Председатель Первого кассационного суда общей юрисдикции Н.Н. Подкопаев, рассмотрев жалобу начальника Государственного казенного учреждения "Управление автомобильных дорог Республики Мордовия" Резепова В.И. на постановление мирового судьи судебного участка N4 Ленинского района г.Саранска Республики Мордовия от 12 июля 2019 года и решение судьи Ленинского районного суда города Саранска Республики Мордовия от 24 сентября 2019 года, вынесенные в отношении Государственного казенного учреждения "Управление автомобильных дорог Республики Мордовия" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 27 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
постановлением мирового судьи судебного участка N4 Ленинского района г.Саранска Республики Мордовия от 12 июля 2019 года, оставленным без изменения решением судьи Ленинского районного суда города Саранска Республики Мордовия, Государственное казенное учреждение "Управление автомобильных дорог Республики Мордовия" (далее - ГКУ "Упрдор", учреждение) признано виновным и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 60 000 рублей по части 27 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за невыполнение в установленный срок законного предписания врио начальника ОГИБДД ОМВД России по Ромадановскому району, осуществляющего федеральный государственный надзор в области обеспечения безопасности дорожного движения, об устранении нарушений законодательства.
В жалобе начальник ГКУ "Упрдор" ставит вопрос об отмене судебных актов, вынесенных в отношении учреждения по настоящему делу, мотивируя отсутствием финансовой и технической возможностей для принятия необходимых и достаточных мер для устранения нарушений законодательства, указанных в предписании.
Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы, прихожу к выводу об отсутствии оснований для ее удовлетворения.
В соответствии с частью 27 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях невыполнение в установленный срок законного предписания (представления) органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный надзор в области обеспечения безопасности дорожного движения, об устранении нарушений законодательства влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.
В силу пункта 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. N1090, должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны содержать дороги и дорожные сооружения в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил.
Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 8 ноября 2007 г. N257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 8 ноября 2007 г. N257-ФЗ).
В соответствии с пунктом 6 статьи 3 данного Федерального закона дорожной деятельностью признается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
Содержание автомобильной дороги - это комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения (пункт 12 статьи 3 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. N257-ФЗ).
Согласно пункту 2 статьи 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
Пунктом 6.3 Государственного стандарта Российской Федерации, утвержденного приказом Росстандарта 26 сентября 2017 г. N 1245-ст, далее - ГОСТ Р 50597-93), предусмотрено, что дороги и улицы должны иметь дорожную разметку по ГОСТ 32953, форма, размеры и цвет которой должны соответствовать ГОСТ Р 51256. Разметка должна быть нанесена по ГОСТ Р 52289 в соответствии с утвержденным проектом (схемой) организации дорожного движения. Дорожная разметка не должна иметь дефектов.
Из материалов дела следует, что 30 апреля 2019 года в адрес ГКУ "Управление автомобильных дорог Республики Мордовия", являющегося лицом, ответственным за содержание автомобильных дорог, главным государственным инспектором ОГИБДД ММО МВД РФ "Ардатовский" по Республике Мордовия внесено предписание N 71 об устранении нарушений законодательства в области безопасности дорожного движения, а именно, требований п. 6.3 ГОСТ Р 50597-2017, ГОСТ Р 52289-2004, в котором указано что в течение 30 суток с момента его получения на участке улично-дорожной сети "адрес" надлежит организовать нанесение горизонтальной дорожной разметки (л.д. 9).
Предписание направлено в адрес ГКУ "Управление автомобильных дорог Республики Мордовия" 30 апреля 2019 года (л.д. 11) и получено учреждением 30 апреля 2019 года (л.д. 11). В срок до 30 мая 2019 года ГКУ "Управление автомобильных дорог Республики Мордовия" не выполнило законное предписание должностного лица, осуществляющего федеральный государственный надзор в области обеспечения безопасности дорожного движения, об устранении нарушений законодательства, что установлено в ходе обследования эксплуатационного состояния указанного участка дороги (л.д. 13-17).
Данное обстоятельство послужило основанием для составления 4 июня 2019 года должностным лицом дорожного надзора ОГИБДД МО МВД России "Ардатовский" в отношении учреждения протокола об административном правонарушении, предусмотренном частью 27 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (л.д. 45).
Постановлением мирового судьи от 12 июля 2019 г, с выводами которого согласились вышестоящие судебные инстанции, ГКУ "Управление автомобильных дорог Республики Мордовия" привлечено к административной ответственности, установленной этой нормой, за неисполнение предписания о нанесении горизонтальной дорожной разметки.
Фактические обстоятельства дела подтверждены собранными доказательствами: протоколом об административном правонарушении (л.д. 45), предписанием (л.д. 9-10), актами выявленных недостатков в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги и приложенными к ним фото-таблицами (л.д.13-17) и иными материалами дела, которые получили оценку на предмет относимости, допустимости, достоверности и достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 названного Кодекса юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
ГКУ "Управление автомобильных дорог Республики Мордовия" не приняло все зависящие от него меры по выполнению предписания об устранении нарушений законодательства в установленный срок и обоснованно привлечено к административной ответственности по части 27 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вывод судебных инстанций о наличии в деянии учреждения состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого установлена указанной нормой, соответствует фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам.
Требования статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении выполнены, на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
В настоящей жалобе представитель ГКУ "Управление автомобильных дорог Республики Мордовия" В.И. Резепов со ссылкой на п.п. 13.8 СНиП 3.06.03-85 Автомобильные дороги ссылается на то, что реально разметку невозможно было провести, так как нанесение разметки возможно лишь при определённых условиях: при температуре не ниже 15 градусов нитрокрасками и не ниже 10 градусов термопластическими материалами при относительной влажности 85%. Существовавшие на тот момент погодные условия этого не позволяли сделать.
Вместе с тем, данный довод не ставит под сомнение законность и обоснованность состоявшихся по настоящему делу судебных актов и не влечет их отмену.
В силу абзаца первого пункта 15.10 СП 78.13330.2012 дорожная разметка должна соответствовать требованиям ГОСТ Р 51256, горизонтальную разметку следует выполнять только на подметенной, промытой и сухой поверхности покрытия при температуре не ниже 15 °C - нитрокрасками и не ниже 10 °C - при относительной влажности воздуха не более 85% - термопластическими материалами.
Вместе с тем, безопасность дорожного движения, охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий и снижения тяжести их последствий должна быть обеспечена в любое время года. Возможность нанесения горизонтальной дорожной разметки не исключается. Абзацем вторым пункта 15.10 СП 78.13330.2012, на который ссылается заявитель, прямо предусмотрено, что при температуре поверхности покрытия ниже 10 °C разметку термопластическими материалами допускается выполнять при условии предварительного разогрева покрытия горелками инфракрасного излучения до температуры не ниже 15 °C.
Равным образом пунктом 7.4.9 Методических рекомендаций по ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования, принятых и введенных в действие письмом Министерства транспорта Российской Федерации от 17 марта 2004 г. NОС-28/1270-ис, определено, что при пониженных температурах воздуха дорожную разметку наносят только с применением специальных разметочных материалов и технологий, включающих разогрев и высушивание дорожного покрытия.
Делая вывод о виновности учреждения в совершении вмененного административного правонарушения, судебные инстанции обоснованно исходили из того, что оно, будучи лицом, ответственным за содержание автомобильной дороги в безопасном для дорожного движения состоянии, не только не выполнило требования, предъявляемые к эксплуатационному состоянию дороги, но и, имея реальную возможность для принятия необходимых и достаточных мер для устранения нарушений требований законодательства об обеспечении безопасности дорожного движения, указанных в предписании, не приняло каких-либо мер, направленных на его исполнение.
Также обращает на себя внимание то обстоятельство, что, полагая невозможным нанесение горизонтальной дорожной разметки в указанное время ввиду отсутствия погодных условий и денежных средств, учреждение в пределах срока, определенного должностным лицом, осуществляющим федеральный государственный надзор в области обеспечения безопасности дорожного движения, для исполнения предписания (до 30 апреля 2019 года), не обращалось с ходатайством о продлении срока его исполнения.
Ссылка в жалобе на то, что отсутствовало финансирование из бюджета, необходимое для поддержания автомобильных дорог для их безопасного использования - не может служить основанием для освобождения ГКУ "Управление автомобильных дорог Республики Мордовия" от ответственности за данное правонарушение.
Согласно ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 08 ноября 2007 г. N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" содержание автомобильных дорог осуществляется, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения, при этом обязанность такого содержания, в соответствии с ч.1 ст.21 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", в границах населенных пунктов возлагается на лицо, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
Вышеназванные требования законодательства об автомобильных дорогах и о безопасности дорожного движения возлагают на лиц, осуществляющих содержание автомобильных дорог, обязанность организации бесперебойного и безопасного движения по автомобильным дорогам, что в рассматриваемом случае предполагает постоянную готовность лица осуществляющего содержание автомобильных дорог, к выполнению возложенных на него обязанностей, в том изыскание финансового обеспечения на проведение неотложных работ, необходимых для поддержания в надлежащем состоянии автомобильных дорог.
В то же время, из представленных материалов видно, после получения предписания ГКУ "Управление автомобильных дорог Республики Мордовия" каких-либо мер, направленных на его исполнение, не предпринимало, к главному распорядителю денежных средств, выделяемых из бюджета, не обращалось. Не предпринимало и иных мер на получение средств, необходимых для обеспечения безопасности дорожного движения, ограничившись письмом от 7 мая 2019 года главному государственному инспектору ОГИБДД ММО МВД РФ "Ардатовский", в котором утверждалось, что выполнение предписания будет возможным после заключения контракта. При этом каких-либо мер, направленных на заключение контракта для выполнения указанных в предписании недостатков, не предпринимало.
Несогласие заявителя с оценкой установленных судебными инстанциями обстоятельств правовым основанием к отмене принятых судебных актов не является.
Нарушений норм процессуального закона в ходе производства по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.
Порядок и срок давности привлечения учреждения к административной ответственности соблюдены.
Административное наказание назначено учреждению в пределах санкции части 27 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Жалобы на постановление по делу об административном правонарушении рассмотрены в порядке, установленном статьями 30.6, 30.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях соответственно, доводы жалоб, имеющие правовое значение для дела, получили надлежащую оценку.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых судебных актов, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
постановил:
постановление мирового судьи судебного участка N4 Ленинского района г.Саранска Республики Мордовия от 12 июля 2019 года и решение судьи Ленинского районного суда города Саранска Республики Мордовия от 24 сентября 2019 года, вынесенные в отношении Государственного казенного учреждения "Управление автомобильных дорог Республики Мордовия" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 27 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу начальника Государственного казенного учреждения "Управление автомобильных дорог Республики Мордовия" Резепова В.И. - без удовлетворения.
Председатель суда Н.Н. Подкопаев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.