Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Чувашской Республики в составе председательствующего Карлинова С.В., судей Голубева А.В., Карачкиной Ю.Г., при секретаре судебного заседания Андрияновой Т.А. рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашской Республики административное дело по административному исковому заявлению Орлова Л.Л. к администрации г. Чебоксары Чувашской Республики, Кузнецову А.А. о признании незаконным отказа в установлении бессрочного публичного сервитута, возложении обязанности установить публичный сервитут, поступившее по апелляционным жалобам представителя административного истца Орлова Л.Л. - Фетисова А.Ю. и административного ответчика администрации г. Чебоксары Чувашской Республики на решение Калининского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 1 июля 2019 года.
Заслушав доклад судьи Карлинова С.В, пояснения административного истца Орлова Л.Л. и его представителя Фетисова А.Ю, представителя административного ответчика администрации г. Чебоксары Чувашской Республики Шернюкова Д.Н, поддержавших доводы своих жалоб, судебная коллегия
установила:
Орлов Л.Л. обратился в суд с административным исковым заявлением (с учетом уточнений) о признании незаконным отказа администрации г. Чебоксары Чувашской Республики в установлении бессрочного публичного сервитута в целях прокладки, переустройства инженерных сетей, организации подъездных путей в отношении земельного участка с кадастровым номером.., общей площадью... кв.м, принадлежащего на праве собственности Кузнецову А.А, и возложении на администрацию г. Чебоксары Чувашской Республики обязанности в течение месяца со дня вступления в силу решения суда установить публичный сервитут для обеспечения прохода и проезда, использования земельного участка в целях размещения объектов электросетевого хозяйства, водопроводных сетей, сетей водоотведения, линейных объектов системы газоснабжения.
Исковые требования мотивированы тем, что 26 марта 2018 года Орлов Л.Л. совместно с другими гражданами, проживающими по... г..Чебоксары Чувашской Республики, обратились в администрацию г..Чебоксары Чувашской Республики с письмом об установлении публичного сервитута в отношении принадлежащего на праве собственности Кузнецову А.А. земельного участка с кадастровым номером.., общей площадью... кв.м, с видом разрешенного использования - для сельскохозяйственного производства, расположенного по адресу:.., в целях организации подъездных путей и эксплуатации инженерных сетей бессрочно. Коллективное обращение граждан было вызвано несогласием собственника части частной дороги -... и земельного участка Кузнецова А.А, являющейся единственной возможной точкой подключения и прохождения трассы газопровода, на установление публичного сервитута. По коллективному заявлению Чебоксарским городским комитетом по управлению имуществом администрации г..Чебоксары 24 мая 2018 года были проведены общественные слушания об установлении публичного сервитута, в ходе которого присутствующие граждане проголосовали за установление публичного сервитута. Постановлением администрации г..Чебоксары Чувашской Республики от 15 ноября 2018 года N... в установлении публичного сервитута в отношении земельного участка с кадастровым номером... было отказано в связи с тем, что его установление приведет к невозможности использования земельного участка собственником.
Отказ администрации г..Чебоксары Чувашской Республики, выраженный в вышеуказанном постановлении, административный истец считает незаконным, нарушающим права и законные интересы как его, так и неопределенного круга лиц, со ссылкой на п. 1 ст. 274 Гражданского кодекса РФ, ст. 23 Земельного кодекса РФ, постановление администрации г..Чебоксары Чувашской Республики от 31 июля 2017 года, полагая, что публичный сервитут является одним из правовых средств обеспечения общественных, а не частных, интересов в процессе регулирования земельных отношений, выраженных в данном случае в выполнении мероприятий по реконструкции существующего газопровода по...
На заседание суда первой инстанции административный истец Орлов Л.Л. не явился, реализовав свое право на участие через представителя Фетисова А.Ю, который в судебном заседании заявленные исковые требования с учетом уточнений поддержал в полном объеме.
Представители административного ответчика администрации г. Чебоксары Чувашской Республики Кулемина К.А, Шернюков Д.Н. просили в удовлетворении административного иска отказать по изложенным в представленном ими отзыве доводам.
Административный ответчик Кузнецов А.А, будучи надлежащим образом извещенный о месте и времени судебного разбирательства, в судебном заседании участия не принимал.
Остальные лица, участвующие в деле, при надлежащем извещении в судебном заседании участия не принимали, представителей не направили.
Решением Калининского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 1 июля 2019 года постановлено:
"признать незаконным отказ администрации г. Чебоксары в установлении бессрочного публичного сервитута в целях прокладки, переустройства инженерных сетей, организации подъездных путей в отношении земельного участка с кадастровым номером.., выраженный в постановлении администрации г. Чебоксары от 15 ноября 2018 года N...
В удовлетворении административного искового заявления Орлова Л.Л. к администрации г. Чебоксары, Кузнецову А.А. о возложении обязанности установить в течение месяца со дня вступления в силу решения суда публичный сервитут на земельном участке с кадастровым номером... для обеспечения прохода и проезда, для использования земельного участка в целях размещения объектов электросетевого хозяйства, водопроводных сетей, сетей водоотведения, линейных объектов системы газоснабжения отказать".
Не согласившись с указанным решением представитель административного истца Орлова Л.Л. - Фетисов А.Ю. и административный ответчик администрация г. Чебоксары Чувашской Республики подали на него апелляционные жалобы по мотивам незаконности и необоснованности.
В апелляционной жалобе представитель административного истца Фетисов А.Ю, ссылаясь на допущенные судом первой инстанции нарушения положений закона, регулирующих возникшие правоотношения, просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований в полном объеме, указывая, что администрацией г. Чебоксары Чувашской Республики правильно применен порядок рассмотрения заявления об установлении публичного сервитута. Порядок, утвержденный Приказом Минтранса от 17 октября 2012 года N 373, не может быть применим к заявлению истца, поскольку он не является владельцем инженерных коммуникаций, и спорный земельный участок не находится в муниципальной собственности, а является частной собственностью Кузнецова А.А.
В апелляционной жалобе администрации г. Чебоксары Чувашской Республики ставится вопрос об отмене решения суда и принятии нового судебного акта об отказе в удовлетворении исковых требований. Указывается, что нормативное регулирование и процедура установления публичных сервитутов для обеспечения интересов местного самоуправления и местного населения на момент рассмотрения заявления об установлении публичного сервитута был установлен Законом Чувашской Республики от 20 июля 2005 года N 26 "Об установлении публичных сервитутов на земельные участки в Чувашской Республике" (утратил силу 2 декабря 2018 года) и соответствующим Порядком, утвержденным постановлением администрации г. Чебоксары от 17 января 2017 года N 118 (утратил силу 18 июня 2019 года). Законом не установлена обязанность органа местного самоуправления представлять квалифицированное заключение специалиста о невозможности использования земельного участка с указанным видом разрешенного использования в случае установления публичного сервитута для прокладки инженерных сетей. Отказ администрации г. Чебоксары является законным в соответствии с подп. 2 п. 3.7 данного Порядка.
Изучив материалы дела, проверив решение в соответствии со статьей 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (КАС РФ), обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав пояснения административного истца его представителя, представителя административного ответчика администрации г. Чебоксары Чувашской Республики, признав возможным рассмотрение дела в отсутствие остальных не явившихся лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте рассмотрения жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В развитие закрепленной в ст. 46 Конституции РФ гарантии на судебную защиту прав и свобод человека и гражданина ч. 1 ст. 4 КАС РФ устанавливает, что каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, а ч. 1 ст. 218 Кодекса определяет, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованием об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, должностного лица, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.
Исходя из положений ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (КАС РФ), суд принимает решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действий (бездействия) незаконными, только при наличии одновременно двух условий: несоответствие оспариваемого решения (действия) закону или иному нормативному правовому акту, регулирующему спорное правоотношение, и нарушение этим решением (действием) прав либо свобод административного истца.
Как следует из материалов дела, Орлов Л.Л. на основании договора купли-продажи от 3 октября 2012 года является правообладателем земельного участка с кадастровым номером... :.., общей площадью... кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, видом разрешенного использования: для ведения личного подсобного хозяйства, расположенного по адресу:.., а также земельного участка с кадастровым номером... :.., общей площадью... кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, видом разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства.
Земельный участок с кадастровым номером.., общей площадью... +/- 25 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, видом разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства, расположенного по адресу:.., принадлежит на праве собственности Кузнецову А.А. на основании договора купли-продажи от 25 ноября 2016 года.
Из Выписки из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости по состоянию на 22 февраля 2019 года следует, что доступ к земельным участкам с кадастровыми номерами:... :..,... :..,... :..,... :..,... :... обеспечен посредством земельного участка с кадастровым номером.., на который был установлен публичный сервитут для обеспечения прохода и (или) проезда.
Сведения о земельном участке с кадастровым номером... внесены в кадастр недвижимости в связи с образованием 29 земельных участков и 14 частей земельных участков путем раздела земельного участка с кадастровым номером... :.., доступ к которым обеспечивается через земельный участок с кадастровым номером...
На указанном земельном участке частично расположен объект капитального строительства с кадастровым номером... - сооружение дорожного транспорта протяженностью 1414 м.
17 февраля 2015 года на основании заявления администрации г. Чебоксары данное сооружение дорожного транспорта было принято на учет в Едином государственном реестре недвижимости в качестве бесхозяйного объекта недвижимости. Право муниципальной собственности на сооружение с кадастровым номером... зарегистрировано 6 сентября 2016 года на основании вступившего в законную силу решения Калининского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 17 мая 2016 года по делу N 2-1617/2016.
26 марта 2018 года административный истец Орлов Л.Л. совместно с иными собственниками земельных участков по... г. Чебоксары обратились в администрацию г. Чебоксары с заявлением об установлении публичного сервитута в отношении земельного участка с кадастровым номером.., принадлежащего на праве собственности Кузнецову А.А, в связи с необходимостью прокладки распределительного газопровода низкого давления по.., тогда как проектируемая трасса газопровода проходит по названному земельному участку.
По результатам коллективного обращения граждан с просьбой об установлении бессрочного публичного сервитута в целях организации подъездных путей и эксплуатации инженерных сетей администрацией г. Чебоксары было решено провести общественные слушания по данному вопросу. В результате общественных слушаний принято решение об установлении публичного сервитута.
Постановлением администрации г. Чебоксары от 15 ноября 2018 года N... отказано в установлении публичного сервитута в связи с невозможностью использования собственником Кузнецовым А.А. земельного участка с кадастровым номером... после установления сервитута, который письмом от 23 августа 2018 года сообщил о несогласии с установлением сервитута на указанный земельный участок.
Удовлетворяя исковые требования административного истца в части признания незаконным отказа администрации г. Чебоксары в установлении бессрочного публичного сервитута и отказывая в удовлетворении требований в части возложения на администрацию г. Чебоксары обязанности в течение месяца со дня вступления в силу решения суда установить публичный сервитут, суд первой инстанции исходил из того, что отказ по изложенному в оспариваемом постановлении основанию является незаконным в силу отсутствия доказательств невозможности использования земельного участка по целевому назначению при установления ограничения в виде публичного сервитута, а также возможности его использования при наличии на нем автодороги местного значения. При этом администрацией г. Чебоксары была нарушена процедура решения вопроса об установлении публичного сервитута при наличии на земельном участке автомобильной дороги муниципального значения, которая может быть устранена путем соблюдения процедуры в соответствии с Приказом Минтранса России от 17 октября 2012 года N 373.
Оснований для иных выводов, вопреки доводам апелляционной жалобы, судебная коллегия не усматривает.
Основания и порядок установления публичного сервитута в отношении земельных участков предусмотрены положениями Земельного кодекса Российской Федерации.
Публичный сервитут может установить исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, если необходимо удовлетворить государственные (муниципальные) интересы или нужды местного населения. Для установления публичного сервитута исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления принимает соответствующее решение (пункт 2 статьи 23 Земельного кодекса РФ). Установление публичного сервитута осуществляется с учетом результатов общественных слушаний.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39.37, статьями 39.38, 39.39 Земельного кодекса РФ в порядке, предусмотренном главой V.7 Земельного кодекса РФ, публичный сервитут устанавливается для использования земельных участков и (или) земель, в том числе в целях размещения линейных объектов системы газоснабжения. Публичный сервитут устанавливается решением уполномоченного органа исполнительной власти или органа местного самоуправления, предусмотренных статьей 39.38 настоящего Кодекса, на основании ходатайства об установлении публичного сервитута.
Из совокупного анализа положений Земельного кодекса РФ следует, что установление публичного сервитута отнесено к компетенции органов публичной власти, действующих в общественных интересах. Установление такого сервитута осуществляется по специальной процедуре, в виде властного предписания, не требующего согласия собственника или судебного решения. Суды общей юрисдикции в пределах предоставленных им полномочий таким правом не наделены, а правомочны лишь проверять законность административно-правовых актов - решений соответствующих органов об установлении публичного сервитута.
При этом важным моментом при решении вопроса об установлении публичного сервитута во всех случаях должен являться факт наличия интересов государства, местного самоуправления или местного населения, то есть публичного интереса.
Публичный сервитут устанавливается для обеспечения нужд неопределенного круга лиц только в том случае, если их интересы не могут быть обеспечены каким-либо иным способом.
Нормативное регулирование и процедура установления публичных сервитутов для обеспечения интересов местного самоуправления и местного населения на момент рассмотрения заявления об установлении публичного сервитута был установлен Законом Чувашской Республики от 20 июля 2005 года N 26 "Об установлении публичных сервитутов на земельные участки в Чувашской Республике" (утратил силу 2 декабря 2018 года) и соответствующим Порядком, утвержденным постановлением администрации г. Чебоксары от 17 января 2017 года N 118 (утратил силу 18 июня 2019 года).
Решение об установлении публичного сервитута в интересах местного самоуправления и местного населения принимается администрацией города Чебоксары по представлению Управления архитектуры и градостроительства администрации города Чебоксары, с учетом результатов общественных слушаний (п. 3.1 Порядка).
Инициатором установления публичного сервитута могут выступать граждане и организации, а также структурные подразделения администрации города Чебоксары (п. 3.2 Порядка).
Решение органа местного самоуправления об отказе в установлении публичного сервитута принимается в том числе в случае, если установление публичного сервитута приведет к невозможности использования земельного участка собственником (п. 3.7 Порядка).
Суд первой инстанции обоснованно указал, что установление публичного сервитута отнесено к компетенции органов публичной власти, действующих в общественных интересах, к которым относится, в том числе администрация г. Чебоксары, и осуществляется по специальной процедуре, в виде властного предписания, не требующего согласия собственника или судебного решения.
Таким образом, формальный отказ собственника земельного участка о невозможности использования земельного участка в условиях публичного сервитута не является препятствием для органа местного самоуправления в решении вопроса о возможности установления публичного сервитута, с учетом отсутствия доказательств, указывающих на целевое использование собственником Кузнецовым А.А. принадлежащего ему земельного участка.
Проверяя законность решения в части отказа в удовлетворении исковых требований о возложении на администрацию г. Чебоксары обязанности в течение месяца со дня вступления в силу решения суда установить публичный сервитут, судебная коллегия полагает выводы суда обоснованными. Судом установлено, что постановлением администрации г. Чебоксары Чувашской Республики от 31 июля 2017 года N 1860 "Об утверждении Перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения муниципального образования города Чебоксары - столицы Чувашской Республики" к автомобильной дороге общего пользования местного значения относится и автодорога, расположенная в..,.., протяженностью 1414 м, проходящая через земельный участок административного ответчика Кузнецова А.А.
В силу пункта 4.2 статьи 25 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" допускается использование гражданами или юридическими лицами земельных участков в границах полос отвода автомобильных дорог (за исключением частных автомобильных дорог) в целях прокладки, переноса, переустройства инженерных коммуникаций, их эксплуатации на условиях публичного сервитута. При этом прекращение права постоянного (бессрочного) пользования данными земельными участками не требуется. Решения об установлении публичных сервитутов в отношении земельных участков в границах полос отвода автомобильных дорог общего пользования федерального значения принимаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства
Приказом Минтранса России от 17 октября 2012 года N 373 утвержден Порядок подачи и рассмотрения заявления об установлении публичного сервитута в отношении земельных участков в границах полос отвода автомобильных дорог (за исключением частных автомобильных дорог) в целях прокладки, переноса, переустройства инженерных коммуникаций и их эксплуатации, а также требования к составу документов, прилагаемых к заявлению об установлении такого публичного сервитута, и требования к содержанию решения об установлении такого публичного сервитута (далее - Порядок).
Заявление об установлении публичного сервитута в отношении земельных участков в границах полос отвода автомобильных дорог (за исключением частных автомобильных дорог) в целях прокладки, переноса, переустройства инженерных коммуникаций и их эксплуатации подается владельцем инженерных коммуникаций или его уполномоченным представителем в орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченный на предоставление данных земельных участков владельцам автомобильных дорог.
Отказ администрации г. Чебоксары был основан на подп. 2 п. 37 Порядка, утвержденного постановлением администрации г. Чебоксары от 17 января 2017 года N 118.
Вместе с тем, как обоснованно указано судом первой инстанции согласно п. 1.3 указанного Порядка действие настоящего порядка не распространяется на отношения, возникающие при приватизации муниципального имущества, и связанные с ними отношения по управлению муниципальным имуществом, а также при установлении публичных сервитутов в отношении земельных участков в границах полос отвода автомобильных дорог для прокладки, переноса, переустройства инженерных коммуникаций, их эксплуатации, а также для строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов дорожного сервиса, их эксплуатации, размещения и эксплуатации рекламных конструкций.
Таким образом, вопреки доводам апелляционной жалобы представителя административного истца, администрацией г. Чебоксары нарушена процедура решения вопроса о возможности установления публичного сервитута при наличии на земельном участке автомобильной дороги муниципального значения.
При таких данных апелляционный суд считает решение суда по настоящему делу законным и обоснованным, принятым с учетом фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства, в связи с чем, полагает, что апелляционные жалобы удовлетворению не подлежат, учитывая, поскольку указанные в ней доводы не влияют на законность и обоснованность правильного по существу решения суда первой инстанции.
Нарушений норм материального и процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, судом не допущено.
При указанных обстоятельствах, у судебной коллегии не имеется оснований для удовлетворения требований апелляционных жалоб.
Руководствуясь ст. 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
апелляционные жалобы представителя административного истца Орлова Л.Л. - Фетисова А.Ю. и административного ответчика администрации г. Чебоксары Чувашской Республики на решение Калининского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 1 июля 2019 года оставить без удовлетворения.
Председательствующий С.В. Карлинов
Судьи: А.В. Голубев
Ю.Г. Карачкина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.