Письмо Президента РФ от 12 июля 1999 г. N Пр-916
В соответствии с частью 3 статьи 107 Конституции Российской Федерации отклоняю Федеральный закон "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных незаконным путем" (далее именуется - Федеральный закон), принятый Государственной Думой 4 июня 1999 г., одобренный Советом Федерации 25 июня 1999 г. и направленный Президенту Российской Федерации для подписания и обнародования.
По своему содержанию Федеральный закон противоречит основам конституционного строя Российской Федерации, международным договорам Российской Федерации, а также ряду федеральных законов.
Российская Федерация 7 мая 1999 г. подписала Европейскую конвенцию об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности. В соответствии с названной Конвенцией компетентные органы государства вправе вести борьбу только с теми доходами, которые представляют собой материальную выгоду, полученную в результате совершения уголовного правонарушения.
Подобный подход соответствует конституционным требованиям, согласно которым ограничение свободы экономической деятельности, гарантированной статьей 8 Конституции Российской Федерации, а также лишение имущества (статья 35 Конституции Российской Федерации) возможны только на основании решения суда.
Концепция Федерального закона основывается на противоположном подходе. В соответствии со статьей 3 Федерального закона незаконными являются доходы, полученные в результате совершения общественно опасных противоправных действий (бездействия). Указанное положение не соответствует, в частности, определению преступления (статья 14 Уголовного кодекса Российской Федерации) или административного правонарушения (статья 10 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях). Поэтому критерии, по которым те или иные операции с денежными средствами можно отнести к незаконным, совершенно размыты, что создает дополнительные условия для коррупции и произвола со стороны государства.
В качестве основной цели в пункте 2 статьи 1 Федерального закона указана защита прав и законных интересов граждан, общества и государства. Однако анализ текста Федерального закона показывает, что реализация его положений приведет к прямо противоположным результатам, так как предполагается включение всех юридических лиц в процесс тотальной слежки друг за другом, а также за гражданами.
В соответствии со статьей 6 Федерального закона значительное количество операций с денежными средствами, в том числе и совершаемых гражданами, подлежит обязательному контролю независимо от того, каким путем (законным или незаконным) получены эти средства. Это влечет за собой нарушение положений статьи 8 Конституции Российской Федерации, гарантирующих свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств и свободу экономической деятельности, так как органам государственной власти предоставлено право (пункт 3 статьи 9 Федерального закона) приостанавливать операции с денежными средствами или иным имуществом, подлежащие обязательному контролю, без всяких оснований.
Кроме того, Федеральным законом (вопреки требованию статьи 23 Конституции Российской Федерации) предусматривается возможность вмешательства в частную жизнь любого человека, поскольку в целях идентификации личности (статьи 4 и 5) требуется указывать в документах о регистрации операций с денежными средствами или иным имуществом такие данные, которые законодательством Российской Федерации отнесены к персональным данным и в соответствии со статьей 24 Конституции Российской Федерации не могут собираться без согласия лица.
Федеральным законом предусматривается не только всеобъемлющее и неконституционное вмешательство государства в частную жизнь, но и возложение на юридических лиц несвойственных им контрольных и оценочных функции по отношению к иным участникам гражданско-правовых отношений, в том числе и к гражданам.
Так, подпунктом 1 пункта 2 статьи 6 Федерального закона на организации возлагается обязанность определять обоснованность операций с денежными средствами, осуществляемых другими организациями, характером их хозяйственной деятельности, а подпунктом 5 - обязанность выявлять наличие "признаков недействительности сделок". В соответствии со статьей 168 Гражданского кодекса Российской Федерации недействительной считается сделка, не соответствующая закону или иному правовому акту. По сути, все участники гражданско-правовых отношений становятся информационно-надзирающими "придатками" правоохранительной системы государства. При этом коммерческие организации получают подобные контрольные полномочия также и по отношению к органам государственной власти, которые, с точки зрения Гражданского кодекса Российской Федерации, также являются юридическими лицами.
Подобная концепция Федерального закона приводит к нарушению основ конституционного строя. Так, в соответствии со статьями 10 и 11 Конституции Российской Федерации государственную власть в Российской Федерации осуществляют только органы государственной власти. Контрольные функции, предусмотренные Федеральным законом, также носят публично-правовой характер, поэтому могут быть реализованы только органами государственной власти. Конституцией Российской Федерации не допускается реализация властных полномочий иными субъектами права, например юридическими лицами или другими участниками гражданско-правовых отношений. Аналогичное положение закреплено также в статье 2 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Возложение на юридические лица дополнительных, несвойственных им обязанностей под угрозой ответственности за их ненадлежащее исполнение также нарушает свободу экономической деятельности, так как реализация указанных (по сути, государственных) полномочий неизбежно повлечет за собой дополнительные расходы этих организаций и соответствующее увеличение стоимости их товаров и услуг, а следовательно - повышение расходов населения. Таким образом, государство перекладывает на граждан, которые обязаны платить налоги, не только реализацию государственно-властных контрольных полномочий, но и их прямое финансирование.
Б.Ельцин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Президента РФ от 12 июля 1999 г. N Пр-916
Текст письма официально опубликован не был