Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе:
председательствующего Паршиной С.В,
судей Луевой Л.Ю, Бартенева Ю.И,
при помощнике судьи Суворовой Д.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Чернышова А.П. к обществу с ограниченной ответственностью "Газпром газораспределение Саратовская область", обществу с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Саратов" о признании незаконным прекращения подачи газа, взыскании компенсации морального вреда по апелляционной жалобе Чернышова А.П. на решение Вольского районного суда Саратовской области от 02 июля 2019 года, которым
в удовлетворении исковых требований отказано.
Заслушав доклад судьи Паршиной С.В, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражения на жалобу, судебная коллегия
установила:
Чернышов А.П. обратился в суд с исковыми требованиями (с учетом их уточнения) к акционерному обществу "Газпром газораспределение Саратовская область" (далее - АО "Газпром газораспределение Саратовская область"), обществу с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Саратов" (далее - ООО "Газпром межрегионгаз Саратов") о признании незаконным прекращения подачи газа, взыскании компенсации морального вреда. В обоснование требований указал, что он является собственником квартиры "адрес". "дата" между ним и АО "Газпром газораспределение Саратовская область" был заключен договор на техническое обслуживание и ремонт внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования (далее - договор ТО ВДГО). С "дата" в его квартире была прекращена подача газа, при этом уведомления о предстоящем приостановлении подачи газа он не получал. Истец вынужден был обратиться в аварийную службу. Со слов диспетчера аварийной службы стало известно, что подача газа не будет возобновлена до тех пор, пока собственники квартир NN N, расположенных на одном с его квартирой газовом стояке, не заключат договор ТО ВДГО. "дата" истцом обнаружена подача газа в его квартиру, при этом со слов диспетчера аварийной службы подача газа произведена кем-то самовольно. "дата" из-за отсутствия газа в квартире истец вновь обратился в аварийную службу, в этот же день сотрудники газовой службы проводили опрессовку в доме, поясняя при этом, что идет утечка газа, после проверки заявления истца о наличии запаха газа в его квартире сотрудники газовой службы составили аварийную заявку об отсутствии запаха газа, отказавшись выдать ему копию акта. "дата" истец обратился в управляющую компанию "данные изъяты" по факту шипения газа в горелке, хотя подача газа была отключена с "дата". Приехавшие в тот же день сотрудники аварийной службы, проверив поступление газа в его квартиру, выкрутили кран на вводной трубе, поставив аварийную заглушку, составили аварийную заявку, отказав в выдаче ее копии.
Учитывая изложенные обстоятельства, истец полагает, что ответчик нарушил порядок опрессовки, приостановления и возобновления подачи газа. Неправомерными действиями ответчика ему был причинен моральный вред, который он оценивает в размере 150000 руб, так как в течение указанного времени он не мог приготовить для себя и своих детей полноценную пищу и вынужден был готовить у родственников; ему причинены нравственные страдания, связанные с многочисленными обращениями и просьбами к ответчику, отказом ответчика в удовлетворении его требований и вынужденным обращением в суд.
Решением Вольского районного суда Саратовской области от 02 июля
2019 года в удовлетворении исковых требований отказано.
Чернышов А.П. не согласился с решением суда, подал апелляционную жалобу и дополнения к ней, в которых просил решение отменить, принять новое, которым исковые требования удовлетворить. В обоснование доводов жалоб указал, что судом нарушены нормы процессуального права, не было предоставлено время для подготовки к прениям, его представитель Кудрявцев А.А. был лишен права на участие в прениях. Кроме того, несогласие с действиями работников газовой службы выразилось в следующем: акты опрессовки внутридомового газового оборудования жилого "адрес" от "дата" составлены с нарушениями, указанные документы составлены в произвольной форме, не зарегистрированы, содержат разные сведения об используемых манометрах, также отрицает факт проведения работ с вводным краном в его квартире, указывает на отсутствие подписей жильцов в акте подачи газа от "дата", на невозможность проведения за один день опрессовки 24 стояков, 120 квартир, на незаконность действий по отключению газа, ненаправление уведомлений о проведении работ по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и внутриквартирного газового оборудования, несогласие с актом от "дата" об отсутствии доступа в квартиру истца. Также автор жалоб указывает на то, что судом неверно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, приостановление газоснабжения считает незаконным, так как договор ВДГО заключен, оплата за потребленный газ производится им своевременно.
В письменных возражениях по доводам жалобы АО "Газпром газораспределение Саратовская область" просило решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
На заседание судебной коллегии участники процесса не явились, извещены
о заседании судебной коллегии надлежащим образом, об отложении рассмотрения дела ходатайств в апелляционную инстанцию не представили, о причинах неявки
не сообщили. При указанных обстоятельствах, учитывая положения ст. 167 ГПК РФ, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции, исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе (ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ), судебная коллегия полагает, что оснований для отмены принятого судебного постановления не имеется.
Согласно ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В соответствии с п. 2 ст. 548 к отношениям, связанным со снабжением газом через присоединенную сеть, применяются правила о договоре энергоснабжения.
В силу п. 1 ст. 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Пункт 1 статьи 540 ГК РФ устанавливает специальный порядок заключения договора энергоснабжения с абонентом-гражданином, использующим энергию для бытового потребления, договор считается заключенным с момента первого фактического подключения абонента в установленном порядке к присоединенной сети.
При этом подключение абонента к присоединенной сети является конклюдентным действием и в силу п. 3 ст. 438 ГК РФ считается акцептом. Договор энергоснабжения относится к публичным договорам (ч. 1 ст. 426 ГК РФ).
Согласно ч. 4 ст. 426 ГК РФ в случаях, предусмотренных законом, Правительство Российской Федерации, а также уполномоченные Правительством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти могут издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т.п.).
В силу ст. 546 ГК РФ в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, он вправе расторгнуть договор в одностороннем порядке при условии уведомления об этом энергоснабжающей организации и полной оплаты использованной энергии.
Перерыв в подаче, прекращение или ограничение подачи энергии допускаются по соглашению сторон, за исключением случаев, когда удостоверенное органом государственного энергетического надзора неудовлетворительное состояние энергетических установок абонента угрожает аварией или создает угрозу жизни и безопасности граждан. О перерыве в подаче, прекращении или об ограничении подачи энергии энергоснабжающая организация должна предупредить абонента.
Перерыв в подаче, прекращение или ограничение подачи энергии без согласования с абонентом и без соответствующего его предупреждения допускаются в случае необходимости принять неотложные меры по предотвращению или ликвидации аварии при условии немедленного уведомления абонента об этом.
В соответствии с пп. 128, 129, 131, 133 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации
от 06 мая 2011 года N 354 (далее - Правила) исполнитель осуществляет газоснабжение потребителя в помещении в многоквартирном доме при наличии отвечающего установленным техническим требованиям бытового газопринимающего оборудования, вводного и внутреннего газопровода и другого необходимого внутриквартирного газового оборудования (далее - внутриквартирное газовое оборудование) и внутридомового газового оборудования в многоквартирном доме, а также при соблюдении условий, указанных в пункте 131 настоящих Правил.
Потребитель обязан обеспечивать надлежащее техническое состояние и безопасную эксплуатацию внутридомового газового оборудования и внутриквартирного газового оборудования.
Газоснабжение потребителя осуществляется при условии организованного исполнителем аварийно-диспетчерского обслуживания потребителей, а также надлежащего технического обслуживания и ремонта внутридомового газового оборудования и внутриквартирного газового оборудования, которые должны осуществляться специализированной организацией по соответствующим договорам, заключенным в многоквартирном доме:
в отношении внутридомового газового оборудования в многоквартирном доме - с товариществом или кооперативом, управляющей организацией, а при непосредственном управлении многоквартирным домом - с собственниками помещений в многоквартирном доме;
в отношении внутриквартирного газового оборудования - с собственником жилого или нежилого помещения, а в отношении внутриквартирного газового оборудования, установленного в жилом помещении государственного или муниципального жилищного фонда:
с нанимателем такого жилого помещения - в части технического обслуживания и текущего ремонта такого оборудования, а с собственником такого жилого помещения - в части капитального ремонта такого оборудования.
Работы по приостановлению и возобновлению подачи газа потребителю, устранению аварий (в том числе локализации аварийных утечек газа) могут проводиться только специализированной организацией, осуществляющей техническое обслуживание и ремонт внутридомового газового оборудования и (или) внутриквартирного газового оборудования по договору с исполнителем, а при проведении работ по приостановлению подачи газа на распределительных газопроводах - газораспределительной организацией. Указания исполнителя на приостановление подачи газа при наличии оснований, предусмотренных настоящими Правилами, являются обязательными к исполнению специализированной организацией, имеющей договор с исполнителем.
В силу подп. "б" п. 117 указанных выше Правил исполнитель ограничивает или приостанавливает предоставление коммунальной услуги, предварительно уведомив об этом потребителя, в случае проведения планово-профилактического ремонта и работ по обслуживанию централизованных сетей инженерно-технического обеспечения и (или) внутридомовых инженерных систем, относящихся к общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме, - через 10 рабочих дней после письменного предупреждения (уведомления) потребителя.
Предоставление коммунальных услуг возобновляется в течение 2 календарных дней со дня устранения причин, указанных, в том числе в пункте 117 настоящих Правил, если исполнитель не принял решение возобновить предоставление коммунальных услуг с более раннего момента (пункт 120 Правил).
Ограничение или приостановление исполнителем предоставления коммунальной услуги, которое может привести к нарушению прав на получение коммунальной услуги надлежащего качества потребителем, полностью выполняющим обязательства, установленные законодательством Российской Федерации и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, не допускается, за исключением случаев, указанных, в том числе в пункте "б" пункта 117 настоящих Правил (пункт 121 Правил).
В силу п. 77 Правил пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14 мая 2013 года N 410, в случае поступления исполнителю информации о наличии угрозы возникновения аварии, утечек газа или несчастного случая, в том числе получения такой информации в ходе выполнения работ (оказания услуг) по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, исполнитель обязан незамедлительно осуществить приостановление подачи газа без предварительного уведомления об этом заказчика. О наличии указанной угрозы свидетельствуют следующие факторы:
а) отсутствие тяги в дымоходах и вентиляционных каналах;
б) отсутствие притока воздуха в количестве, необходимом для полного сжигания газа при использовании газоиспользующего оборудования;
в) неисправность или вмешательство в работу предусмотренных изготовителем в конструкции газоиспользующего оборудования устройств, позволяющих автоматически отключить подачу газа при отклонении контролируемых параметров за допустимые пределы (если такое вмешательство повлекло нарушение функционирования указанных устройств) при невозможности незамедлительного устранения такой неисправности;
г) использование внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования при наличии неустранимой в процессе технического обслуживания утечки газа;
д) пользование неисправным, разукомплектованным и не подлежащим ремонту внутридомовым или внутриквартирным газовым оборудованием;
е) несанкционированное подключение внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования к газораспределительной сети.
Порядок поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, права и обязанности абонента и поставщика газа, порядок проведения проверок, порядок и условия приостановления исполнения договора также предусмотрены и определены Правилами поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утвержденными постановлением Правительства РФ от 21 июля 2008 года N 549 (далее - Правила N 549).
В пункте 46 Правил в редакции, действующей с 01 марта 2014 года, предусмотрено, что до приостановления исполнения договора поставщик газа обязан направить абоненту уведомление по почте заказным письмом (с уведомлением о его вручении) о предстоящем приостановлении подачи газа и его причинах не позднее чем за 20 календарных дней до дня приостановления подачи газа.
В соответствии с п. 47 Правил подача газа без предварительного уведомления абонента может быть приостановлена в следующих случаях: а) авария в газораспределительной сети; б) авария внутридомового или внутриквартирного газового оборудования либо утечка газа из внутридомового или внутриквартирного газового оборудования; в) техническое состояние внутридомового или внутриквартирного газового оборудования по заключению специализированной организации, с которой абонент заключил договор о техническом обслуживании указанного оборудования, создает угрозу возникновения аварии.
Таким образом, утечка газа из внутридомового газового оборудования в доме или угроза такой утечки является основанием для приостановления подачи газа.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Чернышов А.П. является собственником квартиры N N, расположенной по адресу: "адрес".
Чернышов А.П. также является потребителем газа для коммунально-бытовых нужд в жилом помещении и абонентом по договору газоснабжения (лицевой счет N).
Оказание услуг и выполнение работ по управлению многоквартирным домом N по "адрес" осуществляет "данные изъяты"".
Работы по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового газового оборудования в указанном доме выполняет ответчик - АО "Газпром газораспределение Саратовская область" на основании заключенного с "данные изъяты" договора N от "дата". Данным договором, в том числе определены внешние границы сетей газоснабжения, входящих в состав общего имущества.
Согласно согласованному руководителями АО "Газпром газораспределение Саратовская область" и "данные изъяты"" графиком, работы по обслуживанию общедомового газового оборудования в жилом доме по указанному выше адресу в "дата" были запланированы на апрель месяц.
О проведении работ по обслуживанию общедомового газового оборудования жители "адрес" были заблаговременно извещены путем размещения соответствующих объявлений на подъездах дома (доске объявлений).
Во время проведения данных работ на газовом стояке квартир N была обнаружена утечка газа.
Как следует из наряда-допуска N от "дата", одиннадцать газовых стояков, в том числе стояк, на котором расположена квартира истца, не выдержали опрессовку, падение давления превысило допустимые пределы, стояки пущены не были. Об отключении сообщено в аварийную службу. Остальные стояки опрессовку выдержали. Произведен пуск газа.
Сведения, изложенные в наряде-допуске, подтверждаются актами опрессовки внутридомового газового оборудования по каждому газовому стояку дома.
Отказывая истцу в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что действия АО "Газпром газораспределение Саратовская область" по приостановлению подачи газа были правомерными, поскольку было установлено наличие угрозы утечки газа в газовом оборудовании жилого "адрес" по стояку, на котором расположена квартира истца. При этом суд пришел к выводу о том, что ООО "Газпром межрегионгаз Саратов" также не нарушало прав истца, поскольку как поставщик услуги никаких действий по приостановлению подачи газа не осуществляло.
Поскольку нарушения прав Чернышова А.П. как потребителя установлено не было, судом обоснованно отказано ему в удовлетворении требований о взыскании компенсации морального вреда.
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда, поскольку они следуют из анализа всей совокупности представленных сторонами и исследованных судом доказательств, которые суд оценил в соответствии с правилами ст. 67 ГПК РФ. Мотивы, по которым суд пришел к данным выводам, подробно изложены в решении суда, оснований не согласиться с ними не имеется.
Доводы апелляционной жалобы повторяют правовую позицию истца, изложенную в ходе разбирательства в суде первой инстанции, сводятся к несогласию с выводами суда и не указывают на обстоятельства, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для разрешения спора по существу, влияли бы на обоснованность и законность судебного решения либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем не могут повлечь отмену обжалуемого решения суда.
При изложенных обстоятельствах судебная коллегия находит обжалуемое судебное решение законным и обоснованным, поскольку оно принято в соответствии с правильно примененным судом законом и с учетом представленных сторонами доказательств, которым суд дал надлежащую оценку.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Вольского районного суда Саратовской области от 02 июля 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Чернышова А.П. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.