иске являются необоснованными и противоречат представленным материалам.
Также одним из оснований для оставления административного искового заявления Ажеганова В.В. без движения, как указано судьей, явилось отсутствие в заявлении сведений о наличии высшего юридического образования у административного истца, отсутствие документов, подтверждающих полномочия представителя административного истца на представление интересов, документов о наличии у представителя административного истца высшего юридического образования.
Данные выводы судьи также являются необоснованными.
В соответствии с частью 1 статьи 125 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление подается в суд в письменной форме в разборчивом виде и подписывается с указанием даты внесения подписей административным истцом и (или) его представителем при наличии у последнего полномочий на подписание такого заявления и предъявление его в суд.
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 125 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в административном исковом заявлении должны быть указаны: сведения о высшем юридическом образовании административного истца при намерении лично вести административное дело, по которому настоящим Кодексом предусмотрено обязательное участие представителя; фамилия, имя и отчество представителя, его почтовый адрес, сведения о высшем юридическом образовании, если административное исковое заявление подается представителем.
Частью 9 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что при рассмотрении административных дел об оспаривании нормативных правовых актов в областном суде граждане, участвующие в деле и не имеющие высшего юридического образования, ведут дела через представителей, отвечающих требованиям, предусмотренным статьей 55 Кодекса.
Таким образом, законодательством об административном судопроизводстве не устанавливается требование о необходимости подписания административного искового заявления об оспаривании нормативного правового акта только лицом, имеющим высшее юридическое образование. Допускаются подписание и подача административного искового заявления в суд непосредственно истцом, не имеющим высшего юридического образования, тогда как ведение административного дела в суде осуществляется через представителя, имеющего такое образование (Пункт 17 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 г. N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснение законодательства и обладающих нормативными свойствами").
Административное исковое заявление подписано лично Ажегановым В.В, в связи с чем сообщение административным истцом при подаче иска сведений об образовании представителя и его полномочиях, а также об образовании административного истца, который не указывал на то, что намерен вести дело лично, представление подтверждающих документов в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве при подаче административного иска не требовалось.
Кроме того, судьей в обжалуемом определении указано на то, что к административному исковому заявлению не приложены копии административного искового заявления с документами для прокурора, что явилось еще одним основанием для оставления административного искового заявления Ажеганова В.В. без движения.
Вместе тем, вопреки выводам судьи административное исковое заявление представлено Ажегановым В.В. с копией административного искового заявления и приложенных к нему документов для прокурора, что подтверждается представленными материалами.
Исходя из вышеуказанного, суд апелляционной инстанции полагает надуманными основания, по которым административное исковое заявление было оставлено без движения; выводы судьи, содержащиеся в определении, о несоответствии административного искового заявления требованиям процессуального закона не нашли своего подтверждения. Отмеченные в определении недостатки административного искового заявления носили формальный характер, не препятствовали принятию административного иска к производству и установлению всех сведений и обстоятельств по делу.
Принимая во внимание изложенное, определение судьи от 30 сентября 2019 г. нельзя признать законным, оно подлежит отмене в связи допущенными нарушениями норм процессуального права, а материал -направлению для рассмотрения со стадии принятия заявления к производству суда.
Руководствуясь ст. 316 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
ОПРЕДЕЛИЛ:
Определение судьи Новосибирского областного суда от 30 сентября 2019 г. отменить.
Административное исковое заявление Ажеганова Владимира Вадимовича об оспаривании приказа Департамента по тарифам Новосибирской области от 16 августа 2012 г. N 170-В "Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению и водоотведению на территории Новосибирской области" в части направить в Новосибирский областной суд для рассмотрения со стадии принятия административного искового заявления к производству суда.
Судья Ю.В. Роженцева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.