Судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции Штейн Э.Г., рассмотрев жалобу защитника А.Э.П., действующего на основании доверенности в интересах общества с ограниченной ответственностью "Вежари" (далее - ООО "Вежари", Общество), на вступившие в законную силу постановление заместителя главного Государственного инспектора г. Казани по пожарному надзору - заместителя начальника ОНД и ПР по г. Казани УНД и ПР ГУ МЧС России по РТ П.Д.С. от 20 июня 2019 г. N, решение Авиастроительного районного суда г. Казани Республики Татарстан от 16 июля 2019 г., решение Верховного Суда Республики Татарстан от 11 сентября 2019 г., вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ООО "Вежари",
установила:
постановлением заместителя главного Государственного инспектора г. Казани по пожарному надзору - заместителя начальника ОНД и ПР по г. Казани УНД и ПР ГУ МЧС России по РТ П.Д.С. от 20 июня 2019 г. N (далее - постановление должностного лица от 20 июня 2019 г. N) общество с ограниченной ответственностью "Вежари" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 160 000 рублей (т. 1 л.д. 30-31).
Решением Авиастроительного районного суда г. Казани Республики Татарстан от 16 июля 2019 г. постановление заместителя главного Государственного инспектора г. Казани по пожарному надзору - заместителя начальника ОНД и ПР по г. Казани УНД и ПР ГУ МЧС России по РТ П.Д.С. от 20 июня 2019 г. изменено, размер административного наказания, назначенного ООО "Вежари" в виде штрафа, снижен до 150 000 (ста пятидесяти тысяч) рублей, в остальной части указанный акт оставлен без изменения.
Решением Верховного Суда Республики Татарстан от 11 сентября 2019 г. постановление заместителя главного государственного инспектора отдела надзорной деятельности и профилактической работы по городу Казани ГУ МЧС России по Республике Татарстан П.Д.С. от 20 июня 2019 г. и решение Авиастроительного районного суда города Казани от 16 июля 2019 г, вынесенные в отношении общества с ограниченной ответственностью "Вежари" по делу административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, изменены: исключено из мотивировочной части постановления и решения указание на нарушение обществом пунктов 4.2, 7.1.13, 7.2.3, 8.3.8 Свода правил. "СП 1.13130.2009 Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы", утвержденных Приказом МЧС России от 25 марта 2009 года N 171 и пункта 33 "Правил противопожарного режима в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 года, выразившееся в отсутствии второго эвакуационного выхода со второго этажа здания; ширина эвакуационного выхода из цокольного этажа магазина " "данные изъяты"" менее 1,2 метра, в остальной части указанные постановление и решение оставлены без изменения.
В жалобе, поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции, защитник А.Э.П. просит отменить постановление должностного лица и судебные акты, состоявшиеся в отношении ООО "Вежари" по настоящему делу об административном правонарушении, приводя доводы об их незаконности.
Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение требований пожарной безопасности за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32 и 11.16 названного Кодекса и частями 6, 6.1 и 7 данной статьи, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от шести тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
Обеспечение пожарной безопасности является одной из важнейших функций государства. Правила, нормативы, стандарты и требования пожарной безопасности являются обязательными для применения и исполнения всеми органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, предприятиями, учреждениями независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, должностными лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами.
Исходя из положений статьи 37 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", организации и их руководители обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны.
В соответствии со статьей 20 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" нормативное правовое регулирование в области пожарной безопасности представляет собой принятие органами государственной власти нормативных правовых актов по пожарной безопасности.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения начальника ОНД и ПР по городу Казани УНД и ПР ГУ МЧС России по Республике Татарстан от 27 мая 2019 г. N старшим инспектором ОНД и ПР по городу Казани УНД и ПР ГУ МЧС России по Республике Татарстан Л.Л.Т 10 июня 2019 г. в период с 10 до 13 часов и 14 июня 2019 г. с 10 до 11 часов с участием представителей арендодателя ООО "Вежари" и арендатора ООО "Атлантис" проведена плановая выездная проверка в помещении, принадлежащем ООО "Вежари" на праве собственности, по адресу: "адрес", были выявлены нарушения требований пожарной безопасности, перечисленные в протоколе об административном правонарушении N от 19 июня 2019 г.
Фактические обстоятельства дела подтверждены собранными доказательствами: распоряжением органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о проведении плановой, выездной проверки юридического лица от 27 мая 2019 г. N (л.д. 16-17), актом проверки органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля юридического лица от 14 июня 2019 г. N (л.д. 17-18), протоколом об административном правонарушении (л.д.24-25) и иными доказательствами, которые оценены на предмет относимости, допустимости, достоверности и достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Выявленные нарушения послужили основанием для составления должностным лицом государственным инспектором по г. Казани по пожарному надзору - старшим инспектором ОНД и ПР по г. Казани УНД и ПР ГУ МЧС России по Республике Татарстан Л.Т.Р. 19 июня 2019 г. в отношении общества протокола об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановлением должностного лица указанного органа от 20 июня 2019г. N за совершение перечисленных нарушений общество привлечено к административной ответственности, установленной данной нормой.
Вывод должностного лица и судебных инстанций о наличии в деянии общества состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого установлена частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, соответствует фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам.
Требования статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в ходе производства по делу об административном правонарушении выполнены, на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых данным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В настоящем случае имеющиеся в материалах дела доказательства свидетельствуют о том, что у ООО "Вежари" имелась возможность для соблюдения законодательства в области общественной безопасности, за нарушение которого ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Довод жалобы о процессуальных нарушениях, допущенных органом при проведении плановой выездной проверки и рассмотрении дела о административном правонарушении в отношении ООО "Вежари", выразившееся в ненадлежащим извещении Общества, рассмотрен нижестоящими судами и не нашел своего подтверждения.
Утверждение заявителя о том, что копия распоряжения о проведении проверки от 27 мая 2019 г. N 40 законному представителю общества не вручалась, представитель Общества на проверяемом надзорным органом объекте в момент проводимой проверки оказался случайно, не ставит под сомнение законность проведения соответствующего надзорного мероприятия, не опровергает установленных судами обстоятельств и не влияет на законность принятых ими по делу судебных решений.
Данный вывод нижестоящих судов соответствует обстоятельствам дела и основан на правильном применении закона.
Упомянутое распоряжение вручено по месту расположения проверяемого объекта лицу, представившемуся менеджером ООО "Вежари"; нарушения, установленные в ходе проведения проверки, изложены в акте проверки, который составлен с участием представителя Общества по доверенности, которым каких-либо замечаний и возражений относительно данного обстоятельства не сделано, что не противоречит требованиям Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
Кроме того, представитель общества А.Э.П. присутствовал при проведении проверки и имел возможность дать все необходимые пояснения и заявить соответствующие ходатайства, однако таким правом не воспользовался.
Таким образом, грубых нарушений требований, предусмотренных Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", должностным лицом при проведении проверки допущено не было.
При составлении протокола об административном правонарушении и при внесении по делу постановления должностным лицом от 20 июня 2019г. N присутствовал представитель ООО "Вежари" по доверенности А.Э.П.
Право ООО "Вежари" на защиту нарушено не было.
При таких обстоятельствах существенного нарушения со стороны надзорного органа порядка организации проверки судами не установлены и соответствующие доводы заявителя жалобы подлежат отклонению.
Кроме того, доводы, аналогичные изложенным в настоящей жалобе и имеющие правовое значение, были проверены в ходе производства по делу, не нашли своего подтверждения и правомерно отвергнуты как необоснованные.
Не доверять представленным материалам у суда оснований не имеется. Допустимость и достоверность принятых судьей во внимание доказательств сомнений не вызывает.
Несогласие заявителя с оценкой установленных должностным лицом и судебными инстанциями обстоятельств правовым основанием к отмене принятых актов не является.
Постановление по делу об административном правонарушении является законным, содержит сведения, предусмотренные ч. 1 ст. 29.10 КоАП РФ, отражает событие правонарушения, квалификация деяния, содержит обстоятельства, установленные при рассмотрении дела, доказательства, исследованные должностным лицом.
Нарушений норм процессуального закона в ходе производства по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.
Порядок и срок давности привлечения общества к административной ответственности соблюдены.
Административное наказание назначено обществу с соблюдением требований статей 3.1, 3.5, 4.1 - 4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в пределах санкции части 1 статьи 20.4 названного Кодекса.
Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении рассмотрена в порядке, установленном статьями 30.6, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях; доводы жалобы, имеющие правовое значение для дела, получили надлежащую оценку.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых актов, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановила:
постановление заместителя главного Государственного инспектора г. Казани по пожарному надзору - заместителя начальника ОНД и ПР по г. Казани УНД и ПР ГУ МЧС России по РТ П.Д.С. от 20 июня 2019 г. N, измененное решением Авиастроительного районного суда г. Казани Республики Татарстан от 16 июля 2019 г. и решением Верховного Суда Республики Татарстан от 11 сентября 2019 г, решение Авиастроительного районного суда г. Казани Республики Татарстан от 16 июля 2019 г, измененное решением Верховного Суда Республики Татарстан от 11 сентября 2019 г, и решение Верховного Суда Республики Татарстан от 11 сентября 2019 г, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу защитника А.Э.П, действующего на основании доверенности в интересах общества с ограниченной ответственностью "Вежари", - без удовлетворения.
Судья Э.Г.Штейн
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.