Судья Первого кассационного суда общей юрисдикции А.В. Поддымов, рассмотрев жалобу начальника государственного казенного учреждения "Управление автомобильных дорог Республики Мордовия" Резепова В.И. на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка N 4 Ленинского района г. Саранска Республики Мордовия от 12 июля 2019 года и решение судьи Ленинского районного суда города Саранска Республики Мордовия от 24 сентября 2019 года, вынесенные в отношении государственного казенного учреждения "Управление автомобильных дорог Республики Мордовия" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 27 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
постановлением мирового судьи судебного участка N 4 Ленинского района г.Саранска Республики Мордовия от 12 июля 2019 года, оставленным без изменения решением судьи Ленинского районного суда города Саранска Республики Мордовия, государственное казенное учреждение "Управление автомобильных дорог Республики Мордовия" (далее - ГКУ "Упрдор Республики Мордовия", Учреждение) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.27 ст.19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 60 000 рублей.
В жалобе начальник ГКУ "Упрдор Республики Мордовия" просит отменить судебные акты, считая их незаконными.
Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы, прихожу к выводу об отсутствии оснований для ее удовлетворения.
В соответствии с частью 27 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях невыполнение в установленный срок законного предписания (представления) органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный надзор в области обеспечения безопасности дорожного движения, об устранении нарушений законодательства влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.
В силу пункта 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года N 1090, должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны содержать дороги и дорожные сооружения в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил.
Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ).
В соответствии с пунктом 6 статьи 3 данного Федерального закона дорожной деятельностью признается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
Содержание автомобильной дороги - это комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения (пункт 12 статьи 3 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ).
Согласно пункту 2 статьи 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
В соответствии с пунктом 6.3.1 ГОСТ Р 50597-2017 Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля", утвержденного приказом Росстандарта от 26 сентября 2017 года N 1245-ст (далее - ГОСТ Р 50597-2017) дороги и улицы должны иметь дорожную разметку по ГОСТ 32953, форма, размеры и цвет которой должны соответствовать ГОСТ Р 51256. Разметка должна быть нанесена по ГОСТ Р 52289 в соответствии с утвержденным проектом (схемой) организации дорожного движения.
Согласно пункту 6.2.2 ГОСТ Р 52289-2004 Национальный стандарт Российской Федерации. Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств, утвержденного приказом Ростехрегулирования от 15 декабря 2004 года N 120-ст (далее - ГОСТ Р 52289-2004), в населенных пунктах горизонтальную разметку применяют на магистральных дорогах и улицах, дорогах и улицах местного значения, а в сельских поселениях - на дорогах и улицах, по которым осуществляется движение маршрутных транспортных средств. Вне населенных пунктов горизонтальную разметку применяют на дорогах с проезжей частью шириной не менее 6 м при интенсивности движения 1000 автомобилей в сутки и более. Разметку допускается применять и на других дорогах, когда это необходимо для обеспечения безопасности дорожного движения.
Как усматривается из материалов дела об административном правонарушении, 2 мая 2019 года в адрес ГКУ "Упрдор Республики Мордовия", являющегося лицом, ответственным за содержание автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения на территории Республики Мордовия, главным государственным инспектором ОГИБДД ММО МВД России "Ардатовский" внесено предписание N 72 об устранении нарушений законодательства в области безопасности дорожного движения, в котором указано в срок до 3 июня 2019 года включительно на 29 км. автомобильной дороги сообщением "данные изъяты", нанести горизонтальную дорожную разметку 1.5 по ГОСТ Р 52289-2004 в соответствии с требованием п. 6.3 ГОСТ Р 50597-2017 и утвержденным проектом (схемой) организации дорожного движения.
Предписание направлено в адрес ГКУ "Упрдор Республики Мордовия" по электронной почте и согласно данным почтового сервиса получено и прочитано 6 мая 2019 года.
В срок до 3 июня 2019 года Учреждение не выполнило законное предписание должностного лица, осуществляющего федеральный государственный надзор в области обеспечения безопасности дорожного движения, об устранении нарушений законодательства, что установлено в ходе обследования 4 июня 2019 года указанного участка дороги.
Указанные обстоятельства подтверждаются протоколом об административном правонарушении; актом выявленных недостатков в эксплуатационном состоянии дороги; предписанием главного государственного инспектора ОГИБДД ММО МВД России "Ардатовский"; отчетом о доставке и прочтении электронного письма; актом контрольной проверки УДС по устранению недостатков, указанных в предписании, и фототаблицей к нему; рапортом начальника ОГИБДД ММО МВД России "Ардатовский" и другими доказательствами по делу, которым судьями дана оценка на предмет допустимости, достоверности и достаточности в соответствии с требованиями ст. 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Деяние ГКУ "Упрдор Республики Мордовия" правильно квалифицировано по ч.27 ст.19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Процессуальных нарушений, влекущих в соответствии со ст.30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отмену судебных актов, не допущено.
Доводы жалобы об отсутствии вины ГКУ "Упрдор Республики Мордовия" в совершении правонарушения в связи с уменьшением объема финансирования работ по содержанию дорог и, как следствие, расторжением с подрядчиком государственного контракта на выполнение указанных работ, не могут повлечь отмену судебных актов.
Согласно п.1.5 Устава ГКУ "Упрдор Республики Мордовия" создано Республикой Мордовия для исполнения государственных функций, оказания государственных услуг, выполнения работ в сфере дорожной деятельности (дорожного хозяйства), в том числе по разработке и реализации проектов по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту, содержанию автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения на территории Республики Мордовия, учету автомобильных дорог.
В соответствии с п.1.9 Устава Учреждение осуществляет в установленном порядке функции государственного заказчика по разработке и реализации проектов по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту, содержанию автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения и других программ в области дорожной деятельности.
Из материалов дела следует, что указанная дорога закреплена на праве оперативного управления за ГКУ "Упрдор Республики Мордовия".
Изложенное свидетельствует о том, что Учреждение является лицом, уполномоченным осуществлять содержание указанного участка автомобильной дороги и ответственным за нанесение на нем дорожной разметки.
Недостаточное бюджетное финансирование не является основанием для освобождения ГКУ "Упрдор Республики Мордовия" от исполнения обязанностей по соблюдению требований законодательства.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Принимая обжалуемые акты, судебные инстанции правильно пришли к выводу о том, что ГКУ "Упрдор Республики Мордовия" не приняло все зависящие от него меры по выполнению предписания об устранении нарушений законодательства в установленный срок.
Как видно из материалов дела, ГКУ "Упрдор Республики Мордовия" 10 апреля 2019 года заключался с ООО "Холдинг ВПШ" государственный контракт на выполнение работ по нанесению горизонтальной разметки на автомобильных дорогах общего пользования регионального или межмуниципального значения Республики Мордовия на 2019 год, который впоследствии по взаимному согласию сторон был расторгнут.
Из представленных ГКУ "Упрдор Республики Мордовия" документов не следует, что в период с 6 мая 2019 года по 3 июня 2019 года Учреждение обращалось к компетентным органам по вопросу выделения денежных средств для исполнения предписания главного государственного инспектора ОГИБДД ММО МВД России "Ардатовский" от 2 мая 2019 года.
Из материалов дела следует, что ГКУ "Упрдор Республики Мордовия" не обращалось к главному государственному инспектору ОГИБДД ММО МВД России "Ардатовский" с ходатайством о продлении срока исполнения предписания.
При таких обстоятельствах оснований для отмены судебных актов и прекращении производства по делу не имеется.
Довод жалобы о том, что погодные условия в апреле 2019 года не позволяли исполнить требование должностного лица, значение по делу не имеет, поскольку в предписании, полученном 6 мая 2019 года, срок исполнения установлен до 3 июня 2019 года.
Безопасность дорожного движения, охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий и снижения тяжести их последствий должна быть обеспечена в любое время года.
Возможность нанесения горизонтальной дорожной разметки при минусовых температурах не исключается. Абзацем вторым пункта 15.10 СП 78.13330.2012. Свод правил. Автомобильные дороги. Актуализированная редакция СНиП 3.06.03-85, утв. приказом Минрегиона России от 30 июня 2012 года N 272, предусмотрено, что при температуре поверхности покрытия ниже 10 °C разметку термопластическими материалами допускается выполнять при условии предварительного разогрева покрытия горелками инфракрасного излучения до температуры не ниже 15 °C.
Согласно пункту 7.4.9 Методических рекомендаций по ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования, принятых и введенных в действие письмом Министерства транспорта Российской Федерации от 17 марта 2004 года N ОС-28/1270-ис, при пониженных температурах воздуха дорожную разметку наносят только с применением специальных разметочных материалов и технологий, включающих разогрев и высушивание дорожного покрытия.
Также учитываю то, что в рассматриваемом случае предписание выдано в связи с недостатками, выявленными в эксплуатационном состоянии дороги, после дорожно-транспортного происшествия.
Порядок и срок давности привлечения ГКУ "Упрдор Республики Мордовия" к административной ответственности соблюдены.
Административное наказание назначено Учреждению с учетом положений части 3.2 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях ниже низшего предела санкции части 27 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Учитывая изложенное, судебные акты являются законными, оснований для их отмены либо изменения не имеется.
Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановил:
постановление мирового судьи судебного участка N 4 Ленинского района г.Саранска Республики Мордовия от 12 июля 2019 года и решение судьи Ленинского районного суда города Саранска Республики Мордовия от 24 сентября 2019 года, вынесенные в отношении государственного казенного учреждения "Управление автомобильных дорог Республики Мордовия" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 27 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, а жалобу начальника государственного казенного учреждения "Управление автомобильных дорог Республики Мордовия" Резепова В.И. - без удовлетворения.
Судья А.В. Поддымов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.