2-й Восточный окружной военный суд в составе: председательствующего Антонова А.Г., судей Бояркина Д.В. и Кузнеченкова Д.Н., при секретаре судебного заседания Батомункуевой С.Н. рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело N2а-168/2019 по административному исковому заявлению военнослужащего войсковой части 0000 майора Кислеревича Дмитрия Валерьевича об оспаривании действий жилищной комиссии войсковой части 0000 и командира данной воинской части, связанных с принятием и утверждением решения об отказе в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, по апелляционной жалобе административного истца на решение Новосибирского гарнизонного военного суда от 5 августа 2019 года.
Заслушав доклад судьи Антонова А.Г, изложившего обстоятельства дела, содержание решения суда первой инстанции, доводы апелляционной жалобы, выступление представителя командира войсковой части 0000 - старшего лейтенанта юстиции Снитки М.А, полагавшего необходимым решение суда оставить без изменения, окружной военный суд
установил:
Кислеревич обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором указал на то, что он проходит военную службу по контракту в войсковой части 0000 и имеет выслугу лет в Вооруженных Силах РФ более 20 лет. Решением жилищной комиссии войсковой части 0000 от 31 мая 2019 года, утвержденным командиром этой же воинской части, ему отказано в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях на основании п. 2 ч. 1 ст. 54 ЖК РФ, то есть в связи с представлением документов, не подтверждающих право состоять на таком учете.
Полагая указанные действия незаконными, Кислеревич просил суд признать их таковыми и обязать жилищную комиссию и командира войсковой части 0000 отменить вышеуказанное решение, принять его на учет нуждающихся в жилых помещениях.
Решением Новосибирского гарнизонного военного суда от 5 августа 2019 года в удовлетворении административного искового заявления отказано.
В апелляционной жалобе административный истец просит решение суда отменить в связи с нарушением судом норм материального права и неправильным определением обстоятельств, имеющих значение для дела, принять новое решение об удовлетворении административного искового заявления.
Так, Кислеревич, ссылаясь на нормативные правовые акты, указывает на то, что закон не содержит норм о том, что военнослужащие, которые ранее были обеспечены жилым помещением в составе семьи других граждан (отца или матери), не имеют права на признание их нуждающимися в жилом помещении, и полагает, что военнослужащие, ставшие собственниками в результате приватизации ранее полученного от государства жилого помещения, обладают правом на улучшение жилищных условий и быть признанными нуждающимся в жилом помещении на основании, предусмотренном ст. 51 ЖК РФ.
При этом обращает внимание на то, что до момента отчуждения им доли в праве на квартиру в порядке дарения он нуждался в получении жилья, поскольку размер имеющейся у него в собственности доли в праве на жилое помещение фактически составлял 16,4 кв.м, что с учетом требований ст. 151 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" является ниже установленной законом нормы для военнослужащих.
В возражениях, поданных на апелляционную жалобу, представитель командира войсковой 0000, полагая решение суда первой инстанции законным и обоснованным, просил оставить его без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения
Рассмотрев административное дело, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе и в возражении на нее, выслушав выступление представителя командира воинской части, полагавшего оспариваемое решение суда законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению, окружной военный суд приходит к следующему.
Согласно абз. 4, 5 ч.1 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями обеспечиваются военнослужащие, назначенные на воинские должности после получения профессионального образования в военной профессиональной образовательной организации или военной образовательной организации высшего образования и получения в связи с этим офицерского воинского звания (начиная с 1998 года), и совместно проживающие с ними члены их семей.
При этом военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются жилищная субсидия или жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными ст. 151 указанного Федерального закона (абз. 12 ч. 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих").
В силу подп. "а", "д" п. 10 Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 6 сентября 1998 года N 1054, не признаются нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий военнослужащие, в случае наличия у них в собственности индивидуального жилого дома (квартиры), а также, если их жилищные условия ухудшились в результате обмена, мены, купли-продажи или дарения ранее полученного от государства жилья.
Из анализа вышеприведенных норм следует, что если военнослужащий распорядился полученным ранее от государства по установленным нормам жилым помещением и не может его сдать в установленном порядке, то он не имеет права требовать повторного предоставления жилого помещения в порядке, определенном ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", даже по истечении срока, предусмотренного ст. 53 ЖК РФ.
Последующее обеспечение таких военнослужащих жильем возможно на общих основаниях в порядке, предусмотренном главой 7 ЖК РФ.
В силу ч. 2 ст. 19 ЖК РФ в зависимости от формы собственности жилищный фонд подразделяется на частный, государственный и муниципальный жилищные фонды, при этом непосредственно государственный жилищный фонд есть совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности Российской Федерации (жилищный фонд Российской Федерации), и жилых помещений, принадлежащих на праве собственности субъектам Российской Федерации (жилищный фонд субъектов Российской Федерации).
В соответствии со ст. 6 Жилищного кодекса РСФСР, действовавшего до 1 марта 2005 года, к государственному жилищному фонду относились жилые помещения, находившиеся в ведении местных Советов народных депутатов (жилищный фонд местных Советов) и в ведении министерств, государственных комитетов и ведомств (ведомственный жилищный фонд).
Поэтому в случае получения жилого помещения из государственного жилищного фонда, а до 1 марта 2005 года - из фонда местных Советов народных депутатов и ведомственного жилищного фонда, гражданин считается обеспеченным жильем за счет государства.
Из содержания ч. 3 ст. 9 Закона города Москвы от 14 июня 2006 года N 29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения" следует, что учетная норма для признания нуждающимися в получении жилого помещения в городе Москве установлена в размере 10 квадратных метров площади жилого помещения для отдельных квартир.
Согласно п. 1 Решения Совета городского округа города Уфа Республики Башкортостан от 8 июня 2006 года N12/22, учетная норма на территории городского округа город Уфа Республики Башкортостан составляет 12 кв.м обшей площади на одного человека.
Из материалов административного дела следует, что Кислеревич заключил первый контракт в 1996 году во время обучения в "... " ( "... ") высшем военном авиационном училище летчиков, первое воинское звание офицера присвоено в 2000 году.
На основании ордера от 11 января 1990 года, выданного Кировским районным Советом народных депутатов администрации района города Уфа, и договора от 5 ноября 1996 года, подписанного главой администрации Кировского района города Уфа, К.В.З. (отцу административного истца) на состав семьи из четырех человек, в том числе административному истцу, предоставлена, а затем безвозмездно передана в совместную собственность трехкомнатная квартира по адресу: "адрес", общей площадью 65,5 кв.м.
Кислеревич был зарегистрирован по указанному адресу с 11 мая 1990 года по 7 февраля 2001 года, при этом 12 января 2004 года он подарил свою долю в праве собственности на данную квартиру отцу - К.В.З. Данные обстоятельства подтверждены справкой МУП Единый расчетно-кассовый центр городского округа города Уфа от 21 марта 2017 года N 1393, договором дарения от 12 января 2014 года и выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от 5 февраля 2019 года "N".
Согласно договору купли-продажи от 20 августа 2013 года вышеуказанное жилое помещение продано третьим лицам.
Из содержания рапорта Кислеревича от 23 мая 2019 года следует, что административный истец просил признать его и членов его семьи - сыновей К.А. и К.М. нуждающимися в получении жилого помещения для постоянного проживания в городе Москве.
Решением жилищной комиссии войсковой части 0000 от 31 мая 2019 года, утвержденного командиром воинской части 5 июня 2019 года, Кислеревичу отказано в признании нуждающимся в жилом помещении для постоянного проживания на основании подп. 2 п. 1 ст. 54 ЖК РФ.
Из изложенного следует, что Кислеревич поставил вопрос о предоставлении ему жилого помещения в порядке, установленном Федеральным законом "О статусе военнослужащих", то есть за счет государства, при обеспеченности жильем по установленным нормам из государственного жилищного фонда и без его сдачи, в связи с чем распределение административному истцу жилого помещения без учета доли жилого помещения, ранее полученного за счет государства, приведет к сверхнормативному обеспечению жильем.
При таких данных жилищная комиссия пришла к правильному выводу об отсутствии оснований для принятия административного истца и членов его семьи, права которых производны от прав военнослужащего, на жилищный учет.
С учетом вышеизложенного доводы жалобы об отсутствии в законе норм о том, что военнослужащие, которые ранее были обеспечены жилым помещением в составе семьи других граждан (отца или матери), не имеют права на признание их нуждающимися в жилом помещении, а также о том, что военнослужащие, ставшие собственниками в результате приватизации ранее полученного от государства жилого помещения, обладают правом улучшить свои жилищные условия и быть признанными нуждающимися в жилом помещении на основании, предусмотренном ст. 51 ЖК РФ, являются несостоятельными.
Утверждение Кислеревича о том, что до момента отчуждения доли в праве на квартиру в порядке дарения он нуждался в получении жилья, поскольку размер имеющейся у него в собственности жилого помещения 16,4 кв.м с учетом требований ст. 15.1 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" является ниже установленной законом нормы для военнослужащих, является несостоятельным, поскольку данная статья Федерального закона регулирует норму предоставления жилого помещения, а не норму для признания военнослужащего нуждающимся в жилом помещении.
Таким образом, решение суда является правильным, нарушений норм материального и процессуального права, которые могут повлечь отмену или изменение решения суда, в том числе и его безусловную отмену, из материалов дела не усматривается.
Руководствуясь ст. 308, п. 1 ст. 309, ст. 311 КАС РФ, окружной военный суд
определил:
решение Новосибирского гарнизонного военного суда от 5 августа 2019 года по административному делу по административному исковому заявлению военнослужащего войсковой части 0000 майора Кислеревича Дмитрия Валерьевича оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий А.Г. Антонов
Судьи: Д.В. Бояркин
Д.Н. Кузнеченков
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.