Судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции Штейн Э.Г., рассмотрев жалобу защитника С.В.В., действующего на основании доверенности в интересах открытого акционерного общества "Российские железные дороги", на вступившие в законную силу постановление начальника Куйбышевского территориального отдела Управления Роспотребнадзора по железнодорожному транспорту Ч.Г.А. от 28 мая 2019 г. N, решение судьи Железнодорожного районного суда г. Самары от 11 июля 2019 г., решение судьи Самарского областного суда от 22 августа 2019 г., вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении открытого акционерного общества "Российские железные дороги",
установила:
постановлением начальника Куйбышевского территориального отдела Управления Роспотребнадзора по железнодорожному транспорту Ч.Г.А. от 28 мая 2019 г. N юридическое лицо - открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (далее - ОАО "РЖД", общество) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 10000 рублей.
Решением судьи Железнодорожного районного суда г. Самары от 11 июля 2019 г. постановление должностного лица оставлено без изменения, а жалоба защитника ОАО "РЖД" - без удовлетворения.
Решением судьи Самарского областного суда от 28 мая 2019 г. N решение судьи районного суда оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции, защитник С.В.В, действующий на основании доверенности в интересах ОАО "РЖД", считает решения нижестоящих судов, вынесенные в отношении ОАО "РЖД" по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, незаконными, и указывая на нарушения требований названного Кодекса, допущенные при их принятии, просит их отменить, производство по делу прекратить.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, ознакомившись с доводами, изложенными в жалобе, судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующим выводам.
Согласно Федеральному закону от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
В соответствии со статьей 4 указанного Федерального закона он регулирует отношения, возникающие в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации предусмотренных Конституцией Российской Федерации прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
В силу статьи 11 указанного Федерального закона индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг.
В соответствии с частью 2 статьи 12 указанного Федерального закона при решении вопросов размещения объектов промышленного назначения и установления их санитарно-защитных зон, а также при проектировании, строительстве, реконструкции, техническом перевооружении, консервации и ликвидации промышленных, транспортных объектов, должны соблюдаться санитарные правила. Санитарно-защитные зоны устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор. Положение о санитарно-защитных зонах утверждается Правительством Российской Федерации.
Согласно пунктам 2, 3 постановления Правительства Российской Федерации от 3 марта 2018 г. N 222 "Об утверждении правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон", вступившего в законную силу 15 марта 2018 г, правообладатели объектов капитального строительства, введенных в эксплуатацию до дня вступления в силу настоящего постановления, в отношении которых подлежат установлению санитарно-защитные зоны, обязаны провести исследования (измерения) атмосферного воздуха, уровней физического и (или) биологического воздействия на атмосферный воздух за контуром объекта и представить в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (ее территориальные органы) заявление об установлении санитарно-защитной зоны с приложением к нему документов, предусмотренных пунктом 14 Правил, утвержденных настоящим постановлением, в срок не более одного года со дня вступления в силу настоящего постановления. При этом приведение вида разрешенного использования земельных участков и расположенных на них объектов капитального строительства в соответствие с режимом использования земельных участков, предусмотренным решением об установлении санитарно-защитной зоны, допускается в течение 2 лет с момента ее установления.
В соответствии со статьей 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Как усматривается из материалов дела об административном правонарушении, в связи с обращением Н,Д.Н, проживающей в "адрес", по факту нарушений санитарно-эпидемиологических правил и нормативов на основании распоряжения заместителя руководителя Управления Роспотребнадзора по железнодорожному транспорту в отношении ОАО "РЖД" проведена внеплановая документарная проверка, в ходе которой выявлено, что в нарушение пунктов 2, 3 вышеуказанного постановления Правительства Российской Федерации от 3 марта 2018 г. N 222 в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (ее территориальные органы) заявление об установлении санитарно-защитной зоны с приложением к нему документов, предусмотренных пунктом 14 Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон, утвержденных тем же постановлением Правительства Российской Федерации, не направлялось; проект санитарно-защитной зоны (разрыва) предприятия, расположенного в границе "адрес" дистанции пути - структурного подразделения Куйбышевской дирекции инфраструктуры филиала ОАО "РЖД", эксплуатационного локомотивного депо "данные изъяты" филиала ОАО "РЖД", экспертное заключение о проведении санитарно-эпидемиологической экспертизы в отношении проекта санитарно-защитной зоны отсутствуют.
Указанные обстоятельства явились основанием для составления в отношении ОАО "РЖД" протокола об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ N, по результатам рассмотрения которого постановлением начальника Куйбышевского территориального отдела Управления Роспотребнадзора по железнодорожному транспорту от ДД.ММ.ГГГГ N юридическое лицо - ОАО "РЖД" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 10000 рублей.
Виновность ОАО "РЖД" в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подтверждается материалами дела, а именно: протоколом об административном правонарушении (л.д.25-28), актом проверки (л.д.22-24), ответами "данные изъяты" дистанции пути - структурного подразделения Куйбышевской дирекции инфраструктуры филиала ОАО "РЖД" и эксплуатационного локомотивного депо "данные изъяты" филиала ОАО "РЖД" и другими представленными доказательствами, оцененными в совокупности с другими материалами дела об административном правонарушении по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Действия общества квалифицированы по статье 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в соответствии с установленными обстоятельствами и нормами названного Кодекса.
Совокупность установленных судебными инстанциями фактических и правовых оснований позволяет прийти к выводу о том, что событие административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, установлены и доказаны на основании исследования перечисленных выше и иных представленных в материалы дела доказательств, являющихся достаточными и согласующимися между собой.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Принимая обжалуемые акты, судебные инстанции сочли, что общество имело возможность для соблюдения норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, но им не были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Судья районного суда обоснованно указала на несостоятельность ссылки защитника в жалобе на пункт 1.2 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 25 сентября 2007 г. N 74, согласно которому требования настоящих правил распространяются на размещение, проектирование, строительство и эксплуатацию вновь строящихся, реконструируемых объектов транспорта, к каковым объекты капитального строительства, эксплуатирующиеся Эксплуатационным локомотивным депо "данные изъяты", не относятся, следовательно, действия данных СанПиН на указанные структурные подразделения не распространяются, поскольку нарушение указанного пункта СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 ОАО "РЖД" не вменялось.
Также обоснованно судами признаны несостоятельными доводы жалобы о том, что действующее законодательство не предусматривает установление санитарно-защитных зон в отношении действующих объектов капитального строительства, поскольку именно пункты 2, 3 постановления Правительства Российской Федерации от 3 марта 2018 г. N 222, вступившего в законную силу 15 марта 2018 г, нарушение которых вменяется ОАО "РЖД", и обязывают его как правообладателя объектов капитального строительства, введенных в эксплуатацию до дня вступления в силу указанного постановления, провести исследования (измерения) атмосферного воздуха, уровней физического и (или) биологического воздействия на атмосферный воздух за контуром объекта и представить в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (ее территориальные органы) заявление об установлении санитарно-защитной зоны в срок не более одного года со дня вступления в силу данного постановления.
По смыслу статьи 1 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" под санитарными правилами понимаются нормативные правовые акты, устанавливающие санитарно-эпидемиологические требования (в том числе критерии безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания для человека, гигиенические и иные нормативы), несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, а также угрозу возникновения и распространения заболеваний.
Применительно к статье 3 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" в состав законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения входят наряду с указанным Федеральным законом другие федеральные законы, а также принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты ее субъектов.
Гигиенический норматив - установленное исследованиями допустимое максимальное или минимальное количественное и (или) качественное значение показателя, характеризующего тот или иной фактор среды обитания с позиций его безопасности и (или) безвредности для человека.
Государственные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (далее - санитарные правила) - нормативные правовые акты, устанавливающие санитарно-эпидемиологические требования (в том числе критерии безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания для человека, гигиенические и иные нормативы), несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, а также угрозу возникновения и распространения заболеваний.
Санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия - организационные, административные, инженерно-технические, медико-санитарные, ветеринарные и иные меры, направленные на устранение или уменьшение вредного воздействия на человека факторов среды обитания, предотвращение возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и их ликвидацию.
Объективную сторону правонарушения, предусмотренного статьей 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, составляют противоправные действия, которые выражаются в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, а также бездействие, состоящее в невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий.
По смыслу действующего законодательства санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается проведением государственными органами, органами местного самоуправления, предприятиями, учреждениями, организациями, общественными объединениями и гражданами гигиенических и противоэпидемических мероприятий, соблюдением санитарных правил, норм и гигиенических нормативов, системой государственного санитарно-эпидемиологического надзора, а также комплексом других организационных, правовых и экономических мер в соответствии с санитарным законодательством Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами.
Ввиду вышеизложенного ссылку защитника на то, что судами двух инстанций необоснованно отказано в удовлетворении доводов ОАО "РЖД" о том, что постановление Правительства Российской Федерации от 3 марта 2018 г. N 222 применяется с учетом требований статьи 106 Земельного Кодекса Российской Федерации в соответствии с частью 16 статьи 26 Федерального закона от 3 августа 2018 г. N 342-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный Кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", нельзя признать состоятельной.
Указание в статье 14 Федерального закона от 3 августа 2018 г. N 342-ФЗ о том, что, если зона с особыми условиями использования территории, требование об установлении которой предусмотрено в соответствии с федеральным законом, не была установлена до дня официального опубликования настоящего Федерального закона либо не были установлены границы такой зоны, такая зона и ее границы должны быть установлены в срок не позднее 1 января 2022 года, не противоречит требованиям п. 2 постановления Правительства Российской Федерации от 3 марта 2018 г. N 222, обязывающего правообладателей объектов капитального строительства, введенных в эксплуатацию до дня вступления в силу указанного постановления, в отношении которых подлежат установлению санитарно-защитные зоны, провести исследования (измерения) атмосферного воздуха, уровней физического и (или) биологического воздействия на атмосферный воздух за контуром объекта и представить в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (ее территориальные органы) заявление об установлении санитарно-защитной зоны в срок не более одного года со дня вступления в силу данного постановления, т.е. инициировать процесс по установлению санитарно-защитных зон перед уполномоченным органом государственной власти.
Из буквального толкования закона следует, что сроки, указанные в статье 14 Федерального закона от 3 августа 2018 г. N 342-ФЗ, являются пресекательными для соответствующих органов государственной власти, уполномоченных на принятие решений об установлении санитарно-защитных зон, для принятия соответствующих решений, в то время как постановление Правительства Российской Федерации от 3 марта 2018 г. N 222 определяют сами правила установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон.
Указанные нормы не являются взаимоисключающими. Постановление Правительства Российской Федерации от 3 марта 2018 г. N 222 является действующим нормативно-правовым актом. Кроме того, ввиду принятия Федерального закона от 3 марта 2018 г. N 342-ФЗ указанное постановление Правительства Российской Федерации не было признано утратившим силу.
Доводы жалобы о том, что обществу необоснованно вменено нарушение пункта 3 постановления Правительства Российской Федерации от 3 марта 2018 г. N 222, поскольку приведение видов разрешенного использования земельных участков и расположенных на них объектов капитального строительства в соответствие с режимом использования земельных участков, предусмотренным решением об установлении санитарно-защитных зон, допускается в течение 2 лет с момента ее установления, который на дату привлечения общества к административной ответственности не истек, также являются несостоятельными, поскольку ОАО "РЖД" вменялось в вину непредоставление в течение года со дня вступления указанного постановления в законную силу, то есть до ДД.ММ.ГГГГ, заявлений об установлении санитарно-защитной зоны, а не неприведение видов разрешенного использования земельных участков и расположенных на них объектов капитального строительства в соответствие с режимом использования земельных участков.
Несогласие заявителя с этими выводами судов и оценкой имеющихся в деле доказательств, с толкованием судами норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и законодательства, подлежащих применению в данном деле, основанием для отмены или изменения обжалуемых судебных актов не является.
Порядок и срок привлечения общества к административной ответственности соблюдены.
Из остальных доводов жалобы, поданной в Шестой кассационный суда общей юрисдикции, не следует, что при рассмотрении настоящего дела допущены какие-либо нарушения Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и (или) предусмотренные им процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Административное наказание назначено привлекаемому к административной ответственности лицу в пределах санкции статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых судебных актов, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции
постановила:
постановление начальника Куйбышевского территориального отдела Управления Роспотребнадзора по железнодорожному транспорту Ч.Г.А. от 28 мая 2019 г. N, решение судьи Железнодорожного районного суда г. Самары от 11 июля 2019 г, решение судьи Самарского областного суда от 22 августа 2019 г, вынесенные в отношении открытого акционерного общества "Российские железные дороги" по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, а жалобу защитника С.В.В, действующего на основании доверенности в интересах открытого акционерного общества "Российские железные дороги", - без удовлетворения.
Судья Э.Г. Штейн
Копия верна
Судья Э.Г. Штейн
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.