Проект федерального закона
"О городском природопользовании"
Досье на проект федерального закона
См. пояснительную записку
Глава I. Основные положения
Глава II. Полномочия органов государственной власти
РФ, органов государственной власти субъектов
РФ и органов местного самоуправления в
системе городского природопользования, утилизации,
переработки и вторичному использованию городских ресурсов
Глава III. Государственное регулирование деятельности в области
рационального городского природопользования, утилизации,
переработки и вторичного использования городских ресурсов
Глава IV. Заключительные положения
Настоящий Федеральный закон направлен на формирование законодательных, правовых основ, связанных с соблюдением законов Российской Федерации по охране окружающей среды, международных обязательств Российской Федерации по Венской Конвенции и Монреальскому Протоколу по исключению выброса в окружающую среду ингредиентов, приводящих к разрушению озонового слоя атмосферы (ОСА), антропогенному образованию "озоновых дыр" над территорией Российской Федерации, при адекватном снижении роста онкологических заболеваний, исключению возникновения техногенного СПИДа, восстановлению естественной продолжительности жизни населения, предотвращения развития глобальной экологической катастрофы при массовом уничтожении растительного и животного мира, антропогенного загрязнения и отравления атмосферы, водных ресурсов, почв литосферы Земли.
Глава I. Основные положения
Для целей настоящего Федерального закона используются следующие понятия:
- городское природопользование - свод законодательных, правовых актов, регулирующих потребление и использование воды, воздуха, земли, изменения их параметров в процессе потребления в городских условиях;
- городские ресурсы: естественные ресурсы, потребляемые в условиях города, населенных пунктов, муниципальных образованиях;
- вторичные городские ресурсы: отходы, использование естественных ресурсов, превознесенных в населенные, городские, муниципальные образования извне;
- утилизация, переработка вторичных городских ресурсов - изменение физических параметров (веса, плотности, состава, объема и т.д.) отходов использования естественных ресурсов превознесенных в населенные, городские, муниципальные образования, с целью получения материальной, товарной, бытовой, строительной и иной продукции, пользующейся рыночным спросом, например биоудобрение, биогаз, всевозможные мастики и т.д.
Статья 2. Отношения, регулируемые настоящим Федеральным законом
Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с городским природопользованием и вторичным использованием городских ресурсов.
Настоящий Федеральный закон устанавливает приоритет городского природопользования, предусматривающее полномасштабное, полнозамкнутое вторичное использование городских ресурсов перед другими технологиями, как наиболее перспективными в экологическом и экономическом отношении, тем более при негативной утилизацией городских вторичных ресурсов путем их сжигания, активного сбора и захоронения в отвалах, свалках, полигонах и т.д. при одновременном государственном стимулировании расширения рационального, бережного отношения к городскому природопользованию, активному вторичному использованию городских ресурсов в т.ч. при получении высокоактивных органических удобрений, дефицит которых приводит к нарушению естественного, природного биоцикла важнейших биоэлементов, которые в настоящее время при огневой утилизации термически разрушаются, либо через речную сеть при вымывании из свалок, полигонов транспортируются в Мировой Океан, где бесследно исчезают, расширяя возникающий разрыв природного биоцикла жизненно важных биоэлементов.
Статья 3. Цель настоящего Федерального закона
Целью настоящего Федерального закона является установление комплексов законодательных, правовых основ регулирования городского природопользования и вторичного использования городских ресурсов, предусматривающее полномасштабное, полнозамкнутого вторичного использования городских ресурсов перед другими технологиями, с выпуском товарной продукции, например переработкой вторсырья, выпуска активных органических биоудобрений, биогаза, стройматериалов, металла, пластмасс и т.д.
Статья 4. Правовая основа регулирования отношений городского природопользования и вторичного использования городских ресурсов
Правовой основой регулирования отношений при городском природопользовании и вторичном использовании городских ресурсов является Конституция Российской Федерации, настоящий Федеральный закон, другие Федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, нормативные правовые акты органов местного самоуправления, а также международные договора и соглашения Российской Федерации.
Отношения в области охраны окружающей природной среды, в той мере, в какой это необходимо для обеспечения снижения опасности вредного воздействия технологий переработки и вторичного использования городских ресурсов и рационального городского природопользования на человека и окружающую природную среду, регулируется законодательством Российской Федерации об охране окружающей среды, а также соответствующими статьями настоящего Федерального закона.
Имущественные отношения, возникающие при городском природопользовании и вторичном использовании городских ресурсов, регулируются гражданским законодательством Российской Федерации.
Статья 5. Сфера действия настоящего Федерального закона
Настоящий Федеральный закон обязателен для федеральных органов власти, органов власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также юридических и физических лиц, имеющих отношение к городскому природопользованию, переработке, утилизации и вторичному использованию городских ресурсов.
Глава II. Полномочия органов государственной власти
Российской Федерации, органов государственной власти субъектов
Российской Федерации и органов местного самоуправления
в системе городского природопользования, утилизации, переработки
и вторичному использованию городских ресурсов
Статья 6. Полномочия федеральных органов государственной власти городского природопользования, утилизации, переработки и вторичному использованию городских ресурсов
К полномочиям федеральных органов государственной власти Российской Федерации в области городского природопользования, утилизации, переработки и вторичному использованию городских ресурсов, относятся:
- формирование государственной политики, принятие федеральных законов, иных нормативных актов, направленных на стимулирование бережного, рационального городского природопользования, утилизации, переработки и вторичного использования городских ресурсов;
- координация формирования и реализация целевых Федеральных и Президентских программ в области городского природопользования, утилизации, переработки и вторичного использования городских ресурсов;
- регулирование цен на вторичную продукцию утилизации, переработки городских ресурсов, на сбор, складирование и передачу городских ресурсов, вторичной переработке, рациональному городскому природопользованию;
- разработка и введение в действие государственных стандартов, технических условий, норм и правил, других нормативных документов в области рационального городского природопользования, утилизации, переработке и вторичного использования городских ресурсов;
- организация нормативных технологий, государственного контроля за рациональным городским природопользованием, утилизацией, переработкой и вторичным использованием городских ресурсов;
- установлением принципов и технологий, предприятий и организаций любой формы собственности, работающих в области городского природопользования, утилизации, переработки, вторичного использования городских ресурсов;
- полное освобождение от федеральных и местных налогов субъектов малого предпринимательства, выполняющих работы по научному, научно-техническому, технологическому, сопровождению разработок, исследованию и внедрению перспективных, новейших технологий и технических средств, ноу-хау, касающихся сбора, переработки, утилизации промышленных, хозяйственно-бытовых отходов, мусора, снега, ливневых, канализационных стоков и сбросов, повышению эффективности городского природопользования, всех видов работ по рациональному природопользованию, научному, научно-техническому, технологическому сопровождению внедрения новейших технологий и технических средств по рациональному природопользованию, в т.ч. городскому природопользованию, выпуску и реализации вторичной товарной продукции, получаемой путем переработки, утилизации хозяйственно-бытовых, промышленных и иных отходов, исключения и запрещения их сжигания любым способом, долговременного (более 1-го месяца) складирования на свалках, полигонах, при внедрении биотермальной, промышленной технологии переработки хозяйственно-бытовых отходов, ливневых и канализационных стоков с использованием энергосберегающих технологий, обеспечивающих минимально возможное снижение потребления внешней электроэнергии, тепла, природного газа, при максимальном использовании биотермального тепла, биогаза и их преобразований во вторичные энергоресурсы, электроэнергию в специально разработанных и внедренных технических устройствах.
Статья 7. Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области рационального городского природопользования, утилизации, переработки и вторичного использования городских ресурсов
К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области рационального городского природопользования, утилизации, переработки и вторичного использовании городских ресурсов относятся полномочия, не отнесенные к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации.
Статья 8. Полномочия органов местного самоуправления в области рационального городского природопользования, утилизации, переработки и вторичного использования городских ресурсов
Органы местного самоуправления в соответствии с Конституцией Российской Федерации могут наделяться отдельными государственными полномочиями в области рационального городского природопользования, утилизация, переработка и вторичного использования городскими ресурсами с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств.
Глава III. Государственное регулирование деятельности в области
рационального городского природопользования, утилизации,
переработки и вторичного использования городских ресурсов
Статья 9. Основные принципы государственного регулирования деятельности в области рационального городского природопользования утилизации, переработки и вторичного использования городскими ресурсами
Основными принципами государственного регулирования деятельности в области рационального городского природопользования, утилизации, переработки и вторичного использования городскими ресурсами являются:
- приоритет использования биотермальной технологии утилизации, переработки и вторичного использования городскими ресурсами, с получением товарной продукции мастик, строительных материалов, биоудобрений, биогаза и иной продукции, имеющей спрос на рынке товарной продукции;
- полное исключение и запрещение на территории Российской Федерации использование мусоросжигающих технологий утилизации вторичных городских ресурсов как не отвечающих современным параметрам охраны окружающей среды;
- полное исключение и запрещение на территории Российской Федерации технологий утилизации вторичных городских ресурсов без их переработки и вторичного использования получаемой продукции на полигонах, свалках и т.д.;
- государственное регулирование, лицензирование качества показателей, технических условий на вторичную продукцию, поучаемую в результате переработки городских ресурсов;
- государственное регулирование цен на вторичные городские ресурсы, продукцию, получаемую при их безотходной переработке;
- безотходная, полнозамкнутая технология переработки вторичных городских ресурсов с выпуском продукции, имеющей спрос на рынке товарной продукции;
- финансовое, налоговое стимулирование действий юридических и физических лиц, направленных на рациональное, бережное городское природопользование и расширение использования безотходных, полнозамкнутых технологий переработки вторичных городских ресурсов с увеличением выпуска продукции, имеющей устойчивый спрос на рынке товаров и услуг;
- государственное регулирование системы платежей, налогов, льгот за разработку, внедрение и использование передовых технологий рационального, бережного городского природопользования, расширения использования безотходных, полнозамкнутых технологий переработки вторичных городских ресурсов с увеличением выпуска продукции, имеющей устойчивый спрос на рынке товаров и услуг;
Статья 10. Стандартизация и сертификация в области рационального, бережного городского природопользования, утилизации, переработки и вторичного использования городских ресурсов
Подлежит обязательной сертификации в соответствии с требованиями, установленными Законом Российской Федерации "О сертификации продукции и услуг".
Сертификаты, подтверждающие соответствие выпускаемой продукции установленным нормам и требованиям выдаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Статья 11. Мониторинг в области рационального городского природопользования, утилизации, переработки и вторичного использования городских ресурсов
является составной частью государственного мониторинга, порядок проведения которого устанавливается законодательством Российской Федерации с целью восстановления естественного биоцикла жизненно важных биоэлементов, разрыв которого имеет место в настоящее время и выражается в утилизации биоэлементов либо путем их термического разрушения при сжигании, или захоронения на полигонах, свалках из которых жизненно важные биоэлементы вымываются естественными водными стоками и через речную сеть бесследно исчезают в Мировом Океане.
Биоэлементный мониторинг, анализ восстановления естественного биоцикла жизненно важных биоэлементов осуществляется в порядке и по технологиям их содержания, анализа путей их возврата в естественную среду, а также составления соответствующего баланса изменения их потоков, перераспределении при огневой утилизации, негативного накопления на свалках, полигонах и принудительного возврата в естественный природный биоцикл.
Статья 12. Целевые программы по обеспечению рационального, бережного городского природопользования, утилизации, переработки и вторичного использования городских ресурсов
В целях государственного и регионального обеспечения рационального, бережного городского природопользования, утилизации, переработки и вторичного использования городских ресурсов осуществляют разработку и реализацию федеральных, президентских программ в данной области.
Целевые федеральные, президентские программы обеспечения рационального, бережного городского природопользования, утилизации, переработки и вторичного использования городских ресурсов формируются и утверждаются Правительством Российской Федерации и Президентом Российской Федерации.
Целевые региональные программы и целевые программы муниципального образования, городов и населенных пунктов в данной области формируются и утверждаются в порядке, предусмотренном законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, городов и населенных пунктов;
Статья 13. Меры экономического стимулирования в области рационального, бережного городского природопользования, утилизации, переработки и вторичного использования городских ресурсов
Организациям, предприятиям и иным хозяйствующим объектам, юридическим и физическим лицам выполняющим целевые программы различного уровня, разрабатывающим, внедряющим и использующим перспективные технологии рационального, бережного городского природопользования, утилизации, переработки и вторичного использования городских ресурсов, обеспечивающим научное, технологическое, научно-техническое обслуживание, оказывается государственная финансовая поддержка в виде кредитования, лизинга, инвестирования государственными, муниципальными органами власти на местах в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Стопроцентное освобождение от федеральных, местных налогов, налогов по НДС, на прибыль и других видов налогов при строгом соблюдении целевого использования поступившего финансирования.
Глава IV. Заключительные положения
Статья 14. Ответственность за нарушение настоящего Федерального закона
Нарушение законодательства Российской Федерации в области рационального, бережного городского природопользования, утилизации, переработки и вторичного использования городских ресурсов влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статья 15. Разрешение споров
Споры, возникающие в области рационального, бережного городского природопользования, утилизации, переработки и вторичного использования городских ресурсов, разрешаются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Статья 16. Вступление в силу настоящего Федерального закона
Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении шести месяцев со дня его официального опубликования.
Предложить Президенту Российской Федерации поручить Правительству Российской Федерации и субъектов Российской Федерации привести свои нормативные правовые акты в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Президент Российской Федерации
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.