1-й Западный окружной военный суд в составе председательствующего Лазарева Е.В., судей Позднякова С.И. и Царькова В.Н. при секретаре судебного заседания Багаеве Д.Р. с участием представителя административного истца Карпухина С.В. и представителя административного ответчика Красовой Е.Ю. рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе указанного представителя административного истца на решение Псковского гарнизонного военного суда от 24 июня 2019 года по административному исковому заявлению "данные изъяты" Шикаловой Натальи Геннадьевны об оспаривании действий федерального казенного учреждения "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Западному военному округу" (далее - УФО), связанных с неправильным расчётом выслуги лет на пенсию.
Заслушав доклад судьи Царькова В.Н, объяснения административного истца в обоснование доводов жалобы и представителя административного ответчика, возражавшей против доводов жалобы, окружной военный суд
УСТАНОВИЛ:
Шикалова Н.Г. через своего представителя Карпухина С.В. обратилась в гарнизонный военный суд с административным иском, в котором просила признать незаконными действия УФО, связанные с не включением в общую продолжительность её военной службы периода службы с 1 января по 31 декабря 2018 года из расчёта - один месяц военной службы за полтора месяца, и обязать УФО произвести ей перерасчет выслуги лет на пенсию с зачётом в общую продолжительность военной службы на этих льготных условиях периода службы с 1 января по 31 декабря 2018 года.
Гарнизонный военный суд в удовлетворении заявленных требований Шикаловой Н.Г. отказал.
В апелляционной жалобе представитель административного истца Карпухин С.В. просит отменить решение суда в связи с неправильным применением судом норм материального права и принять новое решение об удовлетворении заявленных требований.
Ссылаясь на пункт 3 постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семьям в Российской Федерации" (далее - постановление Правительства РФ N 941) и подпункт "в" пункта 1 Годовых норм прыжков с парашютом для исчисления выслуги лет при назначении пенсии некоторым категориям военнослужащих, утвержденных приказом Министра обороны РФ от 14 февраля 2005 года N 40, автор жалобы полагает, что Шикалова, достигшая возраста "данные изъяты" и совершившая в 2018 году 2 прыжка с парашютом, имеет право на льготное исчисление выслуги лет.
В возражениях на апелляционную жалобу командир войсковой части N просил решение суда первой инстанции оставить без изменения по указанным в нем основаниям.
Рассмотрев материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, окружной военный суд приходит к следующим выводам.
Принимая решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что Шикалова, проходящая военную службу по контракту в "данные изъяты", для которого учебным планом норма учебно-тренировочных прыжков с парашютом на 2018 год установлена в количестве 4, в период с 1 января по 31 декабря 2018 года совершила только 2 прыжка с парашютом.
Основываясь на положениях подпункта "г" пункта 3 постановления Правительства РФ N 941, пункта 1 Годовых норм прыжков с парашютом для исчисления выслуги лет при назначении пенсии некоторым категориям военнослужащих, утвержденных приказом МО РФ от 14 февраля 2005 года N 40, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что Шикалова, проходившая военную службы в воздушно-десантных войсках на должности, выполнение обязанностей по которой связано с систематическим совершением прыжков с парашютом и не выполнившая годовую норму прыжков, предусмотренную планом учебной подготовки, право на льготное исчисление общей продолжительности военной службы за 2018 год не имеет.
Вместе с тем данный вывод суда первой инстанции основан на неправильном применении норм материального права, регулирующих спорные отношения.
Льготное исчисление общей продолжительности военной службы на пенсию представляет собой социальную гарантию, предусмотренную абзацем вторым статьи 18 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 год N 4468-I "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей" для военнослужащих при прохождении ими военной службы в особых условиях, связанных с повышенной опасностью для жизни и здоровья.
Как указано в подпункте "г" пункта 3 постановления Правительства РФ N 941, в выслугу лет для назначения пенсий на льготных условиях один месяц службы за полтора месяца засчитывается военная служба в воздушно-десантных войсках на должностях, выполнение обязанностей по которым связано с систематическим совершением прыжков с парашютом. При этом служба в указанных должностях засчитывается военнослужащим в выслугу лет на льготных условиях при выполнении ими годовых норм прыжков с парашютом, определяемых Министром обороны Российской Федерации.
Согласно подпункту "в" пункта 1 Годовых норм прыжков с парашютом для исчисления выслуги лет при назначении пенсии некоторым категориям военнослужащих, утвержденных приказом МО РФ от 14 февраля 2005 года N 40, с 1 января 2005 года военнослужащим, систематически совершающим прыжки с парашютом, исчисление выслуги лет в льготном порядке производится при условии выполнения ими в текущем календарном году годовых норм прыжков с парашютом, предусмотренных планом боевой (учебной, профессионально-должностной) подготовки, но не менее следующих минимальных норм прыжков с парашютом: "данные изъяты"
Абзацем пятым данной нормы определено, что для военнослужащих, которые в текущем году достигли возраста, связанного с изменением для них минимальной нормы прыжков с парашютом, минимальной нормой, дающей право на льготное исчисление выслуги лет, считается норма, установленная для новой возрастной категории военнослужащих.
Данные минимальные критерии, предоставляющие право на соответствующую социальную гарантию, определены Министром обороны Российской Федерации в развитие закона и во исполнение предписания Правительства Российской Федерации, в связи с чем являются обязательными для применения.
Вопреки выводу суда первой инстанции ссылка в подпункте "в" пункта 1 Годовых норм прыжков с парашютом для исчисления выслуги лет при назначении пенсии некоторым категориям военнослужащих, утвержденных приказом МО РФ от 14 февраля 2005 года N 40, на годовые нормы прыжков с парашютом, предусмотренные планом боевой (учебной, профессионально-должностной) подготовки, не свидетельствует о том, что в случае установления таким планом минимального количества прыжков с парашютом именно они должны применяться при исчислении выслуги лет при назначении военнослужащим пенсии.
Указанная ссылка предполагает, что прыжки с парашютом военнослужащий должен совершать в рамках выполнения норм, предусмотренных планом боевой (учебной, профессионально-должностной) подготовки, то есть в рамках исполнения должностных обязанностей, а не в ином порядке (на спортивных соревнованиях и т.д.), что согласуется с изложенными выше положениями подпункта "г" пункта 3 постановления Правительства РФ N 941.
Приведенное в приказе МО РФ от 14 февраля 2005 года N 40 нормативное регулирование обусловлено необходимостью снижения порога физических нагрузок пропорционально возрасту военнослужащих.
Соответствующий дифференцированный подход уровня физических нагрузок в зависимости от возраста военнослужащих, в том числе для возрастной категории "данные изъяты", закреплен и в других нормативных правовых актах того же ведомства.
Так, в Наставлении по физической подготовке в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденном приказом МО РФ от 21 апреля 2009 года N 200 (пункты 8, 94, 261, 264 и ряд других норм), для военнослужащих разных возрастных групп установлены различные требования к физической подготовленности и нормативы, объективно учитывающие физическое состояние военнослужащих при достижении ими определенного возраста.
Принимая обжалуемое решение, суд первой инстанции не учел, что представленный в материалы дела план учебной подготовки на 2018 год для всех без исключения военнослужащих вне зависимости от их возраста предусматривает единые нормы, превышающие минимальные пределы, установленные подпунктом "в" пункта 1 Годовых норм прыжков с парашютом для исчисления выслуги лет при назначении пенсии некоторым категориям военнослужащих, утвержденных приказом МО РФ от 14 февраля 2005 года N 40.
Из анализа вышеприведенных норм следует, что если военнослужащий, состоящий на соответствующей должности в частях воздушно - десантных войск, достиг возраста "данные изъяты", для исчисления льготной выслуги ему необходимо совершить 2 прыжка с парашютом.
Данный вывод согласуется с разъяснениями Департамента социальных гарантий Министерства обороны Российской Федерации от 1 октября 2019 года N, полученными по запросу 1-го Западного окружного военного суда.
Таким образом, при разрешении спорных правоотношений суд неправильно применил положения приказа Министра обороны Российской Федерации от 14 февраля 2005 года N 40, необоснованно признав законными действия УФО.
С учетом изложенного решение суда первой инстанции подлежит отмене с принятием по делу нового решения об удовлетворении административного иска.
Так как заявленные требования удовлетворены в полном объеме, в соответствии с положениями статьи 111 КАС РФ подлежат возмещению понесенные административным истцом судебные расходы, связанные с уплатой государственной пошлины при подаче иска в размере 300 рублей и апелляционной жалобы в размере 150 рублей.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 309-311 КАС РФ, окружной военный суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
Решение Псковского гарнизонного военного суда от 24 июня 2019 года по административному делу по административному исковому заявлению Шикаловой Натальи Геннадьевны отменить.
Принять по делу новое решение.
Административное исковое заявление Шикаловой Натальи Геннадьевны об оспаривании действий федерального казенного учреждения "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Западному военному округу", связанных с расчётом выслуги лет на пенсию, удовлетворить.
Признать незаконными действия федерального казенного учреждения "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Западному военному округу", связанные с не включением при производстве расчёта выслуги лет на пенсию в общую продолжительность военной службы Шикаловой Н.Г. период службы с 1 января по 31 декабря 2018 года на льготных условиях из расчёта один месяц военной службы за полтора месяца.
Обязать федеральное казенное учреждение "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Западному военному округу" произвести Шикаловой Н.Г. перерасчет выслуги лет на пенсию за период службы с 1 января по 31 декабря 2018 года из расчёта один месяц военной службы за полтора месяца, о чем сообщить в суд и административному истцу в течение одного месяца.
Взыскать с федерального казенного учреждения "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Западному военному округу" в пользу Шикаловой Н.Г. судебные расходы, связанные с уплатой государственной пошлины, в размере 450 рублей
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ
СУДЬИ:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.